[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-158433683", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?p1=bxbwd&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid21=&puid22=&puid31=&fmt=1&pr=" } } ]
{ "author_name": "Ksenia Toporova", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 27, "likes": 28, "favorites": 23, "is_advertisement": false, "section_name": "default", "id": "27302" }
Ksenia Toporova
4 859

«Если бы я знал, что бизнес — это так трудно, я бы всё равно его создал»

Лекция о первых этапах развития продукта от создателя программы «Соло на клавиатуре» Владимира Шахиджаняна.

Поделиться

В избранное

В избранном

Владимир Шахиджанян

В рамках курса лекций от школы стартапов Russol Владимир Шахиджанян рассказал о том, как открыть бизнес в 62 года, привлечь первых пользователей и на какие ценности ориентироваться на начальном этапе.

Видеозапись лекции

Впервые я сел за компьютер в 57 лет. Поначалу у меня ничего не получалось. Я боялся. Но после долгих тренировок я научился. И сейчас спокойно работаю за компьютером. И даже захожу к команде программистов и беседую с ними. И вроде бы мы понимаем друг друга, хотя они разговаривают на языке «байтов», а я на обычном — русском.

Предприниматель — это авантюрист. Такой как я. Который может в 62 года организовать свою фирму, не имея денег, помещения, сотрудников, но немного владея компьютером и располагая несколькими идеями.

Если вы хотите заниматься бизнесом, прежде всего вам должно быть интересно. Не получится (а, скорее всего, с первого раза у вас не получится) — не страшно. В другой раз будет лучше. Не бойтесь неприятностей, осложнений, неудач. Это опыт.

Помните, пессимизм — это настроение, оптимизм — это боли. Вы хотите чего-то — значит, вы хотите вопреки всему. Все будут против, а вы должны не останавливаться и добиваться.

«Соло» родилось совершенно неожиданно: мои студенты писали корявым почерком, совершенно невозможно было что-то разобрать. Мне это надоело, и, поскольку я уже владел десятипальцевым набором, то раздал всем по учебнику Антонины Кузнецовой и Риммы Вагенгейм «Машинопись» и сказал: «Прочитайте и научитесь писать нормально». Но они не захотели учиться.

Тогда я купил пишущие машинки, выдал их каждому студенту и стал их учить. Им понравилось. После этого я предложил редактору журнала «Студенческий меридиан» опубликовать цикл моих уроков «Соло на пишущей машинке». Спустя год я его уговорил. Впоследствии выпустил отдельную книгу.

Затем я стал рассказывать разным фирмам о концепции своей программы и предлагал со мной объединиться — все отказывались. В «Яндексе» мне даже сказали: «Если вы считаете свою программу такой уникальной, то возьмите и сделайте её сами». Я разозлился и сделал сам. У меня было 300 рублей. Я попросил у сына в долг и зарегистрировал фирму. И у этой фирмы был единственный сотрудник — я.

Затем стали приходить программисты, переводчики, помощники. Мы начали разрабатывать сайт. В 1997 году мы его запустили — 1001.ru. На нём и опубликовали первый вариант нашей программы.

Сегодня меня узнают именно по этой программе. Хотя раньше я был больше известен как автор книги о сексе «1001 вопрос про это». Я даже вёл на эту тему целую рубрику в «Московском комсомольце», получал огромное количество писем, отвечал на них, читал лекции о сексе, благодаря чему воспитывал в аудитории хорошую психосексуальную гигиену.

Если бы я знал, что бизнес — это так трудно, я бы всё равно его создал, потому что это безумно интересно: и как нас выгоняли из помещений, и как не было денег, и как не было штата. Всякое случалось, и я ни о чём не жалею.

Конечно, мы зарабатываем меньше, чем тратим. Но я надеюсь, что появится что-то, что сможет нам помочь. Мы уже получили большую поддержку от врачей Москвы, когда научили восемь тысяч медиков быстро печатать, и до сих пор живём на эти деньги. В будущем, я надеюсь, появятся и другие корпоративные клиенты.

Я верю, если делать всё для того, чтобы покупатель пришёл — он рано или поздно придёт

Второй важный момент — жизнь несправедлива. Никогда на неё не обижайтесь. Справедливости можно требовать только от надзирателя, одинаково разливающего баланду.

