«За 13 лет работы в "Яндексе" сделок такого масштаба не припомню»

Мнения российских инвесторов и реакция соцсетей о слиянии «Яндекс.Такси» и Uber.

«За 13 лет работы в "Яндексе" сделок такого масштаба не припомню»

13 июля «Яндекс» и российское подразделение Uber подписали соглашение о слиянии и образовании совместной компании в сфере пассажирских перевозок. По условиям, стороны инвестируют $325 млн, а оценка нового бизнеса превысит $3,7 млрд. Главой объединенного сервиса станет нынешний генеральный директор «Яндекс.Такси» Тигран Худавердян.

Также Uber передаст российской компании бизнес в Азербайджане, Армении, Белоруссии, Грузии и Казахстане, и сервис UberEATS. На фоне сделки стоимость акций «Яндекса» на Московской бирже выросла до исторического максимума и составила 1904,5 рублей.

Редакция vc.ru собрала мнения о сделке российских инвесторов и пользователей соцсетей.

Идея убрать конкуренцию между собой и вместе двигаться вперед вполне разумная. [Компании] по своей статистике лучше всех видят, насколько мешают друг другу.

Экономия на затратах — это тоже плюс, будет легче бороться с Gett. Негативный момент только один — освобождается место для еще одного игрока. А он появится с высокой вероятностью.

Герман Каплун, сооснователь венчурного фонда TMT Investments

Думаю, это хорошая новость почти для всех — и для «Яндекса», и для Uber, и для рынка. Конкурентам будет сложнее.

Слабость Uber пока сильно преувеличена, хотя, конечно, компания сейчас не в лучшей форме. Обычно они не признают конкурентов, а предпочитают их уничтожать агрессивным демпингом.

Тем не менее, это однозначно большая сделка для обеих компаний. Появление нового «единорога» в рублевой зоне — редкая и хорошая новость для отечественного ИТ-рынка. Так что мои поздравления Аркадию Воложу и команде.

Александр Туркот, основатель и управляющий партнер Maxfield Capital

Мы видим, что Uber теряет рынки один за другим, отдавая бизнес местным партнерам. Сначала был Китай, теперь Россия. Это происходит на фоне масштабирования убытков и кризиса управления, когда Трэвиса Каланика пытаются убрать с поста генерального директора компании.

Это, в целом, не очень хорошие новости для компании. Для «Яндекса», наоборот, это возможность резко нарастить бизнес. С третьей стороны, подобную ситуацию можно сравнить с сотовыми вышками. Операторы связи имеют положительный опыт строительства вышек, на которые одновременно ставятся несколько передатчиков разных сотовых операторов. Это позволяет существенно сокращать капитальные расходы.

Синергетические эффекты от слияния и унификации инфраструктуры могут позволить значительно сократить расходы объединенной компании. Вопрос в том, насколько успешно будет проведен процесс интеграции и не возникнет ли управленческих конфликтов.

Сергей Негодяев, директор по работе с портфельными компаниями ФРИИ

​Очевидно, что у Uber по всему миру проблемы с локальным управлением. Вливание огромных денег не сильно помогает. Так что Россия стала второй страной после аналогичной сделки в Китае. Успехов ребятам в «Яндексе».

Евгений Гордеев, управляющий партнер Russian Ventures

​Для индустрии в целом, эта сделка — хороший пример того, как российские компании успешно играют наравне с международным бизнесом. То, что мировой гигант признал лидерство российского игрока и предложил партнерство — хороший знак для рынка и отрасли.

Для пользователей это может выглядеть несколько иначе: именно конкуренция этих двух компаний разогревала российский рынок такси и снижала цены на поездки, сейчас они могут подняться. Но катастрофы не произошло, в России осталось несколько других крупных игроков.

Александр Горный, директор по стратегии и анализу Mail.Ru Group

​Объединение «Яндекс.Такси» и Uber всколыхнуло рынок не только B2C, но и консервативную логистическую отрасль. Сделки международного уровня случаются в транспортной сфере с российскими компаниями не чаще периода в два-пять лет. В прошлом году инвестиции от Volkswagen привлек сервис онлайн-такси Gett, в этом году объединение Uber и «Яндекс.Такси» — периодичность докризисных времен.

