Упаковать франшизу ресторана

Упаковать франшизу ресторана

Сегодня речь пойдет о франчайзинге общепита. Я постараюсь коротко, но понятно рассказать, чем отличается франшиза в сфере питания от любой другой франшизы, дам содержание франчайзингового пакета франшизы и расскажу, из каких этапов складывается процесс разработки франшизы ресторана.

Почему покупают франшизы общепита

Прежде всего, стоит заметить, что в сфере общественного питания существенное количество крупных ярких франчайзинговых сетей. По моим оценкам, общепит — самое популярное направление франчайзинга и на это есть ряд причин:

Общепит — специфичный бизнес

Общепит специфичный бизнес. Структура доходов-расходов сильно отличается от, например, магазина. Продукт производится на месте, а значит нужно правильно выстроить процессы на кухне, что новичку просто не под силу. Понимая, что выходить такую сложную сферу, не разбираясь в этом — огромный риск, предприниматели делают выбор в пользу франчайзинга.

Свой ресторан — это мечта

Ну вот мечтают люди открыть свой ресторан, бывает такое! Хочется принимать гостей, быть собственником ресторана — статусно все это, что и говорить.

А когда появляются деньги, хочется свои мечты реализовать. И купить франшизу — отличный для этого способ.

Общепитом дополняют существующий бизнес

По моему опыту, франшизу также покупают предприниматели, которые хотят дополнить свой основной бизнес. А основной бизнес может быть в чем угодно. Например, строим дома и покупаем франшизу чтобы открыть ее в одном из наших новых объектов. Или, скажем, управляет торговым центром, и покупаем франшизу чтобы открыть на нашей собственной площадке и тд. В общем, это бизнес, который расширяется не только в своем направлении, но и занимает смежные ниши.

Это несколько ключевых мотивов к покупке ресторанной франшизы, но и вцелом общепит кажется очень понятным бизнесом. Избитая фраза «Есть люди будут всегда!» приводит в сферу общепита все новых и новых предпринимателей.

Из чего состоит франчайзинговый пакет ресторана

Давайте разбираться, что вообще должна включать в себя франшиза ресторана.

Франшиза должна давать возможность предпринимателю в любом регионе открыть предприятие по вашим правилам и стандартам, эффективно этим предприятием управлять, что в конечном счете приведет вашего партнера к скорейшей окупаемости и, возможно, открытию второй точки.

Для этого франшиза ресторана должна передать:

Право на использование товарного знака

Очевидно, что для запуска франшизы вам обязательно нужно сперва зарегистрировать товарный знак и право на использование именного этого знака вы передаете по договору коммерческой концессии.

Требования к помещению

В общепите огромное значение имеет локация, а потому вы должны передать знания и помочь франчайзи с выбором оптимального помещения для открытия вашего ресторана.

Рекомендации к проектированию

Внутреннее оформление и оснащение объекта должно быть выполнено по вашим стандартам и отвечать технологическим требованиям для производства вашего продукта.

Список оборудования

Производство продукта возможно только на определенном наборе оборудования. Вы можете его поставлять сами или рекомендовать поставщиков.

Меблировка

Список необходимой мебели тоже передается в рекомендациях франчайзи.

Технологические карты

рецептуры и правила приготовления вашего продукта также передается франчайзи, с той поправкой, что для применения и использования ваших тех карт стоит провести еще и дополнительное обучение персонала.

Рекомендации по подбору и управлению персоналом

Для того, чтобы продукт и сервис в партнерском ресторане производились корректно, необходимо, чтобы на нужных позициях были правильные люди. Состав команды, а также выстроенный процесс подбора и обучения персонала.

Систему маркетинга и рекламы

Вы должны дать своим франчайзи в руки проверенный работающий механизм. Все процессы должны быть доведены до автоматизма. Вы должны на старте четко сказать, как проводить открытие, в каких СМИ освещать открытие, где давать рекламу и какую отдачу стоит ожидать. Эксперименты над франчайзи недопустимы, вы должны передавать уже стопроцентные работающие варианты.

Стандарты и правила

Все процессы внутри ресторана должны быть налажены и описаны. Вы будете контролировать стандарты и качество продукта франчайзи, а значит эти правила должны быть прозрачны, измеряемы и удобны для исполнения.

