Перспективы развития рынка электромобилей и зарядной инфраструктуры России

Рынок электромобилей и зарядных станций развивается динамично: темпы прироста — до 80% ежегодно. К концу первого квартала 2021 года в России было зарегистрировано 12,4 тысячи электромобилей. В 2025 году ожидается увеличение продаж электромашин до объема 100 тысяч единиц. К 2030 году количество электромобилей достигнет 1,5 млн единиц.

Поддержка рынка активно обсуждается на федеральном уровне – разрабатываются программы стимулирования развития зарядной инфраструктуры и электрокаров. До 2024 года на развитие электротранспорта из федерального бюджета правительство совместно с минэкономразвития предполагает потратить более 30 млрд рублей. Программы льготного лизинга на электроавтомобили в соответствии с Концепцией по развитию производства и использования электротранспорта до 2030 года начнут действие в ближайшее время.

Уже сейчас в Москве, Санкт-Петербурге, Казани владельцы электрокаров используют муниципальные парковочные места бесплатно. Скоро это распространится и на другие города, в ближайшее время – на Нижний Новгород. В ряде регионов предусмотрено отсутствие транспортного налога или значительная скидка на его уплату.

Экспресс-ЭЗС позволяет полностью зарядить электоромбиль за 30 минут 
Экспресс-ЭЗС позволяет полностью зарядить электоромбиль за 30 минут 

Субсидии и государственные программы

Министр промышленности и торговли Денис Мантуров рассказал 19 июля 2021 года о планах Правительства по стимулированию спроса на электромобили в России: в соответствии с Концепцией по развитию производства и использования электротранспорта до 2030 года, разработанной Минпромторгом совместно с Минэкономразвития, льготные программы кредитования планируется запустить уже в 2022 году сначала на электроавтомобили, а в последующем — и на водородный транспорт.

«В этом году будет запущена программа поддержки производителей автокомпонентов с компенсацией 30-40% затрат на реализацию проекта. В ней смогут участвовать производители водородных топливных элементов, батарей, электромотора, силовой электроники, систем управления», — поделился планами Денис Мантуров.

Министр промышленности и торговли Денис Мантуров. Фото: Александр Корольков / РГ https://rg.ru/2021/07/19/manturov-rasskazal-o-novyh-samoletah-situacii-v-avtoprome-i-uglerodnom-slede.html
Министр промышленности и торговли Денис Мантуров. Фото: Александр Корольков / РГ https://rg.ru/2021/07/19/manturov-rasskazal-o-novyh-samoletah-situacii-v-avtoprome-i-uglerodnom-slede.html

Денис Мантуров подчеркнул, что у Министерства нет планов по введению запретов на использование двигателей внутреннего сгорания, как это практикуется в других странах:

«Мы не будем использовать запреты, а будем стимулировать покупку экотранспорта и расширять инфраструктуру под него, как уже делали раньше в рамках поддержки транспорта на компримированном природном газе».

Цель ведомства — увеличить долю электромобилей к 2030 году до 10% от общего объема производства транспортных средств.

Очевидно, что в ближайшие 2-3 года нас ждут глобальные изменения рыночной инфраструктуры частного и коммерческого транспорта, такси и автопарков. Этому будут способствовать программы крупных лизинговых компаний по поддержке рынка электромобилей на федеральном уровне. Самую масштабную и единственную на сегодня программу реализует КОНТРОЛ лизинг.

20 июля Контрол Лизинг при поддержке Сбербанка запустил уникальное в России направление лизинга зарядной инфраструктуры и финансирования электроватомобилей. Для рынка это предвещает глобальные изменения и новые возможности. Об этом рассказал Александр Усов, исполнительный директор КОНТРОЛ лизинг.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели получили возможность инвестировать в развитие зарядной инфраструктуры для электромобилей и получать пассивный доход на предоставлении владельцам электрокаров услуги зарядки.

