Истоки ошибок в проектировании

Поскольку проблема качества проектирования является фундаментальной, мы решили выпустить цикл статей на эту тему.

Истоки ошибок в проектировании

Что стало омрачать жизнь любой проектной организации в последние годы? Поговорите с именитым архитектором или с самым-самым удаленным фрилансером, и в большинстве случаев причиной этого окажется одно — бесконечный процесс сдачи документации, и даже точнее – бесконечные замечания и пожелания, которые нужно исправить.

Любой руководитель проекта вспомнит объект, на котором приемка рабочей документации длилась в лучшем случае три месяца, чаще – полгода, а в худшем случае — год или два. Процесс снятия замечаний или приемки может длиться дольше и требовать больше сил и средств, чем само проектирование.

Мнение заказчиков о причинах такой ситуации едино, и оно безальтернативно: «Проектировщики работать не умеют (но запрашивают много денег)».

Рис. Заказчик обычно так себе представляет рабочее место проектировщика, занятого его проектом
Рис. Заказчик обычно так себе представляет рабочее место проектировщика, занятого его проектом

Возможно, вам попадалась на глаза рассылка девелопера федерального масштаба, который «скребет по дну» рынка в попытках собрать скудные остатки нормальных, на его взгляд, проектировщиков, где без обиняков пишет «Ищем адекватных проектировщиков».

Рис. Очевидно, что проблема актуальна и для девелоперов
Рис. Очевидно, что проблема актуальна и для девелоперов

Сами проектировщики, обвиняя во всех бедах заказчиков, тем не менее в глубине души признают, что дело также и в относительно невысоком качестве их документации. И вспоминают те счастливые годы, когда у заказчиков не было технических специалистов, а строители выполняли работы, задавая минимум вопросов.

На фоне усложнения объектов и повышения требований отрасли в целом, качество действительно не поспевает за рынком. Кто-то обвиняет в этом учебные заведения, кто-то – современные программы, которые заменяют проектировщикам мозги, кто-то – нежеланием людей трудиться.

Но перед ВУЗами никто и не ставит цель выпустить готового проектировщика. А без современных программ не обойтись, ведь они повышают производительность труда. А большинство проектировщиков, кого я знаю, работают значительно больше, чем указано в трудовом кодексе.

Если вам интересен взгляд с передовой, то дело не в технических знаниях или самоотдаче, а в том, что уровень управления и организации проектирования не соответствует возросшей скорости жизни и дефициту ресурсов всех видов (денег, времени, персонала). Поэтому, единственное решение в современных условиях – это повысить эффективность персонала.

И одна из составляющих снижения эффективности — количество времени на исправление ошибок (без которых в сложных процессах, к сожалению, обойтись нельзя) или неувязок просто колоссально.

Почему ошибаются проектировщики?

Упрощенный ответ девелоперов, о котором мы сказали выше, не отличается продуктивностью, он не позволяет найти никакого решения.

Работать с иностранными проектировщиками девелоперы не смогут, а те – попросту не захотят покидать комфортные для них границы архитектурной концепции. А разогнать всех российских проектировщиков и взяться за воспитание новых – значит отложить строительство сложных объектов лет на 20.

Если исключить из общего количества проектировщиков всех гениев и неучей, то средний уровень остальных будет примерно одинаков. Ведь проектировщики, в целом, мало отличаются друг от друга – они заканчивали одни и те же ВУЗы и учились по одним учебникам, работают в одних программах, читают одни и те же СП, делают схожие объекты, и воспитывают их одни и те же эксперты.

Мне посчастливилось работать с несколькими гениальными проектировщиками, но даже они иногда ошибаются, что уж говорить о большинстве.

Если не ходить вокруг да около, то выход есть, но он не столько технический, сколько административный, а это и есть самое слабое место в нашей отрасли.

Вообще, практически любая проблема всегда сводится к ошибке в управлении, и в данном случае в основе всего лежит отсутствие в проектной компании описанной технологии проектирования.

«Что за бред», — скажите вы. — «Не умеете проектировать – вернитесь в институт».

