Как на маркетплейсах сохранить продажи или зачем регистрировать свой бренд?

Как на маркетплейсах сохранить продажи или зачем регистрировать свой бренд?

Меня зовут Катя Канева, я патентный поверенный РФ №1685, судебный юрист, консультант по управлению и коуч ICF. По данным Data Insight (https://datainsight.ru/DI_eCommerce2020), торговля на маркетплейсах в прошлом году выросла на 78%.

Из них почти половина заказов прошла через крупные маркетплейсы. О том, какие подводные камни подстерегают поставщиков и как сохранить свои продажи, расскажу в этой статье.

TL;DR: Успешные бренды копируют. Это простой путь для увеличения дохода или избавления от конкурентов. В конце статьи советы как снизить вероятность таких ситуаций и бонус – мой иллюстрированный табу-лист по выбору собственного товарного знака!

Как и зачем воруют бренды?

На маркетплейсах прибыль могут получить даже начинающие продавцы. Площадки берут на себя привлечение клиентов, логистику, хранение. Настолько всё кажется идеальным, что появляются мысли «а в чём подвох?». Рассказываю.

Для торговли на маркетплейсах вы даёте название своему магазину. Так вот, наименования копируют. Это могут быть конкуренты, тролли или даже сама площадка.

Возможно, вы слышали истории, как за рубежом Амазон копирует успешные бренды, выпускает и продвигает похожие товары, но уже под своей маркой (https://www.wsj.com/articles/amazon-scooped-up-data-from-its-own-sellers-to-launch-competing-products-11587650015).

Бренды воруют.

Суть в том, что когда идут продажи у поставщика, другой менее успешный, но с деньгами, берет и регистрирует этот бренд.

Конкуренты идут по этому же пути. Продают похожий товар, но дешевле. Чем закончится история, можно только гадать. Кто-то ограничится копированием. Кто-то зарегистрирует название, запретит вам продавать товар под своим именем и потребует с вас компенсацию до пяти миллионов рублей.

Например, ООО "Радуга" продает на 67 миллионов. Но на площадке они как Радуга, а не как ООО. В итоге какой-нибудь ИП Иванов идет и регистрирует бренд Радуга, и забирает все продажи площадки. Фактически, весь раскрученный товар под этим брендом уходит тому, у кого документы.

Например, ООО «Радуга» продаёт на маркетплейсе. На площадке он называется Радуга. Другой поставщик, пусть будет ИП Иванов, видит, что ваши продажи растут. Что делает наш герой? ИП Иванов регистрирует бренд Радуга и заявляет, что вы использовали его товарный знак и присвоили продажи. Идёт в суд, получает ваши кровно нажитые денежки и бизнес. И вот вы уже не успешный предприниматель, а банкрот. Понятно, что я утрирую. Но суть передана верно.

Другая ситуация с патентными троллями. Они же конкуренты и на маркетплейсе уже не первый год.

Продавцы ратуют за безопасность: не хотят демпинга и расширения рынка. Поэтому им выгодно избавляться от новичков. К тому же это своеобразный тест на адекватность. Нет товарного знака – нет перспектив для долгосрочной работы, любой может присвоить бренд.

Так вот, возвращаясь к троллям. Они регистрируют ваше название и сживают вас с маркетплейса.

Как на маркетплейсах сохранить продажи или зачем регистрировать свой бренд?

Из-за чего может возникнуть путаница?

Давайте определимся с терминологией. В законе прописано, что товарный знак – обозначение продукта или услуги, зарегистрированное в Роспатенте.

Наименование должно отличаться от уже существующих в своём классе. Чтобы не повторять название и не путать покупателей, написание, смысл и звучание должны разниться. То есть, если подобный товарный знак уже зарегистрирован на территории России, или только подана заявка по тем же продуктам или услугам, вы свой оформить не сможете.

Для чего такие сложности? Чтобы потребители не запутались в названиях.

