- Здоровье — фундамент. Ваш главный актив — здоровье. Неважно, сколько вы зарабатываете: если у вас есть здоровье, вы можете заработать больше, если у вас нет здоровья, вы можете только беднеть. Начните с того, чтобы не закончить как я.
- Режим сна. Как бы вы ни пытались убедить себя в обратном и найти оправдания в биологических особенностях вашего организма, вы не можете работать эффективно, если легли спать утром и проснулись в обед. Спать слишком много так же плохо, как недосыпать. Старайтесь ложиться и вставать в одно время с разбросом до двух часов и сохраняйте этот паттерн как можно дольше.
- Нормальное питание. Я из тех, кто считает, что разная еда ничем не отличается, потому что в желудке всё смешается, а на выходе получится сами знаете что. Но даже я должен признать, что если систематически есть много жирного, сладкого, жареного и мучного, начинаешь плохо себя чувствовать. Причём результат отразится не только в зеркале, но и на физическом и интеллектуальном состоянии.
- Спорт и активность. Я тренируюсь три раза в неделю по часу и чувствую себя намного лучше, чем без физической активности. После каждой тренировки я ощущаю прилив сил, который позволяет сделать трехчасовую норму дел за час — недостижимый навык в обычных условиях, которым я каждый раз пользуюсь. Но не превращайте спорт в самоцель: попытки набрать 30 килограмм мышечной массы за полгода так же губительны, как отсутствие нагрузок.
Инфошум и новости. Я отключил уведомления в соцсетях, приложениях, браузерах и новостных сайтах, чтобы ничего не знать о мире. У меня нет картины дня. Я не читаю новости. Я не слежу за сенсациями этого часа. Инфошум создаёт огромную нагрузку на и без того беспокойную голову предпринимателя и ничего не даёт взамен. Чтобы не выглядеть аутистом, достаточно раз в неделю читать подборку главных событий. Чаще — не значит лучше.
Ненужные люди. Каждый контакт с человеком — личный, в чате или по телефону — это микроконфликт, который отнимает часть ваших ресурсов. Вокруг много ненужных людей, которые забирают ваше время и силы, но ничего не дают взамен (не только в материальном плане, но и в духовном). Определите этих раздражителей и перекройте с ними все контакты.
Личный секретарь. Если половина дня у вас уходит на чтение писем и ответы на них, возможно, это не то, на что вы мечтаете потратить свою жизнь. Когда мелких дел становится так много, что за ними уже не видно важного, наймите человека, который будет копаться в письмах вместо вас. Кажется, что доверить свою переписку другому человеку невозможно, но если открыть окно и посмотреть на мир, вы удивитесь, что вокруг вас не только идиоты.
Доверие к своим сотрудникам. Проверка каждого действия сотрудников отнимает много нервов. Научитесь расслабляться и наконец начните им доверять. Это не значит, что надо пускать бизнес на самотек. Это значит, что если вы наняли этих людей, значит, они, наверное, не дураки и тоже знают, что делать.
Контролируйте достижение целей и общее качество работы, но не вмешивайтесь в оперативные детали — иначе зачем вам эти сотрудники. Отдыхайте там, где они работают, чтобы включаться в те сферы, которые не входят в их обязанности.
Делегирование задач. Все задачи, которые вы досконально поняли и научились выполнять, старайтесь передавать наёмным сотрудникам. Только так вы освободите время и силы, чтобы взяться за новые задачи, которые пока не поняли и не научились выполнять. Это поступательный процесс вашего личностного развития и роста бизнеса. Кроме того, он снижает количество рутинных дел, а это, в свою очередь, сокращает стресс.
Работа не должна влиять на настроение. Злой клиент? Плевать. Провальный проект? Плевать. Сорванный дедлайн? Плевать. Всё, что касается работы, остаётся в поле работы. Как только вы закрываете ноутбук, начинается ваше личное время.
Относитесь к рабочей неудаче как к рабочей неудаче, а не как к личной катастрофе. Даже самый недовольный клиент может заставить меня работать лучше или изменить бизнес-процесс, но не испортит настроение и не заставит нервничать. Помните: избыточный стресс может привести к смерти в сорок три года.