Забудьте и даже не пытайтесь возразить тем фактом, что своды правил или учебники являются технологией проектирования. Возьмите любого выпускника строительного ВУЗа, дайте ему СП и ГОСТы и попросите выпустить проект. Он его, конечно, выпустит, но вы выбросите его в помойку. А потом и сам проект.

В этих книгах содержатся некие основы, но они не являются инструкциями ни в малейшей степени.

Когда вам нужно собрать сложную мебель, вы (в теории) открываете инструкцию и делаете то, что там написано, по шагам. Знать основы деревообработки, химический состав смолы в плитах ДСП и количество углерода в стали, из которой сделана фурнитура, не помешает процессу сборки мебели, но пользоваться вы будете инструкцией, а не химией и материаловедением.

Скажите, вы много видели компаний, в которых для каждой специальности разработаны и используются инструкции по проектированию?

Упростим вопрос. Вы на столе хоть у одного проектировщика видели толстые папки с подробным описанием последовательности действий при проектировании его раздела – от самого первого шага (как проверять и оценивать исходные данные, где их брать и зачем), до самого последнего (как собрать том прежде чем отдавать его на печать)?

Где были бы разобраны все пункты СП с примерами?

Где были бы приведены типовые ошибки и их причины?

Где были бы даны наиболее рациональные решения для типовых задач?

Где лучшие и самые эффективные проектировщики компании письменно делятся своим ноу-хау?

Где были бы описаны успешные действия при работе с экспертами и проверяющими, и то, как вести переписку с заказчиком?

Видели ли вы инструкции, откуда, кроме всего необходимого, можно было бы почерпнуть и перенять подход к работе основателя компании?

<p>Рис. Описание ноу-хау – это большой труд. </p>

Рис. Описание ноу-хау – это большой труд.

А часто ли вы встречали чек-листы для каждого шага проектирования, по которым можно было бы проверить, все ли нужные пункты СП или СТУ выполнены, учтены ли в заданиях смежникам все нюансы, не допущены ли самые распространенные ошибки и т.д.?

Есть ли такие инструкции, где можно было бы найти ответы на большинство ежедневных вопросов?

В российских компаниях таких инструкций я не видел.

Ведь в СП написано, что нужно делать.

Редко встретишь, где написано, как делать.

Крайне редко, где написано, как и с помощью чего это сделать самым эффективным способом.

И нигде ни слова не написано, как это сделать в современной реальности: когда на проектирование стало отводиться меньше времени, чем в давние времена уходило лишь на составление графика проектирования, когда даже жилой дом по насыщенности сложнее любого объекта, проектируемого во времена написания большинства учебников, когда изменения у заказчика и в архитектурной концепции происходят прежде, чем вы дочитаете до конца техническое задание. И тем более, как все организовать и наладить, когда каждый проектировщик вынужден заниматься одновременно 2-3 объектами.

Рис. Современные объекты из-за их сложности намного труднее проектировать. Вот пример разного оснащения современного офиса и офиса прошлого (фото справа greenvillencpainters.com)

Я могу прийти к выводу, что в нашей стране, по крайней мере в области проектирования, нет культуры написания инструкций, на них не тратится должное количество времени и сил.

Прошлые попытки

Намучавшись с прохождением экспертизы по ряду объектов, когда разные эксперты предъявляли разные требования, я обратился с официальным письмом к руководству экспертизы, предложив реализовать совместный проект.

Мне показалось, что проектировщикам нужно издание, в котором будут описаны все нюансы прохождения государственной экспертизы: подробно описать, что эксперты хотят увидеть в проектах, а что там будет лишним, как писать пояснительные записки, чтобы было меньше замечаний и экспертам было проще работать, что хотят видеть эксперты в расчетных записках и обоснованиях, а также, как правильно работать с проверяющими во время прохождения экспертизы. К примеру, у меня был один редкий, но тяжелый опыт получения отрицательного заключения, который мы приобрели вовсе не из-за проектных ошибок, а из-за непонимания внутренней кухни работы экспертизы.

