«Ничто так не разрушало меня, как растущий бизнес»

Автор Telegram-канала об иммиграции в Америку «За бугром» о том, как многолетний интенсивный рабочий ритм повлиял на его физическое и психическое здоровье.

«Ничто так не разрушало меня, как растущий бизнес»

Ожидания и реальность

Тема бизнеса и предпринимательства популярна среди блогеров и других шарлатанов — она интересует всех, и о ней легко фантазировать, представляя бизнес как бесконечно занимательный творческий процесс, который задействует лучшие человеческие способности и позволяет зарабатывать миллионы, «достигая целей» и «делая мир лучше».

Этот образ успешного и счастливого предпринимателя, сформированный медиа, создаёт у далеких от бизнеса людей завышенные ожидания.

«Если в зале есть идиоты, поднимите руку»
«Если в зале есть идиоты, поднимите руку»

Бизнес — это бесконечно долгий и во многом рутинный процесс, состоящий из миллионов скучных тактических шажков каждый день и нескольких более крупных и уверенных стратегических шагов в год. Эти стратегические сдвиги, вызванные внезапным ростом или освоением новой идеи, и есть та творческая, интересная, созидательная составляющая бизнеса, о которой рассказывают люди в дорогих костюмах.

Проблема в том, что она занимает лишь несколько процентов всего рабочего объема. Остальная часть — это болото бурлящего дерьма, из которого вы пытаетесь выплыть в наручниках и с завязанными глазами.

Болото — это нескончаемое количество повседневных, повторяющихся задач, которые надо выполнять с точностью и постоянством китайского сборщика iPhone во втором поколении. Метафора неслучайна: подобные рутинные дела «засасывают» — если выпасть из рабочего ритма на один-два дня, выбраться уже будет почти невозможно.

Противостояние с болотом создает такую нагрузку на человеческий организм, что она может привести к проблемам со здоровьем. Об этом я расскажу дальше, а пока в двух словах о том, чем занимаюсь я.

Чем я занимаюсь

С точки зрения бизнесмена в привычном понимании этого слова я настолько мал, что меня не заметит даже сотрудник налоговой службы. Ниже я приведу некоторые показатели, чтобы вы могли оценить масштаб и дисконтировать мои слова на нужное значение. Уверен, эту статью будут читать и более успешные бизнесмены, чем я. Перед ними мне неловко.

У меня есть три основных проекта, которые приносят деньги прямо сейчас или имеют большой потенциал в будущем, и некоторое количество дополнительных проектов, в которые я инвестирую время и небольшие деньги, но от которых не ожидаю коммерческой отдачи.

Мой основной бизнес в августе 2017 года принес около $20 тысяч прибыли. Что касается остальных проектов: там либо вышло меньше, либо все деньги были реинвестированы.

Кстати, один из проектов, который пока практически не зарабатывает, но, на мой взгляд, имеет хороший потенциал, — это Parasite. По нему показатели тоже не засекречены: мы зарабатываем около $10 тысяч в месяц, но полностью вкладываем эти деньги в рост, развитие, разработку и выход на новые рынки. Сейчас в этой команде трудится шесть человек.

Ежемесячный рост посещаемости parasitelab.com
Ежемесячный рост посещаемости parasitelab.com

Каждый из проектов растет на 10–20% в месяц.

Из чего состоит мой день

Несмотря на небольшой масштаб бизнеса, обычно я работаю по 12 часов в день с редкими выходными. Количество рутинных задач так велико, что достаточно запустить их на несколько суток — и восстановить хронологию, разобраться с сообщениями и войти в курс дела будет уже невозможно. Приходится стирать информацию за эти дни и начинать заново.

Фактически это значит, что я засыпаю с телефоном в руках и просыпаюсь с ним же. За последний год я ни разу не завтракал, не просматривая при этом почту и SMS. Поскольку мой бизнес сосредоточен в разных частях планеты, пока я сплю, на другой стороне Земли происходит много нового — и это нужно поглотить в течение первого часа бодрствования.

Затем со мной связываются сотрудники. Напрямую со мной работают пять человек: я проверяю прогресс за прошедший день, ставлю задачи на текущий, отдаю на доработку то, что получилось плохо, и синхронизирую наши планы на среднесрочный период.

Если возникают проблемы, коллеги снова связываются со мной. Проблемы возникают постоянно, поэтому и контакт мы поддерживаем непрерывный. При появлении новых задач я их обучаю. Пять человек — это сотрудники, которые «докладывают» мне, остальные взаимодействуют либо уже с этими сотрудниками, либо с моими партнёрами.

Конечно, в течение дня я поддерживаю связь и с партнёрами: с ними мы стараемся концентрироваться на более стратегических задачах (тот самый 1% бизнеса, который интересный) и обязательно созваниваемся раз в неделю, чтобы подробно обсудить прогресс и наметить планы на предстоящую неделю.