Владельцами электро-зарядных станций могут стать юридические лица и индивидуальные предприниматели. Лизингополучатель может приобрести любые зарядные станции в лизинг с первоначальным платежом от 10% для собственного или коммерческого использования, стоимость ЭЗС при этом начинается от двухсот-трехсот тысяч рублей. И на данный момент еще не поделена география установки зарядных станций. Первые инвесторы в зарядную инфраструктуру по нашим расчетам, будут получать доходность не на старте проекта, а примерно спустя год и позже – когда трафик будет существенным и география ЭЗС расширится. Это, наверное, единственное на данный момент направление бизнеса, в котором каждый инвестор только выигрывает от расширения числа конкурентов.

Каждая ЭЗС по желанию собственника добавляется в удобное мобильное приложение для электромобилистов, позволяющее использовать данную станцию для зарядки, а именно: находить ближайшую свободную ЭЗС, управлять зарядной сессией, бронировать время зарядки, оплачивать зарядные сессии, а владельцу - получать доход за каждый киловатт энергии.

Приложение Electro.cars, позволяющее автомобилистам находить, бронировать и оплачивать ближайшие электрозарядные станции, а владельцам зарядок - получать доход от каждой сессии.  www.electro.cars
Приложение Electro.cars, позволяющее автомобилистам находить, бронировать и оплачивать ближайшие электрозарядные станции, а владельцам зарядок - получать доход от каждой сессии.  www.electro.cars

Каждый владелец ЭЗС получает комплекс технологичных решений, таких как доступ к веб-платформе по удаленному мониторингу станции, аналитике, управлению тарификацией для пользователей. Для комфортной работы станций, запущена партнерская сеть надежных сервисных компаний, которые выполнят весь комплекс работ по вводу станций в эксплуатацию и дальнейшему обслуживанию.

Основными инвесторами в зарядную инфраструктуру уже сейчас становятся предприятия обслуживания (кафе, рестораны, торговые и бизнес-центры, магазины, традиционные заправочные станции, частные медцентры), привлекающие таким образом платежеспособную аудиторию, а также - УК жилых комплексов, застройщики, частные владельцы электрокаров. Также в крупных городах наблюдается интерес со стороны таксопарков и каршерингов.

Вячеслав Цыбульников, вице-президент Сбербанка – председатель Московского банка:

«СберБанк активно участвует в формировании «зелёной» экономики. Мы финансируем многие проекты, направленные на сокращение выбросов CO2 в атмосферу, развиваем новые стратегии ответственного финансирования, которые дают инвесторам возможность вкладывать свои средства в экологически ориентированные продукты и сервисы. У электромобилей в России большое будущее, поэтому уже сейчас стоит всерьез рассматривать вложения в развитие сопутствующей инфраструктуры».

Вячеслав Цыбульников, вице-президент Сбербанка – председатель Московского банка Агентство городских новостей «Москва». Фотограф: Никеричев Андрей.
Вячеслав Цыбульников, вице-президент Сбербанка – председатель Московского банка Агентство городских новостей «Москва». Фотограф: Никеричев Андрей.

Мнение эксперта подтверждает Александр Усов, исполнительный директор КОНТРОЛ Лизинг:

«Ландшафт автомобильного рынка меняется с большой скоростью в сторону электрокаров, что невозможно без гармоничного развития зарядной инфраструктуры. Мы уверены, что наш “зеленый” продукт будет востребован бизнесами, которые не хотят пропустить правильный момент и готовы создавать в целевых локациях точки зарядки электромобилей и самим получать доход, перейдя на электрику».

Будущее рынка электроавтомобилей и зарядных станций

В 2025 году ожидается увеличение продаж электромашин в России до объема 100 000 единиц. К 2030 году количество электромобилей достигнет 1 500 000 единиц.

Количество электро-зарядных станций к 2024 году должно увеличиться до 11 000, причем значительная часть будут быстрыми зарядками (4 000 ед.). Планируется, что через 1 порт зарядки смогут заряжаться до 6 электроавтомобилей.

Развитие зарядных станций, согласно проекту Минэкономразвития России «Высокоавтоматизированный электротранспорт в городах», в первую очередь планируется в Москве, Санкт-Петербурге, Сочи, Казани, Калининграде, Нижнем Новгороде, а также - на трассах М4 Дон, М12 Москва-Казань. С 2024 года опыт пилотных регионов будет масштабирован на всю территорию РФ. До 2030 года ожидается масштабирование зарядных станций до 74 000 ед., из них 29 000 быстрых ЭЗС.

