«Знают все грабли и теперь помогают другим на них не наступать»: как мы сделали человечным ВИЧ-сервис

Обзор кейса, попавшего в шорт-лист фестиваля «Серебряный Меркурий»

Иллюстрации к заметке: Татьяна Шагабутдинова, Wow x Deltaplan Group
Иллюстрации к заметке: Татьяна Шагабутдинова, Wow x Deltaplan Group

В феврале 2020 года к нам обратилась новосибирская некоммерческая организация «Гуманитарный проект», специализирующаяся на профилактике ВИЧ, гепатита и инфекций, передающихся половым путем.

Специалисты «Гуманитарного проекта» занимаются не только тестированием и поддержкой по телефону, но и огромным количеством других задач:

  • разрабатывают методички о ВИЧ;
  • организуют группы поддержки;
  • помогают другим НКО.

В «Гуманитарном проекте» хотели вернуть «потеряшек». Так специалисты из этой сферы называют ВИЧ-положительных людей, которые по каким-то причинам отказываются от антиретровирусной терапии. Именно она не дает инфекции перерасти в СПИД — но доля отказов доходит до 33%.

«Потеряшек» делят на две группы. Одни знают о терапии, но не хотят ее принимать: боятся осуждения, верят мифам или не знают, что с АРВ-терапией можно нормально жить. Другие уже принимали терапию, но отказались от нее из-за психологической усталости или редких побочных эффектов.

«Знают все грабли и теперь помогают другим на них не наступать»: как мы сделали человечным ВИЧ-сервис

В «Гуманитарном проекте» понимали, что при работе с «потеряшками» зачастую помогают «равные консультанты». Это другие люди с ВИЧ, которые могут доступно рассказать как про терапию, так и про принятие диагноза и обследования — Благодаря обучению и личному опыту

Но к равным консультантам сравнительно мало кто обращался. И здесь дело не в уже упомянутой боязни или недоступности специалистов: наоборот, их в России много. Но знают о них как раз-таки немногие.

Перед нами стояла задача привести «потеряшек» к «равным консультантам» и помочь им привлекать как можно больше людей к осознанной АРВ-терапии. Как оказалось, для этого нужно было не только научить консультантов современной эффективной коммуникации, но и придумать им новое название.

«Знают все грабли и теперь помогают другим на них не наступать»: как мы сделали человечным ВИЧ-сервис

Вытащить на свет и сделать ближе

Для разработки первичной идеи мы начали изучать, как сайты о ВИЧ подают информацию о равных консультантов. И обнаружили, что она есть в открытом доступе — но теряется среди десятков других предложений, которыми наполнено большинство посвященных ВИЧ ресурсов.

Более того, даже если человек все-таки находил эту информацию, она оказывалась крайне непривлекательной. Вот контакты на сайте — а чьи это контакты, почему я должен доверять этому человеку, что он вообще знает о болезни и как может мне помочь? Ведь даже лица на страничке нет!

Человеку, столкнувшемуся со стрессом после диагноза, коммуникация многих сайтов про ВИЧ не внушает достаточного доверия. Трудно по-настоящему поверить в нормальную жизнь с ВИЧ, пока ты не увидишь настоящий живой пример

Алексей Мишенин, креативный директор, Wow x Deltaplan Group

Поэтому для начала мы выяснили у «Гуманитарного проекта», кто же те самые люди, которые помогают ВИЧ-положительным. А затем нашли среди них тех, кто готов был публично выйти и сказать: «я живу с вирусом, я принимаю терапию, я живу нормальной жизнью и готов привести вас к ней».

Наконец, мы поработали над термином «равный консультант». Да, этот термин широко используется — но в этом-то и проблема. Нам надо было выделить наших героев на фоне остальных ВИЧ-услуг. Нам нужен был бренд — и мы придумали более эмоциональную формулировку «Позитивный проводник».