Не стоит переживать о том, чего не можешь решить. Правило, которое выходит за пределы концепции недовольного клиента, — не переживать о том, на что не можешь повлиять. Конечно, это утверждение из разряда «легче сказать, чем сделать». Но этому действительно можно научиться.
Когда перед вами стоит серьёзная проблема, подумайте вот о чём: могу ли я сейчас предпринять последовательность шагов, чтобы решить её? Если такой комбинации шагов нет, просто расслабьтесь. Напоминайте себе, к чему приводит стресс, и продолжайте жить в своё удовольствие. Иначе сорок три.
Не развивайте проекты, в которые не верите. Больше всего эмоциональных сил забирают проекты, которые ты продолжаешь делать из-за «эффекта влипания» — так я называю состояние, когда что-то происходит слишком долго, чтобы это прекратить.
Например, если ты ждешь автобус час, возможно, следует развернуться и пойти пешком. С другой стороны, ты уже ждешь так долго, что уходить теперь обидно, и ты продолжаешь стоять дальше. Чем дольше ты ждешь, тем сильнее работает «эффект влипания». Так же и в бизнесе: если проект не нравится, нужно закончить его в самый момент озарения, а не продолжать работать по инерции.
Охренительная статья, в активной фазе развития собственного бизнеса, всё именно так и было. Спасибо за то, что не зассали и поделились!
Спасибо, статья хорошая.
Могу поделиться еще одним кейсом, возможно, дополняющим пункт про залипание. Я работаю фрилансером, и вот у меня были проекты которые тянулись годами. Причем не рабочие, то есть они были сделаны больше для того чтобы показать красивую картинку. Ну скажем, есть проект, большой, клиентов нет. И мы переделываем проект в Nный раз, но уже под другую страну.
И если ты из разряда людей "которым не все равно, что они делают", аля отпахал 8 часов и баиньки, то начинает жутко плющить. Смотришь на проект, понимаешь что нужно добавить одну кнопку, но все бесит настолько что просто сидишь и смотришь экран.
С одной стороны не хочется идти и отдыхать, потому что стыдно что не работаешь, а с другой стороны и работать не можешь. Вот сидишь и пялишься.
Хотя были и периоды когда хотелось работать, спал мало, писал много, но с каждым новым проектом в "который не веришь" прыти все меньше и меньше, и так вот развивается депрессия(
Знакомая картина. От отсутствия финансовых результатов порой пропадает желание делать бизнес вообще и все больше раздражения вызывают те, "у кого получилось". Иногда даже начинает казаться, что в большом успехе доля везения намного превышает долю упорного труда, хотя, возможно, так оно и есть.
я это назвала эмоциональным выгоранием.
Пришлось срочно искать новую деятельность, чтобы хоть как-то восстановить моралтные силы.
Статья написанная кровью и потом, так сказать! Поддерживаю все выводы, т.к. они реально рабочие.
Автору пожелаю поскорее выстроить бизнес как систему, когда его личное время и энергия не будут основным двигателем развития. Это сложный и для многих мучительный переход от стадии "классный спец со своей командой" до "бизнесмен с работающей компанией".
Автор явно перегрузил себя на старте чрезмерными ожиданиями финансового успеха. "Шансов все больше, а бриллиантов все нет" - весьма тяжелое психологическое испытание даже для опытных предпринимателей. Все остальное - в пределах интервала нормы: 12 часов в день - это почти стандарт для владельца начинающего бизнеса. Труд не физический, питание нормальное, показатели роста при финансировании за счет собственных средств - вообще суперские) Проблемы скорее всего кроются в ожидании бОльших результатов от потраченного времени - от этого недуга универсального лекарства нет, каждый "пациент" должен найти свою спасительную тропу)
12 часов в день? Нет, 18-20 часов в день, причем ежедневно и первые 2-3 года за бесплатно. Единицы способны это выдержать - работать в три раза больше, чем люди на зарплате, еще и за бесплатно.