Рост до $404 млрд к 2025 году, микрообучение и гонка маркетинговых бюджетов — как обстоят дела в EdTech

Индустрия EdTech или education technology подразумевает использование компьютерных технологий для упрощения и повышения эффективности образования. Это одна из индустрий, которая выиграла от режима изоляции во время пандемии коронавирусной инфекции в 2020 году.

Пандемия затронула 1,5 млрд студентов и школьников во всем мире. Образовательные институты оказались не готовы к удалённой работе, и 2020 год показал разрыв между тем, что может предложить государственное образование и ожиданиями родителей школьников, студентов и специалистов, повышающих квалификацию.

Качество традиционного образования не соответствует требованиям времени — ни в части процесса обучения, ни в части его цифровизации. Нынешняя классно-урочная система была создана в XVI веке, когда школа готовила фабричных рабочих, приученных действовать по инструкции.

«Я пока не очень могу понять, как государство умудряется тратить такие деньги, при этом иметь довольно посредственное качество образования. Существующая система образования в России работает с эффективностью 32%. Эта цифра получается из двух слагаемых: из поступивших в вуз в среднем 20% отчисляются, из доживших до диплома 60% работают не по специальности»

Максим Спиридонов, сооснователь «Нетологии», «Фоксфорд», «EdMarket».

Футурист Шэннон Гэйдос прогнозирует, что 65% сегодняшних школьников будут заняты на работе, которой еще не существует. Скорость развития технологий изменит подходы к обучению профессии и потребует непрерывного обучения в течения жизни.

Проблемой является и высокая стоимость обучения. Объем студенческих кредитов в США достиг $1,7 трлн — это 43,2 млн студентов со средней суммой кредита в $39351. При этом по опросам 52% американских студентов считают, что размер долга не сопоставим с ценностью от обучения. Если институты традиционного высшего образования не изменятся, то их доля на глобальном рынке образования начнёт сокращаться.

Такое положение даёт благоприятные условия стартапам для замещения функций университетов. Однако помимо передачи знаний в определенной области, университеты дают ещё четыре вещи:

  • Профессиональную сеть контактов;
  • Социализацию;
  • Сигнал рекрутеру о возможном качестве кандидата;
  • Возможность въезда и проживания в стране.

Для успешного решения задач клиента EdTech-компаниям важно научиться выполнять первые три пункта.

Обзор индустрии EdTech, к прочтению которого вы приступили, подготовили студенты интенсива по продакт-менеджменту Валерии Розовой: Дмитрий Денискин, Наталья Чеботарева, Дмитрий Дьяконов, Ирина Бельтюкова, Руфина Ибрагимова.

EdTech в мире

Мировой рынок EdTech в 2020 году составил $227 млрд. По прогнозам к 2025 году он вырастет к 2025 году в 1,8 раза и достигнет $404 млрд. Но всё равно это составит лишь 5,2% от мирового рынка образования, который оценивается в $7,3 трлн.

Рынок Edtech привлёк внимание инвесторов — вложения в 2020 году достигли $13 млрд, что на 94% больше предыдущего года. При этом на долю Азии с 2017 года приходится 71% глобальных инвестиций в EdTech. Европа отстает от США и Азии в создании миллиардных EdTEch-компаний, но имеет большой задел в виде компаний с оценкой в $100-250 млн с высоким потенциалом роста.

Если на 2020 год насчитывалось около 40 публичных компаний в EdTech с капитализацией более одного млрд. долларов, то к 2025 году их будет уже около сотни.

На Китай, Индию и США приходится 90% инвестиций в EdTech в 2020 году.

Китай

Китайский рынок EdTech привлекает инвесторов благодаря быстрому росту, начавшемуся в 2014 году. К 2019 году 40% инвестиционных сделок приходились на Китай.

Крупнейшие инвестиции 2020 года получила онлайн-платформа для обучения Yuanfudao — $1 млрд в марте и $2,2 млрд в октябре 2020 года. За ней идёт стартап Zuoebang, который привлёк $750 млн в июне.

Китайский рынок онлайн-образования может достигнуть уровня в $99 млрд уже в 2023 году.

