От изобретения роутера до разработки продуктов в сфере «интернета вещей»

История Cisco Systems.

От изобретения роутера до разработки продуктов в сфере «интернета вещей»

Обозреватель vc.ru изучил историю Cisco Systems, основанной супругами Леонардом Босаком и Сандрой Лернер, которая прошла путь от небольшого стартапа до транснационального гиганта, является одним из лидеров в отрасли телекоммуникаций, а также в последние годы активно занимается разработками в сегменте «интернета вещей».

Основание Cisco Systems. Леонард Босак и Сандра Лернер

История компании началась в Стэнфордском университете. Здесь работала супружеская пара Леонарда Босака и Сандры Лернер. Леонард трудился в лаборатории факультета информатики, а Сандра — в Стэнфордской школе бизнеса. Тогда каждое подразделение университета имело собственную локальную сеть. Проблема была в том, что они работали на разных протоколах. Супруги, находясь в соседних зданиях, даже не могли обмениваться между собой электронными письмами.

Босак взялся за решение этой проблемы и разработал технологию, известную как мультипротокольный маршрутизатор. Однако не все согласны с этой версией событий. По другой из них, первый мультипротокольный маршрутизатор разработал Билл Ягер в 1980 году.

Ягер утверждает, что в 1985 году всё ещё работавший в Стэнфорде Босак попросил у него доступ к исходным кодам программного обеспечения маршрутизатора, мотивируя это желанием расширить функциональность. В то время Ягер ещё не знал о создании Cisco, а потому предоставил доступ.

Технология Босака университетское руководство не заинтересовала. Тем не менее позже оно попыталось воспользоваться тем, что изобретение было создано Босаком в период его работы в университете, и получить от Cisco $11 млн в качестве лицензионных сборов. Стороны сумели договориться, сойдясь на более приемлемом для Cisco варианте — выплате $150 тысяч, обеспечением бесплатными маршрутизатороми и техподдержкой.

Не найдя понимания в университете, супруги задумались над тем, чтобы продать технологию компьютерным компаниям. Но ни одну из них она также не заинтересовала.

<i> Сандра Лернер и

Леонард Босак </i>
Сандра Лернер и Леонард Босак

После этого супруги решили рискнуть и открыть своё дело. Остановились на названии Cisco — в честь Сан-Франциско. Ни о каких инвестициях в начале существования компании речи не шло. Лернер и Босак были вынуждены заложить дом и выплачивать зарплату из собственных средств.

В то время Cisco была не единственной компанией, работающей в направлении маршрутизаторов, и чтобы стать для них реальным конкурентом, технологию пришлось улучшать. В 1986 году Cisco представила мультипротокольный маршрутизатор AGS, который получил первый коммерческий успех.

Cisco AGS, 1986 год
Cisco AGS, 1986 год

В этом же году месячная сумма продаж достигла $250 тысяч. За 1987 финансовый год доход компании составил $1,5 млн. Первыми клиентами Cisco стали университеты, исследовательские центры, правительственные и другие организации.

Одновременно руководство старалось привлечь более крупные компании и холдинги. Для этого требовалось улучшить существующие технологии, чтобы они могли удовлетворить их потребности. Компания начала расширять количество коммуникационных протоколов, поддерживаемых маршрутизаторами.

В 1988 году, несмотря на быстрый рост, компания остро нуждалась в притоке капитала со стороны. Босак и Лернер наконец смогли найти для Cisco инвестора. Им стал фонд Sequoia Capital. Его глава Дон Валентайн поставил перед супругами условие — передача фонду контрольного пакета акций. По другой версии, Валентайн потребовал только треть от Cisco и возможность назначать главу компании.

Босак и Лернер были вынуждены пойти на этот шаг, и с точки зрения бизнеса он себя оправдал. Валентайн решил взять весь бизнес в свои руки. Вскоре он занял пост председателя и нанял на должность президента опытного руководителя Джона Моргриджа. Последний начал работу с перестановок в руководстве — сместил с постов нескольких руководителей, бывших друзьями Босака и Лернер, заменив их на компетентных специалистов.

Это стало ключевым моментом в превращении Cisco из затеи научных сотрудников Стэнфорда в корпорацию, нацеленную на достижение лидерства в избранной отрасли. Потерявшие контроль над собственной компанией супруги не стали бороться за власть. В 1990 году Cisco стала публичной, а Босак и Лернер начали распродавать свои акции.

