Что происходит с супераппами, и как меняется рынок мобильных приложений

Еще в 2019 выходило много статей с прогнозами и рассуждениями экспертов, что супераппы — это будущее, которое захватит глобальный рынок приложений, и что приложение формата «‎single purpose»‎ уже не то.

Но тут как с прогнозом погоды — угадать сложно. Так и с супераппами — кажется, прорыв случился только в определенных сферах и на определенных рынках. Посмотрим, как обстоит ситуация с супераппами сегодня, и какие особенности есть в их продвижении.

Что происходит с супераппами, и как меняется рынок мобильных приложений

Оглавление

Немного контекста: откуда пришли супераппы

Китай — родина супераппов и законный трендсеттер этого формата. Сейчас главные подобные приложения в стране — это WeChat и Alipay. Они полностью интегрированы в жизнь людей — настолько, что даже бездомные принимают пожертвования через WeChat.

Графическое ASO WeChat / <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fcheckaso.io%2Fru&postId=247503" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Checkaso</a>
Графическое ASO WeChat / Checkaso

Что уж говорить про магазины или рестораны — кредитка вам не помощник, только сканирование QR-кода. Сейчас в WeChat можно обмениваться сообщениями, заказывать такси, совершать сделки с местными предприятиями, поставщиками государственных услуг и многое другое (читай — всё остальное).

По прогнозам к 2025 году количество пользователей WeChat в Китае достигнет 1 089,7 миллиона пользователей. А вот на этом графике можно посмотреть, как аудитория прибавляется и рост не замедляется.

График прироста пользователей WeChat за 9 лет 
График прироста пользователей WeChat за 9 лет 

WeChat — это мобильное приложение для обмена сообщениями, выпущенное в 2011 году, разработанное китайской компанией Tencent. Сегодня WeChat — одна из ведущих социальных сетей в мире, занимающая шестое место по количеству активных пользователей.

Плюсы и минусы супераппов

Как и любое глобальное явление — супераппы имеют две стороны. Если говорить о плюсах для пользователей, то тут очевидно, что не нужно несколько раз регистрироваться и переходить от приложения к приложению — все в одном месте: банк, бронирование билетов, оплата штрафов, заказ такси и так далее.

Но представьте, сколько данных знает о вас такое приложение: кто вы, где работаете, куда и как часто ездите, с кем общаетесь и почему по средам тратите больше, чем по субботам. Прямо никто не скажет, что ваши данные используются (только в Китае, где разработчики обязаны сотрудничать с правительством), но вряд ли вопрос остается закрытым — достаточно посмотреть, кто имеет доступ к вашей информации в правовых документах «Яндекса».

Для бизнеса плюсы очевидны: широкая аудитория, возможность интеграций, быстрое масштабирование своих продуктов. Но, несмотря на это, многие приложения принадлежат, например, одному издателю, но брендинг и аппы — отдельные. Самая известная история с Facebook, в экосистему которого входят Facebook, WhatsApp, SnapChat, Messenger.

Прежде чем задумываться о суперприложении, нужно подумать о географическом «покрытии» вашего продукта и обязательно изучить аудиторию. Если в Китае пользователям больше нравится, чтобы все было устроено по принципу одного окна, то, допустим, в Европе и США еще и доплатят за приватный мессенджер или отдельное приложение для бронирования билетов.

Хотя есть и исключения. В основном это касается финтеха. В качестве примеров можно привести приложение Lydia и Polaroo. Первое распространено по всей Европе. Оно объединяет аккаунты разных банков, мобильных кошельков, бесконтактную оплату, инструменты накопления и мгновенные кредиты.

Обзор  ASO Lydia в испанском App Store / <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fcheckaso.io%2Fru&postId=247503" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Checkaso</a>
Обзор  ASO Lydia в испанском App Store / Checkaso

Второе известно исключительно в Испании. Оно отслеживает все регулярные платежи и подписки пользователя в едином окне, напоминает об оплате счетов и предлагает более выгодные тарифы.

Обзор ASO Polaroo в испанском App Store / <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fcheckaso.io%2Fru&postId=247503" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Checkaso</a>
Обзор ASO Polaroo в испанском App Store / Checkaso

Самые известные супераппы на 2021 год

Вот лишь несколько приложений, которые в этом году точно относятся к категории «супер». Единого рейтинга и статистики по миру не нашли, поэтому можете добавить свои варианты в комментарии — обсудим.

  • WeChat (Китай)
  • AliPay (Китай)
  • Go-Jek (Индонезия)
  • Line (Япония)
  • Yandex Go (Россия)
  • Careem (Дубаи)

Интересно, что в сторе можно поставить только одну категорию для приложения. Например, у WeChat — это социальные сети, у Yandex Go и Go-Jek — путешествия.

Чем отличаются супераппы и есть ли преимущества в их продвижении?

Часто супераппы — это результат долгой работы над приложением, которое изначально не планировалось как суперапп и имело только одну или несколько смежных функций. Именно по ним и выбираются категории приложения и, как правило, их уже не меняют, так как это не всегда положительно сказывается на ранжировании приложения.

Преимущества супераппов в том, что они очень популярны и имеют большую пользовательскую базу и узнаваемость.

Все это упрощает оптимизацию и продвижение. Еще одним плюсом может стать широкое семантическое ядро, так как приложения предлагают множество различных функций и сервисов, каждый из которых имеет свой пул ключевых запросов. Поскольку супераппы часто имеют активный приток большого количества установок, работа над графической оптимизаций и повышением конверсии может принести ощутимые результаты. Даже небольшое увеличение конверсии может принести десятки тысяч установок.