Практика зарубежных стран показывает, что господдержка за счет предоставления налоговых, таможенных льгот, лизинговых субсидий и льготных условий кредитования, способна обеспечить бурный рост развития частного и коммерческого электротранспорта. Но крайне важное значение здесь имеют меры, предпринимаемые сейчас по созданию инфраструктуры для электротранспорта - сетей зарядных станций в крупных городах и на федеральных трассах. Сейчас может показаться, что рынок электрокаров в России замер, но перед нами только вершина айсбегра. На практике сейчас начата колоссальная работа по построению зарядной инфраструктуры, которая является основой рынка электроавтомобилей и обеспечит его быстрый рост в самой близкой перспективе.

Электрокары в такси - новое маржинальное направление бизнеса
Электрокары в такси - новое маржинальное направление бизнеса

Как государственная программа стимулирования спроса на электромобили отразится на рынке такси

Рынок мобильности больших городов очень быстро адаптируются к изменениям. Совсем недавно мы, совместно с нашими партнерами и клиентами, запускали инновационные продукты: каршеринг, кикшеринг (поминутная аренда электросамокатов), финансировали приобретение первых электромобилей для каршерингов, запустили единственный в России проект по переоборудованию таксопарков на газобаллонное оборудование в лизинг без первоначального взноса. И мы с уверенностью можем сказать что не за горами эра электрического такси, маржинальность которого будет гораздо выше классических таксопарков. В этом помогут наши льготы, субсидии и поддержка Сбербанка.

Александр Шмигидин, директор Общественного Совета по развитию такси прокомментировал текущую ситуацию следующим образом:

«Мы внимательно следим за развитием рынка электромобилей, как в России, так и в мире. Сейчас среди развитых стран активно набирает обороты общемировой тренд — разработка и развитие экологичных видов транспорта, в частности для такси. Иностранные государства активно занимаются стимулированием и поддержкой этого направления. Рынок электромобилей в России находится только в начале своего пути, показывая стабильную динамику роста в последние годы. На данный момент, роль государства является ключевым составляющим в развитии этого направления. Как показала практика зарубежных стран, господдержка за счет предоставления налоговых, таможенных льгот, лизинговых субсидий и льготных условий кредитования, способна обеспечить бурный рост в развитии электротранспорта. Считаем, что такие государственные программы по поддержке развития зарядной инфраструктуры для электрокаров, могут явиться тем необходимым драйвером роста рынка электроавтомобилей в России.»

Александр Шмигидин, директор Общественного Совета по развитию такси https://os-taxi.ru/news/kak-gosudarstvennaya-programma-stimulirovaniya-sprosa-na-elektromobili-otrazitsya-na-rynke-taksi/
Александр Шмигидин, директор Общественного Совета по развитию такси https://os-taxi.ru/news/kak-gosudarstvennaya-programma-stimulirovaniya-sprosa-na-elektromobili-otrazitsya-na-rynke-taksi/

Данная статья доступна также на Яндекс.Дзен

Если у вас появились вопросы по тексту статьи - katya.skvortsova@gmail.com

11
12 комментариев

То есть Лукойл, Газпром, Роснефть и прочие не будут протестовать против того, чтобы лишиться неслабой доли дохода. Кроме того, кто будет инвестировать в "зелёную" энергетику? Те, кто владеет нефтью и газом? Зачем им это, если там ещё до дна качать и качать. 

То, что они провели телемост недавно с Илоном Маском вообще ничего не значит. Тиньков напару с другими банкирами начнут вкладывать в высокотехнологичные зарядки? Илона Маска впустят на рынок России? 

