6 заповедей для заказчика – как работать с иллюстратором

Я читала много статей о том, как иллюстратору работать с заказчиком — спрашивать рефы, задавать вопросы, брать предоплату и т.д. Но нигде особо не видела информации для клиентов — как им работать с иллюстраторами.

Это — сложная тематика, и если клиент заказывает иллюстрации первый раз, то рискует напороться на кучу правок или вообще полное несоответствие задаче.

Поэтому я создала небольшой гайд для заказчиков — как работать с нами, иллюстраторами, и на что обращать внимание. Итак, поехали!

Все заказчики разные, как и мои работы) Irina Salvart
Все заказчики разные, как и мои работы) Irina Salvart

Выбираем по одежке… Точнее, портфолио

Кажется, очевидная вещь. Но в портфолио нужно смотреть не только качество, но и стилистику работ. Если у иллюстратора в портфолио сплошь детские рисунки, то вряд ли он нарисует что-то похожее на Симпсонов.

Отсутствие определенного стиля не значит, что иллюстратор не нарисует то, чего вам хочется. Если работы художника разнообразны, и вы видите, что он прекрасно работает в абсолютно разных стилях – то, скорее всего, и вам он изобразит то, что хочется. Например, у меня долго не было заказов в аниме-тематике – при этом во все остальных стилях я рисую очень давно. Когда мне попался проект, я показала заказчику несколько самых разноплановых своих работ и убедила, что легко нарисую в любом стиле. В итоге, стиль аниме стал для меня одним из любимых. В общем, не стесняйтесь спрашивать и показывать референсы и ТЗ.

Творчество бывает разное. И такое тоже) Irina Salvart
Творчество бывает разное. И такое тоже) Irina Salvart

Помните, что 70-90% иллюстраторов работает только в одной-двух стилистиках, сужу по моему опыту отбора десятков иллюстраторов на крупные проекты. Каждая стилистика требует дополнительного обучения, “натяжки” на стиль. Иллюстраторов, которые умеют всё - крайне мало, ведь даже годы опыта не помогут иллюстратору делать что угодно, только практика, причем, очень разная и эффективная. У меня она есть, однако, даже умея рисовать 30+ стилей — я не защищена от того, что завтра придет заказчик и попросит нарисовать 31, который я не умею, и мне придется учиться практически заново :)

Итак, ТЗ

Оно не просто нужно, а очень нужно. Я знаю, насколько тяжело работать без ТЗ по дизайну, а без ТЗ по иллюстрациям работать в принципе невозможно.

Например, мне говорят нарисовать девушку, сидящую на подоконнике. Я прекрасно могу изобразить такую девушку в стиле аниме, поп-арт, пин-ап и еще десятке других стилей. И она может сидеть на подоконнике с ногами, на корточках, в пледе и с кофе, с котом, полулежа… В общем, вы поняли. 1000 вариантов в моем воображении и только 1, который хочет заказчик.

Я обязательно запрашиваю желаемый стиль и примерную композицию. Идеально, если вы скинете референсы — фото или иллюстрации. Если нет, мы обговариваем все очень детально — как персонаж сидит/стоит/лежит, в каких цветах должна быть иллюстрация, какого размера и т.д.

Irina Salvart
Irina Salvart

Итого, чтобы сделать работу с первого раза, нужно:

  • Профессиональный иллюстратор, который работает в выбранной вами стилистике — 1 штука.
  • Примеры желаемого (рефы). Стиль, цвета, композиция.
  • Четкое описание идеи. Что будет изображено, в каких позах, какие движения нужно передать, какие надписи будут.
  • Заполненный бриф — на некоторые задачи. Например, на лого со вписанной иллюстрацией.
  • Предоплата и оптимистичный настрой.

Кстати, меня часто спрашивают: «Иллюстрация — это же творчество, нечто эфемерное. Как мне понять, сможет ли художник точно отобразить то, что мне нужно, а не то, как он видит?» В этом и отличие свободного художника от профессионального иллюстратора. Художник — это творец, который имеет свой стиль, а иллюстратор — это качественный исполнитель, который выполняет пожелания заказчика. И если вы скинете подробное ТЗ и референсы, то задание будет не менее четким, чем задачка по математике — и вы точно получите то, чего хотели.

Кстати, о размере

Обязательно уточните, в каком формате вам нужна иллюстрация — в векторе или растре. Я рисую в растре, и некоторые изображения потом могу перевести в вектор, а некоторые нет.

