Как я стал фигурантом уголовного дела
Летом 2023 года мне позвонил разъярённый мужчина, представился сотрудником службы безопасности крупной компании и потребовал вернуть 500 000 ₽.
Якобы их компания заплатила нашей за рекламу в московском метро, а мы, по его словам, получили деньги и исчезли.
Тогда я решил, что это мошенники, просто положил трубку и заблокировалего контакт.
Через пару дней новый звонок. Теперь менеджер другой компании просила срочно связаться с нашими коллегами, чтобы понять, почему мы не отвечаем, хотя уже завтра стартует рекламация кампания в метро.
Я попытался убедить её, что она что-то путает — в метро мы бываем исключительно в качестве пассажиров и рекламу там не размещаем. Но она уверенно настаивала, что платила на счёт нашей компании и общалась с нашими менеджерами.
Тогда я запросил у неё все данные, чтобы разобраться.
Оказалось, кто-то создал фейковый сайт, полностью скопировал данные нашего юрлица и рассылал предложения о размещении рекламы в метро со скидкой.
Когда клиент соглашался, кто-то вёл полноценный диалог от нашего имени, присылал коммерческое предложение и заключал договор.
Причём всё выглядело настолько профессионально, что на минуту захотелось позвать этого человека к нам в отдел продаж.
Как только компания переводила деньги, «наши менеджеры» исчезали, и клиенты пытались выйти хоть на кого-то.
По юрлицу находили номер из открытых источников, и попадали ко мне. Причём в основном не с вопросами, а с обвинениями.
За то лето таких историй накопилось несколько. Люди звонили, писали, грозились судом и не верили, что моя компания к этому не имеет никакого отношения.
Я не понимал, как это возможно, т.к. деньги нам точно не приходили. Но когда я запросил со всех потерпевших платёжки, оказалось, что переводы действительно шли на счета с нашим юрлицом. Только мы эти счета не открывали.
Так я совершенно случайно узнал, что наша компания является клиентом банков Уралсиб и Райффайзен.
Абсурд был в том, что когда я приходил в банк как генеральный директор, чтобы разобраться, мне отказывали в доступе к счётам моей же компании. Потому что они были открыты по доверенности с другими данными и привязаны к чужим номерам.
Оказалось, что группа мошенников приходила в отделения с поддельными документами, открывала счета на наше юрлицо и принимала туда деньги, а потом сразу выводили.
Так всё лето каждый мой понедельник начинался с чашечки кофе и визита в полицию. На одной неделе я давал показания как потерпевший, на другой уже как подозреваемый.
В итоге мне удалось убедить пострадавших и следователей, что я — человек приличный, просто не самый везучий.
Но вот самих аферистов, по словам следствия, было почти невозможно найти: сайты регистрировались за рубежом, доверенности и документы были фальшивые, а действовали они через дропов.
Спустя пару месяцев я смирился с тем, что ничего не произойдёт, и просто забил, иногда рассказывая эту историю друзьям как байку с элементами уголовного кодекса.
Прошло больше двух лет, я уже почти забыл об этом. И вот буквально час назад — на моём телефоне раздался звонок с незнакомого номера.
Мужчина на том конце провода представился сотрудником ОБЭП и начал говорить что-то про уголовное дело.
Я уже машинально потянулся класть трубку. Такие полицейские звонят мне каждую неделю и очень хотят, чтобы я срочно перевёл деньги на безопасный счёт.
Но после пары уточняющих вопросов стало понятно, что это реальный с сотрудник ОБЭП, а звонок настоящий.
Оказалось, что спустя два с половиной года всю эту банду мошенников задержали. И теперь у меня есть возможность познакомиться с ними лично.
Подписывайтесь на Telegram Роман Зарипов.