А россияне обменяют БМВ 6 серии дизель на Тесла Модел У или тройку, или Плейд? Я сомневаюсь, что кто-то в России, имеющий бабло на Тесла, будет покупать Тесла. У нас нет культуры как в Калифорнии, поддержка технологий. Российским миллионерам нужно "чтоб всё было красиво". Чтобы там сразу раскладывались кальянчик, спортивная девочка. Это их менталитет, замены им не предвидится, ибо подрастающее поколение наследников тупо скопировали методы своих отцов. Сидят в высоких чинах администрации прездинента, чиновниками в областных думах, менеджерами в бизнесах батьков. Им до Тесла и электрификации автомобилей до жопы. Им вообще все равно, если завтра астероид упадет. Они занюхнут кокс и встретят его с распростертыми объятиями. Ну нет у нас прослойки миллионеров, что будут вкладыаться в таких как Тесла, Болт, будут покупать Ауди Е-Трон. У нас алчные жадные папкины сыночки и дочки, что только и могут устраивать погони на геликах. Это Россия. 

То, что вы нарисовали в статье красиво, но не реально. Не в этом десятилетии. Разве что если резко цена электрокара обвалится до Школы Рапид, Лады Веста. И заправки будут так же часто расставлены как углеводородные. 

Россия это банановая республика. Хватит витать в облаках.

Ответить

Анна, очень нравится ваш ход мыслей, отличный комментарий.

Во многом вы правы, именно поэтому построение зарядной инфраструктуры происходит за счет частных инвесторов - «пионеров» рынка, не за счет топливных компаний. Это открывает большие возможности для частного капитала, малого и среднего бизнеса.

Наше сознание всегда сопротивляется чему-то новому. Сначала мы настороженно смотрим на появляющиеся технологии, а потом думаем, почему не "зашли в рынок" раньше, когда он был не поделен.

На юге страны уже успешно работает первый в России полностью электрический каршеринг.

Все основные европейские автопроизводители планируют полный отказ от ДВС и готовятся к переводу конвейеров на электрику. Совершенствуются и сами технологии (емкость, стоимость производства) батарей.

Девелоперы недвижимости класса Бизнес и Элит уже сейчас понимают, что электрозарядки в новых ЖК и бизнес-центрах - это «must have», без них никуда. Рестораны, торговые центры, магазины, частные медцентры привлекают таким образом платежеспособную аудиторию.

Классические заправочные станции тоже начали инвестировать в построение зарядной инфраструктуры чтобы не просто заработать на повышенном спросе в моменте, а не потерять долю топливного рынка через пару лет.

Также в крупных городах наблюдается интерес со стороны таксопарков и каршерингов.

Мы можем как угодно относиться к электрокарам, но это неминуемое будущее.

1
Ответить

Нормальный миллионер, честный, увидев качество сборки Тесла и увидев, что он не сможет в России пользоваться этой игрушкой, ездить куда-то за пределы центра Москвы, то спросит, нахрена она ему нужна, если есть Бумер, есть Мерин, есть Ауди и все что душе пожелаешь. Он миллионер, ему не надо особо париться за отношение рубля к литру бензина. 

А вот когда электрокар начнет стоить как Веста, поговорим. Но это точно не в этом десятилетии в текущей стране. У нас бардачина, у нас Путин, у нас у какого-то замшелового майора находят золотые унитазы, что говорить про министров, про губернаторов, по мэров средних хотя бы городов. Мы живём в реальном мире и он такой. Лично у меня все эти фантазии вызывают раздражение 

Ответить

Это мой материал (( воры. Отправила губернатору на рассмотрение, мне отписались, поблагодарили за идею и послали.
Кстати, мой ник kate.mozgunova. То есть "автор" даже имя своровал. Новая политика Кремля годичной давности - воруй идеи и даже целые проекты! Хотя я право в шоке, что Правительство подхватило и даже попыталось реализовать этот проект..Даже гордость берет. Жаль только, что кроме предложения патентовать свои идеи, прежде чем о них сообщать правительству (а это был инициативный проект), а также лизинга электрозаправки в прощальном ответном письме на жалобу в плагиате мне больше ничего не предложили...Могу подумать, что мысли сходятся...
Но не настолько же.
Просто. Нет. Слов.

Воры!