Каждый из них был живым (буквально) примером того, что ВИЧ — это не приговор, что АРВТ помогает и позволяет жить без каких-либо ограничений. Они даже открыто говорили о том, что можно спокойно заниматься сексом и заводить детей: одна из героинь на момент подготовки проект была на девятом месяце беременности.

Инстаграм — это не только семейство Кардашьян

Опубликованные на сайте «Позитивного проводника» контакты вели не только в мессенджеры, но и на их личные страницы в соцсетях. И здесь мы решили сами выступить в роли консультантов — и научить «проводников» эффективной коммуникации в интернете.

Креативное агентство Wow (входит в состав Deltaplan Group) подготовило 50-страничный гайд. Мы не только объяснили «проводникам», какая миссия лежит в основе всей этой идеи, но и научили их придумывать темы для постов, использовать вовлекающие механики и продвигать свои аккаунты.

Полную версию этого гайда вы можете скачать <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fdisk.yandex.ru%2Fi%2F2rR6qVvJXl4Vwg&postId=248646" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">по ссылке</a>
Полную версию этого гайда вы можете скачать по ссылке

В результате, страницы наших подопечных начали набирать десятки, а иногда и сотни подписчиков. Казалось бы, не такой уж большой показатель — но в деле ВИЧ-повестки важен каждый подписавшийся. Ведь это не просто цифры — это живые люди, каждому из которых может быть нужна помощь.

Лучшая виральность — неслучайная виральность

В это же время наш проект заметили еще несколько организаций, занимающихся профилактикой ВИЧ. В течение нескольких месяцев они подключили своих консультантов к «Позитивному проводнику» — и проект разросся до всероссийского масштаба, охватив крупнейшие города страны.

Вместе с несколькими новыми партнерами Wow получило и их контакты. Это были не только новые «проводники», но и куча разных групп и сообществ, в которых общались ВИЧ-позитивные люди. Они зачастую похожи на классические группы поддержки, где все садятся в круг — только в онлайне.

Мы решили воспользоваться этими чатами и страницами: очень тактично, но регулярно мы говорили, куда еще можно обратиться за помощью. Ведь люди находятся в шоке от своего диагноза, им нужно поделиться переживаниями и получить поддержку — а именно для этого и нужен «Позитивный проводник».

«Знают все грабли и теперь помогают другим на них не наступать»: как мы сделали человечным ВИЧ-сервис

Параллельно мы пользовались и классическими таргет-инструментами. Наши кампании в Инстаграме и «ВКонтакте» были на нацелены на молодежь и людей среднего возраста из групп, наиболее уязвимых к ВИЧ. Среди их интересов, помимо непосредственно ВИЧ-тематики, мы выделили:

  • принадлежность к ЛГБТ и gay-friendly комьюинити;
  • знакомства и сексуальность;
  • наркотики и реабилитация.

За две недели мы охватили посевами 70 тысяч человек. За это же время наши таргетированные объявления набрали около 700 тысяч показов. Все это вылилось более чем в три тысячи заходов на сайт проекта. ~77% из них — по ссылкам из соцсетей, еще 17,5% — по прямым ссылкам.

Абсолютно новый сценарий поведения

Наша поддержка проекта «Позитивный проводник» длилась примерно полгода. За это сравнительно небольшое время нам удалось поменять годами работавшую систему: равные консультанты стали не одной из точек ВИЧ-сервиса, а первой точкой контакта с НКО.

При этом фокус на «проводниках» не помешал, а лишь помог остальным услугам обратившихся к нам НКО. В конце проекта их представители отметили, что личная подача и живой формат коммуникации позволили эффективнее направлять ищущих помощь людей к специалистам по ВИЧ.

Наконец, клиентские координаторы и сами «проводники» отметили, что люди стали гораздо чаще обращаться не только за консультацией, но и за АРВ-терапией. В том числе, те самые «потеряшки», на помощь которым по оригинальной задумке и был направлен весь наш проект.

