Четверть века в ювелирке. Золотые кирпичи, Пугачева и кольца со смыслом

Привет! Меня зовут Евгений Зыскинд, я ювелир и основатель двух ювелирных брендов — Obruchalki.com и Thing Jewelry. И сегодня, 18 июня, я отмечаю четверть века в ювелирной отрасли, а этот текст — краткая подборка историй, произошедших со мной за это время. Здесь не будет кейсов по маркетингу - только развлекательные мемуары. А если аудитории подобный жанр зайдет, то дальше я расскажу о сочных историях из 90-ых и 2000-ых. Там есть от чего глазам округляться.

Четверть века в ювелирке. Золотые кирпичи, Пугачева и кольца со смыслом

Выжить

Каждое десятилетие, проведенное мною в отрасли, можно охарактеризовать одним емким словом. Я пришел в ювелирку в 1990-м, и этот период (назовем его 90-е) можно охарактеризовать одним словом - «выжить». Как и всегда, в 90-х особенно важно было уметь зарабатывать, разбираться в людях, при этом еще и вовремя уворачиваться. Деньги были у двух немногочисленных категорий граждан - бизнесменов и бандитов. Первых было сильно меньше, чем вторых. И, что осложняло ситуацию, они мало чем отличались друг от друга. По-старинке в начале своего пути я был отдан в ученики: так делалось веками до меня, и так все меньше и меньше будет потом. Мне повезло, и я попал к одному из лучших самарских мастеров. Валера (мастер) конструировал богатые перстни с каратными бриллиантами и красивые многослойные кресты на полпуза. У него постоянно тусил тогдашний самарский эстеблишмент - банкиры, бандиты, менты. Это сейчас, чтобы что-то получить, ты обращаешься в компанию, а тогда каждый лично знал каждого и сразу шёл к нему решать вопрос.

Через год обучения я отправился в свободное плавание. Люди на улицах зарабатывали перепродажей всего и вся, а я нашел мастерскую со стабильными заказчиками - бандитами. Стабильность их была в регулярном посещении нас, на этом она заканчивалось, и далее все шло ни шатко не валко. То закажут и пропадут, то пропадают-пропадают и, вдруг, заказывают гору. С оплатой все было непредсказуемо - бандиты постоянно кидали, но частенько давали сверху. Крайне нестабильная нация, хуже цыган. Когда кинули три раза подряд, мне, еле сводящему концы с концами 18-летнему юноше, пришлось выискивать рецепт нового экономического чуда. Я сделал несколько цепей с медью внутри, продал их парням и пропал. Так восстанавливался баланс в 90-ых. И тогда же я узнал зачем бандиту нужна цепь - помимо статуса и понтов, подчас это то единственное, что здесь и сейчас можно с себя снять и откупиться.

Трудно было во всем - надо было не только найти заказчика с деньгами, но еще и суметь получить эти деньги. Это удавалось не всегда. В моде были перекупщики и посредники, умеющие договариваться с двумя вышеописанными группами граждан и гарантирующие относительно стабильные поток заказов и оплат за них. Они тоже были ушлыми и кидливыми, но все-таки заметно более благонадежными, нежели низкосортные слои уголовного мира.

Жизненные угрозы были вполне осязаемы. Помню, работал я на своем втором рабочем месте - мастерской на ул. Гагарина. Я сидел у окна, выходящего на шумную проезжую улицу. Здание от дороги отделяло пять метров пешеходного тротуара и зеленой травы. На краю всей этой красоты стояла 99-ая вазовская машинка модной, почти неведомой тогда седанистой формы и стильного асфальтового оттенка. Машинку только что прикупил Паша, успешный ювелир с заказами, сидевший рядом со мной. Паша не зря поставил машинку под окном и простреливал ее каждые 5 минут - авто было новое, и он еще не успел установить на нее сигнализацию. Все, что хранило верность машины Паше, была твердосплавная клюшка с замком, установленная поперек руля.

Вот что значит быть всегда наготове и быстро соображать. А тогда это был очень нужный навык.

Сделать

2000-е были прожиты под девизом “суметь и успеть сделать”

В 2001-ом я перехал в Москву и пару лет проработал ювелиром при РПЦ, а затем жизнь для контраста закинула меня на другой, весьма специфический заводик. Заводом владел совершенно безумный чувак, вхожий в высокие властные круги, мизантроп, аферист, кидала и широкой души человек. Бывший борец, махина на 160 кг, он кидал людей налево и направо в прямом и переносном смысле. Я видел помятые лица, судьбы и бампера, и не видел ни одного работника завода, клиента и даже олигарха, которого бы он не кинул, оставил без зарплаты или не попытался обмануть. С нормальными людьми у него работать не получалось - деньги и заказы меньше 100К $ он не воспринимал, что существенно сужало круг его общения. Но те, кто мог платить такие и даже большие деньги, в свою очередь, оттягивались изощренностью идей и забавностью сроков исполнения.