Несколько часов чистого времени в день уходит на связь с сотрудниками и партнёрами. К этому следует прибавить бесконечное количество звонков от клиентов и контрагентов: в «хороший» день мне позвонят десять раз, в «плохой» — до пятидесяти (это по одному звонку каждые 15 минут в течение 12 часов — такое пережить не легче, чем первые роды и сразу двойняшек).

Остальное время уходит на рутинные рабочие задачи. Они настолько скучны, что если я начну их описывать, вы уснете быстрее, чем я закончу. Опыт показывает, что ни одну рутинную задачу нельзя делегировать, пока ты сам не достиг в ней мастерства. В среднем два часа я провожу в своём офисе, остальное время работаю дома.

Я пытаюсь сэкономить время на всём, чём можно: например, пользуюсь Uber вместо личного автомобиля и беру еду из ресторанов вместо готовки дома. Кроме того, заказываю туалетную бумагу с доставкой и слушаю аудиосообщения в беспроводных наушниках, пока сижу в туалете. Возможно, только сейчас вы поняли, как всё плохо.

Иногда я могу проработать 16 часов подряд, потом поспать пять часов и снова сесть за компьютер. На следующий день я могу спать двадцать часов и проснуться ночью. Мой рабочий инструмент — ноутбук. Что-то тяжелее ноутбука я поднимаю только в тренажерном зале.

Что со мной стало

Те, кто дочитал до этого момента, могут предположить, что такой распорядок не укрепляет моё здоровье. Не могу опровергнуть это предположение — ничто так не разрушало меня, как растущий бизнес. Постараюсь кратко задокументировать, что со мной стало.

1. Головные боли

Первым тревожным сигналом, на который я не обратил внимание, стали головные боли. Не эпизодические, а постоянные — почти каждый день, с утра и до вечера. Боль была то сильной, то утихала, но в целом оставалась со мной на протяжении двадцати дней в месяц.

Я лечил её народным американским средством — таблетками Advil. Это обычные болеутоляющие таблетки, которые имеют свойство со временем терять эффективность. Поэтому я переходил с одной таблетки на две, затем с двух на три — и так далее, пока не стал пить их каждый день. В этот момент я понял: что-то пошло не так. И записался на приём к врачу.

Таблетки Advil, действующее вещество — ибупрофен
Таблетки Advil, действующее вещество — ибупрофен

Врач поставил диагноз — «constant tension-type headaches». Как он объяснил, это такой тип головной боли, который возникает в результате психологического перенапряжения или стресса и может долго не проходить, если не убрать источник раздражения.

Мне было достаточно того, что это не волчанка и не рак, и своё лечение на тот момент я закончил походом к врачу. Головные боли продолжались и становились сильнее.

2. Депрессия

В какой-то момент начались действительно неприятные вещи. Для тех, кто не в курсе, депрессия — это конкретное медицинское состояние, которое может сделать из вас овоща словно за десять курсов химиотерапии в течение месяца, а не просто плохое настроение. Депрессия — одна из худших вещей, с которыми может столкнуться человек. После волчанки и рака, разумеется.

Пропадает аппетит и желание что-либо делать. В течение дня ты чувствуешь усталость и не можешь встать с дивана, а ночью — напротив, адреналиновую энергию и невозможность уснуть. Тебя всё раздражает и ничего не радует. Глаза болят от дневного света. Либидо низкое. Головные боли усиливаются. Любое негативное переживание усиливается в десятки раз, позитивное — обесценивается как рубль в 2014 году.

У тебя ни на что нет энергии, но чем больше ты лежишь, тем хуже тебе становится. Без вмешательства это состояние может длиться годами.

3. Бессонница

Затем в игру вступает бессонница — спутница депрессии. В этом состоянии день сливается с ночью в одно целое. Ты перестаешь различать время суток. В это время я пробовал мелатонин и снотворное, но они лишь помогают уснуть один раз, а не устраняют причины проблемы.

Я покупал мелатонин в виде клубничных жевательных конфет. Теперь вы знаете, как появился логотип «За бугром»
Я покупал мелатонин в виде клубничных жевательных конфет. Теперь вы знаете, как появился логотип «За бугром»

Когда начинается бессонница, ваша эффективность становится нулевой. Работа встаёт. Вы больше не можете вести нормальную жизнь и мало чем отличаетесь от человека с полным параличом тела. Это горизонт событий, момент невозврата, точка бифуркации — называйте как хотите, но вы либо начинаете лечиться и в течение года возвращаетесь к нормальной жизни, либо заканчиваете её овощем.