400%
составил рост числа обращений за услугами равных консультантов и терапией (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года)

Вместе с кейсом «Позитивного проводника» мы попали в шорт-лист «Серебряного Меркурия» — одного из главных событий в российском рекламном календаре. Финал фестиваля пройдет 26-27 мая.

Следите за итогами вместе с Deltaplan Group: в Инстаграме и Фейсбуке.

Также читайте про еще один наш кейс, оказавшийся в шорт-листе «Серебряного Меркурия»: рекламу газировки на дальневосточных травах и ягодах, которую нельзя было продвигать через ее натуральность.

1313
7 комментариев

ОЙ! Я ща порефлексирую на эмоциях!
Почти 20 лет являюсь носителем ВИЧ. Среди ортодоксов - диссидент, среди диссидентов - ортодокс. Короче, не любят меня ни там ни там, потому как задаю не удобные вопросы и озвучиваю щепетильные темы, которые раскрывают всю эту благотворительность как бизнес на горе людей!

"разрабатывают методички о ВИЧ;
организуют группы поддержки;"

ой ли!) Методички они разрабатывают!) Всё уже разработано заграницей, а активисты только абзацы переставляют и пытаются оправдывать всяческие извращения типа анального секса, хотя должны в своих методичках писать про микротрещины и прочее такое, если во благо бы работали...Эти активисты постоянно чмырят людей, которые живут без терапии, что мол это вы без терапии живёте, а другие умрут! По факту же я лично отказался от терапии в 2007 году, когда мне её пытались навязать и все у меня было нормально. Решил принимать терапию я только в 2018 году и с того времени с моим здоровьем стало чуть хуже. Печень и почки напоминают о своем существовании. До этого, апока другая схема была - в туалет по маленькому по 20 раз в день бегал и по ночам раза два-три. 

"В «Гуманитарном проекте» хотели вернуть «потеряшек». Так специалисты из этой сферы называют ВИЧ-положительных людей, которые по каким-то причинам отказываются от антиретровирусной терапии."

Нормальные люди, изучив вопрос САМИ принимают решение о том, пора ли им на таблетки, а не слушают всяких равных консультантов, которые в большинстве своем или бывшие нарки, которым бог помог бросить - наградив их ВИЧом и вот они теперь несут свою щизоидно-благую весть! Любое лечение в стране добровольное, и если создаются группы навязывающие лечение, то возникает вопрос, а кому это нужно? а зачем? Зачем ВИЧевым льют в уши, что если не пить терапию, то умрешь, если цель терапии, это остановить распространение вируса ценой здоровья носителей ВИЧ?


"Они даже открыто говорили о том, что можно спокойно заниматься сексом и заводить детей"

равные консультанты любят залить в уши, что если ты пьешь терапию, то типа у тебя нулевая нагрузка, и что типа человек не заразный и можно давать всем без презерватива, хоть УК РФ с ними не согласен.....

Ответить

Т.е. вы с 2007 года не принимали терапию, возможно вели половую жизнь, скорее всего даже не сообщали никому о своём статусе (потому что сами застряли в образах из рекламы 90х, где ВИЧ+ это сплошь люди с "низкой социальной ответственность" (с) к коим себя вы и относили бессознательно и скорее всего отказ от приёма и был способом "стать нормальным" ) неизвестно сколько людей заразили, которые потом случайно при сдаче крови были ошарашены этой новостью, но здесь решили порефлексировать? 

"типа у тебя нулевая нагрузка", а типа это не так? 

Ответить

Вообще, шараги типа вашей слишком много на себя берут, когда берутся за проекты по навязыванию какой либо точки зрения людям! Если вы беретесь за такое, то у вас нет совести и бабло рулит вашей жизнью!

Ответить

Как вас бомбит. Я не имею отношения к этому проекту. В общем ничего по существу ответить не можете. 

Ответить