[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "disable": true, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-158433683", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?p1=bxbwd&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid21=&puid22=&puid31=&fmt=1&pr=" } } ]
{ "author_name": "Vladislava Rakhmanova", "author_type": "self", "tags": ["\u043a\u043e\u043b\u043e\u043d\u043a\u0430"], "comments": 45, "likes": 25, "favorites": 61, "is_advertisement": false, "section_name": "default" }
Vladislava Rakhmanova
7 061

Проведение pre-ICO — инструкция от блокчейн-проекта «Карма»

Сооснователь стартапа Артём Лаптев о том, как собрать $250 тысяч, потратив в сто раз меньше денег.

Поделиться

В избранное

В избранном

Артём Лаптев, сооснователь платформы p2p-кредитования «Карма»

Что такое ICO

ICO (initial coin offering) — первоначальное размещение монет (токенов) на продажу. При размещении токенов правильнее говорить ITO, однако на рынке чаще встречается первый термин. Отличие от традиционного IPO в том, что компании вместо акций выпускают цифровые токены. Делают они это путём добавления в блокчейн транзакции с их описанием, указанием количества и уникального ID.

После выпуска любое количество токенов может быть отправлено на любой кошелёк в блокчейне. В будущем инвесторы могут воспользоваться ими разными способами: расплачиваться на более выгодных условиях за услуги внутри платформы или дождаться, когда эти токены вырастут в цене, выйти с ними на биржу и обменять на другие криптовалюты или фиатные деньги, получив таким образом прибыль.

По данным исследовательской группы в области криптофинансов Smith + Crown, в 2017 году за счёт проведения ICO компании уже привлекли более $1 млрд — это в десять раз больше, чем за весь 2016 год ($101 млн). И объём привлечённых инвестиций постоянно растёт.

Наиболее успешные за последнее время ICO: цифровое сообщество Tezos$232 млн, плат­фор­ма для создания «умных» кон­трак­тов EOS$185 млн, Bancor — площадка, на базе которой можно будет обменять любую существующую монету через токен Bancor, — собрала $153 млн за три часа.

ICO — это глобальный шаг для компании. За счёт него она получит не только финансовый ресурс, но и сможет завоевать узнаваемость на рынке. Успех проведения ICO зависит от нескольких составляющих: идеи, маркетинга и стадии проработки проекта.

Идея, маркетинг, проработка ICO

Очень важно, чтобы в основе стартапа лежала актуальная идея, способная вдохновить людей. Обычно хорошо заходят социальные проекты с определённой степенью революционности идеи. Например, в проекте «Карма» мы хотим исключить посредника в виде банка между инвесторами и предпринимателями и создать безопасную возможность прямого кредитования.

ICO предоставляет колоссальные возможности для продвижения. Для этого можно использовать все доступные инструменты: СМИ, конференции, таргетированную рекламу. Масштаб прямо пропорционален бюджету: чем больше бюджет — тем больше шансов на успех.

Если проект существует только на уровне идеи, а перед вами стоит задача собрать значительную сумму средств, то в реальности это возможно только при условии неоспоримого авторитета инициаторов проекта. За вами или рядом с вами должен стоять человек, чьё имя известно либо во всём мире, либо как минимум в сфере криптофинансов.

В случае с нашим проектом мы решили, что для более эффективного проведения ICO нам понадобится создать прототип работающей платформы, чтобы доказать инвесторам её жизнеспособность.

Учитывая вышесказанное, бюджет на подготовку и проведение ICO должен составлять примерно $300-500 тысяч.

Что такое pre-ICO

У кого-то изначально есть бюджет на ICO, кто-то находит якорного инвестора. Но в последнее время всё более популярным становится вариант проведения pre-ICO. Фактически pre-ICO — это сбор денег на подготовку и проведение ICO, своеобразный пресейл. Например, по этому пути пошла российская платформа отзывов на блокчейне Revain, которая за несколько дней собрала более $854 тысяч.

Надо понимать, что pre-ICO — не просто способ собрать денег, но ещё и хорошая тренировка по отработке всех процессов в преддверии ICO. Сейчас мы знакомимся с рынком, общаемся с большим количеством инвесторов, слушаем мнения, замечания и пожелания к проекту. В процессе pre-ICO наша команда получила неоценимый опыт, который очень пригодится на следующем этапе.

Зачем покупать токены на pre-ICO

Покупатели токенов на pre-ICO — это те, кто верит в идею проекта или в людей, которые его реализуют. Основной стимул для покупки на этом этапе — расчёт на потенциальную доходность. Как правило, она составляет до 1000% годовых.

Стратегия покупки токенов на pre-ICO выглядит вполне рационально при условии, что вы выберете несколько проектов, которые, на ваш взгляд, имеют высокие шансы на успех в ICO. Какие-то из них «выстрелят», какие-то закроются. Но даже если три из пяти окажутся успешными, инвестор получит огромный доход. Разумеется, следует обладать профессиональным чутьём и знаниями, чтобы понимать, во что вкладывать, а что — обходить стороной.

