10 тысяч за статью — дорого это или дешево? Сколько стоит копирайтинг
Прочитала я тут статью своей подруги дизайнера Лены Нексман и подумала: «Как же круто расписано ценообразование! Ни один заказчик не придерется. Надо бы такое и о копирайтинге написать!». Сказано — сделано.
Этап 1. Подготовка ТЗ
Меня зовут Алёна, и я (принцЭсса) копирайтер. И моя очередная статья предназначена для:
- Потенциальных заказчиков текстов, которые желают узнать, за что отдают свои деньги;
- Начинашек, которые хотят получить вектор развития в специальности;
- Ну и для всех, кому интересна профессия копирайтера – что там сложного и что надо делать, кроме того, чтобы по клавишам стучать.
Сегодня я опишу только процесс работы – без юридических аспектов (форма занятости, заключение договора, выставление счета и т.д.). Тема интересная, но большая – о ней в следующий раз.
Этап 1. Подготовка ТЗ
Итак, мне пишет заказчик. Если у него нет подробного ТЗ, то я атакую его кучей вопросов:
- Для какого ресурса пишем?
- Кто целевая аудитория?
- Какова задача текста?
- Есть ли пример Tone of Voice?
Вопросов может быть много – для каждого вида текста свой список. Общие вопросы сведены в бриф, который я кидаю в начале диалога. Затем некоторые вопросы обсуждаем, некоторые — уточняем.
Иногда бывает, что клиент — лапочка, и приходит ко мне уже с ТЗ. Таких я очень люблю и ценю.
Зачем вообще нужно ТЗ? Тыжкопирайтер, ты должна знать, что писать!
Например, мне заказали пост про новый лифтинговый крем. Одно дело — писать о нем для конечных потребительниц, а другое — для косметологов, которым важны не эмоции и натуральность, а результаты тестирований и УТП. То же самое и с задачами. Чаще всего текст призван продавать. Но иногда он направлен на повышение лояльности, иногда — на пробуждение интереса к чему-либо, иногда — на инициирование дискуссии. И, конечно, ни один самый профессиональный копирайтер не может залезть в голову клиента и понять, какой Tone of Voice он считает подходящим.
Конечно, какие-то из этих пунктов я могу вывести сама — но всё равно это нужно расписать и согласовать с заказчиком. Письменное ТЗ потом пойдет в основу договора или счета-договора.
Этап 2. Собираем источники, проживаем опыт
Для простых тем я ищу источники сама — на русско- и англоязычных ресурсах. Но что, если заказанная тема достаточно сложна? В первую очередь, я запрашиваю авторитетные источники у клиента. Он может дать ссылки на конкретные статьи или хотя бы указать направление. Если клиент не предоставляет источники, то их ищу я и отправляю ему на согласование – подходят ли.
Иногда заказчик рекомендует мне экспертов, с которыми можно обсудить тему. Тогда я готовлю список вопросов, созваниваюсь или списываюсь с экспертами, обрабатываю их ответы.
Например, мне нужно было уточнить механизм действия того самого лифтингового крема. Для этого я созвонилась с работником лаборатории, где выводилась формула, и с косметологом, которая тестировала действие крема. Сотрудник лаборатории накидал мне еще несколько научных статей о формуле крема – что дало мне более глубокое понимание механизма. Оставалось только «перевести» все это на человеческий язык, доступный рядовому покупателю.
Кстати, именно здесь мне пригодилось журналистское образование и опыт работы на ТВ — для подготовки материала приходилось перелопачивать кучу источников, звонить экспертам и ездить на интервью.
Важное умение копирайтера — не просто переписывать, а сопоставлять источники, думать, понимать, как доносить информацию до читателей. Поэтому здесь большую роль играет обучаемость, логика, способность перерабатывать большие объемы данных.
Может ли копирайтер написать статью по сложной теме, с которой раньше не работал? Опытный копирайтер – сможет, на уровне среднего пользователя. Подчеркиваю – да, это будет не научная статья, которую можно прочитать с кафедры, а грамотный материал для широкого круга читателей.
Этап 3. Составляем структуру
На самом деле, поиск информации и проработка структуры часто идут параллельно. Во время первичного поиска я набрасываю предположительный скелет статьи, потом нахожу новые источники и дополняю его. Какие-то новые пункты появляются после общения с экспертами — когда они просят осветить ту или иную тему, или когда я понимаю, что без этого статья не будет такой полной.
