Из Казахстана в Калифорнию, через Турцию. Как мы релоцируемся всей командой?

Где лучше начинать делать глобальный проект? Может быть сразу рвануть в Кремниевую долину, ведь там вся тусовка? Или остаться дома, пока бизнес не раскрутился? Или поехать в одну из Прибалтийских стран — там, говорят, неплохие условия для стартапов и это Европа? Я со своим проектом Farel пошел другим путем — мы решили, что идеальным выбором для нас станет Турция. Почему именно она? Сейчас расскажу.

В прошлом году я прошел в Y Combinator. Подумал, что мой опыт пригодится кому-то еще, и написал об этом текст. Позже, получив большое количество вопросов на тему «как валидировать бизнес идею», рассказал и про это. А еще про то, как я собирал команду в новый проект. Мне кажется правильным делиться своим опытом с другими, добавляя по чуть-чуть в общую копилку знаний. И я решил завести свой блог на английском, а русскую версию текстов публиковать здесь.

Я родился и вырос в Казахстане, построил несколько бизнесов, заработал свой первый миллион и всегда хотел поработать за рубежом. И вот мне представилась такая возможность. В Farel мы делаем софт для авиакомпаний, пытаемся сделать революцию в закостеневшей сфере. Наши клиенты разбросаны по всему миру, и, в теории, не имеет значения, откуда строить компанию. Я все же предпочел Кремниевую долину. Авиация сложная и капиталоемкая индустрия, а Долина, пожалуй, все еще остается лучшей экосистемой для построения успешных технологических компаний. Так появилась цель — США.

Изначально мы были распределенной командой: я и несколько сотрудников были в Казахстане, наш CTO — в Польше, биздев — в США, еще один разработчик — в Узбекистане. Несмотря на всеобщий тренд работы из дома и локдаун почти по всему миру, такой вариант работы нам не подошел, причин несколько. После того, как костяк команды был сформирован, мы решили собраться все вместе и поработать бок о бок пару месяцев. Оказалось, что это намного эффективнее распределенной работы. Ты можешь быстро обмениваться идеями, придумать и тут же проверить гипотезу, раскатать новую фичу. Когда все находятся в разных часовых поясах, то процесс растягивается. А стартапу важна скорость. Разница была настолько очевидной, что мы решили, что продуктовая команда однозначно будет работать в одном офисе. Это первая и главная причина отказаться от удаленки.

Вторая причина — это совокупность множества факторов. Найм — нам стало легче нанимать сотрудников. Часовой пояс — комфортнее работать с Европой и Африкой. Всеобщее желание команды попробовать жить и работать за рубежом, а также мягкий климат и возможность по выходным отдыхать на море.

А почему вы сразу не поехали в США? Далеко не у всех в нашей команде был опыт релокации, а все-таки нужен навык адаптироваться к новой стране, быту и так далее. Не всем это дано и не у всех получается. Банально, ошибка с арендой не той квартиры в США обойдется в несколько раз дороже, чем в Турции. И мы сначала решили сделать демо-версию нашего переезда в Штаты. Забегая вперед, скажу, что это оказался крайне полезный опыт для нашей команды.

Почему Турция?

Вариант с Европой отпал почти сразу. Переезд был в разгар пандемии, и почти все европейские страны были закрыты. Одним из главных пунктов при выборе страны для релокации была простота получения ВНЖ. Мы сначала полетели разведать Дубай, но там все оказалось очень дорого. На семью желательно иметь $8000-10000, и такая сумма не означает, что ты будешь жить роскошно. Потом я пообщался с ребятами, которые живут в Турции, и стало понятно, что это наш вариант.

