«Мы не пользуемся никакой господдержкой — развиваемся на свою прибыль»

История московского предпринимателя Антона Пархачева, который на свои деньги строит сеть спутниковой навигации по всей России.

Антон Пархачев
Антон Пархачев

Антон Пархачев родился в Железногорске — закрытом городе неподалеку от Красноярска, сформированном вокруг «Горно-химического комбината». До 1994 года он оставался лидером по производству оружейного плутония — одного из главных компонентов для ядерных боеприпасов.

Еще одно градообразующее предприятие Железногорска — производитель спутников «ИСС» (до 2008 года — «Научно-производственное объединение прикладной механики»). С 2003 года компания производит и запускает аппараты «Глонасс» для одноименной российской глобальной навигационной системы.

Отец Пархачева был ведущим инженером-конструктором предприятия. Он много рассказывал сыну о космосе и летательных аппаратах и даже записал его в кружок астрономии, но Пархачева больше интересовала экономика, а также интернет-бизнес.

В 2000 году предприимчивый школьник открыл хостинг Webmesto, перепродавая услуги хостинга Valuehost.ru. Через несколько лет, когда количество клиентов превысило 100 человек, он продал компанию за $5 тысяч. ​

Однако родители настаивали, чтобы он получил диплом. В 2003 году Пархачев поступил в Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники на специальность «Прикладная информатика в экономике». Но через три года был вынужден бросить учебу из-за тяжелого финансового положения семьи и отправиться на заработки в Москву.

«Я не видел смысла продолжать обучение — математическую базу я уже получил, а предметы и технологии, которые преподаются на старших курсах, устаревают каждые несколько лет. К тому же я уже понимал, что буду делать свой бизнес», — вспоминает Пархачев. ​

Приехав в Москву, предприниматель устроился в web-студию OSG. Проработав три-четыре месяца, он ушел, но за это время успел создать одну из первых версий сайта интернет-магазина Wildberries.

Параллельно он вместе со знакомым открыл собственный интернет-магазин по продаже автонавигаторов американской компании Garmin. Месячная прибыль компании составляла $10 тысяч, Пархачеву принадлежала пятая часть бизнеса и он зарабатывал $2 тысячи. Но ему требовалось больше, и он стал «подрабатывать» на стороне.

В 2007 году в США появился первый iPhone. Устройство работало только в 2G-сети мобильного оператора AT&T. Чтобы пользоваться им в России, было необходимо изменить заводские настройки. Пархачев освоил технологию, и стал одним из первых в Москве, кто предлагал услуги по «разлочке» iPhone.

По его словам, это было гораздо прибыльнее, чем быть совладельцем интернет-магазина. К тому же в 2008 году на рынке появились более дешевые автонавигаторы от китайских производителей, и количество клиентов резко упало. Пархачев продал свою долю за $10 тысяч и вышел из бизнеса. Год спустя оставшийся собственник был вынужден закрыть интернет-магазин: из-за кризиса продажи практически прекратились.

Высокоточная навигация

​В 2011 году Пархачев отправился в Новосибирск на выставку «Геосибирь» для производителей и покупателей геодезического оборудования. Там он познакомился с представителями китайской компании South Surveying & Mapping Instrument. Они искали дилера в России, и Пархачев предложил свою кандидатуру.

Компания производит измерительные приборы — теодолиты, нивелиры, тахеометры и комплекты RTK. Эти приборы позволяют геодезистам определять координаты участка и его рельеф.

Пархачева заинтересовали комплекты для RTK-измерений. Они состоят из трех приборов — двух приемников и контроллера. На местности один приемник устанавливается статично, а второй вместе с контроллером для сбора данных находится в руках геодезиста, который совершает разметку участка. Статичный называется «базовая станция», переносной — «ровер».

Для определения широты, долготы и высоты и базовая станция, и ровер связываются с четырьмя спутниками. Чтобы получить точность измерений в несколько сантиметров, они обмениваются данными о местоположении друг друга в режиме реального времени по каналу сотовой связи.

«Мы не пользуемся никакой господдержкой — развиваемся на свою прибыль»

Помимо геодезии, RTK используется для автоматизации сельского транспорта. Например, базовая станция устанавливается на ферме, а ровер — в автоматическом тракторе. Специалисту требуется задать маршрут, и машина будет двигаться по выбранной траектории без участия человека. С помощью этой технологии можно избавиться от перерасхода удобрений и посевного материала.

Кроме того, RTK-системы используются при дорожных работах: в грейдерах для ровной укладки асфальта, а также в дронах и прочих беспилотных летательных аппаратах.

Базовая станция
Базовая станция

Главным производителем геодезических RTK-комплектов остается американская компания Trimble. Она производит основной компонент системы — GNSS-модуль, который принимает и обрабатывает спутниковые сигналы. Большинство остальных производителей RTK-систем вынуждены использовать модули Trimble.