Иногда заказчики говорят, что доверяют мне и не просят показать структуру статьи. Но иногда я возвращаюсь с набросками, и мы утверждаем скелет. На этом же этапе я уточняю у заказчика спорные вопросы и утверждаю формулировки.
Этап 4. Написание статьи
Вот тут наконец-то подходим к самому сладкому… Как я говорила — написать пару статей за день для меня не сложно. Что касается постов — недавно был опыт составления 30 постов за день для одного технологического гиганта. Конечно, все зависит от темы и наличия доступной информации.
Единственный секрет в продуктивном написании для меня — искренне полюбить то, о чем пишешь. Как бы странно это ни звучало. Да, я абсолютно серьезно погружаюсь в эффективные составы лифтинговых средств, ДНК нового бренда одежды или яркую концепцию московского застройщика.
Кстати, благодаря этому своему качеству я нашла пару новых хобби. Например, как-то я переводила статьи для фитнес-портала — и окунулась в мир тренажеров, тренировочных программ и правильного питания. Вдохновилась — и пошла в зал. Тренируюсь до сих пор, отличная фигура — как бонус к копирайтингу. В другой раз я писала для сноубордического бренда — разбиралась в видах досок, местах для катания и специальной одежде. Сейчас катаю в Розе Хутор и на Эльбрусе, хотя до этого о досках даже не думала.
Вы спросите — а как находить вдохновение в задачах по строительству, IT, финансах и прочих сложных тематиках, которые тебе не близки и никогда не будут? Например, представить, какую пользу может принести твой текст об инвестициях, системах кибербезопасности или переработке стройматериалов.
И, конечно, всегда важно помнить о конечном потребителе. Я считаю, что для копирайтера важен не столько собственный стиль, сколько умение подстраиваться под язык любой аудитории. Сегодня — писать для воздушных барышень из салона красоты, завтра — для директоров серьезных предприятий, послезавтра — для студентов факультета маркетинга.
Этап 5. Вычитка, редактура и утверждение
По правилам копирайтинга текст должен «отлежаться», как минимум, сутки, потом следует посмотреть на него свежим взглядом, где-то переписать, где-то исправить ошибки… Но не всегда это идеальное правило исполняется: иногда клиенту нужен текст уже вчера, а иногда я сама понимаю, что работа уже «отлежалась» – можно исправить тут и тут, и отправлять.
Вопрос, который назрел у многих — работаю ли я с корректором?
Ситуации бывают разные:
- Заказчик просит идеально отредактированный текст, со всеми длинными/средними тире и кавычками-елочками. Тогда сижу, вычитываю, правлю. Такое лучше всего работает с небольшими текстами — на объемных глаз уже реально замыливается.
- На стороне заказчика работает корректор. Конечно, тогда я тоже вычитываю текст — но после меня за работу уже берется другой специалист. Я считаю, это идеально для больших объемов.
- Иногда, когда поток заказов слишком большой (или я просто ленюсь), я работаю со своим корректором и плачу ему за проверку.
- Еще один случай — когда текст пишется для печати в каком-либо издании. Тогда я тоже нанимаю корректора, чтобы точно проверить все и спать спокойно.
После всего этого я отправляю текст заказчику и жду утверждения.
Важно: я прошу собирать все правки — от заказчика, от экспертов, от мамы заказчика и экспертов — в один файл и отдавать мне единовременно. Это считается итерацией правок. В стоимость моей работы включено 1-3 итерации правок — в зависимости от сложности темы.
Этап 6. Правки
Обычно все значительные правки вносятся в первой итерации. Если понадобилась вторая-третья — в большинстве случаев это те правки, которые забыли внести в первой, или «а, нет — кажется, в тот раз было лучше».
Ограничение по итерациям правок продиктовано только одним беспокойством — за мое время и время заказчика. Потому что мы можем бесконечно переставлять местами блоки, вставлять и удалять предложения с одной лишь целью — посмотреть, а как это будет в таком варианте?
Внеся правки, я снова отправляю текст заказчику — при этом обязательно указываю, какие изменения были внесены. Вдруг первый вариант покажется лучше — или выяснится, что мы что-то упустили.
Этап 7. Дополнительная работа
Иногда меня просят взять дополнительные задачи. Например:
- Подобрать фотографии под статью;
- Поставить ТЗ дизайнеру или иллюстратору для оформления текста;
- Внести тексты в админку сайта;
- Поучаствовать в формировании сценария;
- Составить прототип лендинга (бывает и такое).