Лидеры китайского EdTech сфокусированы на школьном образовании и обучении английскому языку:

  • Yuanfudao — тьюторинг. Оценка — $15,5 млрд. Более 30.000 сотрудников, MAU — 50 млн, 4 млн платных аккаунтов. Предлагают вебинары и стримы, поиск решений домашнего задания по фото, групповые и индивидуальные занятия. Компания будет официальным спонсором зимних Олимпийских игр в Пекине в 2022 году.
  • Zuoyebang — тьюторинг. Оценка — $10 млрд, MAU — 130 млн, 10 млн платных аккаунтов. Предлагают поиск решений домашнего задания по фото, вебинары и стримы, групповые и индивидуальные занятия.
  • VIPKid — обучение английскому языку. Оценка — $10 млрд.
  • Zhangmen — тьюторинг. Оценка — $2 млрд.
  • 17zuoye — онлайн-платформа для школьников. Торгуется на NASDAQ под тикером YQ, капитализация — $1,29 млрд.

Индия

В 2020 году индийские EdTech-компании привлекли $2 млрд в 55 сделках. В основном это ниша школьного образования и подготовки к тестам. Причём половина суммы приходится на лидера рынка — BYJU'S. Компания привлекла $1,35 млрд в 2020 году и $455 млн в марте 2021 года. Новый раунд потребовался для продолжения стратегии покупки конкурентов.

В прошлом году BYJU'S приобрели индийский сервис обучения программированию WhiteHat Jr. за $300 млн — он был основан лишь за 18 месяцев до сделки. Обучение проходит в формате 1:1 для индийских и американских пользователей. Более 5000 учителей по данным на август 2020. Стоимость одного занятия достаточно дорогая по индийским меркам — $10.

В апреле 2021 года BYJU'S приобрели Aakash — сеть из 215 образовательных центров для подготовки к поступлению на инженерные и медицинские специальности. Aakash была основана 33 года назад. Стоимость сделки не разглашалась, но могла составить около $1 млрд в виде денежных средств и акций. Это приобретение позволит компании добавить гибридную модель обучения в дополнение к обучению онлайн.

BYJU'S анонсировали планы выхода на рынки США, Великобритании, Индонезии и Мексики уже в этом полугодии. Они начнут с уроков программирования и математики, и в дальнейшем добавят обучение английскому языку, музыке и изобразительному искусству. Компания планирует вырасти с текущих 80 млн до 350 млн пользователей в 2022 году. В апреле журнал Time включил BYJU’S в топ-100 самых влиятельных компаний мира по критериям актуальности, влияния, инноваций, лидерства, амбиций и успеха.

Компании с оценкой более $1 млрд:

  • BYJU’S (тьюторинг). Оценка — $15 млрд. MAU — 64 млн, 4,2 млн платных аккаунтов по данным на апрель 2021 года. Предлагают записанные короткие видео, интерактивные задания, тесты и вебинары.
  • Unacademy (подготовка к тестам). Оценка — $2 млрд.

США

Американский рынок EdTech — самый высококонкурентный, на нём действуют более 2000 проектов. Конкуренция вынуждает использовать новые технологии: например, решения, основанные на искусственном интеллекте, а также занимать новые сегменты — гуманитарные науки или развлекательное образование с акцентом на культуре и искусстве.

В 2020 году американские EdTech-стартапы привлекли $1,78 млрд венчурного капитала в 265 сделках против $1,32 млрд в 2019 году.

Компании с оценкой более $1 млрд по данным HolonIQ:

  • Coursera — MOOC. В марте 2021 года компания привлекла $519 млн. в ходе IPO. Текущая капитализация составляет ~$5,8 млрд.
  • Udemy — обучение навыкам. Оценка — $3,3 млрд.
  • Duolingo — иностранные языки. Оценка — $2,4 млрд.
  • Degreed — повышение квалификации. Оценка — $1,4 млрд.
  • Outschool — детское образование. Оценка — $1,3 млрд.
  • Course Hero — материалы для обучения. Оценка — $1,1 млрд.
  • Newsela – контент для учителей. Оценка — $1,0 млрд.
  • Quizlet — карточки для запоминания учебного материала. Оценка — $1,0 млрд.
  • Guild Education — повышение квалификации сотрудников. Оценка — $1,0 млрд.
  • Udacity — обучение навыкам. Оценка — $1,1 млрд.
  • Age of Learning — детское образование. Оценка — $1,0 млрд.

Латинская Америка

Традиционное образование имеет низкую доступность в латиноамериканских и азиатских странах из-за дороговизны и удаленности от городов. Высокое проникновение мобильного интернета даёт возможности для роста EdTech-стартапам.

