50 оттенков серого в российской таможне, часть 2

Цель статьи — спуститься в недра «серых» таможенных схем и объяснить, что такое пресловутые доллары за кг. Вторая часть честного гайда про то, как растаможить товар и почему все не так однозначно.

Это продолжение статьи про то как работает таможня в России. Первая часть здесь:

Карго: не нужны никакие документы, тут отдал, там принял

По моему опыту, вообще далеко не все понимают что такое карго.

Прямо идеальный комментарий, иллюстрирующий представление о карго у большинства
Прямо идеальный комментарий, иллюстрирующий представление о карго у большинства

При этом излишним морализаторством тоже заниматься не буду. У карго есть плюсы и минусы, и кому-то этот вариант подходит. Важно лишь понимать что он из себя представляет

Что вообще такое «карго»? Это же просто «груз» по-английски

Удивительно что по запросу "что такое китайское карго" выходят статьи с посылом: "Это такая упрощенная схема доставки товаров, но с некоторыми особенностями"

Ок, "упрощенная доставка"
Ок, "упрощенная доставка"

Давайте для начала поясню для тех кто никогда не касался этой темы о чем вообще речь. Есть такая схема работы, при которой не нужно заниматься таможенным оформлением вообще. Работает для импорта как из Китая, так и из Европы.

В нулевые годы такой способ прохождения таможни назывался "таможить айфоны как кирпичи". Как это работает: где-то на зарубежном складе собирается сборка разнородного товара. В ней могут быть и телефоны и автозапчасти и одежда и бижутерия. Товар упаковывается в огромные тюки, либо ставится на палеты с обрешеткой. Все это грузится в одну машину и везется, как правило, через Казахстан. Там весь груз проходит по одной таможенной декларации как стройматериалы и вся партия благополучно едет в Россию (между Казахстаном и Россией границы нет в рамках ЕАЭС). Ранее подобными маршрутами грешил погранпереход в Суйфэньхэ, но последние годы по подобным схемам работает Казахстан в случае поставки китайских товаров и Беларусь в случае Европы.

На сленге это называется "карго". При использовании карго вы не получите официальную ГТД и не сможете поставить товар на учет.

Основных признаков что перед вами карго 3:

1) Вместо подробного расчета вес вашего груза просто перемножат на пресловутые "доллары за кг"

2) У вас не будут спрашивать подробное описание товара, область применения, материалы и прочие характеристики, необходимые для правильного подбора кода ТН ВЭД. Будет интересовать лишь вес, объем и необходимые сроки доставки. Как максимум - уточнят хрупкий ли груз и нет ли ничего запрещенного (копий брендов, взрыво- и пожароопасных товаров, медицинских товаров)

3) Деньги за товар на фабрику вам необходимо будет перевести либо наличными, либо через компанию-прокладку за определенный процент

Важно! Не путайте понятие "карго" применимое к серым схемам импорта и "карго" как составляющую в наименовании компаний, занимающихся обработкой грузов. У нас был пару лет назад клиент, который, наслушавшись историй о жутких китайских схемах, не хотел оплачивать терминальные расходы в "Шереметьево-карго". А ведь это всего лишь официальная компания-оператор в аэропорту.

Как карго работает?

На этот вопрос можно ответить двумя способами.

Первый. В значении "как оно вообще так получилось что грузы идут в обход официальной таможни". Ответ: "Никто не знает". А те, кто знает, никогда не расскажут. Максимум - придумают заковыристое описание маршрута движения груза, но ответа на главный вопрос как это все проходит таможню, всегда будут уклоняться. Здесь нет компаний, занимающихся вашим грузом от начала и до конца. Карго - это огромная цепочка посредников (как бы не пытались убедить вас в обратном их боссы). Как следствие - вы никогда не будете знать где точно находится ваш груз.

Второй. В значении "нормально ли карго работает".

Ну вот примерно так
Ну вот примерно так

Ладно, не совсем так, ведь главная особенность китайского карго, желтый скотч, здесь не показана. Но суть это передает. Груз едет из Китая с несколькими перегрузками. Знаки fragile, handle with care и this side up перевозчики даже не знают как переводить. Побитый в результате транспортировки груз - ответственность не карго, а продавца, плохо упаковавшего товар (а в конечном итоге - ваша).

Совет: по максимуму упаковывайте груз. Не отказывайтесь от обрешетке, а, в идеале, от паллетирования. В последнем случае ваш груз хотя бы не будут бросать, а аккуратно перевозить погрузчиком.