Например, бренд одежды «Радуга» и Raduga может ввести покупателя в заблуждение. Поэтому товарный знак с похожим названием уже не зарегистрируют на основании п.6 ст. 1483 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ). Но бренд одежды «Радуга» и садовый инвентарь Raduga вполне может быть зарегистрирован, если название ещё не занято.

Как же сохранить продажи и не нарушить ничьи права?

Некоторые маркетплейсы включают в договор о сотрудничестве пункт о том, что продавец подтверждает, что права на товарные знаки он не нарушает. Если же выяснится, что бренд посягнул на чужую собственность, то должен компенсировать все неустойки площадке.

Регулирует отношения при незаконном использовании товарного знака ст. 1515 ГК РФ. Размер компенсации, которую может потребовать правообладатель без обязанности доказывать свои убытки, составляет от десяти тысяч до пяти миллионов рублей.

Как же связаны регистрация бренда и защита от нарушения чужих прав? Перед выдачей свидетельства на товарный знак проверяется уникальность вашего названия. Если оно повторяется, то свидетельство на подобный нейминг не выдаётся.

Имейте в виду, что охранная маркировка ® используется только для зарегистрированных брендов. За нелегальное добавление к наименованию грозит ответственность, в том числе уголовная по статье 180 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - УК РФ).

Почему именно на маркетплейсах опасность нарваться на схожие названия настолько высока?

До появления площадок рынок сбыта ограничивался определенными территориями. Бизнесмены работали в разных городах и не пересекались. При этом нарушение могло быть. Но об этом никто бы никогда не узнал. Онлайн-продажи стирают границы. Вы работаете на территории всей России, и продублировать название проще простого.

Как происходит регистрация товарного знака?

Процесс складывается из нескольких этапов.

● Вы выбираете наименование и определяете виды деятельности, которое оно будет защищать.

● Проверяете товарный знак. Находите варианты по базам, смотрите для каких товаров и услуг они используются. Изучаете регламент Роспатента и сравниваете с ограничениями при регистрации товарного знака. В этом вам поможет мой иллюстрированный табу-лист по выбору собственного товарного знака.

● Оплачиваете госпошлину за подачу заявки и экспертизу.

У патентного ведомства могут появляться вопросы. Чиновники направляют запросы по адресу, указанному в заявке. Поэтому важно указывать действующие контакты, чтобы вовремя отвечать на письма. Иначе сроки для ответа на уведомления истекают, в регистрации отказывают, оплаченные сборы не возвращаются. Увы, это так.

● И наконец, получаете свидетельство после оплаты очередных госпошлин при успешном исходе дела.

Товарный знак действует 10 лет. В последний год можно снова оплатить денежный сбор и продлить срок ещё на 10 лет. И так до бесконечности.

Какие варианты подачи документов на регистрацию существуют?

Есть несколько способов. Каждый имеет свои «плюшки» и ограничения.

  • Вы можете подать документы самостоятельно.

Плюс – это экономия денежных средств.

Минусы:

•без опыта будет сложно разобраться в результатах поиска сходных наименований,

•в случае отказа госпошлина не возвращается, время упущено.

  • Вы можете обратиться к патентным поверенным или в юридические компании, которые специализируются на этих услугах.

При подаче документов через посредников минус только один – дополнительные расходы на оплату их помощи. Компании могут предоставлять скидки на рыночных условиях. У каждой организации они свои, нужно уточнять.

При выборе подходящего варианта учитывайте ваш бюджет и качество предложения. Если обращаетесь к юристам, придирчиво оценивайте все шаги и стоимость услуг. Результат вы узнаете примерно через 5-6 месяцев, потраченные деньги и время вернуть уже не сможете.

Итак, какие варианты остаются у продавцов?

Надеяться на русский авось или регистрировать товарный знак. Узаконенный бренд решает сразу две проблемы. Обезопасит вас от потери бизнеса и от возможных расходов, связанных с нарушением чужой собственности.

Для меня регистрация товарного знака - это слишком дорого. Ну, заблокируют партию, и ладно. Буду искать другие варианты.