Крупнейшие компании:

  • Afya — повышение квалификации для медиков. Объем инвестиций — $301 млн.
  • Descomplica — бразильская онлайн-платформа для подготовки к поступлению в колледж. Объем инвестиций — $114 млн. В феврале 2021 года привлекли $84,5 млн — на текущий момент это крупнейшая сделка для латиноамериканского региона. Планируют достигнуть уровня в один миллион студентов в своём цифровом колледже.
  • Crehana — онлайн-платформа с более чем 600 курсами для профессионального развития — дизайн, разработка, фотография, аудио- и видео-продакшн. Объём инвестиций — $23,9 млн.
  • Kinedu — мобильное приложение для родителей с идеями для развития детей в возрасте от 0 до 4 лет. Объём инвестиций — $10,5 млн.
  • Passei Direto — бразильский сервис по шарингу знаний и учебных материалов. Объем инвестиций — $6,6 млн.

Россия

В этом году траты на образование заняли первое место по росту расходов россиян в сравнении как с 2020, так и с 2019 годом — такие данные содержатся в опросе Tinkoff Data, в котором участвовало 7000 человек.

Наибольшим спросом пользуется изучение иностранных языков: более половины расходов на образование приходится на языковые курсы, причем около 45% из них заказывают в Skyeng. В пятерке лидеров — Флоу, Skillbox, Geekbrains и Учи.ру.

Согласно отчёту Smart Ranking суммарная выручка топ-60 российских компаний за 2020 год достигла 34 млрд рублей, показав рост на 113% относительно 2019 года. За счёт перехода всего мира на удалёнку некоторые компании показали двух- и даже трехкратный рост.

EdTech в России растёт в два раза быстрее, чем в мире (25% CAGR в России против 13,5% в мире).

Несколько игроков строят цифровые образовательные экосистемы, которые вероятно смогут претендовать на занятие ниши lifelong learning, начиная с дошкольного образования и заканчивая профессиональными навыками:

  • Яндекс создаёт сервисы с нуля — «Яндекс.Учебник», «Яндекс.Школа», «Яндекс.Лицей», «Яндекс.Практикум», «Яндекс.Флоу».
  • MAIL.RU приобретает доли в образовательных проектах профессионального образования — Skillbox (70%), Geekbrains (100%), Skillfactory (18%), сервисе подготовки к ЕГЭ и ОГЭ «Тетрика» (45%), школе программирования для детей Алгоритмика (11,7%), школьной образовательной платформе «Учи.ру» (25%). К концу марта суммарная аудитория Skillbox и GeekBrains выросла до 782,2 тыс. зарегистрированных пользователей. Это в 2,2 раза больше, чем год назад. За первый квартал на платформах появилось более 140 новых курсов в сфере киберспорта, дизайна, музыки и других направлениях. Общее количество платящих студентов GeekBrains и Skillbox превысило 215,2 тыс. человек (в 2,7 раза больше, чем год назад), из них 46 тыс. добавились в первом квартале. В Mail.ru Group полагают, что проекты образовательной экосистемы продолжат уверенно расти: ожидается, что в 2021 году их выручка имеет потенциал вырасти до ₽9 млрд с положительной рентабельностью.
  • Летом 2020 года Сбер обучил 45.000 учителей из 2.500 школ и запустил бесплатную платформу для персонализации школьного образования СберКласс в 65 регионах России. Другие образовательные инициативы — «Школа 21» для бесплатного обучения цифровым профессиям в кампусах в Москве, Казани и Новосибирске, база знаний для предпринимателей «Деловая среда» и «СберУниверситет» для корпоративного обучения.

  • «Нетология-групп» развивает онлайн-школу «Фоксфорд» и профессиональные курсы Нетология.
  • Skyeng расширился с онлайн-школы английского языка до онлайн-школы детского образования Skysmart и онлайн-университета профессионального образования Sky.pro.

Крупнейшие российские EdTech-компании по выручке за 2020 год по данным рейтинга edtechs.ru — в скобках указан процент изменения выручки относительно 2019 года:

Школьное образование:

  • Проект Skysmart от Skyeng — онлайн-школа для детей и подростков. Выручка всей компании — ₽4,1 млрд (+141%).
  • Учи.ру — интерактивная образовательная онлайн-платформа. В апреле 2020 года стала вторым по посещаемости образовательным сайтом в мире. Кроме России, используется в Китае, Бразилии, Индии, ЮАР, США и Канаде. ₽2,5 млрд (+150%).
  • Maximum Education — онлайн-школа для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ. ₽1 млрд (+20%).