Кому не лень читать развёрнутый комментарий, который я не поленилась написать от беспомощности -
Вынуждена опровергнуть материал статьи и обвинить "автора" в лице Правительства РФ в воровстве годичной давности инициативного гражданского проекта.
В мае 2021 года я написала эскиз проекта по электрификации рынка автомобилей, изложила свои мысли, которые давно ждали выхода в форме анализа ситуации, некоторых расчетов, проблем и перспектив развития, необходимости создания инфраструктуры и обслуживания, ведущей роли правительства и взаимодействия с бизнес-сектором для развития этого сектора электромобилей. И анализ и предложения для г. Оренбурга и Оренбургской области.
В общем, я послала это губернатору Оренбургской области, но не стала идти на прием хотя бы в зам. губера для предварит. обсуждения.
В итоге, мне пришла отписка, спасибо, что прислали..
Потом я читала в прессе о новом чудесном проекте Минэкономразвития и даже успели сделать доклад на всемирном эконом. Форуме в Петербурге в конце мая!
В августе я послала жалобу на плагиат в приёмную губернатора. Мне прислали развёрнутый ответ, о патенте идей, прежде чем о них рассказывать. И что они и так сами работали в этом направлении. И уже о том, что было сделано правительством по реализации этого направления, масштабированного на всю территорию РФ, как оказалось - все в период конца мая - августа 2021. И о возможности поучаствовать в лизинге. Чудесно.
Повторюсь, это был инициативный проект - предполагающий непосредственное участие автора в его разработке. Тем более далеко не все, что там было ценного, кроме инфраструктуры, реализовано. Или об этом просто не знаю, и откуда.
Такие как я - просто граждане, без связей и денег и влияния - им не интересны.
Если вектор от инерциального мышления на гиперделовой был изменён, то закрытость элиты для простых граждан - увы, стало бронированной стеной. Так как при активных действиях и деятельности - суммы бюджета - совсем другие, чем при ленивых почесываниях на местах.
Увы, у меня не первый случай "заимствования" о чудо, Идей! По развитию России. Как часто из каждого утюга только об этом и слышно, выкладывайте!! А мы все реализуем!! А вы попробуйте иметь свою идею и попытаться ее реализовать - или поучаствовать хотя бы в ее реализации. Особенно если эта идея может быть интересной на федеральном уровне!! А им они интересны. Очень. А мы - нет.
Я много лет работала в научной среде достаточно высокого уровня и слишком часто это видела. А тут - в масштабах Родины. Мне стыдно безумно за это.
Мне стыдно быть нищим Лохом при своем потенциале. Мне стыдно за этих людей, которые порочат мою Родину.
И я понимаю свою беспрецедентную беспомощность, потому что уже и так прокуратура, полиция, суды и даже ФСБ, эта загадочная структура, которая всегда ни при чем, завалены обращениями по разным нарушениям и они бесконечны.
И вот, спустя год, я решила поискать инфо по тому злополучному лизингу, так как за год я не стала богаче. Может хоть все таки в своём городе попытаться это реализовать? Ведь несмотря на ИХ громкие заявления и бюджеты, первичные действия - потом - Тишина...
Но я то Автор. Мне важно видеть результат.
Недавно я не нашла даже ту электрозаправку, которая была заявлена год назад...
И тут эта статья... И все мое Г.... всколыхнулось, хоть и прошел год. Хоть и изменилось все колоссально и бесповоротно. И да простите меня за этот гневный комментарий.
Но эту веселую безмолвную войну веду давно и в одиночку. Так как пресса вся под Ними. Там не опубликуют никогда, что: Громкое дело!! Мозгунова Екатерина из г. Оренбурга подала в суд на губернатора области, Минэкономразвития и президента за общий контроль, а может и личное кураторство - на воровство своего инициативного проекта, который был благополучно реализован на территории РФ.
Ну и что?? Он же был реалозан. И может он совсем не Ваш...
А вам спасибо за Ваш "волонтеризм". Палец чуть не отвалился.

Автор не просто представляет правительство, он точно знает источник информации, и что было сделано.
Прочитала все комментарии, очень захватывающе.
Написала письмо "автору", жду комментариев.

Ответить

Екатерина, очень интересный комментарий, спасибо! Текст принадлежит полностью мне, как и имя. Надеюсь, вы поделитесь здесь ответом губернатора, будет очень интересно ознакомиться! Хорошего дня 🌿

Ответить