<i>Дон Валентайн</i>
Дон Валентайн

Моргридж не стал их увольнять, оба супруга даже получили руководящие должности. Босак стал главным научным специалистом, а Лернер возглавила службу поддержки. Но надолго они в компании не задержались.

Лернер и Моргридж не ладили между собой. В августе 1990 года Лернер была уволена. Босак не пожелал оставаться в компании без супруги и тоже покинул Cisco. Продажа общей доли принесла им $170 млн. Затем они создали еще одну компанию в области сетевых систем — XKL, но так и не достигли заметных успехов. Впоследствии брак Босака и Лернер распался.

Начало 90-х годов оказалось для Cisco временем интенсивного роста. Главную роль в этом сыграло активное развитие интернета. Компания выпустила маршрутизатор удаленного доступа и предназначенное для управления сетью программное обеспечение.

Многие крупные компании устанавливали локальные сети. Продажи всего за год практически удвоились: в 1991 году этот показатель составил $183,2 млн, а 1992 году — уже $339,6 млн.

В 1993 году компания представила флагманский маршрутизатор Cisco 7000. По сравнению с Cisco AGS + его производительность выросла на 50%. Затем выпустила бюджетную линейку продуктов Cisco 2000, предназначавшуюся для компаний, которые собирались подключить к сети небольшие филиалы или отдельных сотрудников, но при этом не хотели тратиться на дорогие маршрутизаторы.

В это же время Cisco начала глобальную экспансию. Её филиалы появились в Европе, Японии Австралии и Гонконге. В Брюсселе был создан Европейский центр технической помощи. Открытие дочерних компаний спровоцировало рост международных продаж.

На американском рынке важной нишей для Cisco стали телефонные компании. Дерегулирование телефонных операторов позволило им предоставлять больше продуктов и услуг в отрасли передачи данных. Было подписано маркетинговое соглашение с MCI International, направленное на внедрение маршрутизаторов Cisco в сквозные сети передачи данных по телефонным линиям. Также были заключены дистрибьюторские соглашения с Bell Atlantic и US West Information Systems.

Тогда же Cisco подписала ряд договоров с европейскими телекоммуникационными гигантами. British Telecom стала продавать оборудование компании под собственным именем и брендом. К подобным соглашениям примкнули и другие европейские гиганты этой отрасли, в том числе Alcatel и Siemens.

В 1993 году Cisco совершила сразу два приобретения. Первым стала Crescendo Communications, продукты которой позволили предприятиям строить высокоскоростные локальные сети. Вторым — Newport Solutions, получившая известность благодаря линейке программного обеспечения LAN2LAN.

Были у Cisco и собственные разработки, в числе которых сетевая архитектура CiscoFusion, анонсированная в 1994 году. В рамках архитектуры были представлены несколько новых коммутационных продуктов.

В 1994 году Cisco пришлось перенести свой офис в недавно построенное здание в Сан-Хосе. Растущие размеры компании заставили руководство задуматься об увеличении рабочих площадей.

К концу 1993 года в компании работало 1451 человек, а спустя год этот показатель составил 2262 сотрудника. Помимо роста персонала, наблюдалось и увеличение продаж. В 1994 году доход достиг отметки в $1,24 млрд. В сентябре этого же года Cisco приобрела ещё две компании в коммутационном секторе — Kalpana и LightStream.

Джон Чемберс во главе Cisco. Кризис доткомов

В 1995 году главным исполнительным директором компании стал Джон Чемберс. Для Cisco этот человек знаменовал новую эпоху, и на его биографии стоит остановиться подробнее. Джон Чемберс родился в 1949 году в Кливленде, штат Огайо. Отец работал акушером, а мать психологом, семья также владела небольшим рестораном.

В возрасте девяти лет у Джона диагностировали дислексию. Победить комплексное нарушение чтения и письма он сумел с помощью специальной методики, а также благодаря собственному упорству и оптимизму.

Джон Чемберс
Джон Чемберс

В 1971 году он получил степень бакалавра в области бизнеса в Университете Западной Виргинии. Через три года к ней добавилась степень в юриспруденции, а в 1975 году — степень магистра в деловом администрировании.

Карьеру Чемберс начал в 1976 году в IBM. Он проработал в отделе продаж компании в течение семи лет. Следующим местом работы стала Wang Laboratories. После смерти основателя компании Ван Аня в 1991 году Чемберс сменил работу и стал старшим вице-президентом Cisco Systems.