Цифровые профессии:

  • Skillbox — онлайн-школа повышения квалификации. ₽3,9 млрд (+255%).
  • Geekbrains — онлайн-школа повышения квалификации. ₽2,2 млрд (+144%).
  • Нетология-групп — онлайн-школа повышения квалификации. ₽2,1 млрд (+90%).

Бизнес-образование:

Разработка образовательных курсов и ПО:

  • GetCourse — ₽1,5 млрд (+103%).
  • iSpring — ₽1,4 млрд (+65%).
  • Дневник.ру — ₽0,73 млрд (+33%).
  • Webinar Group — облачные сервисы для онлайн-встреч и распространения знаний, в том числе платформа для организации смешанного обучения We.Study, — ₽0,72 млрд (+118%).

Специализированные онлайн-школы:

  • «Актион-МЦФЭР» — ₽1,1 млрд (+51%).
  • Инфоурок — дистанционные курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки. ₽0,38 млрд (+0,5%).
  • Контур.Школа — профессиональное онлайн-образование. ₽0,34 млрд (+48%).

Иностранные языки:

  • Skyeng — онлайн-школа английского языка. Выручка всей компании вместе с направлением школьного образования — ₽4,1 млрд (+141%).
  • EnglishDom — онлайн-школа. ₽0,3 млрд (+83%).
  • Puzzle English — сервис изучения английского языка. ₽0,21 млрд (+42%).
  • Lingualeo — сервис изучения иностранных языков. ₽0,12 млрд (–20%).

Прикладные навыки:

  • Викиум — сервис развития памяти и внимания с помощью онлайн-тренажеров. ₽0,12 млрд (+16%).
  • AnyClass — онлайн-курсы в лайфстайл-сегменте. ₽0,36 млрд (+77%).
  • Антифишинг — платформа для формирования навыков противодействия всем видам цифровых атак на людей. ₽0,04 млрд (+56%).

Есть множество небольших компаний, которые в сумме составляют существенную долю российского EdTech-рынка. Так, GetCourse предоставляет платформу для продажи и проведения онлайн-курсов более чем для 10.000 клиентов. 1885 школ заработали более ₽1 млн в месяц в 2020 году, а оборот всех школ на платформе за 2020 год составил ₽47 млрд. Это в 11+ раз больше, чем выручка лидеров рынка.

Как зарабатывает EdTech

  • Freemium. Бесплатный сервис с возможностью апгрейда на более продвинутый платный тариф или платеж за покупку сертификата. Такой подход позволил Coursera стать одной из крупнейших компаний в EdTech, но пока ещё не позволил стать прибыльной. Конвертация бесплатных пользователей в платные может оказаться сложнее, чем кажется, поэтому более выгодной может стать модель Cheapium, в которой пользователю нужно сделать хотя бы символический платёж. Конверсия таких пользователей в более дорогой тариф будет на порядок выше, чем на Freemium.
  • Бесплатный пробный период плюс подписка (free trial + paid subscription). Пользователь должен указать данные кредитной карты, чтобы попробовать продукт. Если пользователь не отменит подписку до окончания пробного периода, то сервис делает автоматическое списание средств за подписку. Сервис mysteryscience.com использует аналогичный подход в сфере B2B. Учитель может начать использовать сервис бесплатно, но в конце учебного года платформа предлагает школе оформить единую подписку на следующий год для всех преподавателей.
  • Маркетплейс. Не каждый стартап способен создавать контент в больших масштабах. С помощью модели маркетплейса компания привлекает третьих лиц (supply) для производства, продвижения и монетизации контента на предоставляемой платформе. Так, Udemy получает 50% с дохода создателей курсов, а edX забирает в качестве платы первые $50.000 заработанные на сервисе. Кроме того, маркетплейсы могут зарабатывать с комиссий за занятие.
  • Рекламная модель + подписка без рекламы. Модель часто применяется для мобильных приложений.
  • Enterprise/B2B-продажи. Udacity помимо продаж индивидуальным пользователям предлагает программы обучения для компаний и государственных органов.
  • Income Sharing Agreement (ISA). Реализуется для дорогостоящего обучения. Студент может начать обучение без оплаты, но после прохождения отбора. После того как выпускник найдёт работу, он делает отчисления со своей зарплаты. Компании обычно применяют Среди таких компанийGeneral Assembly, Lambda School и careerist.com.

Занимательной особенностью EdTech является бесконечное предоставление скидок клиентам. На деле, чаще всего цена со скидкой и является стандартной, а не акционной ценой.

Сегментация игроков

Рынок образования сложно сегментировать каким-то простым способом.

