«Всё общество помогает узкой группе безответственных людей»

Экономист и партнёр сервиса Tim&Team Олег Анисимов — о том, почему от проблем крупных банков страдают не столько их собственники, сколько все россияне.

Олег Анисимов
Олег Анисимов

Проблема многих банков с «дырявыми» балансами в том, что их собственники так или иначе финансировали через них свои небанковские бизнесы.

Когда проекты развиваются достойно, это ни к чему опасному не приводит, но жизнь такова, что белые полосы обязательно сменяются чёрными. У нас уже почти четыре года экономика кашляет, и многие бизнесы из-за этого показывают далеко не те результаты, на которые рассчитывают их хозяева.

В итоге на балансе банка числятся кредиты, которые формально не являются невозвратными, но считанные люди внутри понимают, что это токсичные активы. При этом схемы могут быть крайне сложными. Формально банк может и не кредитовать проекты акционеров.

Акционеры «Бинбанка» (группа Гуцериевых-Шишхановых) увлеклись скупкой активов в небанковском секторе. Это те самые люди, которые купили «Техносилу», «Эльдорадо» и «М.Видео».

У главы группы Михаила Гуцериева оставалось время на такую мелочь, как открытие меховых салонов и поэтическую деятельность.

Кроме того, банк быстро рос в банковском секторе. Стоит упомянуть тут слияние с «МДМ банком» и обязательства по санации «Рост банка». Также владельцы банка агрессивно скупали девелоперские активы, в частности, «Интеко». При этом у главы группы Михаила Гуцериева оставалось время на такую мелочь, как открытие меховых салонов и поэтическую деятельность. Он написал более 100 текстов для эстрадных исполнителей.

20 сентября акционеры «Бинбанка» обратились в ЦБ с просьбой о санации. Санация отличается от отзыва лицензии тем, что в первом случае не страдают все клиенты и банкиры как бы сохраняют перед ними лицо, «выполняют» свои обязательства. Но по факту эти обязательства исполняет всё общество, так как в дырявый банк вливаются деньги. Много денег. (Центробанк уже пообещал финансовую поддержку «Бинбанку», но не объявил о санации и не раскрыл сумму поддержки — vc.ru)

Деньги ЦБ — это, фактически, новая эмиссия, вбрызгивание денежной массы в экономику. Эмиссия способствует росту цен, то есть помимо самого факта несправедливости (всё общество помогают узкой группе безответственных людей) здесь ещё присутствует и эффект инфляции, которая обедняет все группы населения.

Второй базовый вариант — отзыв лицензии. В этом случае в соответствии с законом и мировой практикой деньги получают только частные вкладчики. В России — не более 1,4 млн рублей, в Европе, например, €100 тысяч. Выплаты проходят через Агентство по страхованию вкладов (АСВ).

Санация и отзыв лицензии плохи для общества, так как его силами спасаются узкие слои клиентов, но второй вариант гораздо более справедлив.

Этот вариант тоже предполагает вбрызгивание денежной массы, потому что деньги АСВ по факту даёт ЦБ (страховых сумм, собираемых с банков, давно не хватает). Строго говоря, оба варианта для общества плохи, так как его силами спасаются узкие слои клиентов, но второй гораздо более справедлив.

Во-первых, при нём спасаются только те, кто рисковал гарантированными законом деньгами. Во-вторых, как правило, это требует меньше вливаний. В-третьих, лучшего способа обеспечения прав небольших вкладчиков, у которых объективно нет возможности понимать реальное финансовое состояние банков, человечество не изобрело.

Больно смотреть на то, как государство потратит наши с вами деньги на спасение человека, который на одну только свадьбу сына потратил, по данным СМИ, $20 млн.

Размер «дыры» в «Бинбанке» непонятен. Активы банка равны 1,1 трлн рублей. Сколько из них токсичных (невозвратных кредитов), боюсь, пока не знает и ЦБ. По размеру вкладов и средств частных лиц «Бинбанк» находится на седьмом месте (530 млрд рублей).

Если вы должны 100 тысяч рублей, это ваши проблемы. Если вы должны 100 млрд рублей, это проблемы тех, кому вы должны.

7272
35 комментариев

Другими словами, приватизация доходов, национализация убытков.

62
Ответить

Хорошо сказано. Ещё другими словами - богатые богатеют, бедные беднеют

11
Ответить

Сергей Васильев написал в ФБ хорошо: «Ну… вот пришел конец и БИНам…

Попробуем описать вкратце историю этой игры в кошки-мышки между «бизнесом» и «государством» в ее динамике и развитии.

Если посмотреть на список активов ФПГ «Сафмар» (собственника БИН-банка), то он впечатляет и удивляет одновременно.
Список промышленных активов не столь велик, тут сравнительно небольшие нефтедобывающие компании «Русснефть» и «Нефтис», а так же компании «Русский уголь» и «Славкалий». Этим бизнесом Гуцериев и Шишханов занимаются уже давно и это не удивляет.

Но далее идёт длинный список активов из девелопмента, коммерческой недвижимости и розничной торговли, которые они скупали сравнительно недавно и этот список впечатляет.
Одних только 5-ти звёздочных гостиниц – 9 штук: «Интерконтинеталь на Тверской», «Марриот Гранд отель», «Марриот Ройял Аврора», «Марриот Тверская», «Хилтон на Ленинском», отели в Минске и Астане, и т.д..

Но и это не всё.

За последние несколько лет «Сафмар» скупила ведущие компании по розничной торговле бытовой техники и электроники: «Техносила», «Эльдорадо», а в этом году еще и «М. Видео». Кроме того Гуцериев с Шишхановым поглотили еще и кучу застройщиков с земельным банком, став одним из ведущих девелоперов в московском регионе, были скуплены «Моспромстрой», «Интеко» и другие.

