За каких сотрудников скоро начнется война и почему задуматься об этом нужно сегодня

За каких сотрудников скоро начнется война и почему задуматься об этом нужно сегодня

Технологии изменили мир, а коронакризис ускорил их проникновение в работу и жизнь. Мегаплан выяснил, представители каких профессий окажутся востребованными в ближайшей перспективе. А еще — какие навыки станут цениться больше других.

Ручной и интеллектуальный труд автоматизируются, бизнес-процессы перемещаются в онлайн, системы управления усложняются. Бизнес всё больше нуждается в специалистах, способных быстро адаптироваться к изменениям и создавать инновационные продукты. Так какими они будут, работники ближайшего будущего?

IT-консультант

Помогает выбирать, настраивать и осваивать программы и онлайн-сервисы для работы; учит сотрудников правилам цифровой безопасности, чтобы они не стали жертвами сетевых мошенников.

В 2018 году в России утвердили профессиональный стандарт для цифровых кураторов, которые помогают пользоваться онлайн-услугами в бытовых целях. В первую очередь, пенсионерам, школьникам и людям с ограниченными возможностями здоровья. По сути, IT-консультанты — те же цифровые кураторы, только работают они с компаниями, руководителями и собственниками фирм.

Кому полезен

Компаниям, которые перешли на онлайн-формат, из-за чего недавно внедрили и продолжают внедрять новое программное обеспечение для работы внутри команды и для взаимодействия с клиентами.

Подводные камни

Специалист должен постоянно исследовать рынок ПО и понимать, действительно ли новые приложения и сервисы нужны компании и, если да, то какие будут лучше всего учитывать ее специфику. Такая работа подразумевает непрерывное обучение и требует высокой технической грамотности. Не менее важная задача IT-консультанта — подобрать оптимальные по стоимости программы, чтобы плата за ПО не «съела» прибыль, которую получит компания в результате его использования.

Организатор деловых онлайн-туров

Технически обеспечивает и настраивает онлайн-трансляцию, во время которой знакомит клиента с продуктами компании; позволяет клиенту, находясь дома или в офисе, «побывать» в филиалах компании или на производстве.

Не стоит путать организатора деловых онлайн-туров со специалистом по созданию 3D-туров, который проводит фотосъемку и на ее основе создает сферические панорамы помещений. Такие панорамы выкладывают на своих сайтах салоны красоты и рестораны чтобы потенциальные клиенты познакомились с обстановкой перед посещением.

Кому полезен

  • Производителям товаров
  • Компаниям сферы услуг
  • Ритейлерам

Подводные камни

Онлайн-туры отвлекают сотрудников от основной работы и всегда требуют подготовки. Если у компании стоит задача презентовать свои продукты в «живом» диалоге и с учетом особенностей каждого клиента, придется регулярно тратить время и деньги на организацию такого интерактива.

За каких сотрудников скоро начнется война и почему задуматься об этом нужно сегодня

Онлайн-консультант по бизнес-процессам

Помогает распределенной команде работать над созданием товаров или услуг, а руководителям — удаленно координировать и контролировать ее работу; консультирует руководителей по найму нужных специалистов в онлайн-режиме.

«Когда многие бизнес-процессы перекочевали в онлайн, компании столкнулись с необходимостью нанимать соответствующих специалистов. Как следствие, востребованными стали и IT-рекрутеры. Они умеют эффективно искать представителей цифровых профессий и удаленно проверять их компетенции».

Юрий Шатров, Специалист по дистанционной оценке персонала в ECOPSY consulting.

Кому полезен

Компаниям, которым пришлось перестраивать бизнес-процессы из-за частичного или полного перехода на удаленный формат работы.

Подводные камни

Задача такого специалиста — отстроить бизнес-процессы компании в новых для нее условиях. При этом стремиться применить не стандартную схему, а учесть прошлый опыт взаимодействия сотрудников как между собой, так и с клиентами. Ему также нужно хорошо разбираться в товарах и услугах компании и знать историю офлайн-продаж.

Помощник по проведению видеоконференций

Подбирает сервис для видеоконференций, ориентируясь на требования к ним и количество участников; отвечает за техническое обеспечение видеоконференций; следит, чтобы взаимодействие в онлайн-формате было эффективным; помогает спикерам настраивать конференции, решает возникающие технические проблемы; мониторит чат и отвечает за демонстрацию презентаций.

Кому полезен

  • Международным и междугородним компаниям, которые регулярно проводят онлайн-совещания и конференции
  • Компаниям, часто устраивающим онлайн-мероприятия с выступлениями отдельных участников и выводом презентаций на экран

Подводные камни

Специалист должен изучать не только новые программы и сервисы для видеоконференций, но и рынок сопутствующих технических устройств. Знать, как удаленно настраивать аппаратуру и устранять неполадки, а при необходимости уметь быстро объяснить это неспециалистам. Кстати, бесплатные видеозвонки уже встроены в Мегаплан, поэтому ничего не нужно настраивать и дополнительно подключать.

