«У каждого, кто знал Антона, есть за что сказать ему "спасибо"»

Воспоминания знакомых и близких об Антоне Носике.

Антон Носик, фото: <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.facebook.com%2Fkatia.gaika%2Fmedia_set%3Fset%3Da.10102856662397452%26amp%3Btype%3D3&postId=25044" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Катя Гайка</a>
Антон Носик, фото: Катя Гайка

Российский блогер и медиаменеджер Антон Носик ушёл из жизни в ночь на 9 июля 2017 года. По предварительным данным, причиной смерти стал сердечный приступ. Ему был 51 год.

Носик известен как один из «отцов рунета» — он создавал издания «Лента.ру» и «Газета.ру», принимал участие в других интернет-проектах, развивал благотворительный фонд Pomogi.org, а также оставался одним из самых популярных блогеров российского сегмента сети.

Антон Носик был невероятно крутым, и это огромная утрата для всех, кто с ним общался. А общался он, по-моему, со всеми. Многие из тех, кто с ним не очень хорошо знаком, знают Носика как интернет-тролля, который обычно попадал в СМИ со своими провокационными высказываниями. Но был и другой Носик. Мудрый, невероятно эрудированный, знающий ответы на все вопросы. Он очень любил Италию, отлично разбирался в искусстве и мог часами рассказывать про архитектуру, скульптуру, живопись эпохи Возрождения. Он, кажется, знал в Италии каждую церковь и статую. Это был один из умнейших людей, кого я знал. (оригинал в блоге)

Илья Варламов, блогер

«Нет, ты не права, я не самый умный. Я просто быстро думаю. А ты, любимая, ленива и нелюбопытна».

Я не была ленивой или нелюбопытной, я была испуганным новичком и слово «интернет» для меня тогда не значило почти ничего, как и твоя фамилия. Но мы оба были правы: ты всегда очень быстро думал, и думал лучше всех.

Потом тебя назовут солнцем русского интернета и отцом-основателем. Как это было? 18 часов, 20 часов работы, сон за клавиатурой, еда на бегу, и снова работа, работа, работа. За тобой невозможно было угнаться, ты требовал, ты забрасывал редакцию сообщениями, ты кричал и придирался, упрекал и настаивал, правил и переделывал за нас, ты успевал больше, чем мы, твои сотрудники, вдесятером. Ты спешил.

Ты дал мне профессию, дело жизни, способ взаимодействия с миром, ты говорил: «Мне неинтересен сценарий войны, давай придумаем мирный».

Тебе было совершенно безразлично, что о тебе думают. Ты научил меня не бояться, в том числе и ответственности: «Любимая, никаких скиллов, чтобы быть начальником, не требуется. Просто однажды ты берешь на себя смелость принять решение и нести за него ответственность, и понеслась».

Ты легко расставался с идеями, деньгами, работой. Никогда — с людьми. Как я сердилась на твои дружбы со всеми подряд, на твою бесконечную толерантность. Ты был несправедлив и милосерден. Ты был жестким полемистом и очаровательным болтуном, ты совсем не боялся этой новой прозрачности, о твоих путешествиях, знакомствах, привычках в еде знали все сотни тысяч твоих подписчиков в соцсетях.

Ты таскал с собой связки ключей и не менее пяти гаджетов, рассованных по всем карманам. Тебе можно было позвонить в любое время. Ты успевал работать, заниматься благотворительным фондом, читать лекции, путешествовать, консультировать, ходить на концерты, воспитывать сына.

Ты спешил.

Ты сделал «Газету», «Ленту», «Вести», ты помогал создавать Newsru.com, BFM, ты работал для «Рамблера», «Живого Журнала», «Медпортала» и десятков других изданий, ты создал благотворительный фонд «Помоги.орг», ты открыл для нас интернет. Ты все успел. Спасибо тебе, дорогой. (оригинал на «Медузе»)

Галина Тимченко, гендиректор «Медузы»

Внезапно умер один из основателей рунета Антон Носик, которому 4 июля исполнился 51 год. Антон до последних дней вставал на защиту интернета и здравого смысла в своих точных и ярких постах в ЖЖ.