<p>Рис. Вот так это выглядит ☹</p>

Рис. Вот так это выглядит ☹

Из этого мог бы получиться крайне полезный инструмент, который упростил бы жизнь тысячам компаний и сотням экспертов. Ведь каждый эксперт талдычит одно и тоже каждому жаждущему получить положительное заключение. И делает это он изо дня в день.

Разве вместо этих непродуктивных действий сотен экспертов, не является эффективным управленческим шагом систематизировать все ключевые данные и описать их один раз, а потом раздать/продать эту книгу, и уже с чистой совестью отчитывать бездельников, кто ее не прочитал?

Но наверно не нужно объяснять, получил ли я поддержку со стороны руководства экспертизы и был ли реализован этот проект?

Вспоминаю моего партнера по монтажному бизнесу. Мы начинали с ним с самого нуля, и подписав контракты, сами шли на площадку и управляли работами, как умели. Он показал себя, как эффективный прораб и руководитель проекта. Когда мы уже выросли, и в компании работали сотни сотрудников, я несколько раз спрашивал его: «Почему ты ругаешь прорабов за нерадивость, но не передаешь свой опыт? Не объясняешь?».

На что он мне отвечал: «Я добился и дошел до всего сам, теперь хочу, чтобы и они прошли свой путь». Это подход крепко прижился в нашей сфере – «я помучался, теперь твоя очередь».

Возможно, это неплохой вариант для воспитания силы духа сотрудников, но это – самое настоящее дно эффективности и искусства менеджмента.

Давно хотелось собрать инструкции для сотрудников и мне, но поскольку по образованию я ни разу не строитель, то решил привлечь к этому ответственному делу наших инженеров. Очевидно, что такая творческая задумка может выполняться не из-под палки, а по сильному желанию, поэтому сначала мы провели опрос, кто готов этим заняться за дополнительную оплату.

Результат ударил по моей надежде. Ноль человек. Никто не взялся за это. Были робкие попытки меня поддержать, но не более. Но при этом я получил и такое мнение: «Не нужно ничего описывать, есть интернет и СП, каждый должен разбираться сам».

Возможно, причина такого отношения лежит в особенности нашего свободолюбивого духа, не терпящего рамки и ограничения. Но мне доводилось слышать, что некоторые народы западного мира также отличаются непокорным нравом, но на папки с инструкциями их свободолюбие не распространяется.

<p>Рис. Инструкции не нарушат вашу свободу</p>

Рис. Инструкции не нарушат вашу свободу

Чем сложнее сфера, тем важнее наличие в компании описанной технологии правильного выполнения действий.

Перед каждым полетом авиалайнера, опытные и слетавшиеся друг с другом экипажи, которые провели тысячи часов в воздухе, не проявляют свой нрав и бунтарство, а достают контрольные списки и проходят по ним. Шаг за шагом, пункт за пунктом. А мы, сидящие в салоне пассажиры, очень надеемся, что они ничего не упустят, и будут действовать строго по инструкции, написанной кровью летчиков-испытателей (а иногда и погибших пассажиров).

Рис. Безопасность в гражданской авиации немыслима без чек-листов

Есть ли такие подробные инструкции и чек-листы в проектных компаниях? Наверняка где-то есть, но это такая же редкость, как красный алмаз.

Возможно, кто-то скажет, что в сложном и творческом процессе, как проектирование, не может быть описанной технологии, ведь все слишком индивидуально. Это, конечно, хорошая отговорка, но поговорите с любым талантливым творцом, и на основе его ответов вы сможете составить гениальный обзор профессии и даже первый чек-лист.

Инструкции не одарят человека талантом, но дадут более глубокое понимание предмета, научат правильной последовательности, исключат ошибки, воспитают культуру работы. Тогда и до таланта останется не так далеко, разве нет?

Кто должен писать такие инструкции?

Секретарь или самый низкоквалифицированный сотрудник, которого не жалко?