Подготовка к pre-ICO

Подготовиться к pre-ICO достаточно сложно, если вы далеки от мира криптовалют и блокчейна. В таком случае без помощи внешнего специалиста не обойтись. Необходимо, чтобы проект стал узнаваемым, чтобы о нём говорили и им интересовались, чтобы вам как команде доверяли.

Основные расходы при подготовке к pre-ICO

  1. ​Создание сайта. Здесь ничего сложного — можно сделать самый простой, используя конструктор. Если вы хотите сразу разработать более технологичный сайт, это может обернуться не только большими расходами, но существенной тратой времени. Бюджет: от 0 до 500 тысяч рублей. Мы создали сайт на Tilda собственными силами. Наш бюджет — 0.
  2. Создание презентации проекта. Концепцию проекта должны придумать его инициаторы. Красиво представить её в виде презентации помогут специалисты. Бюджет: от 0 до 30 тысяч рублей. Тут мы тоже всё сделали самостоятельно. Наш бюджет — 0.
  3. Создание видеопрезентации. Это очень важный шаг, не рекомендую его пропускать. Короткий видеоролик — наиболее удобный и приятный формат для знакомства публики с проектом. Бюджет: от 50 тысяч до 3 млн рублей. На создание видеоролика про «Карму» мы потратили 55 тысяч рублей.
  4. Написание white paper. В white paper должно быть всё о вашем проекте: бизнес-план, идеология, манифест, описание идеи, анализ рынка, способы вовлечения и описание функциональности. White paper важен не только для покупателей токенов, которые будет его изучать, но и для вас самих — он отлично структурирует информацию о проекте. Бюджет: от 0 до 300 тысяч рублей. Мы писали WP самостоятельно. Единственная статья расходов — перевод на английский язык. Стоимость — 15 тысяч рублей.
  5. Реклама и PR. Можно попытаться найти подходы и заинтересовать СМИ самостоятельно, но это достаточно сложный путь. Можно заявить о себе на форумах. Но всё же лучше привлечь специалистов, которые помогут продвинуть проект. Бюджет: от 0 до 500 тысяч рублей. Наш расходы по этому направлению составили 50 тысяч рублей.
  6. Таргетированная реклама. В качестве основной площадки обычно используется Facebook. Бюджет ограничен вашими возможностями. Но по этому пункту есть огромный подводный камень. В нашем случае соцсеть не позволила откручивать рекламу — при том, что даже специалисты затруднялись сказать, где команда Facebook увидела нарушения.

    В итоге нам заблокировали три рекламных аккаунта. До блокировки мы успели потратить приблизительно 1500 рублей. На момент написания колонки мы обратились за помощью к специалистам по рекламе в Facebook. Дальнейший бюджет пока не определен.

  7. Выпуск токена. Наиболее популярные платформы для выпуска токенов: Ethereum, BitShares и Waves. Для создания токена на Ethereum понадобится привлечь разработчиков. Стоимость смарт-контракта для ICO или pre-ICO может составить от 20 до 850 тысяч рублей в зависимости от сложности бизнес-логики контракта и аппетитов программистов.

    Разработка и тестирование смарт-контракта занимает от двух-трёх дней до месяца — опять же в зависимости от объёма работ. На платформах BitShares и Waves токены можно выпустить прямо в браузере, в простом визуальном интерфейсе.

    Очень удобно, что есть возможность тут же вывести их на биржу и настроить торги по отношению к любому крипто-активу. Этот рынок не сформирован, разброс цен у исполнителей колоссальный. Бюджет: от 20 до 850 тысяч рублей. Мы уложились в 35 тысяч рублей.

В итоге на подготовку и проведение pre-ICO мы потратили 155 тысяч рублей.

Возможные ошибки при подготовке pre-ICO

Безусловно, при столь сложном процессе, как проведение pre-ICO, не удастся избежать ошибок. Но лучше совершить их сейчас, чем на ICO. Заострю внимание на нескольких основных моментах, которые мы испытали на собственном опыте.

  • Очень сложно сделать всю работу самим. Обязательно делегируйте задачи надежным исполнителям, не пытайтесь объять необъятное. Гораздо важнее не растянуть процесс подготовки по времени и не упустить из виду важные моменты.
  • Обязательно продумывайте техническую реализацию от и до. Значительная часть инвесторов «Кармы» захотела принять участие в проекте, имея на руках фиатные деньги (рубли и доллары). Оказалось, что завести кошелек и приобрести криптовалюту для них — задача не из лёгких. Поэтому важно продумать все детали: прописывайте все возможные инструкции и готовьте крупных инвесторов к pre-ICO заранее.
  • В криптосообществе состоят достаточно продвинутые люди, поэтому будьте готовы к сложным вопросам по проекту. Если сообщество увидит, что вы некомпетентны, нужного доверия вы не получите.
  • Для настройки таргетированной рекламы в Facebook лучше обращаться к профессионалам. Риск получить блокировку аккаунта очень высок. И что самое главное — вы даже не всегда сможете понять, за что вас заблокировали. Поддержка соцсети отвечает очень долго и расплывчато — будто специально ждёт, пока закончится период pre-ICO и вы оставите попытки добиться ответа.

#Колонка

Популярные материалы
Показать еще
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

Прямой эфир

Компания отказалась от email
в пользу общения при помощи мемов
Подписаться на push-уведомления