Последний раз Антон связывался со мной 4 июля, когда он отправил мне ссылку на очередной пост в защиту Telegram. Я ответил молчанием, в суматохе забыв поздравить Антона с днем рождения.

Антона будет не хватать. Он был одним из тех редких людей, кто ясно мыслил, ясно излагал, охотно делился своими знаниями, но оставался оптимистом. Он всегда поддерживал меня и многих других, а мы часто забывали поддержать его в ответ.

К сожалению, мы уже не сможем вернуть Антону ту теплоту, которой он делился с нами. Но мы можем хранить память о нем и защищать те принципы, которые он защищал, и следовать его примеру — поддерживать друзей, делиться знаниями, сохранять оптимизм и здравомыслие.

Спасибо за все, Антон. (оригинал во «ВКонтакте»)

Павел Дуров, основатель «ВКонтакте» и Telegram

Мои соболезнования в связи с безвременной кончиной Антона Носика. Он был настоящим профессионалом, первопроходцем российского интернета, ярким и талантливым человеком. С его именем связано создание известных интернет-ресурсов и проектов, которые пользуются популярностью у людей самых разных поколений и убеждений. Он много успел. Светлая ему память. (оригинал на Facebook)

Дмитрий Медведев, премьер-министр России

В марте 1998 года проходил второй РИФ (Российский интернет-форум), Антон тогда был знаменитым ведущим «Вечернего Интернета». Так я в первый раз его не только прочел, но и увидел. Это уже потом Антон запускал все главные онлайн-издания — и «Ленту», и «Газету». Хотя, возможно для своего времени «Вечерний Интернет» был гораздо более влиятельным СМИ.

На том историческом РИФе, кажется, впервые в реальной жизни встретились все, кто создавал главные интернет-проекты в России. Все поместились тогда в одной комнате. За свою жизнь Антон сменил кучу интернет-профессий, создал или постоял со свечкой при создании множества проектов. Но из той комнаты Носик никогда не уходил. Он так и останется навсегда одним из «отцов рунета».

Антон Носик был хорошим другом «Яндекса», нередко писал о нашей работе с присущей ему страстностью и эмоциональностью — просто потому, что ему это казалось правильным и справедливым.А в далеком 2001 году Антон выиграл первый чемпионат по поиску в интернете. Все заголовки были о том, что президент «Рамблера» выиграл кубок «Яндекса». У Носика навсегда останется титул — «Человек, который нашел всё».

Аркадий Волож, глава «Яндекса»

У каждого, кто знал Антона, есть за что сказать ему «спасибо». Я не исключение. Антон Борисович был нам всем добрым другом. За много лет у всех накопилось столько, что хватит не на одну книгу. Носик — добрый друг, безумно талантливый человек и ярчайшая звезда интернета. Антона хватало на всех нас, но не хватило на себя самого.

Антон Меркуров, интернет-эксперт

Антон был искренним человеком. Искренне спорил, искал, находил, ошибался, ссорился, мирился. И особо не жалел себя. Как-то совсем странно говорить про него в прошедшем времени. Но зато точно можно сказать, что именно он стал первым русскоязычным блогером в полном смысле этого слова, развивал идеологию свободных медиа в рунете, пользовательскую философию. Добавлю, что уход Антона не меньшая потеря для русскоязычных евреев. Очень грустно и не верится.

Михаил Гуревич, директор 101StartUp

Я стольким тебе обязана. И никогда не говорила ничего типа: ты важный человек в моей жизни. Я этим чертовым утром оборвала все телефоны, не умея поверить. Когда тянулись гудки, я переставала реветь и ждала, ты сейчас скажешь: «Привет, любимая!». Или: «Х****, любимая». Это очень твои слова. Мы прожили друг напротив друга на Речном целую вечность в другой жизни. И ты всегда ворчал, что мой дом испортил тебе вид на парк. И приходил за компенсацией, поглазеть за «свой» вид с моего балкона. С кем-то прекрасным, потом ещё с кем-то, опять прекрасным. Так ты познакомил меня с моими нынешними любимыми подругами. Ты никогда не жадничал. Ты был маньяком решения чужих проблем. Все мы как-то забывали, что у тебя тоже есть сердце, здоровье, проблемы, грусть, неустроенность, беда, наконец.Ты всех женщин рядом, близких и далеких, называл «любимая». «Зачем», — спрашивала я. «Звучит красиво», — ты отвечал.

