О плохих начальниках

Евангелист Microsoft о том, кого можно считать плохими руководителями, как с ними работать и почему увольнение — не выход.

Александр Ложечкин, отвечающий в Microsoft за технический евангелизм в Центральной и Восточной Европе, в своем блоге на Medium написал статью о плохих руководителях и дал несколько советов, как с ними работать.

О плохих начальниках

​— В жизни нет ничего, чего стоило бы бояться, есть только то, что нужно понять.

Мария Склодовская-Кюри, физик

Иметь хорошего руководителя — большое счастье. Работать с плохим руководителем — хорошее и полезное умение. Рассчитывать, что все твои менеджеры будут хорошими и будут тебя поддерживать, не стоит. Надо быть готовым работать и с плохим руководителем.

В моей жизни мне довелось поработать с очень разными руководителями. С очень хорошими, вроде Влада Габриеля, Димы Халина, Алексея Чубаря, Мауро Меанти и Йонаса Перссона. Я сейчас говорю только о непосредственных руководителях и конечно же не могу перечислить всех (если меня сейчас читают другие мои руководители: не думайте, что я вас записал сразу в плохих. Просто места мало в заметке).

Довелось мне поработать и с руководителями, которые ничего не понимали в моём бизнесе и старались не вмешиваться. Довелось мне поработать и с плохими руководителями (они точно не читают мои заметки). Впрочем, и у хороших руководителей бывают плохие дни (и недели, и месяцы). И хорошие руководители тоже ошибаются.

В конце концов, бывает простая человеческая несовместимость, когда руководитель, хороший для одного сотрудника, оказывается плохим руководителем для другого. А то и для того же самого сотрудника, но в другое время. Это нормально.

Как-то давно я себя поймал на мысли, что отношение сотрудников к руководителям очень часто бывает крайне предвзято. Примерно как к родителям, или как к учителям.

От руководителей мы требуем абсолютной безгрешности, беспристрастности, способности мгновенно и безошибочно реагировать на любые проблемы, всегда быть полными энергии и пребывать в хорошем настроении. А ведь руководители тоже люди: такие же, как и все. Со своими эмоциями, проблемами, комплексами, недостатками. И они тоже могут ошибаться.

Вспоминаю себя, когда мне в голову пришла эта «гениальная» (крайне банальная) мысль. Помню, целый день ходил по офису со странной и мечтательной улыбкой на лице, как будто мне открылась тайна мироздания. Мне хотелось со всеми делиться этой мыслью (что я и делал). А в конце дня подумал: «Не, ну вот я же не такой! Я же вполне себе понимаю, что Мауро — неидеальный и не жду от него идеального поведения и безупречных поступков».

И в этот момент меня пронзила мысль. Насколько я ошибался в себе. Несмотря на то, что я понял, что мои сотрудники ошибочно ждут от меня безупречности, я-то при этом ничем от них не отличался. И, даже открыв для себя гениальную мысль о небезупречности руководителей, я продолжил подсознательно требовать от своего начальника этого сам. Задумайтесь, не делаете ли вы той же ошибки?

Кто такой «плохой руководитель» для меня? Есть несколько вещей, которые я считаю недопустимыми и крайне опасными:

  • ​когда руководитель не отдаёт энергию, а забирает;
  • когда руководитель делегирует ответственность, но не полномочия;
  • когда руководитель ничего не понимает в бизнесе (это ещё не так страшно) и не понимает при этом, что он ничего не понимает (вот это по-настоящему плохо);
  • когда руководитель не принимает решений и не берёт ответственности на себя;
  • когда руководитель заботится о своей собственной карьере, а не об успехе дела.

Ну и самое главное — руководители могут быть просто не очень хорошими людьми: нечестными, лицемерными, скрытными, подлыми, высокомерными, и так далее.

Могу ещё порекомендовать почитать мою заметку «О 17 ошибках опытных руководителей». Здесь я написал о том, какие ошибки могут совершать руководители.

Что же делать, когда приходится работать с плохими руководителями? Прежде всего, к этому стоит быть готовым. Построение карьеры в корпорации, как и построение политической карьеры, часто от людей требует компромиссов и требует идти на сделки с совестью. К сожалению, очень часто бывает, что подлость, обман, лицемерие помогают построить карьеру. А вот смелость, способность идти на риск и открытость часто мешают.

Но не надо сразу же начинать оправдывать собственные неудачи в карьере своей честностью и порядочностью, а всех, кто более успешен, обвинять в подлости и прочих нехороших вещах. В 99% случаев карьере мешает не честность и порядочность, а лень, некомпетентность, глупость и нежелание брать ответственность на себя.

