Низкий порог входа в отрасль – благо или ловушка для бизнеса? Экономика демпинга в России
Недавно на встрече финансистов услышал от коллеги мысль: в России действует экономика демпинга. Это значит, что вход в некоторые отрасли очень простой, поэтому первый же шаг новичка – поставить минимальную цену на свой товар или услугу, чтобы быстрее зайти на рынок. Итог известен. Рынок проседает, добросовестные игроки держатся на марже из последних сил, а новые участники рынка пребывают в иллюзии осязаемости и понятности данного вида деятельности.
Особенно хорошо я это наблюдаю в тренспортной логистике.
Достаточно заплатить первоначальный взнос за машину в лизинг и вот – ты уже «транспортная компания». Получил оплату за рейс и кажется, что это и есть твоя прибыль. А потом внезапно выясняется, что нужны деньги на многочисленные расходы: обслуживание ТС, уплату налогов, Платонов, оплату простоев и форс-мажоров. И рентабельность уходит в минус. Но наши «герои» отчаянно пытаются работать дальше и продолжают брать больше заказов за меньший ценник! А спустя пару лет сдуваются и на их место приходят новые воодушевленные игроки. И так по кругу…
И пока один работает на ОСНО, второй на патенте, третий на УСН, равных условий нет по определению. Справедливой конкуренции - тоже.
Кстати, в некоторых странах уже поняли, что сверхнизкий порог входа разрушает отрасли. Муниципалитеты вводят ограничения на открытие новых компаний и следят за балансом между спросом и количеством игроков на рынке. К примеру, в общепите есть такая практика.
Не хочется заканчивать пост на негативе)) Тем более, что я вижу, как постепенно у нас зарождается и другая тенденция.
Государство и современные добросовестные предприниматели начинают формировать более экологичную деловую среду. Не быстро, но через 5-10 лет в отрасли будут уже более-менее понятные условия входа и единые требования к бизнесу. Это большая информационная и законодательная работа.
А пока работаем в таких условиях, которые есть.