4. Панические атаки

Я смог преодолеть депрессию и бессонницу (хотя отголоски ощущаются до сих пор), но приобрел другой супернавык, о котором раньше читал только в книгах. Панические атаки.

Паническая атака — это такое безнадежно отстойное состояние, когда сердце начинает неистово биться, ладони — потеть, перехватывает дыхание, но самое главное — возникает непередаваемый страх приближающейся смерти. Паническая атака — это состояние, когда ты уверен, что через пять минут умрешь. Это симулятор смерти на «максималках» — неотличимая от реальности предсмертная агония, но без фактического риска умереть.

Когда я раньше читал про это состояние, я искренне удивлялся: ну каким же поехавшим психом надо быть, чтобы с тобой такое происходило? Теперь понятно. Обычно это происходит на фоне повышенного стресса. Последний раз приступ случился несколько дней назад: было настолько страшно, что в какой-то момент я понял, что не могу даже взять в руки телефон, чтобы вызвать скорую. Через пять минут отпустило. Атаки всегда отпускают — достаточно глубоко дышать и ждать.

Чему я научился

Хронология того, как я почти стал ходячим трупом, мало кого заинтересует, если я не предложу опыт, который на этом заработал. Есть двенадцать способов снизить стресс и начать заниматься более здоровым бизнесом. Постараюсь уделить каждому не больше абзаца.

  • Здоровье — фундамент. Ваш главный актив — здоровье. Неважно, сколько вы зарабатываете: если у вас есть здоровье, вы можете заработать больше, если у вас нет здоровья, вы можете только беднеть. Начните с того, чтобы не закончить как я.
  • Режим сна. Как бы вы ни пытались убедить себя в обратном и найти оправдания в биологических особенностях вашего организма, вы не можете работать эффективно, если легли спать утром и проснулись в обед. Спать слишком много так же плохо, как недосыпать. Старайтесь ложиться и вставать в одно время с разбросом до двух часов и сохраняйте этот паттерн как можно дольше.
  • Нормальное питание. Я из тех, кто считает, что разная еда ничем не отличается, потому что в желудке всё смешается, а на выходе получится сами знаете что. Но даже я должен признать, что если систематически есть много жирного, сладкого, жареного и мучного, начинаешь плохо себя чувствовать. Причём результат отразится не только в зеркале, но и на физическом и интеллектуальном состоянии.
  • Спорт и активность. Я тренируюсь три раза в неделю по часу и чувствую себя намного лучше, чем без физической активности. После каждой тренировки я ощущаю прилив сил, который позволяет сделать трехчасовую норму дел за час — недостижимый навык в обычных условиях, которым я каждый раз пользуюсь. Но не превращайте спорт в самоцель: попытки набрать 30 килограмм мышечной массы за полгода так же губительны, как отсутствие нагрузок.
  • Инфошум и новости. Я отключил уведомления в соцсетях, приложениях, браузерах и новостных сайтах, чтобы ничего не знать о мире. У меня нет картины дня. Я не читаю новости. Я не слежу за сенсациями этого часа. Инфошум создаёт огромную нагрузку на и без того беспокойную голову предпринимателя и ничего не даёт взамен. Чтобы не выглядеть аутистом, достаточно раз в неделю читать подборку главных событий. Чаще — не значит лучше.

  • Ненужные люди. Каждый контакт с человеком — личный, в чате или по телефону — это микроконфликт, который отнимает часть ваших ресурсов. Вокруг много ненужных людей, которые забирают ваше время и силы, но ничего не дают взамен (не только в материальном плане, но и в духовном). Определите этих раздражителей и перекройте с ними все контакты.

  • Личный секретарь. Если половина дня у вас уходит на чтение писем и ответы на них, возможно, это не то, на что вы мечтаете потратить свою жизнь. Когда мелких дел становится так много, что за ними уже не видно важного, наймите человека, который будет копаться в письмах вместо вас. Кажется, что доверить свою переписку другому человеку невозможно, но если открыть окно и посмотреть на мир, вы удивитесь, что вокруг вас не только идиоты.

  • Доверие к своим сотрудникам. Проверка каждого действия сотрудников отнимает много нервов. Научитесь расслабляться и наконец начните им доверять. Это не значит, что надо пускать бизнес на самотек. Это значит, что если вы наняли этих людей, значит, они, наверное, не дураки и тоже знают, что делать.

    Контролируйте достижение целей и общее качество работы, но не вмешивайтесь в оперативные детали — иначе зачем вам эти сотрудники. Отдыхайте там, где они работают, чтобы включаться в те сферы, которые не входят в их обязанности.

  • Делегирование задач. Все задачи, которые вы досконально поняли и научились выполнять, старайтесь передавать наёмным сотрудникам. Только так вы освободите время и силы, чтобы взяться за новые задачи, которые пока не поняли и не научились выполнять. Это поступательный процесс вашего личностного развития и роста бизнеса. Кроме того, он снижает количество рутинных дел, а это, в свою очередь, сокращает стресс.