Поэтому, если хотите построить карьеру, то фокусируйтесь на двух вещах: учитесь и трудитесь. Не жалуйтесь на то, что ваша порядочность и честность мешает строить карьеру. Или этому препятствует плохой начальник.

Недавно мы с одной коллегой обсуждали, чему нужно учить талантливых молодых сотрудников, чтобы они смогли достичь успеха.

Нужно учить многому: как общаться с другими, как привлекать коллег к своим проектам, как правильно показывать результаты и как эти результаты достигать. Я предложил в этот список добавить ещё одно важное умение — умение работать с плохими начальниками.

Надеяться, что всю жизнь вам будет везти и будут попадаться руководители, которые будут вас поддерживать, защищать, помогать развиваться и становиться лучше, нельзя. Чем лучше вы работаете, чем быстрее растёте,  тем быстрее и скорее в вашей карьере наступит момент, когда вашему начальнику, в лучшем случае, будет всё равно, что вы делаете. Он не будет понимать ничего в вашей работе и, как следствие, не будет её ценить.

А то и хуже: может попасться начальник, который пожертвует вами в сложной ситуации, свалит на вас вину, подставит вас. Или попадётся начальник, который не поймёт вас, которому вы не понравитесь и который захочет от вас избавиться.

Выбирая между лояльностью и компетентностью, он скорее всего выберет лояльность (а это происходит часто с самыми лучшими руководителями. Да что там скрывать, даже со мной). Тогда начальник захочет поставить на ваше место менее компетентного, но более управляемого и послушного сотрудника. Нужно быть к этому готовым.

В Microsoft часто любят повторять заезженную фразу: «Люди приходят в компанию, а уходят от руководителя». По результатам интервью, при увольнении, «недовольство начальником» — первая причина ухода из компании. Это действительно самый очевидный и простой шаг. В любой сложной ситуации — уходи.

Но это слишком простой, слишком прямолинейный и слишком плохой выход. Прежде чем уходить от плохого начальника, можно попробовать много чего сделать. Хороший парусник быстрее всего идёт против ветра. Также и ситуацию плохого начальника можно обратить в свою пользу.

Недавно, отвечая на вопрос, чем отличается менеджер от лидера, я предположил следующее: «Менеджер хорошо работает только с хорошим руководителем. А лидер может хорошо работать и с плохим менеджером».

При этом он защищает и себя, и команду, несмотря на противодействие сверху, делает правильные дела и помогает команде развиваться. Очевидно: менеджер может просто транслировать энергию, которая идёт сверху. Но сверху энергию не отдают, а забирают — и тогда менеджер, как налоговый инспектор, ходит и забирает эту энергию со своих сотрудников.

Лидер энергию не передаёт, а генерирует. Поэтому, даже когда энергию у него забирает его руководитель, он всё равно способен отдавать энергию своим сотрудникам. Чем больше он отдаёт энергии другим, тем больше он может её генерировать и дальше.

Я не агитирую за плохих начальников. Конечно, работать с хорошим руководителем и проще, и приятнее. Но и с плохим можно вполне работать. Вот мои правила, как поступать в такой ситуации. Я выучил их на своём собственном опыте.

Не бойтесь ситуации плохого начальника

Это может случиться, как может случиться плохая погода. Конечно, гулять в хорошую погоду лучше, чем в плохую. Но и в плохую погоду можно отлично погулять, если быть к этому готовым и не настраивать себя на негатив.

Управляйте своим руководителем

В Microsoft есть хорошее правило — manage your manager. Традиционно принято считать, что руководить можно подчинёнными. Это заблуждение. Попробуйте руководить своим менеджером, как если бы это был ваш сотрудник. Вы ему не можете приказывать? Да, но если вы руководите своими подчинёнными приказами, а не убеждением — может, и правда ваш начальник не такой плохой, раз он недоволен вами?

Разберитесь, почему начальник плохой

Чаще всего начальник становится плохим, когда он не понимает ситуацию. Инвестируйте в то, чтобы он понял вас, ваш бизнес, ваши успехи и неудачи.

Поймите своего руководителя

Попробуйте поставить себя на его место: что им движет, какие его интересы, почему он делает то, что делает. Люди очень редко делают осознанное зло. Чаще всего мы просто не понимаем причин их поступков, а поняв, осознаём, что это не такое уж и зло.

Чем лучше вы понимаете своего начальника, тем лучше вы сможете им управлять. Здесь очень важно посмотреть на ситуацию объективно и не дать эмоциям прийти к выводу «начальник плохой потому, что он дурак» (или что похуже). Такое заключение точно не поможет двигаться вперёд.

