{ "author_name": "Daulet Musaev", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 3, "likes": 2, "favorites": 1, "is_advertisement": false, "section_name": "blog", "id": "26838", "is_wide": "" }
Daulet Musaev
201
Блоги

«Работы не будет — будут роботы»

Почему в ближайшем будущем безработица станет нормой и как с этим жить — рассказывает предприниматель и исследователь Мартин Форд.

Поделиться

В избранное

В избранном

В новостях о новых разработках Кремниевой долины в Калифорнии часто используется словосочетание «подрывная технология». Сто лет назад внедрение новейших разработок в производство считалось само собой разумеющемся — вера в прогресс была безграничной, а в замене человека машинами почти никто не видел опасности.

Опыт XX века заставил пересмотреть эти утверждения. Внедрение новые технологий раз за разом лишали заработка тысячи людей, и заставляли менять образ жизнь. Сегодня же высокие технологии настолько глубоко проникли в человеческую жизнь, а их развитие настолько стремительно, что и появилась идея о подрыве — перестройке всего общества от самых оснований.

Предприниматель и исследователь Мартин Форд в своей книге «Роботы наступают. Развитие технологий и будущее без работы» намечает контуры последствий этого «подрыва», который на данный момент неизбежен. Поэтому уже сейчас важно понять и учиться жить в мире, когда право на работу у человека отнимут роботы.

​В аптеке при Медицинском центре Калифорнийского университета в Сан-Франциско ежедневно готовится приблизительно 10 000 отдельных доз различных лекарств, хотя вы не найдете там ни одного фармацевта, который прикасался бы к таблеткам или флаконам.

Всеми этапами подготовки тысяч различных препаратов — от организации хранения и перемещения больших объемов фармацевтической продукции до упаковки и выдачи отдельных таблеток — занимается мощная автоматизированная система.

Она оснащена манипулятором, который непрерывно перемещается от одного контейнера к другому, захватывая нужное количество таблеток и помещая их в небольшие пластиковые пакетики. Каждая доза отправляется в свой пакетик, на который затем наносится штрих-код с информацией о препарате и пациенте.

При этом установка располагает лекарства для одного пациента в том порядке, в котором они должны приниматься в течение дня. Когда приходит время приема, отвечающая за выдачу лекарств медсестра сканирует штрихкод сначала на упаковке с препаратами, затем — на браслете на запястье пациента.

Если они не совпадают или выдача препарата осуществляется в неправильное время, раздается предупреждающий сигнал. Еще три специализированных робота занимаются подготовкой инъекционных препаратов; один из них работает исключительно с высокотоксичными препаратами химиотерапии. Данная система практически полностью исключает ошибки, обусловленные так называемым человеческим фактором: люди просто не участвуют в процессе.

Машина AutoScript III занимается выдачей лекарств в одной из аптек штата Техас. Робот заполняет рецепт за 30 секунд — на минуту быстрее человека.

Автоматизированная система в Калифорнийском университете в Сан-Франциско стоимостью 7 миллионов долларов — лишь один из наиболее ярких примеров процесса трансформации фармацевтической отрасли в результате внедрения робототехники.

Гораздо менее дорогостоящие роботы, ненамного отличающиеся размерами от вендинговых машин, наводняют розничные аптеки в супермаркетах. Чтобы работать фармацевтом в США, необходимо сначала долго и много учиться (четыре года после бакалавриата для получения квалификации врача), а затем пройти очень сложный экзамен для получения соответствующей лицензии.

При этом труд фармацевта хорошо оплачивается: по данным за 2012 год, средний годовой заработок в этой отрасли составил 117 тысяч долларов. Тем не менее, особенно в условиях розничной аптеки, большая часть такой работы состоит из рутинных и повторяющихся операций, сопровождающихся постоянным страхом совершить ошибку, которая может кому-то стоить жизни. Другими словами, многое из того, чем занимаются фармацевты, идеально подходит для автоматизации.

​Когда лекарство для пациента покидает пределы больничной аптеки, все чаще его доставкой занимается специальный робот. Такие машины уже курсируют по коридорам громадных медицинских комплексов, доставляя препараты, лабораторные образцы, еду для пациентов и свежее белье. Эти роботы умеют объезжать препятствия и пользоваться лифтами.

В 2010 году больница «Эль Камино» в Маунтин-Вью взяла в лизинг у компании Aethon Inc. девятнадцать роботов-доставщиков за 350 тысяч в год. По словам одного из руководителей больницы, расходы на услуги людей, выполняющих ту же самую работу, составили бы более 1 миллиона долларов.

В начале 2013 года компания General Electric объявила о том, что планирует разработать мобильного робота, который будет находить, мыть, стерилизовать и доставлять тысячи хирургических инструментов, используемых в операционных. Для того чтобы машина могла легко находить инструменты, на них будут наноситься чипы определения местоположения на основе технологии радиочастотной идентификации (RFID).

25 новых роботизированных сотрудников появилось в медицинском центре UCSF Medical Center в Сан-Франциско, чтобы доставлять пациентам обед, лекарства и выполнять другую работу, которая раньше входила в обязанности людей.