Например, по уровню образования выделяют:

  • Дошкольное образование
  • Школьное образование
  • Высшее образование
  • Дополнительное профильное образование

Практически каждое из этих направлений можно разбить на разные сферы:

  • Иностранные языки
  • Цифровые професси и программирование
  • Прикладные навыки
  • Хобби и досуг

А также по аудитории:

  • B2C — взаимодействие с клиентом напрямую: Практикум, Нетология.
  • B2B — разработка образовательных платформ: iSpring, Uniweb.
  • B2G — могут быть госплатформы, но чаще всего инструменты для учителей: QMOBOT, Fire.to.
  • B2B2C — сервисы, которые могут использовать, например, университеты: Algorithmics, Examus.
  • P2P — чаще всего открытые образовательные материалы, где ученики помогают друг другу: InstaEdu, Tynker.

Есть и более подробные сегментации: занятия с учителем или самостоятельные, тренажеры или лекции, и так далее. Например, globallearninglandscape.org выделяет целых 55 категорий.

Тренды индустрии

Основным драйвером EdTech в ближайшие годы станет, конечно, пандемия и ее последствия. А именно внедрение онлайн-обучения и повышение лояльности к нему. В ходе вынужденного перехода на дистант, многие из тех, кто раньше сомневался в нём, получили подтверждение, что он всё-таки может работать.

По этой же причине будут активней развиваться B2G-бизнесы в сфере EdTech за счёт государственных расходов.

Для всего этого необходима новая инфраструктура. Онлайн-обучение — молодая сфера, и те платформы, которые дают школы и ВУЗы пока неудобны, есть много возможностей для улучшения.

Можно выделить несколько основных трендов EdTech:

1. Образование будет все более и более персонализированным:

Использование искусственного интеллекта (AI) и машинного обучения (ML) будет использоваться для отслеживания, аналитики и интерпретации данных. Все это поможет подобрать наиболее подходящие форматы уроков, темы и темп для отдельного ученика.

Отчёт AI Index Report 2021 от Stanford University показывает, что объем инвестиций в искусственный интеллект в EdTech за 2020 год составил $4,1 млрд., что позволило индустрии EdTech занять третье место после таких инновационных отраслей как фармацевтика ($13,8 млрд.) и автономные автомобили ($4,5 млрд). Причём относительно 2019 года инвестиции в AI в EdTech выросли в 7,5 раз. Мировой лидер EdTech, китайская онлайн-школа Yuanfudao начала вложения в AI еще в 2014 году, основав институт Yuanfudao AI Research. В нём работают около сотни сотрудников их ведущих учебных заведений и корпораций.

2. Усовершенствуются форматы обучения:

  • Все образовательные платформы будут адаптированы для мобильных форматов. Это упростит возможность обучения для людей со всего мира, у которых не всегда есть широкополосный доступ в интернет или персональный компьютер. M-learning (mobile learning) даёт шанс получать знания в привычном форме «с телефоном в руке», для компании — еще один канал дистрибуции контента. Сейчас мобильное обучение чаще используется как дополнение к десктопной версии продукта, реже — как самостоятельный продукт. Пример: мобильное приложение Duolingo.
  • Микрообучение заключается в декомпозиции образовательного процесса на атомарные и минимально зависимые друг от друга блоки или микронавыки (например, сторителлинг). Формат хорошо подходит для внутрикорпоративного обучения, требует меньше концентрации и повышает completion rate. Например, компания Walmart с помощью канадского стартапа Axonify внедрила M-learning программу по правилам производственной безопасности с блоками по 3-5 минут. Обучение прошли 80 тысяч сотрудников. Результат — число чрезвычайных происшествий среди персонала снизилось на 54%.
  • Обучение в формате Peer-to-peer — это получение знаний с равноправными партнерами-учениками, ни один из которых не является профессиональным учителем. Заметных игроков нет, а такие примеры как Tandem и Two Marshmallows имеют небольшую пользовательскую базу.
  • Проектное обучение используется для освоения навыка на практике и чаще является этапом комплексного обучения. Оно позволяет глубоко погрузится в интересующую область с большей мотивацией и вовлеченностью. Примеры: проект 42 во Франции или P1 в России.

3. Борьба за новых клиентов за счет:

— Развития корпоративного сегмента.

Бизнес осознает, что развивать и актуализировать знания своих сотрудников дешевле и проще, чем вновь и вновь исследовать рынок труда. EdTech отвечает адаптивно: крупные игроки предлагают корпоративные подписки (Udemy for Business, Coursera for Business), мелкие — ищут свой сегмент.