Санкции могут ограничиться не только запретом на продажу товара. Есть вероятность, что заблокируют и вас, как поставщика услуг.

Кто-то ограничится лишь тем, что уберет вас с площадки. Кто-то добьется компенсации через суд. То есть и товар заблокируют, и счёт выставят на оплату убытков и расходов на юристов.

Маркетплейсы с нас берут комиссию. Пусть они и проверяют, нарушаю я чьи-то права или нет.

На практике всё чуть сложнее. Нужно провести серьезную проверку по базам Роспатента, проанализировать найденные зарегистрированные товарные знаки и поданные заявки. Чтобы проверить все наименования, которые продаются на площадках, им нужен огромный штат юристов. А раз так, то возрастут комиссии, торговля перестанет быть рентабельной для продавцов.

Маркетплейс может отказаться от работы со мной, если у меня не зарегистрирован товарный знак?

Каждая площадка решает этот вопрос по-своему. Их можно разделить на две категории.

  • Первая группа не работает с продавцами без товарного знака. Например, Lamoda устанавливает, что поставщикам нужно иметь зарегистрированный бренд.
  • Вторая группа перекладывает ответственность на продавцов. Например, Wildberries указывает в договоре, что в случае нарушения прав поставщик обязан возместить маркетплейсу все понесенные расходы.

Если по этой теме у вас возникли вопросы - я всегда на связи в директе Instagram @kaneva.katia или на VC.RU и помогаю всем, кто ко мне обратится. А для интересующихся бонус – иллюстрированный ТАБУ-ЛИСТ по регистрации собственного товарного знака.

Пишите, спрашивайте, обязательно расскажу!

1818
18 комментариев

"Например, ООО «Радуга» продаёт на маркетплейсе. На площадке он называется Радуга. Другой поставщик, пусть будет ИП Иванов, видит, что ваши продажи растут. Что делает наш герой? ИП Иванов регистрирует бренд Радуга и заявляет, что вы использовали его товарный знак и присвоили продажи. Идёт в суд, получает ваши кровно нажитые денежки и бизнес. И вот вы уже не успешный предприниматель, а банкрот. Понятно, что я утрирую. Но суть передана верно."


Катенька, перестань нести чушь и запугивать людей. Я понимаю что без лоха и жизнь плоха, но все же. ООО Радуга элементарно доказывает что работает под тм гораздо дольше Иванова, и у них есть goodwill, а ИП Иванов делает то, что называется passing off, не знаю как на вашей мове это понятие будет. И в суде ООО легко выиграет права на знак 

2
Ответить

Это как? ООО Радуга продает на 67 миллионов что? Нечто, производящееся этим самым ООО? Тогда откуда ИП возьмёт это? 
Или, как и большая часть продавцов на МП, перепродает что-то? Тогда, что и каким классом будет регистрировать ООО? 

О чем сей объемный текст? 

1
Ответить

Статья довольно таки полезная. Маркетплейсы сейчас стремительно набирают силу. Но как в Амазоне пока еще нет повсеместных брендов, но чую скоро и к нам это придет. Поэтому статью в закладки. Автору - спасибо и респект))

Ответить

Спасибо, Даниил, рада быть полезной!

Ответить

а регистрация бренда\товара это международная штука, или действует только внутри страны ?

Ответить

Смотря где регистрируешь. Америка на Америку, Россия на Россию, EUIPO на Европу, но можно отдельно страну внутри ЕС выбрать 

Ответить

Ну уважаемый Шломо в целом все верно написал. Нет какой-то "международной" защиты (как в авторском праве) - каждая страна отдельно в своем патентном ведомстве решает предоставлять или нет правовую охрану знаку. И в каждой стране отдельно знак имеет защиту. Есть действительно знак ЕС (благодаря их конвенции на все страны ЕС) и различные процедуры позволяющие упросить подачу (и сэкономить) тип Мадридского протокола, его иногда ещё называют "международный товарный знак", но юридически это сложнее все.

Ответить