Однако стоимость RTK-комплекта Trimble начинается от одного миллиона, стоимость продукции китайской компании South — от 500 тысяч рублей. Пархачев увидел нишу на рынке — технология будет востребована в будущем, особенно с развитием беспилотной техники, однако предприниматели не готовы переплачивать, учитывая, что внутри устройств — «начинка» от одного и того же производителя.

Он потратил $30 тысяч и купил пять RTK-комплектов South. Ему потребовался год, чтобы получить сертификат типа средств измерений, без которого в России невозможно продавать измерительное оборудование. На это он потратил €6 тысяч. После этого он зарегистрировал компанию «Геодетика» и открыл интернет-магазин.

В первый год он продал 50 RTK-комплектов. Параллельно компания торговала и «классическими» измерительными приборами для геодезистов — нивелирами, теодолитами и тахеометрами.

Сайт интернет-магазина Пархачев разрабатывал сам. Он же отвечал за общение с клиентами, поставщиками, таможенниками, бухгалтерию и доставку товара. Первый сотрудник появился только спустя год после начала работы — к тому времени выручка компании превысила 30 миллионов рублей. Сказался кризис — компании, которые привыкли покупать американское или швейцарское оборудование, обратили внимание на китайских производителей.

«Нашими первыми клиентами были кадастровые инженеры. Фактически это индивидуальный предприниматель, который оказывает услуги по регистрации земель и межеванию участков. Они и сейчас составляют большую часть наших клиентов», — рассказывает Антон Пархачев.

Сейчас «Геодетика» продает продукцию 22 производителей, включая Trimble, Leica, Nikon, Geomax. География продаж охватывает всю территорию России. По прогнозам предпринимателя, в 2017 году выручка превысит 150 млн рублей.

Геодезист с ровером и контроллером
Геодезист с ровером и контроллером

Запуск собственного производства

Для работы RTK требуется два приемника — ровер и базовая станция, а также защищенный контроллер для сбора данных. Пархачев подумал, что каждому клиенту невыгодно покупать и ровер, и базовую станцию, но у них нет другого выбора, поскольку в противном случае точность измерений упадет.

Тогда ему пришла в голову идея — создать в России единую сеть базовых станций и продавать клиентам месячную или годовую подписку. В этом случае возрастает «срок жизни» клиента — пусть средний чек покупки упадет, зато пользователь будет регулярно платить за доступ к данным.

К 2013 году похожие сети уже существовали, однако зачастую они не были публичными. В Московской области есть две сети, одна принадлежит Московскому областному БТИ, вторая — Мосгоргеотресту. Единой сети на территории России не было.

Пархачев столкнулся с проблемой — покупать китайские базовые станции было нерентабельно. Радиус покрытия станции — 70 километров, чтобы охватить хотя бы территорию вокруг 15 городов-миллионников, потребовалось бы приобрести оборудование стоимостью 3,6 миллионов рублей (по 240 тысяч рублей за станцию).

В большинстве популярных ГНСС-приемников используются модули Trimble. Предприниматель подсчитал, что дешевле заплатить инженерам за разработку прибора на базе модулей и производить их в России, чем заказывать готовые станции из Китая.

Проектирование продукта он поручил специалистам из омской компании «Индустриальные геодезические системы». На это он потратил 300 тысяч рублей. Вторую модель «Геодетика» разработала в Москве, привлекая инженеров, занимающихся микроэлектроникой.

Когда все было готово, он передал техническую документацию для изготовления плат на зеленогородский завод «Микролит», занимающийся контрактным производством. Окончательную сборку производил инженер сервисного центра компании на специально оборудованном рабочем месте: тот брал корпус, элементы питания, отпечатанные платы, модуль Trimble и собирал в готовый продукт.

Предпринимателю потребовалось пройти процедуру сертификации, для этого он отдал приемник, инструкцию, технические условия и паспорт изделия во Всероссийский научно-исследовательский институт физико-технических и радиотехнических измерений.

Специалисты тестировали устройство в течение полугода, проверяли точность оборудования, а затем Росстандарт выдал сертификат. Предпринимателю это обошлось в 400 тысяч рублей.

Базовая станция Geodetika
Базовая станция Geodetika

Без учета затрат на разработку и тестирование себестоимость устройства от «Геодетики» составляет 177 тысяч рублей — в 1,5 раза дешевле китайского аналога. Розничная стоимость — 260 тысяч рублей. Предприниматель старается выдерживать баланс — половину производимых станций он отправляет на оборудование сети, половину — на продажу. По расчетам Пархачева, выручка от реализации собственных станций за 2017 года составит 13 миллионов рублей, а общая выручка компании — 150 миллионов рублей. Прибыль за 2016 год — 20 миллионов рублей.

В России существуют и другие производители RTK-приемников. Например, петербургская компания Emlid. Ее одночастотные станции на базе Raspberry Pi или Intel Edison позволяют получать сантиметровую точность измерений на радиусе до пяти километров. Устройство стоит 47,1 тысяч рублей. «Это нормальная цена для одночастотного приемника, но в профессиональных отраслях используются многочастотные приемники», — комментирует Пархачев.