  • Работа не должна влиять на настроение. Злой клиент? Плевать. Провальный проект? Плевать. Сорванный дедлайн? Плевать. Всё, что касается работы, остаётся в поле работы. Как только вы закрываете ноутбук, начинается ваше личное время.

    Относитесь к рабочей неудаче как к рабочей неудаче, а не как к личной катастрофе. Даже самый недовольный клиент может заставить меня работать лучше или изменить бизнес-процесс, но не испортит настроение и не заставит нервничать. Помните: избыточный стресс может привести к смерти в сорок три года.

  • Не стоит переживать о том, чего не можешь решить. Правило, которое выходит за пределы концепции недовольного клиента, — не переживать о том, на что не можешь повлиять. Конечно, это утверждение из разряда «легче сказать, чем сделать». Но этому действительно можно научиться.

    Когда перед вами стоит серьёзная проблема, подумайте вот о чём: могу ли я сейчас предпринять последовательность шагов, чтобы решить её? Если такой комбинации шагов нет, просто расслабьтесь. Напоминайте себе, к чему приводит стресс, и продолжайте жить в своё удовольствие. Иначе сорок три.

  • Не развивайте проекты, в которые не верите. Больше всего эмоциональных сил забирают проекты, которые ты продолжаешь делать из-за «эффекта влипания» — так я называю состояние, когда что-то происходит слишком долго, чтобы это прекратить.

    Например, если ты ждешь автобус час, возможно, следует развернуться и пойти пешком. С другой стороны, ты уже ждешь так долго, что уходить теперь обидно, и ты продолжаешь стоять дальше. Чем дольше ты ждешь, тем сильнее работает «эффект влипания». Так же и в бизнесе: если проект не нравится, нужно закончить его в самый момент озарения, а не продолжать работать по инерции.

9999
60 комментариев

Охренительная статья, в активной фазе развития собственного бизнеса, всё именно так и было. Спасибо за то, что не зассали и поделились!

33

Спасибо, статья хорошая.

Могу поделиться еще одним кейсом, возможно, дополняющим пункт про залипание. Я работаю фрилансером, и вот у меня были проекты которые тянулись годами. Причем не рабочие, то есть они были сделаны больше для того чтобы показать красивую картинку. Ну скажем, есть проект, большой, клиентов нет. И мы переделываем проект в Nный раз, но уже под другую страну.

И если ты из разряда людей "которым не все равно, что они делают", аля отпахал 8 часов и баиньки, то начинает жутко плющить. Смотришь на проект, понимаешь что нужно добавить одну кнопку, но все бесит настолько что просто сидишь и смотришь экран.

С одной стороны не хочется идти и отдыхать, потому что стыдно что не работаешь, а с другой стороны и работать не можешь. Вот сидишь и пялишься.

Хотя были и периоды когда хотелось работать, спал мало, писал много, но с каждым новым проектом в "который не веришь" прыти все меньше и меньше, и так вот развивается депрессия(

8

Знакомая картина. От отсутствия финансовых результатов порой пропадает желание делать бизнес вообще и все больше раздражения вызывают те, "у кого получилось". Иногда даже начинает казаться, что в большом успехе доля везения намного превышает долю упорного труда, хотя, возможно, так оно и есть.

14

я это назвала эмоциональным выгоранием.
Пришлось срочно искать новую деятельность, чтобы хоть как-то восстановить моралтные силы.

Статья написанная кровью и потом, так сказать! Поддерживаю все выводы, т.к. они реально рабочие.

Автору пожелаю поскорее выстроить бизнес как систему, когда его личное время и энергия не будут основным двигателем развития. Это сложный и для многих мучительный переход от стадии "классный спец со своей командой" до "бизнесмен с работающей компанией".

13

Автор явно перегрузил себя на старте чрезмерными ожиданиями финансового успеха. "Шансов все больше, а бриллиантов все нет" - весьма тяжелое психологическое испытание даже для опытных предпринимателей. Все остальное - в пределах интервала нормы: 12 часов в день - это почти стандарт для владельца начинающего бизнеса. Труд не физический, питание нормальное, показатели роста при финансировании за счет собственных средств - вообще суперские) Проблемы скорее всего кроются в ожидании бОльших результатов от потраченного времени - от этого недуга универсального лекарства нет, каждый "пациент" должен найти свою спасительную тропу)

9

12 часов в день? Нет, 18-20 часов в день, причем ежедневно и первые 2-3 года за бесплатно. Единицы способны это выдержать - работать в три раза больше, чем люди на зарплате, еще и за бесплатно.

7