С его приходом стратегия Cisco стала ещё более нацелена на экспансию и приобретения. В период с 1995 по 1996 годы корпорация купила 11 компаний. Крупнейшей сделкой стало приобретение StrataCom — ведущего поставщика коммутационного оборудования ATM и Frame Relay WAN. Последняя технология обрела особую популярность у телекоммуникационных компаний, нуждающихся в увеличении пропускной способности своей сети.

В 1997–1998 годы Cisco провела еще 15 сделок. Одной из самых известных стало приобретение NetSpeed. Это позволило компании расширить линейку продуктов DSL. В 1998 году были куплены LightSpeed ​​International и Selsius Systems, что дало возможность компании нарастить долю в секторе интернет-телефонии.

Чемберс в то время продвигал идею новой мировой коммуникационной сети, центром которой видел Cisco. В одном из интервью он однозначно выразился относительно положения корпорации: «В отрасли есть только одна компания, которая сама определяет свою судьбу, — это Cisco».

Он с лёгкостью доносил эту мысль как широкой общественности, так и политикам. В случае с последними ему помогали дружественные взаимоотношения с Биллом Клинтоном и главами других стран. Активному продвижению главы Cisco способствовала и пресса. Forbes признало Cisco наиболее динамично развивающейся компанией США. Чемберс также получил долю признания, когда начал входить в рейтинги лучших глав компании разных изданий. Наиболее громкого титула его удостоил Businessweek — «Продавец интернета номер один».

В 1998 году капитализация Cisco превысила отметку в $100 млрд. Одновременно с этим продолжалась скупка компаний — в 1999 году было совершено 17 приобретений.

Чемберс не забывал и о поощрении сотрудников. В 1999 году благодаря щедрым опционам две тысячи человек в компании стали миллионерами. Выглядело всё сказочно: восторг прессы, поощрение сотрудников, известность в политических кругах, крупные покупки и разнообразие продуктов. Однако на рынке оборудования для телефонных компаний, представляющего для Cisco наибольший интерес, её доля была весьма скромной — всего 1%.

Ситуацию всё так же пытались исправить новыми приобретениями. Наиболее громким из них стала выпускающая оптоволоконное оборудование компания Cerent. Сделка вызвала у общественности вопросы: Cerent на тот момент просуществовала всего два года, и штат по меркам отрасли был небольшим (285 человек), зато уплаченная Cisco цена достигла огромного показателя в $6,9 млрд.

Так, скептицизм относительно реального положения Cisco появился у некоторых специалистов еще до кризиса доткомов. Однако это не помешало Cisco к 2000 году достичь капитализации в $450 млрд. В начале 2000 года сократились закупки компьютеров и сетевого оборудования со стороны крупных корпораций.

Топ-менеджеры Cisco Systems в интервью The Los Angeles Times обещали рост в 30-50% компаниям с позитивными финансовыми показателями. Тем временем у Cisco появились проблемы — в марте 2000 года стоимость акций достигла максимального показателя в $80,06, а капитализация составила $532 млрд. За этим последовало падение курса акций и капитализации.

Только за 18 дней курс обвалился на 29%. Верящих в перспективы компании становилось всё меньше, но Чемберс продолжал давать оптимистичные интервью, называл свою компанию «экспертом по всем направлениям», обещал рост на 30-50% и в целом полагался на «божественную способность корпорации Cisco влезать в любую трещинку и щель, в которой можно сделать бизнес».

Чемберс продолжил скупать компании, договорился о стратегическом партнерстве с несколькими гигантами, в том числе Microsoft и Hewlett-Packard, а также планировал достигнуть к 2005 году выручки в $50 млрд.

К концу 2000 года оптимизма в Cisco поубавилось. Клиенты компании под воздействием «бума доткомов» боялись, что оборудования на всех не хватит, а потому завышали заказы. С учётом изменений на рынке это привело к сильному снижению спроса к концу года. Доткомы, входившие в число ключевых клиентов компании, разорились. Продукция Cisco стремительно упала в цене.

В 2001 стало ясно, что финансовые показатели компании не дотягивают до обещаний. Это понимали и Чемберс, и топ-менеджеры Cisco. В начале марта началось беспрецедентное в истории Cisco сокращение штата — компанию покинуло 16% персонала. В конце месяца руководство компании во главе с Чемберсом признало, что дела идут не так, как планировалось.

Рост впервые приобрел отрицательное значение. Риторика Чемберса немного изменилась, но в целом глава Cisco продолжил настаивать на успешности компании. Он утверждал, что столь глобальное падение темпов роста стало последствием того, что Cisco была самой прибыльной и быстрорастущей компанией в истории.