Давид Маргарян, Head of ASO Checkaso
Показатель эффективности привлечения органического трафика Яндекс Go в России (9,3 из 10) / <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fcheckaso.io%2Fru&postId=247503" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Checkaso</a>
Показатель эффективности привлечения органического трафика Яндекс Go в России (9,3 из 10) / Checkaso

Как меняется привлечение пользователей в супераппы и нужно ли заниматься ASO

Характер привлечения пользователей в суперприложения меняется. В первую очередь, это касается первого шага. Это уже может быть не установка, а, например, retention или LTV. Смотреть и опираться нужно будет совсем на другие метрики, а также добавлять другие способы по привлечению новых пользователей и информирования старых. Пуш-уведомления, новый онбординг к свежей фиче, реклама в социальных сетях или у блогеров, спецпроект со СМИ и так далее. Суть в том, что регистрация перестанет быть одной из главных метрик успеха.

Если у вас не суперапп. Тренды уходят и приходят, а полностью доверять им судьбу вашего продукта не стоит. Наше мнение, что фундамент и та рутина, от которой иногда хочется избавится и найти волшебную таблетку, просто необходима.

ASO нужно заниматься всегда и для любого приложения, так как на разных этапах становления и развития приложения, встают новые задачи, которые необходимо решать.

Соперничество между супераппами, как правило, происходит уже не в поле ASO, а больше в поле внешнего маркетинга и закупки трафика. Так как приложения представляют бизнес и его услуги, львиная доля затрат на продвижение тратится вне сторов. Внутри сторов, тем не менее, приложения также активны и стараются вытеснять конкурентов.

Одной из особенностей в оптимизации супераппов является шаг, когда при составлении текстовых метаданных, в особенности названия, делается акцент на основную функциональность приложения.

Именно эта функциональность и ассоциируется с приложением и большая часть семантического ядра связана с ним. Супераппы больше работают над ретеншеном пользователей: высокой стабильностью приложения, качеством услуг и сервиса. Часто супераппы занимаются сезонной оптимизацией метаданных, что приносит дополнительный трафик.


Давид Маргарян, Руководитель отдела ASO в Checkaso

Кажется, тенденция на супераппы пока в расцвете, но давайте посмотрим последние новости: ФАС возбудила дело против «Яндекса», а Германия вводит поправку к закону об ограничении конкуренции. Это только несколько примеров, но мир задумывается о том, что отсутствие конкуренции — это тупик в инновационном развитии.

С одной стороны, индийский конгломерат Reliance Industries Limited (RIL) стремятся создать суперприложение, подобное WeChat, Instagram превращается в огромный маркет, а Uber доставляет еду. С другой стороны, первое место по скачиваниям за март 2021 года занимает TikTok — приложение с одной функциональностью.

Сравнение TikTok с Instagram / <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fcheckaso.io%2Fru&postId=247503" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Checkaso</a>
Сравнение TikTok с Instagram / Checkaso

Резюме

Супераппы — явление глобальное, причем и для мира, и для мобильной индустрии. Уже сейчас во многих крупных странах есть хотя бы одно приложение, которое стремится закрыть все потребности пользователя и упростить ему жизнь. И все же с трендом на конфиденциальность и защиту данных непонятно, насколько популярны будут супераппы в будущем.

Иногда суперприложения вроде китайского WeChat закрывают потребность одного окна, а иногда подобные продукты не дают развиваться независимым перспективным проектам. Что касается мобильного маркетинга, то ASO остается основой основ вне зависимости от того, суперапп вы продвигаете или обычное приложение.

Не забывайте работать с ключами, графикой, следить за рейтингом и конкурентами. Выстраивайте свою стратегию продвижения, ориентируясь на свежую мобильную аналитику. Вы можете делать это с помощью инструментов Checkaso. Запишитесь на демо или попробуйте бесплатный 7-дневный триал.

1414
13 комментариев

Комментарий недоступен

18
Ответить

Лучи солидарности этому джентльмену!

2
Ответить

Я, конечно, может подотстал, но в моем понимании мобильные приложения должны быть легкие: нажал, все открылось, сделал дела, закрыл...

А тут надо заказать еду, идешь в Яндекс Го, ждешь пока прогрузится... потом жмешь Еду, ждешь... 

+ я люблю, когда каждое приложение в своей категории, по папкам... а так придем, что будет 4-5 приложений и все... да ну

5
Ответить

Мне тут вчера накидали дизлайков, но горькая правда такая:
клиенты в разных странах - разные !
(типа "Почему Россия не Америка" ? )
И европейцам трудно понять успех WeChat в Китае.
Так что супер-апы ждёт в России трудная судьба...

5
Ответить

После того, как Яндекс Такси стал Яндекс Го, удалил и поставил Uber. Это фактически то же такси только с нормальным приложением… 

3
Ответить

Статья, честно говоря, ни о чем (простите за прямоту, я оч ценю старания автора и некую сводную статистику). Просто я чет ожидал, видимо, динамику трендов, инсайды о том, что в супераппах работает хорошо или плохо и тд. 

1
Ответить

Да, начали за здравие, а потом скатились к банальному пересказу "что есть суперап".

Ближе к середите зачем-то заехали на темную сторону про суперап/d-экосистема = цифровое рабство. И получилось как если бы стали подробно рассказывать про меню ресторана, до этого упомянув, что по его (ресторана) правилам в любую еду подмешивается смертельный яд.

Увы, Н&H остается единственным источником относительно нормльных статей по теме.

1
Ответить