Уже сейчас можно выделить не EdTech-компании, занимающиеся обучением. Так, e-commerce и SaaS-компании делают для своих клиентов образовательные платформы. Например, Shopify Compass учит как открыть и масштабировать бизнес, а Intercom Academy предлагает курсы для сотрудников поддержки и отдела продаж.

— Сопровождения ученика: от образования к трудоустройству.

В EdTech приходит понимание, что его ценность в работах (JTBD), для которых их нанимают клиенты: продвинуться по карьерной лестнице за счет новых навыков, сменить профессию на более престижную и высокооплачиваемую. Всё больше поставщиков вкладываются в CRM между жизненными циклами и интеграцию в более широкую экосистему партнеров, чтобы предлагать возможность трудоустройства. Происходит и обратная вертикальная интеграция — корпорации с потребностью в сотрудниках начинают учить будущих сотрудников, открывая школы и академии (Яндекс, EPAM).

Конкуренция

В 2020 году индустрия EdTech составила лишь 3,6% от мирового рынка образования. Она будет конкурировать с традиционным образованием и трансформировать его за счёт следующих преимуществ:

  • Более доступный формат — можно присоединиться из любой точки мира в любое время и иногда даже бесплатно.
  • Удобная инфраструктура — решения на разных платформах и возможности их интеграции для проектирования образовательного опыта.
  • Учебная аналитика — трекинг прогресса студентов и анализ эффективности заданий, постоянная доработка учебного материала на базе накопленных данных. Возможность отслеживать такие метрики, о которых в оффлайн-бизнесе обычно не думают: NPS, retention rate, completion rate.
  • Педагогический дизайн быстро адаптируется в зависимости от потребностей аудитории с помощью аналитики и большого объёма данных.

Между собой онлайн-платформы уровнем предоставляемой ценности, возможностями платформы и дополнительными опциями:

  • Контент и процесс обучения. Разнообразие курсов, геймификация, отработанные методологии и возможность социализации. Например, ревью ответов сокурсниками в «Школе 21» позволяет не только улучшить процесс обучения, но и налаживать нетворк.
  • Уровень качественного развития и удобство платформы, в том числе уровень компетенций компании в AI и учебной аналитике.
  • Партнёрства. Лучшие сервисы могут привлекать именитых преподавателей.
  • Профессиональная сертификация. Например, Coursera сотрудничает с университетами и позволяет получить официальное свидетельство о повышения квалификации.
  • Компании, имеющие значительную клиентскую базу, получают преимущество при запуске новых вертикалей. Так Skyeng расширил объём предоставляемых услуг благодаря запуску платформы для школьников Skysmart и сервиса цифровых профессий sky.pro.

Старший аналитик LETA Capital Александр Земляк полагает, что к 2025 году появится первый полноценный онлайн-университет мирового масштаба: «Если представить себя сейчас в 2025, то мы, скорее всего, увидим, что от одной до трёх систем управления обучением (LMS) превратились в технологических монстров (наподобие сегодняшних FAANG), выйдя далеко за пределы e-Learning и став своеобразным Humanity Knowledge Management Super App».

В любой цифровой индустрии есть один большой игрок, занимающий 40% рынка. Виктор Орловский, управляющий партнёр венчурного фонда Fort Ross Ventures, считает, что такая компания появится к 2030 году: «Это может быть стартап, один из университетов, который совершит прорыв, Google или Facebook. Наибольшим потенциалом обладают стартапы, про которые мы ещё не знаем, и технологические гиганты, которые могут приобрести такие стартапы до того, как они станут лидерами».

Метрики

Для большинства компаний основной бизнес-метрикой является выручка.

Продуктовые метрики зависят от модели обучения:

  • Профессиональное обучение — completion rate и процент трудоустроившихся.
  • Маркетплейсы и тьюторинг — NPS/CSI, LTV.
  • Приложения-тренажеры с рекламной моделью — Downloads, DAU/WAU, Retention, Time Spent.
  • MOOC-платформы — New Users и Completion Rate. Это обусловлено необходимостью иметь постоянный приток клиентов и переключать их с курса на курс, чтобы привлечь новых партнеров.

Клиенты

Спектр клиентов ЕdTech-компаний шире, чем в любой другой -Tech сфере.