Я хочу изменить мир, для этого я должен измениться сам. И поэтому компанию следует создавать не для того, чтобы зарабатывать деньги, а для того, чтобы сделать что-то хорошее в этой жизни. Нужно понять, что вы можете сделать для людей, чем можете им помочь, как изменить мир — то есть осознать, для чего вы вообще живёте.

Я, например, живу для радости. Испытываю радость — значит, всё в порядке. Не испытываю радость — значит, что-то пошло не так.

Третий момент — не торопитесь жить. Мы всё время куда-то спешим: позвонить, написать письмо, прийти за ребёнком в детский сад, на работу, в сервис за машиной, отправить посылку и так далее. Я очень люблю стихотворение, которое однажды встретил в интернете:

Человек бежит по жизни, не жалея ног.

Дом, работа, дом, работа — отбывает срок.

Выходные? Передышка. Отпуск как привал.

Старость, пенсия, одышка... Ты туда бежал?

Я живу, не торопясь. Зачем спешить на тот свет? Один мой знакомый юморист сказал: «Жизнь коротка — потерпи немножко». Я переиначил: «Жизнь коротка — порадуйся немножко». Так гораздо лучше.

Четвёртое — ставьте высокую планку. Неважно, сколько вы добьётесь. Может, в десятки или сотни раз меньше запланированного, но добьётесь. А с низкой планкой вы и добьётесь малого. Хотите покорить мир? Ставьте планку. Хотите добиться фантастических результатов? Ставьте планку. В жизни можно добиться всего, если очень хотеть и делать всё для реализации.

Иногда в «Соло на клавиатуре» приходят люди, которым велит это сделать начальство. Однажды в одной из фирм начальник сказал: «Обязательно всем пройти "Соло". Я купил корпоративную версию». И вдруг в интернете объявился некий проходимец. Он так себя и назвал: «Я — проходимец». Он сделал программу под соответствующем названием, которая за 500 рублей завершала «Соло», после чего у пользователя появлялась статистика о завершении программы.

Я связался с этим «Проходимцем», спросил, почему он так себя ведёт. Он ответил: «Владимир Владимирович, в первую очередь хочу вас поблагодарить за то, что благодаря "Соло" я научился быстрому набору на клавиатуре. Ну чёрт меня попутал создать эту программу. Простите». Ну я его и простил.

Мне нравится фраза: «В капле воды можно увидеть все проблемы моря». По «Соло» можно увидеть все проблемы нашего бизнеса: воровство программ, непонимание того, что российское ПО требует поддержки, что научиться набирать слепым методом необходимо практически всем: врачам, учителям, юристам, политикам, экономистам.

Но никто не хочет. Все будут набирать «одним пальчиком» страницу полчаса, а то и час. Вместо того, чтобы научиться набирать её не глядя и за пять минут.

Я предлагал пройти «Соло» и таможенникам, и министерским работникам, и учителям — но всё бесполезно. Многие считают, что им это не нужно и они всё успевают. «Мы же не секретари», — отвечают мне.

Я даже предлагал пройти курс Дмитрию Медведеву. На что он ответил: «У меня есть секретари и референты. Они пишут всё, что я им диктую. А чтобы печатать текст на iPhone, мне достаточно и одного пальца». Зато «Соло» проходят школьники и студенты.

Мы должны были потратить миллионы рублей на рекламу. Но нам повезло. Есть такой Рубен Карленович Варданян, российский предприниматель и очень богатый человек. Я рассказал ему про «Соло», и он обязал всех своих сотрудников пройти нашу программу.

А потом один из них стал заместителем мэра Москвы. Именно он и помог мне с рекламой в знак благодарности: написал письмо в соответствующий отдел, и для нас обеспечили бесплатную рекламу по Москве.

Также нам помог Юрий Лужков: его дети заинтересовались «Соло», и он поддержал нашу программу. Ещё меня очень поддержал Рустам Минниханов, президент Татарстана. Он прошёл обучение и приказал своим председателям Совета министров тоже научиться быстро печатать. После этого к нам пришло около 100 тысяч учеников. Теперь моя самая любимая республика — это, конечно, Татарстан.

Сейчас мы работаем над программой «Учимся говорить публично». Мне кажется, это самое главное дело в моей жизни. Вообще, когда вы чем-то занимаетесь, вы должен считать это самым главным делом в жизни. Даже когда трудно и у вас куча проблем — более интересной работы не найти. И так должно быть с каждым делом, за которое вы берётесь.