Наоборот – тот, кто является носителем или разработчиком технологии проектирования конкретной компании. Если во главе стоит талантливый архитектор, конструктор или инженер, он должен отложить часть дел и потратить несколько месяцев, чтобы систематизировать свои знания и переложить их на бумагу. Если же руководитель не является самым умным сотрудником, то он должен выявить такого и поручить ему это сделать.

Кроме того, к этому процессу нужно подключить всех ключевых сотрудников, ведь они каждый день сталкиваются с проектными или управленческими проблемами, находят решения или же совершают ошибки, и обе разновидности такого бесценного опыта должны быть бережно описаны и сохранены.

А потом все это нужно отдать в руки эффективному администратору, который организует процесс передачи этих знаний всем своим сотрудникам.

Как результат, молодой сотрудник, появившейся в компании, получит в руки самый ценный подарок – профессию, с которой у него будут связана жизнь, мечты и стремления.

А более опытный коллега приобретет инструмент, такой же ценный, как монитор или компьютерная мышь.

С болью вспоминаю горящие глаза некоторых молодых специалистов, которые приходили к нам на работу, с восхищением смотря на объекты, с которыми им придется работать. Но проходило всего несколько месяцев, и они с потухшим взором покидали нашу команду. Я уверен, что в большинстве случаев рухнувших надежд можно было избежать, дав им в руки папку с описанной технологией проектирования, с которой они не будут расставаться, пока из них не выйдет толк.

Раз таких инструкций никто не создает, тогда есть только два пути развития компаний:

Путь №1 (самый распространенный):Молодой специалист (или более опытный проектировщик, который повышает свою квалификацию) учится работать на реальных объектах, а за его ошибки отвечают владельцы бизнеса или заказчики – своими деньгами, репутацией и срывом сроков. А потом этот человек научится основам ремесла и, щеголяя своими (запоротыми) объектами, уйдет работать в другую компанию, где ему заплатят больше денег. Это точно не стратегия win-win.

Путь №2 (для богатых компаний):Это более эффективный, но затратный путь, поскольку, чтобы минимизировать дорогостоящие ошибки, компания вынуждена создать целую структуру проверяющих лиц: ведущий специалист → главный специалист → начальник группы → ГИП/ГАП → нормоконтроль → аудитор и так далее.

Проверка никогда не бывает лишней, но, если трудозатраты на проверку соизмеримы с трудозатратами на проектирование, это становится довольно накладно.

Если при чтении статьи вам показалось, что я говорю о должностных инструкциях, которые выдает отдел кадров при оформлении на работу, то мне не удалось донести до вас свою мысль. То, что предоставляет кадровик может быть всем, чем угодно, но только не ноу-хау для специалиста.

Рынку требуется все больше и больше проектировщиков, и чем больше их нужно, тем более подробные и простые инструкции по проектированию должны быть.

Уже сейчас очевидна тенденция — желающих разрабатывать рабочую документации становится все меньше и меньше, и кто будет проектировать квадратные километры жилья и социальных объектов в ближайшем времени – не понятно.

К счастью, современные информационные технологии сильно облегчают жизнь, в том числе и при создании таких фундаментальных трудов.

Пишите, встречались ли вам полезные, работающие инструкции, применимые в вашей профессии?

Александр Иванов

Руководитель мастерской
55
10 комментариев

Сердце кровью обливается это читать. Все по сути, всё так, но как разрешить эту проблему.. Где найти людей заинтересованных составить, описать всё, что нужно.. Это так важно сделать. Так хочется, чтобы нашлись такие люди. Почему только одного человека это волнует? Почему только один предпринимает попытки, пишет статьи, поднимает эту проблему, думает в этом направлении. Обидно. Может кто-то прочитает эту статью и вдохновится! Может найдутся влиятельные люди в сфере проектирования, кто поддержит проект и присоединиться к этой невероятно полезной инициативе! Очень надеюсь на это! 

4

Это изменится, когда менеджмент компаний и организаций поймут, что время, затраченное на обучение персонала, окупится стократно.
Сейчас компаниям проще и быстрее взять с улицы готовых специалистов (которые уйдут сразу же, как им предложат больше денег в другом месте), чем обучить своих с самого нуля, превращая их в компетентных и преданных соратников.