Если не брать в расчет фармацевтику, а также внутрибольничную логистику и транспортировку, пока автономные роботы не нашли широкого применения в медицине. Хирургические роботы используются повсюду, но их задача — расширить возможности хирурга, а фактическая стоимость роботизированной хирургии превышает стоимость традиционных методов.

В настоящее время ведется предварительная работа по созданию более сложных хирургических роботов. Например, консорциум европейских исследователей при поддержке ЕС работает над проектом I-Sur, направленным на автоматизацию базовых процедур, включая пунктирование, разрезание и наложение швов.

Тем не менее, учитывая, что в обозримом будущем вряд ли возникнет ситуация, когда пациент будет подвергнут инвазивной процедуре без врача, готового в любой момент вмешаться и взять все в свои руки, даже если такая технология и появится, полученная экономия будет минимальной в лучшем случае.

Население всех развитых и многих развивающихся стран стремительно стареет. По прогнозам, к 2030 году в США будет свыше 70 миллионов пожилых людей — 19% населения.

Для сравнения: в 2000 году этот показатель составлял всего лишь 12,4%. В Японии благодаря большей продолжительности жизни и меньшей рождаемости эта проблема стоит еще острее: к 2025 году треть населения этой страны будет старше 65 лет.

Ситуация усугубляется и тем, что японцам свойственно граничащее с ксенофобией неприятие иммигрантов, которые могли бы спасти положение. В результате количество специалистов по уходу за пожилыми в Японии уже на 700 000 меньше реальной потребности, и этот разрыв, как ожидается, в ближайшие десятилетия будет только увеличиваться.

На фоне стремительно растущего общемирового демографического дисбаланса перед сферой робототехники открывается прекрасная возможность: разработка доступных машин, помогающих в уходе за пожилыми людьми.

Вышедший на экраны в 2012 году комедийный фильм «Робот и Фрэнк», в котором рассказывается история пожилого человека и ухаживающего за ним робота, дает представление о том радужном будущем, которое мы все хотели бы видеть.

В самом начале фильма зрителям объявляют, что действие происходит в недалеком будущем. Затем на экране появляется робот, который демонстрирует выдающуюся ловкость и сноровку, способен вести осмысленную беседу и в общем и целом ведет себя как человек. В какой-то момент в фильме со стола падает стакан, и робот умудряется поймать его в воздухе. Боюсь, это совсем не недалекое будущее.

И действительно, главная проблема существующих сейчас роботов, предназначенных для ухода за пожилыми людьми, заключается в том, что они мало что умеют.

Первым прорывом стало создание терапевтических роботов в виде животных, таких, например, как робот Паро в виде детеныша тюленя, который может составить компанию пожилому человеку (цена — около 5 тысяч долларов).

Роботы другой разновидности поднимают и переносят пожилых людей, экономя время и силы социальных работников. Однако такие машины дорого стоят и много весят — их вес может в десять раз превышать вес поднимаемого ими человека, и поэтому, вероятнее всего, они будут использоваться только в домах престарелых и больницах.

Создание недорогого робота, обладающего достаточными манипуляционными возможностями, чтобы помогать пожилому человеку поддерживать личную гигиену, является исключительно сложной задачей. В последнее время появились экспериментальные образцы, способные выполнять отдельные задачи.

К примеру, исследователи из Технологического института Джорджии сконструировали робота, способного обтирать губкой пациента в постели. Но все-таки создание доступного многозадачного робота для ухода за пожилыми, способного самостоятельно помогать людям, которые почти во всем зависят от окружающих, все еще остается делом далекого будущего.

Одним из следствий этих пугающих своей сложностью технических проблем является то, что, несмотря на теоретически огромную нишу рынка, число стартапов, которые бы занимались проектированием роботов для ухода за пожилыми людьми, относительно невелико, а венчурные инвесторы совсем не спешат вкладывать деньги в это направление.

Главным источником надежды на успех в этой области, несомненно, является Япония, которая стоит на пороге кризиса национального масштаба и в которой, в отличие от США, нет негативного отношения к сотрудничеству между частным сектором и государственными органами.

В 2013 году японское правительство приступило к реализации программы, предусматривающей покрытие двух третей расходов на разработку недорогих однозадачных роботизированных устройств для помощи пожилым людям и ухаживающими за ними социальным работникам.

Пожалуй, самой заметной инновацией в сфере ухода за пожилыми, разработанной в Японии к настоящему моменту, является так называемая гибридная вспомогательная конечность (Hybrid Assistive Limb, HAL) — механизированный экзоскелет, как будто шагнувший к нам со страниц научно-фантастической литературы.

Костюм HAL, разработанный профессором Йосиюки Санкаи из Университетеа Цукубы, является плодом двадцатилетней научно-исследовательской работы. Датчики костюма способны улавливать и интерпретировать сигналы мозга.

Человеку в таком костюме, питаемом от батарей, достаточно лишь подумать о том, что он хочет встать или идти, как тут же запустятся мощные приводы, которые помогут ему осуществить задуманное. Также доступна версия для верхней части тела, помогающая социальному работнику поднимать пожилого человека.