Поскольку с Николаичем (так звали моего босса) никто не уживался, а я остался единственным, с кем у него выстраивался диалог, то вскоре на меня была свалена ответственность за все ювелирное производство. Для посвященных в отрасль достаточно будет сказать, что широко известный в узких кругах ювелир Володя Маркин пулей сбежал с этого производства, чем сильно упростил свою жизнь и направил карьеру в нужное русло. Я дневал и ночевал на заводе, разруливал и производил заказы в постоянном авральном режиме. Мы ездили по встречке на черном тонированном мерседесе с мигалками и вооруженным охранником, доставляя к частным джетам Внуково уникальные заказики.

Я делал подарки для депутатов, Пугачевой и пары олигархов из списка Форбс. Позолоченные гири и копии интерьерных антикварных вещей из золота, зеркало для кокаина в виде силуэта России и с рубинчиком в Кремле. Апофеозом был нанятый секретаршей олигарха джет, на котором мы летали к другому олигарху, и я собирал в его кабинете подарочек весом в 20 кг золота. Потом была экскурсия по заводу олигарха и котлеты из конины. Кирпичи, кокаинницы и золотые гири - всё это достойно самостоятельной истории, а сейчас я расскажу как мы с художником Никасом Софроновым изрядно попотели.

Четверть века в ювелирке. Золотые кирпичи, Пугачева и кольца со смыслом
Четверть века в ювелирке. Золотые кирпичи, Пугачева и кольца со смыслом
Четверть века в ювелирке. Золотые кирпичи, Пугачева и кольца со смыслом

Миллиардер был легок на свои желания. В этот раз ему захотелось сущую мелочь - приделать золотую табличку к картине - банальное субботничное желание. Он прикатил к нам на завод с ухоженной блондинкой, открыл багажник Бентли, в котором базировалась среднего размера картина. Табличку нужно было оснастить шутливой надписью, Николаич предложил ее навесить через золотую цепь. Он умел быстро создавать добавочную стоимость. За тот час, пока дядька пил чай с Николаичем, мы успели купить 200-граммовую золотую цепь в ближайшем Адамасе, я раскатал кусок золота, отполировал и написал на нем требуемую остроту. С Никасом я не знаком, но судя по совершенно жидкому состоянию масла на картине, которое я местами на свой вкус поправлял пальцем, последний раз кисть мастера касалась ее где-то час назад. И где-то там, в центре Москвы, в своей мастерской “бедный” и замученный художник одновременно со мной облегченно вытирал руки о фартук и пересчитывал доходы. Свято верю в то, что скоростное письмо особенно продвинуло Никаса по его пути карьерного развития.

Продать

Начиная с 2010-х стало важно правильно упаковать и продать - тенденция, актуальная до сих пор. Десятилетие, прожитое под лозунгом “ярче, красивее, быстрее”.

Немного “скучное” время власти маркетинга, лишенное ярких эмоций, экстрима и трешовых историй в стиле Гая Ричи, наполненное технологиями и цифрами. Тот, кто может сделать, стал не нужен, без умения упаковывать и продавать. Эта новая потребность рынка особенно заострилась и выкристаллизовалась в кризис, случившийся в конце 2014-го года. Клиентское поведение за несколько лет стремительно изменилось. Люди стали мониторить рынок перед покупкой и придирчиво, под микроскопом изучать само место покупки. Покупательские сроки увеличились, конкуренция стала более изощренной. Стало важно сводить юнит-экономику, считать цену лида и конверсии. Десятилетие инстаграма приучило людей к визуальному контенту, зачастую наряднее реальной жизни. Люди привыкли ничего не делать и перебирать предложения одно красивее другого. Чтобы не заскучать, в эти годы я открыл свой бизнес, а позже создал бренд THING JEWELRY. Если интересно узнать как выстраивался наш маркетинг, об этом можно почитать здесь.

Я продолжал работу, и это было уже не то бесшабашное веселье 90-ых или 2000-ных, оно стало завуалированным и интеллигентным. Кто сходу догадается, что за спокойствием рыбака на кольце “NOWOMANNOCRY” стоит 200 свиданий с Тиндера, а серьги “БАНАНЫ В УШАХ” - застывшее в золоте тысячи и одного поучения, влетевших и вылетевших в уши дочери.

Четверть века в ювелирке. Золотые кирпичи, Пугачева и кольца со смыслом
Четверть века в ювелирке. Золотые кирпичи, Пугачева и кольца со смыслом

Таковы детали моей любимой коллекции “Нешуточные украшения”, каждый предмет которой был пропущен сквозь бытие. Какими бы смешным и нелепыми ни казались курьезы прошедших 25 лет, именно так у художника и зарождаются и появляются его детища - через пережитое, через жизнь. И желательно чтобы они, эти истории, были максимально яркими.

А ты, читатель, скажи, хотелось бы услушать другие ювелирные истории?

1919
14 комментариев

С совершеннолетием! Ура) 

2
Ответить

Ура!

1
Ответить

замечательно, обязательно пишите! и про кокоинницы, и про остальное

2
Ответить

Хорошо)

1
Ответить

Очень увлекательно красочно пишите!

1
Ответить

Спасибо. Продолжу для Вас🙏

2
Ответить

У нас обычные чугунные гири стали туго продаваться, хотя самые доступные на рынке, наверное надо позолотить)). Интересно, сколько это будет стоить. Ну не любит у нас народ простоту... https://www.training-power.ru/catalog/giri.html

1
Ответить