Сразу возникает вопрос – откуда были взяты деньги на все эти приобретения?

Гуцириев с Шишхановым сами не строили эти гостиницы, они купили их уже готовыми, так же как они не создавал и розничные торговые сети «Эльдорадо», созданные другими. Причем, в большинстве своем, у всех этих бизнесов имеются не малые кредиты, привлеченные ранее на их запуск, а значит «Сафмар» привлекал деньги на эти покупки откуда то из другого источника, а не за счет купленных бизнесов.

Анализируя структуру финансовых активов группы, понимаешь, это – «пенсия».

Основной источник капитальных вложений для этих агрессивных скупок были … пенсионные накопления граждан. У Гуцириева и Шишханова не было иностранных инвесторов в акционерах, не было других богатых партнеров. Единственный источник их «длинных» денег – пенсионных накопления граждан. НПФ «Европейский», который был куплен и переименован в НПФ «Сафмар» и стал источником таких «длинных» денег. За недолгие пять-семь лет через агентские сети этот НПФ собрал с рынка около 300 млрд. рублей пенсионных накоплений от 4 миллионов граждан. Эти деньги и использовала группа для своих агрессивных приобретений, скупая отели, девелоперов и розничных торговцев.

Схема была проста.

Группа выпускала облигации, которые получали рейтинг от различных российских рейтинговых агентств. Это было не столь сложно, ну действительно, за «Сафмаром» же стоят серьёзные крутые акционеры, значит им можно поставить высший рейтинг! Далее, основываясь на этом рейтинге, Московская биржа включала эти облигации в высший котировальный список, что позволяло пенсионным фондам покупать бумаги из этого списка в «пенсионные накопления».
Само это требование, "покупка на деньги пенсионных накоплений только бумаг из высшего котировального уровня" – вроде бы жесткая мера контроля со стороны ЦБ. Но на практике, оказалось, что эту «меру», довольно легко можно было обойти.

Выпускаешь облигации, рейтингуешь их, включашь в первый список биржи и тут же сам покупаешь их на деньги из своих же пенсионных фондов.

Эта игра в "кошки-мышки" на нашем рынке продолжалось много лет, пока ЦБ решил не положить этому конец. В принципе, он мог остановить это давно, простым свои Приказом или отзывом лицензии, ведь он все это видел и наблюдал.
Но наш ЦБ – игрок либеральных устоев и взглядов, он не приемлет «ручного» управления. Поэтому он стал запрещать не сами сделки, он решил поступить системно и пошел от самого начала, он инициировал создания абсолютно нового… рейтингового агентства (АКРА).

ЦБ тогда чётко дал понять всем другим рейтинговым агентствам:
- Я вам не доверяю, вы подстраиваетесь под клиента и рисуете им липовые рейтинги. Мы создадим новое полу-государственное агентство, которое будет прозрачно, неангажированно и непредвзято рейтинговать всех! И государственные и частные компании, всех!

Начало жесткой чистки стартовало в январе этого года (2017-го).

Московская биржа объявила, что исключает из своего высшего котировального списка бумаги, почти на четверть триллиона рублей, если те не получат рейтинг от АКРА.
В список тех бумаг, тогда как раз попали бумаги группы «Открытие» и «Сафмар». Список жертв определился.

Выход из котировального списка означал, что тем НПФ и Банкам, которые за ними стояли, нужно было в короткий срок найти на рынке свежие деньги, чтобы влить их обратно в свои НПФ.

Но откуда их взять? Ведь эти пенсионные деньги были единственные «длинные» деньги на рынке.

Если кому-то сегодня кажется, что ЦБ чего-то не понимал и не догадывался – они ошибаются. ЦБ всё понимал еще год назад и сам, своими же действиями (через ужесточение рейтингования) и начал этот процесс расчистки банковской и пенсионной поляны.

И сейчас во всей этой истории остается только один вопрос, точнее два.

Первое.
Если ЦБ начнет санировать БИН-банк и закроет своими деньгами дыру в пенсионных фондах группы «Сафмар», то заберёт ли он назад у их владельцев все эти «Гранд Марриоты», «Интерконтинентали», «Хилтоны», «Интеко», «Эльдорадо» и т.д. и т.п., купленные как раз на эти «пенсионные» деньги?

И второй вопрос.
Если ЦБ заберет у Шишханова с Гуцириевым хотя бы часть из этих активов, что они будут с ними делать? Мне с трудом представляется картинка, когда «либерально-рыночный» ЦБ управляет гостиницей «Марриот Аврора» или продает электронику через сеть «Эльдорадо».

А значит опять, по новому кругу… приватизация, залоговые аукционы и т.д..

В интересное время мы живем, господа…»

37
Ответить
Комментарий удалён модератором

Комментарий недоступен

Ответить

Вроде всё так классно написано: и виноватые есть, и несправедливость, и более приемлемый вариант, вот только автор забывает, что при санации эта самая узкая группа лиц лишается своих банковских активов, а отзыв лицензии банков таких размеров может привести к кризису доверия ко всей банковской системе и оттоку клиентских средств из всех, по крайней мере негосударственных банков, вот тогда будет реально ощутимая доп эмиссия рубля с последующей девальвацией, либо дефолт, так что вред санации далеко не самый очевидный

12
Ответить

Проблема в том, что собственники скидывают убыточный банк, а бизнесы, финансирование/покупка которых принесло банку убытки, остаются им.
Чистые и отмытые от убытков. Профит!

16
Ответить