Финансовая модель

Франшиза — это инвестиционный проект: франчайзи вкладывает деньги, запускает бизнес, через какое-то время окупает вложенные средства. Вы должны на старте описать на примере цифр, что ждет вашего франчайзи и контролировать процесс окупаемости в динамике. Финансовая модель обычно описывается в форме Excel таблицы. Финансовая модель является также основой для планирования работы франчайзингового объекта.

Этапы упаковки франшизы

Основатель франшизы передает своим партнерам все необходимое чтобы те смогли воссоздать этот бизнес у себя в регионе и могли показывать высокие результаты в соответствии с запланированным сроком окупаемости.

Но главный вопрос, которым сейчас задается владелец ресторана, который захотел создать франшизу — с чего начинать и какие этапы создания франшизы. Опишу приблизительный план нашего обычного проекта по разработке франшизы ресторана.

1) Исследование

На данном этапе мы изучаем две группы потребителей:

  • потребителей конечного продукта (гамбургеров, пиццы, суши и тд.)
  • потребителей франшизы (потенциальных франчайзи)

Мы понимаем, что недостаточно просто описать наш позитивный опыт и собственно эти «записи» и продавать за паушальный взнос. Мы должны создать новый продукт, который мы передадим региональным франчайзи. Это означает, что для успеха нашей франшизы она должна решать потребности франчайзи, а продукт быть востребован местной аудиторией. Без этого франшиза не работает. Без этапа исследования мы создаем продукт не для кого. К тому же, даже если ваш бизнес показывает классные результаты в московских объектах, это не означает, что этот формат зайдет в регионах. Мы должны разработать новый франчайзинговый продукт по критериям местного потребителя.

Также на этапе исследования мы изучаем внутреннюю среду компании, определяем, что именно мы масштабируем, в чем состjbn модель нашего бизнеса, в чем ноу-хау, в чем ценность для потребителя и что именно мы будем передавать франчайзи.

2) Разработка франчайзингового продукта

На основании критериев и требований потребителей мы разрабатываем франчайзинговый продукт. На данном этапе мы определяем, как будет работать партнерство, какие будут форматы, каким будет региональное распространение, как работает производство продукта, как будет осуществляться контроль, и самое главное, на каких условиях мы будем представлять нашу франшизу.

3) Разработка договора коммерческой концессии

Разработанные условия ложатся в основу договора коммерческой концессии. В нем мы прописываем все механизмы сотрудничества, все правила и требования к сторонам, методы контроля и санкции за нарушение стандартов.

4) Описание гайдов и стандартов

На данном этапе мы создаем все необходимые для работы элементы: чек-листы, стандарты, политики, скрипты, рецептуры и все, что потребуется франчайзи в работе. Обычно все элементы составляют единое руководство, или гайд, или франчбук, как его еще иногда называют. Это такая увесистая книга, которую получает франчайзи после подписания договора, читая которую он сможет шаг за шагом открыть партнерскую точку по вашим лекалам и шаблонам.

5) Стратегия развития франшизы

На данном этапе мы определяем необходимые средства для продаж и распространения франшизы. Какие каналы использовать для рекламы франшизы? Как использовать социальные сети? Где размещать информацию о франшизе? Как вести переговоры и продавать франшизу? Это круг вопросов, который мы решаем на данном этапе.

6) Продажи франшизы и открытия

На данном этапе происходит сбор заявок от потенциальных франчайзи, переговоры и как результат подписание договора, оплата и открытие партнерского объекта.

Подводя итог, можно сказать, что франчайзинг — это весьма эффективный и действенный стратегический путь для развития общепита.

Я часто бываю в регионах и я заметил одну особенность на региональном рынке общепита. Регионы России очень сильно нуждаются в новых интересных концепциях. У регионов просто жажда на интересные заведения. Население работает, зарабатывает деньги, но с получением классного продукта и хорошего сервиса очень часто проблемы. Остались рестораны с 2000 — х годов, но они безнадежно устарели и не пользуются особым спросом. Франчайзинг может очень быстро решить эту проблему и удовлетворить эту потребность.

Возможно именно вашей концепции так не хватает в наших городах!

66
1 комментарий

Конечно, таким простым все кажется, когда читаешь, по факту это же длительный и сложный проект!

Ответить