Мы дружим с тобой больше двадцати лет. Мы, кстати, задумывали эту дружбу отметить, когда мне исполнится 45. Ты был очень разным. Я не всегда понимала, почему и зачем ты ввязываешься то в то, то в это. Но у тебя всегда был план по обустройству мира. Ты был бесконечно талантливым. Ты создал миллион всего, вырастил сына, которым гордился и с которым вы были страшно похожи. Я не помню, чтобы про кого-то, кому ты помог, ты потом говорил: «И вот даже не сказал спасибо». Не думаю, что ты не нуждался в «спасибах», но так складывалось.

Я знаю тысячи людей, обязанных тебе карьерой, идеями, деньгами, благополучием. Ты не умел пройти мимо хотя бы гипотетически решаемой проблемы, не попытавшись попробовать ее решить. Как минимум, ты был тем человеком, который во время бойкота НТВ не побоялся нерукопожатности и попросил всех подписчиков плюнуть на бойкот и смотреть мой «Победить рак». Ты вообще, кажется, ни черта не боялся.Мы на днях придумали одну крутую штуку. Ты придумал. Тебе б ради реализации пришлось попыхтеть. Я ныла и говорила, да ладно, не надо ничего делать. А ты бубнил: «я все сам; х****, любимая». Больше ничего делать не надо. Я не знаю, как мы все теперь будем справляться с этим миром без тебя. (оригинал на Facebook)

Екатерина Гордеева, журналист

Умер Антон Носик. К Антону относились по-разному, человек он был непростой и иногда резкий. Но резкость эта была всегда, от желания справедливости, а не от желания выгадать что-то для себя. Для меня он один из тех людей, что сформировали рунет. Вообще если задуматься, интернет начала двухтысячных впитал в себя мысли и характер таких как Антон. Многие считали тогда, что Носик — типовой блогер. А было наоборот — рунет был отражением блогера Носика. (оригинал в Telegram-канале)

Григорий Бакунов, директор по распространению технологий «Яндекса»

С Антоном Борисычем мы пересекались редко, но метко. У него была суперспособность запоминаться и вдохновлять тебя самим фактом своего присутствия, самим образом жизни. Только что ты с ним поздоровался на бегу, а через несколько часов он уже ведет трансляцию из Венеции. И ты думаешь — а что мне мешало махнуть туда, своими глазами увидеть? И зажигаешься новыми возможностями надолго.

Мне будет очень не хватать этого жизнелюбия, этой легкости, с которой меняется реальность вокруг человека, этой простоты в общении. Как это все восполнить — не представляю.

Александр Амзин, медиаконсультант

Антон Носик, прославившийся как основатель Lenta.ru, Gazeta.ru и кучи других СМИ задолго до того, как я получил хоть какую-то работу, связанную с интернетом, всегда был человеком, который что-то слышал, что-то знает и понимает.

Весна 2004 года: я вижу Носика на какой-то конференции, где он долго и увлеченно мне объясняет (не зная меня абсолютно), в чём была причина обвала NASDAQ трёхлетней давности. Кажется, это была наша первая встреча.

Более частым и осмысленным наше общение стало после того, как я попал в издание «Вебпланета» (кстати, это попадание было отмечено накреативленной мной новостью про сорокалетие Носика). Это был период расцвета компании SUP и русского ЖЖ, период непросчитываемых трат на создание медиа.

Антон Носик и Энди Полсон не сходили с полос газет, чем они не всегда были довольны. Антону приходилось много бодаться с журналистами, которые писали про бизнесы, в которых он участвовал, не так, как это было нужно этим бизнесам.

Позже, когда Антон отошёл от непосредственного управления крупными проектами, он нисколько не потерял в информированности и цепкости анализа, в котором у него всегда было много сарказма и язвительности. Статус «строителя российского интернета» он сменил на статус «гуру российского интернета».