Спросите, почему же я совсем не богат, хотя через фирму прошло несколько десятков миллионов рублей? Потому что в нашем государстве все привыкли к халяве. Советский Cоюз всех научил, что всё должно быть бесплатным: медицина, образование, жильё. Плохим, но бесплатным. Поэтому люди и отказываются платить за «Соло».

Мы начали создавать сообщество, в котором люди независимо от национальности, расы, пола, состояния, возможностей будут общаться и будут готовы помочь друг друг. И жить по принципу: «Я — тебе, а ты — другому».

Умейте пользоваться шансом, который даёт вам жизнь. Общайтесь как можно больше. Случайные знакомства потом перейдут в неслучайные. Излучайте оптимизм, доброту и желание изменить мир и самого себя.

Вчера я встречался с новым начальником «Почты России». Это уже третий начальник, с которым я договариваюсь. Но я терпеливый. А куда мне торопиться? «Сбербанк» мы «захватили» только на пятый год. Но всё-таки добились того, что банковские сотрудники стали проходить «Соло».

Люди, к сожалению, не любят учиться. А «Соло» требует большой работы и регулярных занятий. Да, иногда клавиатуру хочется разбить об стену, но смысл этой программы не только в выполнении определённых упражнений, а в том, чтобы по окончании вы поверили в себя и полюбили себя.

Программу «Соло на клавиатуре» стоит пройти, чтобы у вас возникло ощущение, что вы можете всё. Это ощущение недолгое, но на старте оно вам очень поможет. Когда вы верите в то, что можете всё, то верят и другие. Вы подходите к людям и говорите: «У меня интересный бизнес. Давай работать вместе».

На нашем сайте есть функция «Прямая трансляция», где вы можете рассказать о своём деле. Так у вас появляется возможность показать себя миру и привлечь клиентов. Да, сначала у вас не будет получаться, потом, возможно, тоже, но однажды всё-таки получится. Это как завязывать шнурки: долго пытаетесь, но бантик неизбежно будет готов.

Я ночами не спал, переделывая «Соло». Всего выпущено одиннадцать версий. Мы были на разных платформах, сейчас переходим в онлайн, где создаём большое сообщество и курс «Учимся говорить публично». Также у нас есть ещё десять сайтов. Я планирую добавить в них разделы «Фото», «Моя собака желает познакомиться», «Фонд помощи», «Соревнования».

Мы устраиваем презентации наших продуктов в метро. Некоторые мои сотрудники считает это унизительным, на что я отвечаю: «Зато нас всегда будут помнить». Так и выходит.

Сейчас наша программа платная. Но мы никогда не отказываем ни одному человеку, который пишет, что у него нет денег. Мы предлагаем оплатить обучение позже. И некоторые оплачивают. Раньше у нас было предусмотрено пять-десять заданий бесплатно. Но потом закрыли офлайн-режим. Если сделать программу бесплатной в онлайне, то необходима реклама. А рекламу я не хочу. Во-первых, её трудно найти. Во-вторых, она жутко раздражает. Вместо неё лучше добавить умные цитаты.

В России очень трудно заниматься бизнесом. Это как идти по верёвке над пропастью: если споткнёшься, можешь упасть и разбиться.

Очень важна обратная связь. Нужно всегда общаться с пользователями вежливо, к каждому находить индивидуальный подход. Например, однажды я специально допустил ошибку в одном предложении, после чего мне пришло огромное количество писем с указанием на неё. И на все из них я ответил. Потому что не ответить на письмо — всё равно что не пожать протянутую руку.

В современный компьютерный мир должен прийти режиссер, который соберёт всё лучшее от кинематографа, радио и телевидения воедино и создаст нечто уникальное

Я подбирал команду по следующим критериям: честность, грамотность, обаятельность, желание улучшить себя и мир и вера в собственное я. Первое время мне везло — в фирме работали только бауманцы. Очень грамотные люди.

Мы всегда платили прилично, чуть больше, чем в других фирмах. Я жил бедно, и поэтому считаю, что люди, которые на меня работают, — моя семья, а значит, они не должны ни в чём нуждаться. Наверное, я строю бизнес неправильно, потому что в этом деле нужна жёсткость. А я строю его на тёплых отношениях. На работу прихожу, как домой.

Другие печатные версии лекций:

Популярные материалы
Показать еще
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

0 новых

Популярные

По порядку

Прямой эфир

Приложение-плацебо скачали
больше миллиона раз
Подписаться на push-уведомления