Очевидно, что зарубежные игроки видят перспективы в инвестициях на российском рынке и постепенно оправляются от «валютного шторма» 2015 года. Российский рынок очень интересен международным компаниям, но при этом остается одним из самых сложных в мире из-за своей специфики.

Сделка между Uber и «Яндекс.Такси» может стать толчком для изменений в логистическом B2B-секторе, который традиционно отстает от B2C направления. Согласно данным исследования Roland Berger, этот рынок в четыре раза больше всего рынка онлайн-такси.

Имея стратегические планы по масштабированию и диверсификации бизнеса, Uber сейчас активно развивает новое для себя направление грузоперевозок в США. В октябре 2016 года появился сервис грузоперевозок Uber Freight.

В России офис Uber работает по направлению онлайн-такси и сосредоточен в большей степени на привлечении новых пользователей и водителей. Понятно, что объединившись с «Яндексом», при этом с меньшей долей, Uber может переориентироваться на рынок B2B и грузоперевозок.

Сейчас эту нишу занимает Deliver и ежедневно уже отрабатывает до 1000 заказов. При этом традиционно транспортные компании с digital-ориентацией, начинавшие развиваться на российском рынке, имеют довольно явные перспективы развития и поддержку со стороны государства. В то время как зарубежные игроки зачастую сталкиваются с различными сложностями в сфере налогообложения, законодательства и финансов.

Как пример — скандальная история с уплатой налогов в российскую казну зарубежным гигантом Uber. Понятно, что для игры по российским правилам компании необходимо было заручиться поддержкой крупного российского игрока. В связи с этим вопрос самостоятельного выхода Uber Freight на российский рынок логистики очень неоднозначный.

Рынок грузоперевозок в России сегодня имеет раздробленную и фрагментированную структуру с большим количеством игроков традиционной модели работы. До 85% участников рынка — это мелкие компании и частные перевозчики. Из-за большого количества посредников эффективность грузоперевозок сегодня крайне низкая, и исправить это можно только с помощью современных технологий.

Подобный рывок в сфере онлайн-такси произошел в начале 2010-х годов, когда сфера такси столкнулась с похожими проблемами большой раздробленности и неэффективного ценообразования. Очевидно, что сегодня схожие тенденции есть в сфере логистики. Рынок готов к переходу на технологичную модель функционирования.

Данил Рудаков, основатель Deliver

Реакция пользователей соцсетей

88
30 комментариев

мегафон норм)

9
Ответить

Особенно забавно в свете новости о выкупе доли Билайна в Евросети, после которого Мегафон станет её единственным владельцем.

Ответить

...вот вам и вась вась))) govoritmoskva.ru/news/127464/ Вова Путин дошептался с Трампом ))))

6
Ответить

Трамп в штаны наложил)))

Ответить

В сделке Uber и Яндекс такси упускается момент, что собственно такси в данном случае-- это надводная часть айсберга. Главная цель обеих компаний-- создать самоуправляемый автомобиль, а перевозка людей за деньги с использованием приложения на телефоне -- просто средство для сбора данных.
Uber продвинулся в разработке автопилота дальше многих гигантов и именно поэтому продолжает дорожать при адских операционных убытках. Яндекс, в свою очередь, обладает невероятным пулом технологий машинного обучения плюс собственным картами и активно занимается самоуправляемыми автомобилями.
Объединение двух компаний может дать синергитический эффект вовсе не в области развода на деньги любимых пассажиров, а именно в высоких технологиях.
Яндекс дает свой стек технологий (AI, карты, инфраструктура) и решение операционных проблем на постсоветском пространстве, а Uber свои ноу-хау в области автопилотов и выход на международные рынки, потому что понятно, что можно построить суперумный автомобиль, но с отечественными регуляторами и автопромом он далеко не уедет.

5
Ответить

хаа, яша убер нагнул, вот раскладец. Россия вперед!!! Хоть маленькая, но победа))))

6
Ответить