Снова и снова мы сталкивались как на мероприятиях, так иногда и просто в Москве, по которой он то ходил пешком, то ездил с водителем на какой-то простецкой иномарке.

Вовлечённости в интернет-бизнес Антону по-прежнему хватало, чтобы объяснить абсолютно любому ту тему, в которой он сам разбирался, за отведённое время. За что он был нежно любим эфирными СМИ, которые очень ценят ёмко говорящих спикеров.

Например, когда вся пресса билась в истерике из-за казавшегося ей неизбежным бана Telegram, Антон спокойно и уверенно в эфире «Эха Москвы» объяснил, почему Telegram забанен не будет. И оказался прав.

Антона всегда распирало от желания общаться с людьми. Ни разу я не видел его подавленным или мрачным, ни разу не видел, чтобы он отказывался с кем-то поговорить. Он всегда терпеливо отвечал на самые дилетантские вопросы.

Земля пухом, Антон. Нам тебя будет не хватать. (оригинал на «Секрете фирмы»)

Юрий Синодов, издатель Roem.ru

Он был великий. Для меня было честью работать с ним.

Андрей Коняев, главный редактор N+1

В каком-то интервью в году, наверное, в 2010 меня спросили: а можете назвать людей, которых считаете своими менторами?

Вопрос был неожиданный и странный, я ни про кого из своих знакомых не думал вот прям в таких определениях — «ментор». Я ответил, что надо подумать и отвечу позже.

Потом сел и прикинул: кого я действительно считаю наставником и в чьих советах я на самом деле нуждаюсь. На следующий день прислал журналисту по email три или четыре имени, одно из них было: Антон Носик.

Не могу сказать, что уже тогда прямо сильно дружил с ним, но «надо с Носиком это обсудить» постоянно появлялось в моей голове всегда, когда я думал о чем-то связанном с интернетом, ИТ, медиа, журналистами, блогами, взаимодействию с людьми через интернет и так далее.

Потом мы с ним действительно подружились. И я сам и Юля тоже — Носик уже стал другом нашей семьи. Он совершенно решающее оказал влияние на мои взгляды и практики, связанные с интернетом и журналистикой. Уверен, что то же самое могут сказать очень многие. Ему не очень нравилось, когда его представляли «один из создателей Рунета», но ведь так оно и есть.

А ещё он постоянно в соцсетях вешал фоточки из Венеции. А я ему всё время говорил: бесишь этим меня — человека без загранпаспорта. Он смеялся: ничего, рано или поздно получишь загранпаспорт, устрою вам с Юлей экскурсию по Венеции, а потом ещё и по Иерусалиму.

Этой ночью он умер и Венецию уже не покажет. Всего 51 год — совсем молодой.

Сегодня много кто искренне напишет «для нас это большая утрата». Вот и для нашей семьи тоже. Для меня лично это прям та самая «невосполнимая потеря», как это часто пишут в некрологах. Реально некем его заменить. Нет такого другого человека: умнейшего, ироничного, весёлого и готового дать лучший совет.

Вот сейчас полез гуглить — что там положено сказать умершему еврею. И сразу представляю как он бы хохотал над этим. Тебя будет очень не хватать, Антон, но ты всё равно спи спокойно.

Алексей Навальный, политик
1717
12 комментариев

"…«Мартышка отдуплилась» — знаменитое выражение, которым блоггер Антон Носик охарактеризовал в Живом Журнале смерть правителя Венесуэлы Уго Чавеса в марте 2013 года.
значит, и про него так можно

10
Ответить

Скажу только, что "отцом рунета" был точно ни он как это говорят многие СМИ.

3
Ответить

Ну даже Волож назвал его один из отцов русского интернета, так что. Все же он был очень заметной и влиятельной фигурой на заре рунета.

3
Ответить

Ну Воложу, Дурову, Галине Тимченко, Бакунову и многим другим лучше знать...

3
Ответить

Соглашусь. Для меня "отец" русского интернета был, есть и будет Илья Сегалович. Никакие блогеры его не заменят.

1
Ответить