B2G:

  • Школы и университеты с помощью EdTech-компаний автоматизируют собственную деятельность. Например, Дневник.ру позволяет задать расписание уроков, вести электронный журнал, управлять домашними заданиями, формировать региональные и федеральные отчеты. Пример в России — ЯКласс, на Западе — Showbie, Clever, EdSmart.
  • Школы используют мультимедиа-материалы для улучшения качества обучения, в том числе дистанционного — NewSela, Nearpod, TopHat.
  • Университеты предоставляют своим студентам доступ к курсам других образовательных учреждений. Например, Coursera предоставляет университетам возможность предоставить студентам 4200 курсов от других университетов и компаний, а также зачесть прохождение этих курсов как часть программы обучения.
  • Университеты используют коммуникационные системы, чтобы улучшить процесс поступления и онбоардинг, а затем решать бытовые вопросы студентов — AdmitHub, Remind.
  • Правительственные организации, которые обучают своих сотрудников. Так через Coursera обучались чиновники из более чем 100 стран мира и 25 штатов США.
  • Школы и университеты покупают оборудование для обучения — умные доски, программируемые роботы и микрокомпьютеры — например, такие как Raspberry Pi.
  • Университеты выступают партнёрами EdTech-компаний, когда сотрудничают с MOOC-платформами, предоставляя свой контент и разделяя доходы. Например, Coursera, EdX и Udacity.

B2B:

  • Пользователи LMS, которые оказывают собственные образовательные услуги. Например, более 10.000 школ продают свои тренинги на базе платформы GetCourse.
  • Сотрудники компании обучаются в интерактивном режиме с помощью базы знаний, вебинаров и проверочных тестов, а работодатель получает учебную аналитику — We.Study, Eduson.tv.
  • Корпоративные клиенты, когда обучение оплачивает работодатель — как в виде курсов английского языка или повышения квалификации, так и в виде обучения специфики работы на данном предприятии на базе платформы, предоставляемой EdTech-компанией — Techbase, EdX Business.
  • Работодатели, которые подбирают сотрудников через обучающие сервисы, в том числе через решение кейсов, предоставленных работодателем. Например, такую услугу предлагает Skillbox.

B2С:

Взрослые:

  • Проходят профессиональное обучение и повышение квалификации — Skillbox, Geekbrains, Netology, Degreed.
  • Выбирают обучение цифровой профессии, где применяется отложенная оплата в виде процента с будущей зарплаты — Product University, Lambda School, Thinkful.
  • Проходят обучение в лицензированной компании и получают государственный диплом, чтобы стать учителем или воспитателем — Инфоурок.
  • Изучают английский язык через онлайн-школу — Skyeng.
  • Ищут репетитора для изучения иностранного языка — Preply, Profi.ru, Repetitor.ru.
  • Изучают иностранный язык с помощью мобильного приложения — Duolingo, Babbel или Lingualeo.
  • Покупают lifestyle-курсы — MasterClass, AnyClass.
  • Хотят улучшить профессиональные навыки с помощью ментора — Solvery, Айти Кадр, 100mentors.
  • Изучают программирование с помощью мобильного приложения. Например, SoloLearn решают задачи в области data science, проходят оценку своих знаний — Kaggle, HackerRank.
  • Используют обучение в виртуальной реальности, чтобы обучиться soft skills — Mursion.
  • Подтверждают свои знания с помощью цифровых сертификатов — Credly.
  • Студенты, которые ищут научные публикации — Google Scholar, arXiv, Iris.ai.

Дети (родители):

  • Родители дошкольников, которые получают развивающие материалы для детей — Age of Learning.
  • Школьники, которые дополнительно занимаются по школьной программе — Uchi.ru, ЯКласс или Skysmart.
  • Школьники, которые занимаются вне рамок школьной программы (языки и хобби) — ChessRussian, Outschool.
  • Школьники, которые готовятся к сдаче ЕГЭ в онлайн-школах — Фоксфорд, Максимум.
  • Школьники и студенты, которым нужна помощь с выполнением домашнего задания — Chegg.
  • Школьники, которые изучают программирование, графический дизайн и другие цифровые навыки в специализированных онлайн-школах — Алгоритмика.
  • Школьники, которые делают с родителями химические опыты и изучают химию онлайн — MEL Science.родители, ученики и учителя, которые объединяются в социальную сеть. Например, ClassDojo, ClassTag.

Учителя:

  • Отправляют домашние задания ученикам и автоматизируют их проверку. Например, ЯКласс.
  • Ведут подборки карточек для запоминания. Например, Quizlet позволяет учителю создать собственную коллекцию или использовать существующие.используют дополнительное обучение учеников в игровой манере. Например, Kahoot.
  • Покупают или обмениваются дополнительными материалами для учеников. Например, TeachersPayTeachers и ESL Printables.