Всё, что умею — конечно, сделаю. А если не умею, позову своих помощников — контент-менеджеров, дизайнеров, иллюстраторов, UX-инженеров (кстати, если нужны – обращайтесь :)).
Так сколько вешать в килознаках?
И неожиданный моментик — за килознаки я практически не работаю, только на некоторых задачах, типа рерайта.
Почему? Ну, допустим, у вас есть задача на текст про стройку. Копирайтер Маша изучила все источники и написала сжатый, лаконичный и полезный текст на 1500 знаков. Копирайтер Даша налила воды на 3000 знаков. Неужели Даша должна получить больше?
Плюс все тематики — разные по сложности. Одинаково оценивать 1000 знаков про детский шампунь и про блокчейн-технологии — это странно.
В общем, любую задачу опытный копирайтер оценивает, исходя из своих компетенций и трудозатрат. И не всегда это исчисляется рабочими часами.
Так сколько, всё-таки?
Итак, стоимость копирайтинга складывается из:
- Сложности темы;
- Количества источников, необходимости обращаться к экспертам;
- Степенью проработки — нужна ли информационная статья для широкого круга или глубокое исследование;
- Профессионализма копирайтера — насколько быстро и полно он выполнит задание.
Что касается меня. Вот несколько позиций из моего прайса:
- Пост для инстаграма — от 500 руб;
- Статья для портала — от 7000 руб;
- Информационный текст (пресс/пост-релиз, репортаж) — от 3000 руб;
- Контент для лендинга + UX-копирайтинг — от 7000 руб.
И подборочка самых сложных тем, на которые я писала в течение этого года:
- Развитие технологий блокчейна и будущее криптовалюты;
- Облачные решения кибербезопасности для бизнеса;
- No-code и Low-code платформы;
- Инновации в косметологии — новейшие лифтинг-комплексы и их тестирование;
- Работа с паевыми инвестиционными фондами.
Я называю эти темы сложными с объективной точки зрения. Если специалист берет такую тему «с нуля», не имея по ней профессиональных знаний, ему придется изучить несколько независимых источников — скорее всего, англоязычных. После этого сопоставить факты, проанализировать некоторые моменты и составить четкую структуру. В большинстве случаев потребуется помощь экспертов и дополнительная информация от заказчика. Поэтому такие статьи не могут стоить дешевле 7-8 тыс руб.
Что ж, надеюсь, после моей статьи ценообразование копирайтера стало для вас более понятным. И, как обычно — рада, если была полезной. Задавайте вопросы по статье — на все отвечу.
Статья в принципе по существу это плюс. Но резюме вызывает недоверие, платить 7-8 тысяч рублей за текст на тематику, которую копирайтер не знает и ему надо изучать, это точно не проблемы заказчика. Иначе бы в школе, платили зарплату не учителям, а ученикам, за то, что те изучает незнакомый для них предмет. Этот момент портит статью на корню.
Для меня вообще загадка, что это за бизнес такой, писать про то, в чем не разбираешься? А в серьезный научный журнал статейку тиснуть тоже можно копирайтера нанять? Или хотя бы в википедию? Инфоцыгане детектед, не?
А во сколько вам обойдется экзамен для отбора истинно знающих тему копирайтеров? Или фраза "я втеме" - означает компетентность?
Вам же нужно, чтоб текст был адекватым для среднего человека, а не научная статья над которой уснёшь на втором абзаце.
Я как-то искал себе человека "на текст уровня научного-популярного журнала". Итог: написал сам за неделю, с проработкой ссылок, фактчекингом и ценой *три полных рабочих дня на 8000 знаков*
Ну так пусть найдёт копирайтера "в теме". Много таких?
Заказчики в начале, конечно, ищут профильного спеца, но далеко не всегда его можно найти. Кроме того, даже профильный спец может не суметь качественно привязать тему к конкретному заказчику и здесь вперед выступает опыт общей практики и порой лучше подождать, пока опытный копир разберётся в специализации, чем получить плохо работающую статью от спеца.
Вы же копирайтер, не нашли как по-русски написать "Tone of Voice"?
К сожалению для всех русофилов, Tone of Voice - это устойчивый термин в маркетинге. Как и ROI, CTA, формула AIDA и т.д.)