За каких сотрудников скоро начнется война и почему задуматься об этом нужно сегодня

Аналитик больших данных

Обрабатывает и анализирует большие массивы данных; представляет результаты исследований в понятном виде; помогает компании определять тенденции, прогнозировать развитие и оптимизировать расходы.

Помимо аналитиков, востребованными становятся разработчики моделей Big Data. Эти специалисты проектируют системы сбора и обработки массивов данных, разрабатывают интерфейсы сборки и аналитические модели.

«В пандемию люди неизбежно стали больше пользоваться цифровыми продуктами и услугами. У компаний появилось больше данных о клиентах, и потребовались специалисты, способные интерпретировать эту информацию. Аналитики данных оказались в числе востребованных людей «из цифры». Спрос на «цифровых» специалистов сейчас превышает предложение».

Юрий Шатров, Специалист по дистанционной оценке персонала в ECOPSY consulting.

Кому полезен

Компаниям, собирающим данные о клиентах, чтобы эффективнее продавать и оптимизировать деятельность.

Подводные камни

Работа с большим объемом данных, подчас неструктурированных, требует особой внимательности к деталям и высокой концентрации. Специалисту нужно уметь находить значимые закономерности в массиве цифр. Техническая подготовка и мышление могут мешать аналитику представлять обработанные данные так, чтобы это было понятно неспециалистам. А ошибки в выводах чреваты убытками для компании.

Комьюнити-менеджер

Нанимает сотрудников и помогает им адаптироваться в коллективе; налаживает взаимодействие команды в условиях удаленной работы; организует корпоративные онлайн- и офлайн-мероприятия.

«Меня взяли на работу в прошлом марте в офлайн-офис, а через две недели все ушли на удаленку. Изначально я должна была отвечать за найм новых сотрудников и их адаптацию в команде. Эти обязанности сохранились, но трансформировались из-за пандемии. Я удаленно ищу нужных компании специалистов, провожу с ними собеседования и оформляю все необходимые для трудоустройства документы. Знакомлю новых сотрудников с руководителями и командой. Делаю все это через чаты, где представляю каждого новичка, рассказываю его новым коллегам, что за человек будет с ними работать, чем он занимался раньше, чем увлекается».

Марина Калинина, Комьюнити-менеджер Мегаплана

Кому полезен

Компаниям, офисы которых полностью или частично перешли на удаленку.

Подводные камни

Сотрудники много времени проводят за монитором и могут не захотеть участвовать в дополнительных онлайн-активностях. Тогда работа комьюнити-менеджера окажется неэффективной. Этот специалист также должен уметь налаживать и поддерживать отношения в команде «через экран», правильно собирать обратную связь и урегулировать конфликты, ведь обмануть или промолчать, глядя в монитор, проще, чем глядя в глаза.

«Большинство сотрудников Мегаплана работают удаленно, в коллективе появились специалисты из регионов. Все адаптировались к новым условиям, общаются в рабочих и неформальных чатах, проводят видеоконференции. В прошлом году я трижды устраивала онлайн-бары — удаленные вечеринки с «барменом»-ведущим и коктейлями, которые по всей России доставляли на дом каждому сотруднику. В этом, когда ограничения стали менее жесткими, московские сотрудники уже дважды собирались в офлайн-формате. Без этого никуда, многие говорят, что «живого» общения не хватает»

Марина Калинина, Комьюнити-менеджер Мегаплана
За каких сотрудников скоро начнется война и почему задуматься об этом нужно сегодня

Экоаналитик в строительстве и на производстве

Оценивает, как и в какой степени производство или строительство влияет на экологию; помогает компании выбирать наименее вредные для окружающей среды технологии и материалы; обеспечивает переход компании к новой модели деятельности; анализирует текущие процессы, чтобы предотвратить экологические катастрофы в будущем.

Кому полезен

Компаниям, которые следят за качеством продукции и безопасностью производства, а также транслируют экологическую осознанность на уровне ценностей.

Подводные камни

Специалист должен правильно расставлять приоритеты, внедрять новые решения постепенно и так, чтобы это не угрожало производству и не приносило компании большие убытки. Скорее всего, ему придется попутно заниматься просветительством, чтобы забота об экологии стала ценностью не только компании, где работает специалист, но и каждого сотрудника и партнера.

Корпоративный игропрактик

Разрабатывает и организует корпоративные игры в виртуальном пространстве; с помощью таких игр обучает сотрудников компании новым навыкам и дает им возможность безопасно применять их в ситуациях, близких к реальным; может заниматься и сплочением коллектива.