Затем прибыль снижалась ещё четыре квартала. Капитализация компании к марту 2002 года упала с $532 млрд до $97 млрд. Казалось, за этим последует крах Cisco, но надежды противников гиганта не оправдались. В апреле 2001 года Чемберс, до того несколько переоценивший положение компании, начал действовать. В первую очередь он принялся за сокращение издержек. Начал Чемберс с себя, установив зарплату в $1.

Одним из методов борьбы с расходами стало вышеописанное сокращение штата. Вскоре компания стала придерживаться более строгой, целенаправленной стратегии, что позволило восстановить положение на рынке. В период с 2001 по 2003 годы доля Cisco на рынке коммуникационного оборудования выросла с 10% до 16%.

Cisco в 2000-е годы. Чак Роббинс

На протяжении всей истории компания избегала потребительского рынка, предпочитая сосредотачиваться на корпоративных клиентах. Теперь же подход изменился. В 2003 году Cisco выкупила производителя проводного и беспроводного оборудования для частных покупателей и малого бизнеса Linksys Group. Выход на этот рынок оказался успешным, это повлекло дальнейшую работу Cisco в потребительском направлении.

В 2004 году компания представила систему маршрутизации операторского класса — Cisco CRS-1. Она вошла в Книгу рекордов Гиннесса как самый быстрый маршрутизатор в мире. Разработка обошлась в $500 млн. CRS-1 считалась одним из наиболее амбициозных и масштабных проектов в истории компании.

В качестве программного обеспечения CRS-1 использовала оригинальную операционную систему Cisco IOS XR, которая способна поддерживать масштабирование пропускной способности до 92 Тбит/с. Запуск CRS-1, помимо прочего, позволял продемонстрировать рынку, что вопреки слухам Cisco остается инновационной компанией и худшие времена остались позади.

В 2005 году Cisco приобрела производителя сетевых DVD-плееров KISS Technology. В этом же году за $6,9 млрд была выкуплена Scientific Atlanta, специализирующаяся на производстве ресиверов. Идея Чемберса заключалась в том, чтобы предложить премиальный продукт провайдерам платного телевидения.

Однако Чемберс упустил из виду скорость дальнейшего развития индустрии и насыщения этого рынка. Телевизоры с интегрированными ресиверами появились слишком скоро, и покупка так и не реализовала свой потенциал.

Несмотря на эту неудачу, в целом Чемберсу удалось исправить положение Cisco. Капитализация после максимального падения в 2002 году начала расти. Конечно, были и колебания: В 2005 году капитализация компании составляла $114,9 млрд, что было ниже, чем в 2004 году, однако уже через год выросла до $130,9 млрд.

В 2007 году компания купила WebEx Communications, занимающуюся сервисами для интернет-общения и групповой работы. Сумма сделки составила $3,2 млрд. В 2008 году в руках Cisco было 36% рынка веб-конференций, и компания опережала главного конкурента в лице Microsoft на 26%.

Через год Cisco представила платформу Cisco WebEx Collaboration Cloud. Главным её предназначением стали защищенные веб-конференции. В последующие годы компания выпустила ряд расширений сервиса Cisco WebEx, в том числе бюджетную и бесплатную версии.

Не все покупки оказывались удачными. В 2009 году, когда мир боролся с экономическим кризисом, Чемберс чувствовал себя достаточно уверенно, чтобы начать выход в новую отрасль. За $590 млн он приобрел компанию Pure Digital, производившую видеокамеры Flip Video. Но надежды Чемберса на успех этой затеи провалились — период совпал с активным развитием камер смартфонов. Продающиеся по $230 камеры Flip оказались гораздо менее популярны, чем ожидалось.

По итогам 2009 финансового года капитализация компании упала до $91,68 млрд. Проблемы Cisco были связаны со снижением продаж и усилением конкуренции. Главным конкурентом компании в бизнес-сегменте стала Juniper, корпоративные сетевые продукты которой, по её собственному заявлению, по скорости превосходили аналоги Cisco в десять раз и были дороже менее, чем наполовину. Стоимость компании Чемберса за год упала на 20%, а конкурент вырос в цене на 60%.

В 2012-2013 годы компания пошла на сокращение 12 тысяч сотрудников. В ноябре 2013 года было оглашено, что квартальная выручка снизится на 9%. За неделю компания потеряла еще 11% стоимости акций, и цена упала до $21 за каждую.