Мне нравится работать именно в растре, потому что в таком формате можно отобразить все мелкие детали — изображение получается более «живым». Но здесь есть свои особенности: растровую иллюстрацию нельзя увеличить без потери качества, поэтому при отрисовке мне нужны четкие размеры будущей работы.

Вот такой календарь делала для компании "Рутектор".  Irina Salvart
Вот такой календарь делала для компании "Рутектор".  Irina Salvart

Многие заказчики принципиально хотят вектор — якобы из-за того, что только такие иллюстрации можно распечатать или разместить на сайте. Но на самом деле, я прекрасно и распечатывала, и вешала на сайт растровые работы. Ограничения у растра есть, однако если я сразу понимаю куда пойдет работа и у меня есть четкое ТЗ — вы их не заметите.

Итак, работаем

С ТЗ определились, с форматом тоже — готовим эскиз. Он важен, чтобы мы окончательно утвердили композицию и стилистику. Здесь необходимо помнить 3 вещи:

  • Если вы видите, что эскиз совсем не соответствует ожидаемому, не ругайте иллюстратора, а сначала еще раз проверьте ТЗ — корректно ли там описана ваша задумка.
  • Если вы до этого не работали с иллюстраторами, то эскиз может показаться вам незаконченным, небрежным — но многие моменты добавляются потом, при покраске. Оценивайте на эскизе только композицию и соответствие стилистике.
  • Если эскиз не подходит совсем — просите переделать, уточняйте ТЗ. Доработать эскиз гораздо проще, чем переделать готовую иллюстрацию.
Так выглядит эскиз. Здесь утверждаем композицию и идею. Качество, поза, выражение лица - все это дорабатывается в процессе. Irina Salvart
Так выглядит эскиз. Здесь утверждаем композицию и идею. Качество, поза, выражение лица - все это дорабатывается в процессе. Irina Salvart

Наши любимые правки

На самом деле, или мне везет, или дело еще в чем-то — но в большинстве случаев после эскиза мы с заказчиками переходим к дальнейшей работе. Но иногда, особенно с новыми клиентами, правки все же бывают. Я сразу оцениваю правки на соответствие ТЗ. Если в ТЗ написано «у персонажа поднята правая рука», а клиент просит поднять левую ногу, то это уже платное изменение ТЗ.

Пожалуйста, вносите правки наиболее конкретно. Понятие «красиво» у всех разное. Понятие «что-то тут не то» тоже разное. Вы можете попросить, например, сделать крупнее отдельные части, добавить больше детализации или заменить какие-то мелкие детали. Желательно приводить референс, на котором правильно изображена та деталь, которая вам важна.

И просьба — не заставляйте иллюстратора переделывать что-то, чтобы «просто посмотреть». Иллюстрация — очень трудоемкая работа, и часто, чтобы поменять, казалось бы, незначительную деталь, приходится тратить до 3 часов. Если иллюстрация — на это могут уйти даже сутки кропотливой работы.

Финализируем работу

Итак, эскиз утвержден — приступаем к покраске. На самом деле, хотя этот этап более сложный, чем эскиз, небольшие изменения внести в него относительно легко. Можно довольно быстро перекрасить те или иные детали, сделать цвета ярче или углубить тени.

6 заповедей для заказчика – как работать с иллюстратором

Но — еще одна моя большая просьба — пожалуйста, не просите на этом этапе изменить композицию. В большинстве случаев, придется практически полностью перерисовывать раскрашенную картинку. Для меня это — лишнее время, для вас — деньги… Давайте стараться согласовывать основные вещи на этапе эскиза :)

И вместо заключения

Конечно, иллюстрации для нас, художников — прежде всего работа. Но мы, как и все творческие люди, очень благодарны за теплые слова и эмоции. Поэтому, если вам понравилась работа — не поскупитесь на похвалу. Поверьте, ему будет очень приятно!

А я на этом с вами прощаюсь — и увидимся в комментариях!

1111
4 комментария

Какая цена одной илюстрации? Средняя

3
Ответить

Здравствуйте! Цена одной иллюстрации - от 4000 руб

1
Ответить

@Ирина Сальварт здравствуйте. Вы есть на кворке ?

Ответить

Добрый день! На кворке нет, к сожалению. Есть на иллюстраторс.ру https://illustrators.ru/users/irina-salvart-96bb901a-d466-46ea-82ea-5e37053435f3

Ответить