Получать груз вы будете в ТЦ Москва, ТЦ Южные Ворота, и это отдельная песня про попытки въехать и организовать погрузку. Приготовьтесь к разводу с платным въездом, грузчиками и дополнительными, не включенными в "доллары за кг" расходами

Совет: берите водителей, знакомых со спецификой рынков и пониманием реальных расценок за работы


В случае карго из Европы последний пункт неактуален, но суть карго-доставки та же.

Сколько стоит привезти груз на карго

Самая интересная часть.

Дано: LCD мониторы

FOB Yiwu - 30 000 USD

Вес брутто - 1500 кг

Объем - 5 кубометров

По ценам на июнь 2021 года такой товар каргисты привезут вам по 2,5 доллара за кг за 25 дней.

Расчет: 1500*2,5=3750 USD

Собственно, на этом весь расчет закончен. Плюс на рынке в Москве с вас возьмут от 2 до 5 тысяч рублей за выгрузку и погрузку на вашу машину.

Если везти такие мониторы официально, то таможенные платежи составят порядка 8000 долларов + перевозка около 1500 долларов

Теперь давайте сравним с токарными станками из прошлой статьи

Дано: Токарные станки

FOB Yiwu - 30 000 USD

Вес брутто - 7 500 кг

Объем - 25 кубометров

Взяли товар с той же ценой, той же плотностью, но в 5 раз большим весом.

Расчет: 7500*2,5=18 750 USD

Официальные же платежи у нас выходили на на 9400 долларов + порядка 4500 долларов доставка до Москвы.

На карго нет смысла везти тяжелые и недорогие товары. Практически любое промышленное оборудование и материалы везти на карго невыгодно. И мы здесь еще не затронули стоимость наличных денег по сравнению с безналом.

Итого: плюсы и минусы

Плюсы:

  • Не нужно ломать голову правильным подбором кода ТН ВЭД
  • В целом, максимально простая схема: дал поставщику адрес склада, попросил хорошо упаковать и больше ни о чем не думаешь
  • Для дорогих и легких товаров карго выходит дешевле, чем официальная таможня (в зависимости от вашего канала перевода денег за рубеж)
  • Можно возить товары, на которые слишком дорого оформлять разрешительные документы в России
  • Выгодно везти образцы товаров и небольшие партии на тест

Минусы:

  • Карго - это, по сути, контрабанда. А не "упрощенная доставка"
  • Как следствие из п. выше: вы не получите официальных документов
  • Для тяжелых и недорогих товаров карго везти дороже, чем официально
  • Вы никогда не будете точно знать где находится ваш товар
  • Есть высокий риск повредить хрупкий товар, т.к. грузчики на рынках обращаются с товаром хуже чем распределительные центры "Почты России"
  • Никаких рычагов давления чтобы вернуть застрявший товар у вас не будет

Как говорится на ютуб-канале «Редакция»: «Все выводы вы делаете сами». А я буду рад ответить на вопросы в комментариях, потому что тема непростая и неоднозначная.

Если тема вам интересна - ставьте лайки, подписывайтесь. А я начну готовить третью часть, про декларации, сертификаты соответствия, прочие разрешительные документы и какое отношение они все имеют к 50 оттенкам серого в российской таможне.

6767
30 комментариев

Попрошу деда Мороза, чтобы мы жили в стране с таким грамотным таможенным законодательством, где карго будет невыгодным бизнесом

4
Ответить

Ну, кстати, сейчас все к этому и идет. Лет 6 назад карго было популярнее в гораздо большем числе товаров

Ответить

Я вообще не представляю уровень коррупции когда чуть ли не в центре Москвы уже больше десятка лет выдают контрабандные грузы, все об этом знают и никто ничего не делает :)

4
Ответить

Да. Так и живем. При этом у них иногда проходят "проверки", но суть их в том что 2 дня грузы никому не выдают. А после этого все возвращается на круги своя

Ответить

ну раз вы хотите чтобы все грузы обложили 4х пошлинами, причем точно такими же идентичными прям этими же, то конечно же МИЛОСТИ ПРОСИМ. Запомните, от перемены мест слагаемых, сумма тут меняется)))

Ответить

Зачем это здесь? Вы в открытую рассказываете о совершении преступления и находите в этом ещё и плюсы…

1
Ответить

Отвечаю: цель статьи — спуститься в недра «серых» таможенных схем и объяснить, что такое пресловутые доллары за кг. По моему опыту, вообще далеко не все понимают что такое карго. И, собственно, развернутый комментарий к прошлой статье это показывает

По поводу того что есть плюсы - у этой схемы есть плюсы. Хорошо это или плохо, пользоваться этим или нет - личное дело каждого. Я здесь не судья. Рассказываю предельно открыто исходя из собственного опыта

7
Ответить