2

Согласна, у иностранцев совсем другой подход, они действительно прописывают все, от а до я.
Это кажется излишним бюрократизмом и подстраховкой, но ведь это работает.
Я видела инструкцию по составлению договора одной иностранной строительной компании. Это папка из 500 страниц, где прописаны стандартные решения буквально для любой ситуации. Весь опыт, который эта компания накопила на 50 лет тщательно собран и систематизирован.

Почему у нас такого нет? 

2

На мой взгляд иностранцы рассматривают документирование своего опыта, как долгосрочную инвестицию в будущее.
А мы - как пустую трату времени, поскольку никто не будет это читать. У нас всегда "пожар" и нет времени на эту "бумажную волокиту".

2

1. Давайте вместе напишем инструкции? Пишите в личку. Разделы по слаботочным сетям, автоматизации, диспетчеризации.
2. Я недавно наткнулся на Ваши стать, но вижу одну проблему, это классическая дилемма "Быстро - Дёшево - Качественно". Но, как мне кажется, в попытке её решения вы наглухо ушли не туда. Коснулись попытки решения, но все-таки ушли не туда.

Что вы думаете о современном образовании в сфере строительства\инженерных систем? В частности, получение именно практического опыта студентами 3-4 курсов?

Просто для примера, в 2013 году, будучи на 3 курсе, порядка 80% студентов моего потока попробовало себя в проектировании. Кто-то сделал действительно крутые проекты, кто-то просто халтуру.

Я вижу проблему больше в незаинтересованности заказчика выращивать необходимые кадры по причине отсутствия доверия и поддержки у фрилансеров к заказчику.
В добавок ко всему, заказчик порой не знает что нужно.

Явный пример, к нам недавно обратилась организация по поводу ведения строительным работ и подготовки исполнительной документации.
Руководитель организации забрал на себя все "согласования с вышестоящим" и раз в 3-4 дня присылал что-то из разряда "вот тут изменить, тут поменять фамилию, а вообще вот пример - электрики так сдают".
Человек в проектной части - ни бум бум.
Донести свое мнение до принимающей стороны - ни бум бум.
Умение обосновать свою позицию, аргументировав её РД, СНиП, СП и прочими бумагами - ни бум бум.

Собственный штат заказчика - "сделали вот так и будем ждать замечаний..."
Собственные отдел ПТО заказчика - "ну я не знаю, мы так ещё не делали, нам не разрешали..."

Проект начат 10.01.2022, вчера, 15.02.2022 - расстались на добровольной ноте.

Проектировать готовы многие. Вот только принимать результаты, либо не умеем, либо не хотим. Как и вкладываться в это дело.

Кстати, было бы интересно увидеть какие-либо расчеты на обучение сотрудника с 0. Тут тоже можно пообсуждать.

1

Мы создали внутренний портал компании, где делимся с сотрудниками опытом, с которым сталкиваемся - как снимали замечания, какие ошибки совершали, какие успешные решения были найдены и т.п.
Но это только для сотрудников.

Мы предполагали выпустить на одном из известных он-лайн порталов инженерные курсы для начинающих или неопытных, но когда оценили окупаемость затрат - отказались от этого. Проект был бы бесконечно убыточным.

В нашей сфере люди не готовы платить. Недавно мы выпустили небольшой сайт (https://vent.trusteng.ru/), на котором разместили программу быстрого определения толщины стали для воздуховодов. Это большая головная боль всех ОВшников, где назначили смешные цены. Отгадайте, стали ли за использование этой программы платить?
А когда сделали бесплатный период, за несколько дней расчетов было сделано около сотни ...

Есть еще один нюанс. Проектировщик, ведя 3-5 объектов параллельно, просто присылает заказчику сырую РД. Заказчик дает замечания и ставит срок, например устранить за неделю. И проектировщик с этим сроком соглашается. И даже присылает в срок, но опять сырую РД. И только с пятого раза удается согласовать документацию. Сроки проектирования увеличиваются в космических масштабах и разработать механизм воздействия на проектировщика бывает практически невозможно.