Благодаря HAL прикованные к коляске пожилые люди смогли встать и пойти. Компания Cyberdyne из Санкаи также спроектировала более прочную версию экзоскелета для использования сотрудниками атомной электростанции компании Daiichi в Фукусиме, занимающимися ликвидацией последствий катастрофы 2011 года.

По словам представителей компании, костюм почти полностью нейтрализует те 60 килограмм, которые весит надеваемая сотрудниками защита от радиации из тяжелых вольфрамовых пластин. HAL — первое устройство для ухода за пожилыми, получившее сертификат Министерства экономики, торговли и промышленности Японии. Аренда костюма стоит всего 2 тысячи долларов в год, благодаря чему он уже используется более чем в трехстах больницах и домах престарелых.

Еще одной группой новых разработок, появления которой можно ожидать уже в ближайшем будущем, вероятно, станут роботизированные средства содействия при ходьбе и недорогие роботы, которые будут приносить лекарства, подносить стакан с водой и находить такие часто теряемые предметы, как очки. (Скорее всего, для реализации этой технологии на предметы будут устанавливаться RFID-метки.)

Также появляются роботы, которые могут отслеживать перемещения людей с деменцией и следить за их состоянием. Кроме того, в некоторых больницах и учреждениях по уходу за пожилыми врачи и медсестры уже используют роботов телеприсутствия для общения с пациентами на расстоянии. Разработка устройств этого типа не связана с большими трудностями, поскольку им не требуется совершать сложные манипуляции.

Что касается использования робототехники в уходе, то в ближайшем будущем все будет сводиться главным образом к машинам, которые будут оказывать помощь, контролировать и обеспечивать взаимодействие. Доступные роботы, способные самостоятельно выполнять по-настоящему полезные задачи, появятся не скоро.

Учитывая низкую вероятность появления в ближайшем будущем универсальных автономных роботов для ухода за пожилыми людьми, кажется разумным ожидать, что надвигающаяся нехватка социальных работников, оказывающих помощь на дому, в значительной мере компенсирует любые связанные с развитием технологий потери на рынке труда, которые будут иметь место в других секторах экономики.

Возможно, люди просто перейдут на работу в сферу здравоохранения и ухода за пожилыми. По прогнозу Бюро трудовой статистики США, к 2022 году будет создано 580 тысяч новых рабочих мест для специалистов по индивидуальному уходу и 527 тысяч рабочих мест для дипломированных медсестер (спрос на представителей этих двух профессий растет в США быстрее, чем на кого-либо еще), а также 424 тысяч специалистов по уходу на дому и 312 тысяч сиделок. Все вместе это дает 1,8 миллионов рабочих мест.

Звучит солидно. Но теперь давайте вспомним, что, по оценкам Института экономической политики, в результате Великой рецессии экономика США недосчиталась 7,9 миллионов рабочих мест (по состоянию на январь 2014 года). Эта цифра включает 1,3 миллиона рабочих мест, которые были потеряны во время спада и так и не были восстановлены, а также еще 6,6 миллионов рабочих мест, которые просто не были созданы. Другими словами, если бы даже все эти 1,8 миллионов рабочих мест появились сегодня, они бы закрыли брешь лишь на четверть.

Еще одним фактором, разумеется, является то, что эти рабочие места являются низкооплачиваемыми и не особенно подходят для значительной части населения. Согласно данным Бюро трудовой статистики, специалисты по уходу на дому и индивидуальному уходу получали в 2012 году в среднем менее 21 тысяч долларов, а требования к их образованию были на уровне «неполного среднего образования».

К тому же у большинства людей просто не хватит терпения, чтобы преуспеть на такой работе. Если вы ненавидите штамповать одни и те же виджеты изо дня в день, это одно. Но, если у вас вызывает отвращение работа, связанная с уходом за за-висящим от вас пожилым человеком, это уже серьезная проблема.

Если допустить, что прогнозы Бюро трудовой статистики верны и эти рабочие места действительно появятся в большом количестве, тут же встает вопрос о том, кто фактически будет оплачивать услуги этих работников. На фоне стагнации зарплат в течение нескольких десятилетий и перехода с пенсионных планов с фиксированными выплатами на пенсионные планы 401k, которые финансируются в недостаточной степени, при выходе на пенсию многие американцы окажутся без гарантированного минимального дохода.

К моменту, когда большинству пожилых людей понадобится персональная ежедневная помощь, скорее всего, лишь немногие из них будут иметь достаточно средств, чтобы нанять сиделку, даже если зарплаты таких специалистов будут по-прежнему низкими. Это означает, что фактически сиделки и медсестры будут работать на государство в рамках раз-личных программ, включая Medicare или Medicaid, и потому будут восприниматься, скорее, как проблема, а не решение.

{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Хакеры смогли обойти двухфакторную
авторизацию с помощью уговоров
Подписаться на push-уведомления
[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-158433683", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?p1=bxbwd&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid21=&puid22=&puid31=&fmt=1&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } } ]