Программисты-самоучки. В чём их проблемы, и почему нужны преподаватели

В изучении программирования самообразование играет, разумеется, огромную роль. Тут и спорить не о чем. Да и вообще, каждый сам для себя выбирает форму обучения, есть фактор индивидуальности.

Но среди опытных программистов популярно мнение, что самообучение – заурядная вещь, доступная почти любому замотивированному человеку. Мол, я выучился сам, многие знакомые выучились сами. К чему вузы? Зачем курсы? Это развод на деньги. Пользы от них ноль.

В этой статье мы объясним, почему преподаватели всё-таки нужны.

Программисты-самоучки. В чём их проблемы, и почему нужны преподаватели

Профессионалу сложно «спуститься» до образа мыслей начинающего

Есть в психологии такое явление. Когда специалист много лет тратит на развитие мастерства, в процессе у него неизбежно меняется мышление. То, что начинающие видят как архисложное, профессионалу с высоты его уровня кажется элементарным.

Опытному мастеру часто не под силу объяснить новичку какой-то рабочий момент понятными для новичка терминами. Он не в состоянии «снизойти» до нулевого уровня знаний, мысленно вернуться в то состояние, когда не знаешь НИЧЕГО.

Так многие люди, десяток лет отработавшие в IT, в принципе не могут поставить себя на место того, кто только собирается прийти в профессию. Мол, что такого – гугли да читай, я же смог. А для нуба учиться у гугла это всё равно что тренироваться пилотировать Boeing по инструкции, которую распечатали, высыпали листы с 12 этажа, потом собрали по улице (что-то наверняка потерялось, а может, и нет), сложили абы как стопкой – на, учись.

Не все такие супермотивированные, чтобы учиться без «пинков»

Особенно если это не первая профессия, а переход в абсолютно неизвестную сферу. У человека могут быть обязательства: трое детей, две собаки и ипотека. Он вынужден ходить на работу куда-то на завод, в парикмахерскую или в банк 5/2.

В такой ситуации заставить себя после работы загружать мозг дополнительно – сродни подвигу. Первые несколько недель человек ещё продержится на мотивационных роликах. Но в итоге мозг нашепчет ему, мол, бросай ты эти мечты о работе в Яндексе и отдыхе на Бали. Мы с ребятами на озере прекрасно отдохнём с шашлыками, а на заводе у нас и коллектив хороший, и зарплата ничего. Не то перетрудишься, инсульт, язва, всё такое.

Намного сложнее отказаться от мечты, когда тебя ждут на занятиях в конкретные часы, подбадривают единомышленники. Одногруппники дразнят их собственным прогрессом, отставать уже какбэ стыдно... Да и деньги заплачены.

Конечно, можно сказать, что пусть отказываются, зато в профессии останутся самые стойкие. Но чем этот способ мотивации хуже «естественной», основанной на силе воли и больше ни на чём? Если и в том, и в этом случае человек нашёл способ добраться до цели.

Бесценное время

Представьте: вам сообщили, что у вас в огороде клад. Инфа 100%. Дали лопату и сказали: копай. Клад где-то возле забора или рядом с малиной, а может, за картофельными грядками, но это не точно. Огород в полгектара. И вы роете. День, неделю, месяц, три. Выдыхаетесь и бросаете или стойко продолжаете лопатить грунт, если клад ну позарез вам нужен.

Программисты-самоучки. В чём их проблемы, и почему нужны преподаватели

Какова вероятность, что вы его найдёте? 50% в лучшем случае.

В другом примере вам дали карту, где между двумя черешневыми деревьями жирным крестиком отмечено место. Вы спокойно направились туда, несколько часов усердно рыли, и вот уже звоните брату, чтоб приехал и помог затащить сундук в дом.

Конечно, вы могли и бросить на половине, если боль от мозоля на ладони пересилила желание купить Мерс. Но вероятность, что вы всё же доберётесь до клада, повыше грустных 50% без карты.

Самостоятельное «рытьё» обучающих материалов – всё равно что поиск клада без карты. Не ясно, что из найденного актуально, а что уже мхом поросло. Не понятно, делаешь ли ты ошибки и закрепляешь их или действуешь верно. А может, это решение уже 100500 раз придумали другие, и ты изобретаешь велосипед в свой единственный выходной?

В сутках 24 часа, из которых наш ипотечник из предыдущего примера имеет лишь 2-3 свободных после работы и воспитания детей. А ему ещё и отдыхать когда-то надо. Время – самый драгоценный ресурс, его невозможно накопить. Тратить его на пустое перекапывание… так себе идея.

Зачем выбирать сложное, если можно просто?

Если за вас уже провели работу, логично составили программу обучения, подобрали людей, которые умеют объяснять и терпеливо выслушивать, для чего делать это самостоятельно?

Да, возможно кто-то привык таскать воду из реки и стирать в тазу, и так делали все ваши предки, друзья и коллеги. Но, ребят, стиральная машина – уже не роскошь. И нанять преподавателя, чтобы научиться программированию быстрее и с минимальными усилиями – доступное и разумное решение для тех, кто ценит своё время.

А как считаете вы, какой формат обучения наиболее результативный?

1616
63 комментария

Было бы очень странно чтобы "Компьютерная Академия ШАГ" писала о том, что "Программисты-самоучки. В чём их преимущества на рынке, и почему никому не нужны преподаватели?"

32

Тык, там вроде написано "Да и вообще, каждый сам для себя выбирает форму обучения, есть фактор индивидуальности"))

1

Мы не призываем, просто делимся своей позицией и преимуществами обучения с преподавателем) Плюсы есть и у самообучения, они очевидны. 

1

Лично мой список бонусов от образования на собесе, если речь о новичке:
1) - в проганье с детства, прогал в школе, хороший вуз и норм специальность. Дополнительный бонус за олимпиады. Самый топ вариант.
2) Самоучка. В целом норм. В интернете все есть, а в профессии много самообучения.
3) В резюме упоминается про курсы-академии и т д. Сразу жирный минус - ведь перед нами левый чел не из индустрии, который даже не смог найти в интернете нужную инфу. Постараюсь его не брать. 

Ох уж эти прекрасные байки от инфоцыган. 
Ладно, я даже не буду проходиться по всем логическим косякам в рамках статьи и не буду задавать риторический вопрос как связана рекламная статья курсиков и заголовок про то, чем же самоучки хуже. 

Покупка курса не решает проблему низкой мотивации. Никак. 
Если человек не мотивирован - он или просто забьет на купленный курс, или пройдет его на уровне "заучил то, что от меня хотят слышать на домашках" и так и останется полностью непригодным. 

Покупка курса не решает проблему того, что надо заниматься самообучением. 
Потому что курсы, в лучшем случае, дадут тебе пригодную для среднестатистического ученика выжимку основной информации, на основе которой тебе придется самому искать и разбираться более детально. 

Да, хорошие курсы могут упростить процесс получения информации. 
Но человек не способный (и не готовый) заниматься самообразованием просто пополнит ряды бесполезной биомассы, желающей вкатиться в айти. 

Любой, кто продает курсы как "вот тебе карта с кладом и лопата, следуй нашим инструкциям и будет тебе много денег" - просто разводит людей, впаривая им обещания, которые не способен выполнить. 

Действительно хорошие курсы - это не про "мы научим вам как стать специалистом". 
Это про "мы дадим вам много информации для самообучения, задачи на которых вы можете практиковаться, обратную связь и нетворкинг". 
Причем, три последних пункта - гораздо важнее, чем эта самая информация. 
Можно ли получить всё то же самое без курсов? Можно. 
Скорее всего потратишь на это больше когнитивных усилий и получишь более качественный результат. 

16

Мы не говорим что быть самоучкой плохо, мы говорим что их мало. Статья о плюсах работы с учителем. И мы конечно же не заставляем никого работать с учителем, каждый решает для себя сам. Мы можем помочь, но только тем, кому это нужно

2

Называть нас инфоцыганами, как минимум странно. Мы не продаем воздух, над нашей программой обучения под каждый курс работает методический отдел, из 50 человек, в каждой стране свой отдел. Мы оффлайн Академия, у нас полноценное обучение, мы самые крупные в СНГ. 120 филиалов 22 страны+