Не оправдывайтесь

Оправдываться и пытаться доказать, что начальник неправ — путь, заранее обречённый на неудачу. Оправдываться — это говорить о прошлом. Вместо этого лучше говорить о будущем и «продавать» своему «плохому» начальнику идеи прекрасного будущего. «Купит» идею — «купит» и реализацию.

Грамотно используйте руководителя своего руководителя

Никогда не жалуйтесь «через голову». Это никогда не доводит до добра. Но, разобравшись в целях, задачах и проблемах высшего руководства (а если высшего руководства нет — акционеров, владельцев бизнеса и клиентов) и правильно их отработав, всегда можно защититься от плохого начальника. Курицу, несущую золотые яйца, иногда тоже режут. Но сделать это существенно сложнее даже самому плохому начальнику. Станьте курицей, снесите золотое яйцо.

Эти правила достаточно очевидные и банальные. Самое главное здесь — не бояться плохих начальников и использовать их себе во благо. Это гораздо сложнее, чем работать с хорошим руководителем. Но в то же время очень интересно. И точно здорово помогает развиваться. Я очень благодарен всем своим «плохим» руководителям. Благодаря им я научился точно не меньшему, чем у хороших начальников.

55
56 комментариев

>В Microsoft часто любят повторять заезженную фразу: «Люди приходят в компанию, а уходят от руководителя». По результатам интервью, при увольнении, «недовольство начальником» — первая причина ухода из компании. Это действительно самый очевидный и простой шаг. В любой сложной ситуации — уходи.

Был в моей жизни случай. Очень близкий мне человек получил солидный оффер в MS, да ещё с компенсацией тачки (уровня volvo S60) и прочими плюхами. Год шёл 13й, что ли.

Так вот, дорогие MS'овцы. От ваших руководителей не то, что бы уходят, к ним идти не хотят, факт. MS Russia - та ещё свалка кадров с раздутым ЧСВ GR / LCS и прочими тёмными личностями, пилящими вместе с государством бюджетики РФ.

Кстати, самое забавное, у MS ещё есть эпичненькие фразочки типа: "Мы дважды оффер не делаем", хотя его не акцептили, а лишь предложили обсудить или у некоторых руководителей, видать, с каким-то гос. прошлым, мол, вы тут потом должны пахать на нас 24\7, потому что так все делают, какой там ещё worklife balance. В MS Russia причиндалы западной конторы про влияние на начальство можно смело делить на 10, потому что Russia и так как MS тут кормится с самых больших предприятий, то большинство начальства - люди с хорошими гос. связями, отгадайте теперь, насколько они хорошие манагеры в реальности и почему они сидят годами в MS (ну, перетекая в другое схожее местечко типа HP / Cisco и т.п.)? А разгадка одна...

12
Ответить

Кажется, это проблема многих отделений зарубежных компаний в РФ. Особенно в части ЧСВ.

1
Ответить

2 Jericho Ulman: с моей стороны не будет корректным комментировать то, что происходит в Microsoft Russia, тем более, что я там уже 3.5 года не работаю, хотя и часто бываю и более-менее представляю всё, что там происходит. Я думаю, что там, как и в любой другой большой организации, есть разные люди.

Ответить

Иметь хорошего руководителя — большое счастье.

А не иметь руководителя еще лучше )

10
Ответить

А не иметь руководителя - утопия. У СЕО есть board, у фаундера - инвесторы. У фрилансера нет руководителя? Есть, но просто меняется постоянно.

5
Ответить

Первое, на что должен был ответить автор - а нахрена?
Вот с одной стороны - я класный специалист - зачем мне тратить нервы и время, чтобы бодаться с каким-то мудаком, вместо того, чтобы продуктивно работать? С другой стороны компания, которая платит мне и моему руководителю, а взамен хочет какой-то результат. Мудак на любом конце цепочки парализует работу и производительность труда падает в разы, компания теряет деньги. Ваше увольнение - беспроигрышный для вас вариант, вы ничего не теряете - там у вас нет возможностей и перспектив. Если вдруг окажется, что мудак - это вы, а не начальник, то выигрывает еще и компания. Так что зачем эта статья? ¯\_(ツ)_/¯ Она написана явно не в интересах читателей.

6
Ответить

Спасибо за интерес к статье! Метод "уходить в любой непонятной ситуации" работает только в случае должностей начального уровня. А если у вас уже есть команда, репутация, большой опыт и знания работы в этой компании? Если из-за каждого плохого начальника уходить, то придётся много раз начинать сначала.

2
Ответить