Сегодня симуляторы и игровые онлайн-миры активно используются в образовании. Эти технологии развивают когнитивные навыки и помогают осваивать продуктивные состояния сознания, а значит, находить новые нестандартные решения.

Кому полезен

Компаниям, продукты которых требуют творческого подхода и которые готовы повышать профессионализм и эффективность сотрудников с помощью новых технологий.

Подводные камни

Специалист при разработке игр должен учитывать специфику компании и ставить задачу обучить сотрудников тем навыкам, которые действительно необходимы. Оценить эффективность игропрактика может оказаться непросто. Кроме того, игровой формат обучения команды и общения внутри нее — плохое решение для людей, склонных к игровой зависимости. Чтобы заранее узнать о такой патологии у кого-то из сотрудников, нужно провести предварительную диагностику.

За каких сотрудников скоро начнется война и почему задуматься об этом нужно сегодня

Менеджер по работе с блогами

Продвигает аккаунты компании в социальных сетях и на платформах для блогинга; рассказывает о ее товарах или услугах; расширяет аудиторию аккаунта; привлекает виртуальных и реальных помощников; ищет креативные решения и инфоповоды для интернет-каналов.

Кому полезен

  • Малому и среднему бизнесу
  • Компаниям, работающим в сфере услуг
  • Консалтинговым компаниям
  • Маркетинговым агентствам
  • Ритейлерам

Подводные камни

Специалист должен работать быстро, постоянно генерировать идеи и обеспечивать бесперебойное производство самого разного контента. Сохранять высокое качество, не нарушать дедлайны и не выгорать. При этом оценить результат усилий специалиста может быть трудно из-за специфики некоторых площадок.

Навыки будущего

Профессии, которые сейчас особенно востребованы, могут оставаться в топе и дальше, а могут утратить актуальность. Аналитики рынка труда из Агентства стратегических инициатив в «Атласе новых профессий» отмечают, что надпрофессиональные навыки начинают превалировать над узкопрофессиональными, позволяя специалистам в будущем легко переходить из одной отрасли в другую. Начинать осваивать эти навыки можно уже сейчас. К ним относятся:

  • Умение решать проблемы комплексно и мыслить системно. Видеть закономерности и объединять элементы по признакам, отделять главное от частного.
  • IT-грамотность: программирование и управление автоматизированными комплексами и искусственным интеллектом.
  • Умение планировать работу: правильно рассчитывать время, быстро переключаться с задачи на задачу, расставлять приоритеты и делать прогнозы в режиме высокой неопределенности.
  • Навыки управления собственными эмоциями, соблюдения баланса работы и жизни.
  • Коммуникабельность как способность налаживать контакт с отдельными людьми и работать в команде, в том числе в условиях удаленного сотрудничества.
  • Мультикультурность и мультиязычность — свободное владение иностранными языками, понимание культурного контекста и особенностей партнеров других национальностей.

Мир становится и проще, и сложнее одновременно. В потоке дел и информации наиболее успешными окажутся те, кто умеет регулировать нагрузки и поддерживать работоспособность. Что же касается будущей профессии, ее уже не получится выбрать раз и навсегда. С высокой вероятностью сегодняшним тинейджерам и молодым специалистам придется строить за свою жизнь несколько карьер и непрерывно учиться. Ну а тем, кто у руля сегодня, – смотреть на много шагов вперед и постоянно адаптироваться.

На прошлой неделе известный предприниматель, которому журнал «Форбс» насчитал состояние в 17 млрд долларов, Павел Дуров разместил объявление о поиске личного помощника. Судя по требованиям, человек должен быть одновременно и бывшим финансовым директором, и природным англичанином со знанием языка на уровне носителя и с чувством такта, но при этом настойчивым, как египетский продавец сувениров. И естественно, готовый сразу эмигрировать в Швейцарию. Человек-конструктор. Короче говоря, я сразу понял, что подхожу по всем требованиям. Бывший финансист из интеллигентной семьи. И Альпы люблю. Но как говорилось в одном анекдоте: «Зачем такой маленькой стране такое большое счастье?»

Сергей Козлов, Генеральный директор Мегаплана
2525
11 комментариев

Интересно, но я сначала подумал, что игропрактик - это тот, кто в офисе всем подключит CS:GO.

8

Вполне возможно, что в будущем появится и такая профессия, особенно, учитывая темпы развития киберспортивной индустрии :)

1

"Помощник по проведению видеоконференций"

Ох, какая же "война" начнётся за такого специалиста!!!.

1

Сколько может заколачивать IT-консультант?

Разброс зарплат довольно сильный: ведущему консультанту - аналитику Microsoft Dynamics CRM, например, предлагают з/п в размере 140 тыс рублей, а консультанту 1С в одной отечественной компании предлагают от 70 тыс. 

1

А код писать кто будет и думать за заказчика?

Комментарий недоступен