Также RTK-приемники производит московская компания Orient Systems. Компания использует платы SinoGNSS от китайской компании ComNav Technology. Устройства стоят от 76 тысяч до 312 тысяч рублей.

В 2010 году «Роскосмос» пытался организовать совместное производство с Trimble — «Руснавгеосеть». Объединенная компания представила приемник «Фаза+», однако его стоимость превысила 1 млн рублей.

Мировой рынок производителей RTK и GNSS-оборудования представлен такими компаниями, как Trimble, Leica Geosystems, Topcon, South Surveying, NovAtel и так далее. По данным Европейского агентства в сфере глобальной навигации и спутниковых систем, выручка производителей из США составила $28 млрд, из Европы — $25,2 млрд, Азии — $37,6 млрд и России — $7,2 млрд.

​Электронные компоненты для печати плат — резисторы, транзисторы, конденсаторы — предприниматель покупает в России. Однако поставщики вынуждены импортировать их из Китая и других стран — российские производители электронных компонентов ориентированы либо на оборонную, либо на промышленную сферу, и не готовы отпускать товар малыми партиями — в год Антон Пархачев производит не более 100 устройств.

Корпуса для устройства предприниматель импортирует из Германии — начинку геодезического оборудования необходимо защитить от пыли и влаги, поэтому корпус должен соответствовать стандарту IP66.

Пархачев хотел бы отказаться от модулей Trimble и перейти на российские аналоги — многочастотные платы выпускает «Российский институт радионавигации и времени», а также КБ «Навис». Однако по техническим характеристикам они оказываются проще зарубежных аналогов и отсутствуют в свободной продаже — поставляются только для нужд военной промышленности.

Сейчас в сети Пархачева RTKNet установлено 110 приемников по России. Они покрывают территорию 30 самых крупных городов. В течение трех-четырех лет предприниматель планирует увеличить ее до 300-400 станций, устанавливая их в населенных пунктах с населением более 10 тысяч человек, где есть доступ к мобильной связи.

Мы не пользуемся никакой господдержкой, не получаем никаких налоговых льгот, не берем кредиты — развиваемся на свою прибыль.

— Антон Пархачев

Параллельно предприниматель экспериментирует с ПО — китайские разработчики представили программную часть для устройства, которая сможет увеличить радиус покрытия станции с 70 до 250 километров. «Сейчас мы тестируем эту систему. Когда убедимся, что все стабильно и хорошо работает, то сможем полностью покрыть европейскую часть России».

Стоимость годовой подписки на подключение к сети базовых станций — 30 тысяч рублей. Пользователи могут воспользоваться зарубежным сервисом спутниковой коррекции L-band, однако стоимость его подписки выше в несколько раз и составляет от 100 до 150 тысяч рублей.

Всего в сети основателя «Геодетики» 1042 клиента, активных — более 500. Предприниматель делает ставку на удобство — для доступа к сети необходимо зарегистрироваться на сайте RTKNet, покупка также оплачивается в онлайне. По словам Пархачева, отличие его сети от сетей конкурентов — в простоте.

​В некоторых сетях используется более старое оборудование — например, они поддерживают только GPS и ГЛОНАСС, а появляются новые спутниковые системы — китайская «Бэйдоу» работает только два года, а европейская «Галилео» только запускается.

Мы поддерживаем сигналы всех систем: чем больше охват спутников, тем точнее данные, тем дальше можно работать от базовой станции. Также сигнал лучше в сложных условиях, даже если деревья или здания загораживают небо.

Антон Пархачев

Сейчас предприниматель ведет переговоры с РЖД. Компания планирует заказать приемники для отслеживания составов. «Это специальный проект, решение мы будем проектировать под заказчика», — комментирует предприниматель.

Пока у компании один филиал — в Краснодаре. До конца года Пархачев планирует открыть еще один — в Санкт-Петербурге. Также он собирается расширяться в Восточную Сибирь и открыть представительства в Иркутске, Хабаровске или Владивостоке.

2727
15 комментариев

Не думаю, что проект с РЖД чисто рыночный, но в нашей экономической системе это единсвенный способ получить прорыв в своем бизнесе. Все остальное - яркий пример органического (=предпринимательского) пути развития бизнеса, за что автору респект и уважуха - так держать!)

8
Ответить

Отличный пример русского предпринимателя! Желаю успехов в развитии начинаний и по больше адекватных клиентов!

6
Ответить

Вот это настоящий стартап, настоящее дело и настоящий успех, а не то что эти сайтики-мобилки !

Крут !

1
Ответить

Крутая история. Только вот опыт Тиона показывает, что с государством опасно работать.

Ответить

А можно про тион подробнее, слышал что там история была, но чем кончилась не знаю.

Ответить

К слову, чем закончилась история с Тионом?

Ответить