​Как стать площадкой для цифровой трансформации лесной отрасли? Опыт ForestTech Accelerator

Привет, меня зовут Леонид Чернигов – я организатор ForestTech Accelerator. Без малого полгода мы с командой работаем над корпоративным акселератором в лесной отрасли. Все это время здесь на VC.RU рассказываю о том, как это происходит, что получается, а что еще надо допилить.

Чуть больше, чем через месяц, состоится то, ради чего все и затевалось – Demo day, на котором команды представят результаты своих пилотов, а бизнес-заказчик выберет проекты для масштабирования. Однако для ForestTech Accelerator (FTA) – это только начало. Demo day станет финальным аккордом первого потока FTA и одновременно точкой отчета для запуска второго и последующих потоков. О том, почему логика развития акселератора в консервативной сфере вылилась в работу «в долгую» и как FTA поможет засеять инновациями даже небольшие компании – ниже.

Не драться, а развивать сообща

Принципиальное решение о том, что после завершения первого потока ForestTech Accelerator продолжит работу как корпоративный акселератор лесной отрасли уже принято. И это не только и не столько результат амбиций команды проекта, сколько запрос рынка. Стартовав акселератор в относительно новом для российского, да и мирового венчура направлении – инноваций в лесной сфере – мы очень быстро поняли, что это история «в долгую». Про FTA говорили в отрасли, писали СМИ – к слову, не только «лесные», главное же – акселератором и его возможностями стали интересоваться крупные компании ЛПК. Степень интереса – от прямых переговоров, которые под занавес первого потока идут все активнее, до сдержанного, но очень пристального наблюдения со стороны.

Почему проект столь интересен рынку? Ответ очевиден: в лесной отрасли огромный (даже так – ОГРОМНЫЙ!) запрос на новые технологии. Запрос этот есть как со стороны самих компаний, так и со стороны государства (последнее, впрочем, не столько просит, сколько твердо настаивает). «Цифровизуйся или умри» – больше не присказка из будущего, а заявившие о себе во всеуслышание реалии. При этом в отличие от многих других сфер, живущих ровно по такому же сценарию, отрасль лесная стоит особняком. Во-первых, спрос на продукцию ЛПК превышает предложение – особенно это касается компаний, ориентированных на экспорт. Во-вторых, крупные компании работают каждая в своем сегменте. Как результат – низкий градус конкуренции на рынке позволяет не драться за инновации, а развивать их сообща.

Прочерчивая векторы развития FTA, среди прочего рассматриваем вариант запуска нового потока в партнерстве не с одним, а одновременно с несколькими промпартнерами. То, что сложно представить, скажем, на рынке мобильных операторов, «в лесу» не просто возможно, но и может вылиться в тот самый win-win. Компания, получившая доступ к технологии первой, снимет все сливки – как это обычно и бывает с пионерами. Зато компания, которая будет работать с технологией второй, получит готовый к внедрению продукт – без «заусенцев» и «Нам бы еще пару дней на докрутить…»

В выигрыше от такого подхода останутся и стартапы. Опытные и уже стоящие на ногах команды – а для них акселератор, как правило, это не более, чем удобная точка входа в компанию – получат доступ сразу к нескольким потенциальным партнерам. Начинающие же команды смогут приземлить и докрутить свою технологию под разные условия, что в будущем добавит тиражированию проекта скоростей.

«Коробочные» инновации

Такой подход отвечает и глобальным целям акселератора – стать не просто площадкой развития, а триггером для цифровой трансформации отрасли в целом. Тем более, что к этому все готово. У отрасли есть запрос, у рынка инноваций – решения. Значительная часть из них находится в высокой степени готовности к внедрению. Есть и другая часть – разработки на ранней стадии, но с очень большими перспективами. Дорастить такие проекты до внедрений можно только в невраждебной и одновременно плотно соприкасающейся с рынком среде – акселераторе инноваций. Это и есть основная роль FTA – создать среду, где инновации их потенциальный потребитель смогут не просто встретиться, но и поговорить на одном языке, наметить KPI и планомерно к ним двигаться. Форма работы может быть разной – от R&D-центра до сервисной компании и непосредственно интегратора.

Развиваясь в этом векторе, FTA неизбежно будет выступать и как амбассадор инноваций в отрасли. То, что мы отчетливо видим сейчас: конечный потребитель инноваций в виде крупных корпораций уже очень развит, но все еще находится не на том уровне, чтобы работать с инновациями осознанно. Отрасль именно в силу своей консервативности остро нуждается в «арбитраже», который будет видеть проблему, приходить на предприятие и предлагать решение. Не совсем очевидный, но очень перспективный путь развития инноваций: говорить о возможностях, растить культуру, сеять новые технологии и решения даже там, где пока обходятся без них.

И это шаг за шагом будет расширять воронку потенциальных потребителей новых технологий. Приземлив свое решение на первое, второе, третье крупное предприятие через два-три года технологическая компания неизбежно начнет выходить сначала на средние, а после и на небольшие предприятия. Маховик инноваций в ЛПК можно (и нужно!) раскрутить до таких скоростей, чтобы довести инновации до «коробочных решений», которые, условно, просто втыкаешь в розетку, и оно сэкономит малому предприятию миллионы рублей. Но чтобы упаковать сложную технологию в «коробку», нужно пройти нелегкий путь: изучить отрасль, понять нюансы ее работы, погрузиться в постоянно меняющееся законодательство, заточить само решение под технологический процесс. Словом, сделать все того, вокруг чего и строится работа акселератора и крупных индустриальных партнеров. Все ли будет гладко на этом пути? Нет. Но, как говорится, дорогу осилит идущий.

4 комментария

Вы написали достаточно много постов, но комментариев почти нет. Прочел очередную заметку Вашу - оно полность состоит из клише. Может изменить стиль и начать рассказывать про реальное, то, что есть?

Ответить

Александр, спасибо за обратную связь! Реальное - это, на ваш взгляд, что? О чем было бы интересно почитать?

Ответить