Чемберсу пришлось огласить прогнозы, которые не обрадовали специалистов. Минимальная оценка роста продаж на ближайшие три-пять лет была сокращена с 5% до 3%. В феврале 2014 года показатели выглядели отрицательно — квартальные продажи упали на 7,8%, а валовая прибыль снизилась на 58,8%. Долгое время успешно работавшая на рынке маршрутизаторов и коммутаторов компания столкнулась с проблемой более дешевых аналогов своей продукции и популяризации сетевого программного обеспечения.

Новая стратегия Cisco была нацелена на разработку и распространение инновационных сетевых технологий. Одним из ключевых направлений стал «интернет вещей». Чтобы отразить натиск конкурентов, Чемберс снизил цены на продукцию, пожертвовав валовой прибылью.

Следующим шагом стало закрытие бесперспективных и медленно растущих активов. В их числе оказалось и производство камер Flip. Затем были оглашены планы по вложению $1 млрд в создание глобального вычислительного «облака», чтобы подкрепить амбиции в сфере «интернета вещей».

В 2014 году Cisco приобрела Insieme Networks, которая обошлась компании в $863 млн. Тогда корпорация представила новое решение — Application Centric Infrastructure (ACI), или инфраструктуру, ориентированную на приложения. Опирается она на разработанные Insieme коммутаторы Nexus 9000.

В 2015 году Чемберса на посту главы компании сменил Чак Роббинс. Тогда же была представлена система Cisco Internet of Things. Она состоит из шести опорных компонентов: «туманные» вычисления, анализ данных, сетевое взаимодействие, безопасность, платформа реализации приложений, а также управление и автоматизация. Также компания презентовала 15 продуктов для этих компонентов.

Первый год Роббинса во главе Cisco запомнился рядом изменений — управленческая команда была реорганизована, группа влиятельных инженеров покинула компанию. Был представлен ряд аппаратных и программных продуктов, а также заключено партнерство с несколькими гигантами, в числе которых Apple и IBM.

<i>Чак Роббинс</i>
Чак Роббинс

Компания совершила ещё около 15 приобретений, в числе которых обошедшаяся в $1,4 млрд Jasper, которая разработала SaaS-платформу для решений в отрасли «интернета вещей». Часть изменений в компании включала в себя переход от обычной продажи маршрутизаторов и коммутаторов к модели подписки на программное обеспечение.

В целом при Роббинсе компания сконцентрировалась на переходе на программное обеспечение. В августе 2016 года Cisco сократила 5 тысяч сотрудников. В мае 2017 было уволено ещё 1100 человек. Всё это было сделано в рамках расширенного плана по реструктуризации.

В 2017 году Cisco вместе с Foxconn, BNY Mellon, Gemalto, Bosch и несколькими менее известными компаниями создали консорциум, направленный на изучение возможностей применения технологии блокчейн для улучшения безопасности и совершенствования приложений «интернета вещей». В планах разработка протокола для обмена информацией между устройствами и распределенной базы данных.

У компании также есть разработки с использованием технологий искусственного интеллекта. В 2017 году Cisco представила решение для анализа зашифрованного трафика TLS — Cisco Encrypted Traffic Analytics.

​Решение Cisco Encrypted Traffic Analytics (ETA) решает проблему сетевой безопасности, долго считавшуюся неразрешимой. Используя интеллектуальные средства Cisco Talos, Cisco ETA находит известные сигнатуры атак даже в зашифрованном трафике, помогая обеспечивать безопасность при сохранении конфиденциальности.

— Дэвид Геклер, старший вице-президент Cisco

В мае 2017 года стало известно, что Cisco приобретет специализирующуюся на искусственном интеллекте компанию MindMeld. Сумма сделки составит около $125 млн, а её завершение запланировано на четвёртый квартал 2017 года. MindMeld разработала ИИ-платформу, позволяющую создавать диалоговые интерфейсы для устройств и приложений.

От изобретения роутера до разработки продуктов в сфере «интернета вещей»

По итогам 2016 финансового года прибыль Cisco увеличилась на 19,5% — до $10,7 млрд. Несмотря на все сложности и заниженные ожидания, компания с оборотом, превышающим $49,2 млрд, остается в числе крупнейших в мире.

55
3 комментария

Так же по теме рекомендую фильм Something Ventured

2
Ответить

Про покупку AppDynamics за день до IPO в январе 2017 за $3.7B что-то даже не вспомнили…

Ответить

Вот только Сиско , кроме патентов, годного ничего не имеет. Дорогие и совершенно тупые Wi-Fi системы, половина портфолио бюджетные говно линксисы под брендом Сиско. Я уже молчу про их говнище ввиде Meru Networks

Ответить