Разработка

Python — самый популярный выбор для бэкенда. Для нагруженных систем может использоваться Golang и Node.js.

Распространённый стэк для фронтэнда — это Typescript и React. Реже Vue.js, особенно в enterprise-проектах. Angular скорее используется при наличии ограничений по команде разработки.

Крупные игроки рынка EdTech чаще всего используют Amazon Web Services для размещения проектов.

Дизайн

Технологические тренды отражаются в дизайне:

  • Геймификация используется для повышения вовлеченности пользователей. Например, разблокируемый контент, анимация, значки достижений и ежедневные цели.
  • Формат микрообучения ведёт к использованию коротких текстов, инфографики, видеороликов и других визуальных материалов.
  • Используется интерактивный контент: викторины в реальном времени, анкеты, опросы или пошаговые инструкции.
  • Онлайн-формат и массовость позволяет проводить множество экспериментов с дизайном для проверки гипотез. Например, с момента своего основания Duolingo провели более 3.000 A/B-тестов, и замерили даже насколько крупными должны быть слезы персонажа Duo в письмах, чтобы ученики возвращались к своим урокам.

Проблемы индустрии

Обеспечение ценности для студента — основная проблема индустрии на текущий момент. По мнению руководителя продуктов Skyeng Глеба Кудрявцева «без дополнительного роста ценности на существующих продуктах бизнес превращается в гонку маркетинговых бюджетов и бизнес модель не вывозит. Все на рынке хотят увеличивать ценность для студентов — залог жизнеспособности твой компании». Это может давать повторные покупки в тех сервисах, где бизнес-модель их предусматривает. Но основной момент — это привлечение новых клиентов через сарафанное радио хороших отзывов.

Новые методические решения. EdTech начался с оцифровки и обеспечению удаленного доступа к традиционному образованию. Сейчас этого уже недостаточно, и нужно переизобрести процесс обучения с нуля, не используя костыли традиционного образования.

Борьба за время клиента. Образовательные проекты должны обеспечивать уровень контента, который будет способен конкурировать с развлечениями. Поэтому управляющий партнёр Skyeng Александр Ларьяновский считает, что основные конкуренты EdTech — Instagram и Netflix: «Наш мозг управляет нами с помощью гормонов. Задача образования — научиться делать ровно то же самое. Чтобы у тебя мозг прямо реально выбирал: очередную серию или урок? И когда он выберет урок, мы выиграли. Потому что мы стали равновесными: пассивное удовольствие, в котором тебе ничего не надо делать, и активное удовольствие, в которое надо вложиться. Или мы придем к этому, или сдохнем как отрасль».

Социализация учеников. Влад Ситников, бренд-директор Skillbox, рассказывает об организации неформального общения между учениками: «Это очень большая проблема всего онлайн-образования. У меня стоит цель: создать и поддерживать комьюнити в асинхронном образовании. Трудность вот в чем: если ты получаешь образование не в группе, то у тебя нет групповой динамики. Думаю, что с необходимостью заполнить этот пробел сталкиваются все, кто занимается организацией онлайн-обучения».

Completion Rate — метрика прохождения курса. Она косвенно помогает оценить качество контента и необходимость его доработки, дополняя NPS и CSI. Высокий Completion Rate как метрика бизнеса стимулирует пользователей покупать следующие курсы или дополнительные материалы. Типичные уровни метрики:

МООС:

  • 30-40% у тех, кто записался индивидуально.
  • 30-60% у платных курсов со степенью.
  • До 90% у курсов, которые используются качестве программы подготовки ведомствами по здравоохранению.
  • Приложения-тренажеры имеют Completion Rate на уровне единиц процентов, хотя Duolingo удалось поднять его с 2% до 25%.
3939
15 комментариев

Такие объемные обзоры за деньги обычно продают, спасибо за проделанную работу. 

10

Тут почти нет цифр. За что платить?)

1

Слегка обидно, что такие крутые обзоры набирают так мало просмотров

5

И нам тоже!

4

Отличный обзор, говорю спасибо! 👍

5

Ура! Нам приятно, спасибо вам.

1

Обзор большой, но качество так себе. Про Китай почти не написали, хотя половина эдтеха в мире живет там. Да и про РФ рынок - только про Скайэнг в каждом абзаце. Как будто больше компаний нет)) 

3