Получить туристический ВНЖ в Турции довольно просто — для этого достаточно снять нормальное жилье на продолжительное время. Правда, двум людям из нашей команды отказали в ВНЖ, сейчас пытаемся с юристами решить этот вопрос. Но они при этом находятся в стране легально и работают вместе с нами. Еще в Турции нам понравился климат. И важным фактором во время пандемии было то, что Турция не закрывалась — иностранцы могли прилетать и улетать из страны, а также без препятствий перемещаться даже в локдаун. Нам это было важно потому, что некоторых потенциальных сотрудников мы приглашали поработать с нами вместе. И если нам было комфортно друг с другом, то тогда принимали в команду. И здесь все просто — взял билет и прилетел, никакой визы заранее получать не надо. Всеми документами у нас занимались местный сотрудник и наш HR в Казахстане. В целом, процесс очень несложный.

Где жить?

Сначала мы выбирали город и остановились на Измире. И сам город симпатичный, и море рядом и не так жарко летом. Потом долго выбирали район. Обычно в Турции высокая плотность застройки, узкие улочки. А район, который мы выбрали, спроектирован больше в американском стиле — он просторный, с большими торговыми центрами и жилыми домами, в округе много кафе. По местным меркам он считается дорогим, но все равно это сильно дешевле, чем в Европе или Штатах. Удобно, что офис и все необходимое в пешей доступности. Мы живем как маленькой развитой деревне.

Я живу в двухкомнатной квартире за $450. Это новый жилой комплекс с собственным бассейном. Жилье каждый из сотрудников выбирал себе сам. Здесь есть квартиры и по $300, и по $1000 — дело вкуса. Сотрудники сами оплачивают себе жилье, мы сразу решили что не будем пытаться конкурировать размером социального пакета — жилье, страховка, смузи и другие блага. Иначе к тебе будут приходить неправильные люди, а в стартапе важны «правильные» люди — те, которые пришли в первую очередь поработать на пределе своих возможностей, запустить новый продукт и изменить мир, при этом в среднем мы платим выше рынка. Чем больше заряженных людей в команде, тем интереснее и продуктивнее работается всем. Недавно мы пришли к решению всю красивую картинку, вроде «офис на берегу моря», из наших офферов убрать, чтобы не было ложных иллюзий.

Где работать?

Сложностей с тем, чтобы снять офис, нет. Строительство развито и площадей достаточно. У нас офис 230 квадратных метров с видом на море и места обитания фламинго. За пару тысяч долларов можно снять такой же. Единственная сложность в том, что в Турции небольшой процент людей разговаривает по-английски. И нужен посредник, который довольно долго прожил в Турции, знает английский и не воспринимается как иностранец. Мы такого человека нашли до нашего переезда, он помогал искать офис и квартиры сотрудникам. Мы не хотели тратить время на транспорт и все разместились в четырех-пяти жилых комплексах в 10 минутах от офиса.

А вам не надоедает общаться друг с другом?

Наша команда Асхат Омаров
Наша команда Асхат Омаров

Конечно, мы командой вместе проводим много времени — не только в офисе, но и после. Но, с другой стороны социальный круг стал заметно уже чем дома, нет отвлекающих факторов, вроде дней рождений каких-нибудь знакомых и так далее. Ты можешь посвящать больше времени работе, семье и себе лично. Я заметил, что в начале мы много обсуждали Farel и на встречах после работы. А когда темп в офисе вырос, то таких разговоров стало меньше — хватало рабочего дня, мы начали переключаться.

Также, никто не заставляет тусить со всеми. Мы стараемся устраивать выезды на выходных, чтобы посмотреть страну. Если ты не хочешь ехать со всеми, то не проблема. И сотрудники стали разбиваться на небольшие группы по несколько человек — кто-то вместе бегает, на велосипеде катается или в баскетбол играет. Кроме того, в Турции много людей из СНГ, можно завести новых знакомых. Кому-то это вовсе не нужно.

Конечно, у замкнутого окружения есть как плюсы, так и минусы. Но мы все понимаем, что это ненадолго. Нам нужно быстрее делать проект, чтобы двигаться дальше. Если не думать об безальтернативности связей, не фокусироваться на этом, а заниматься теми вещами, которые тебе нравятся, то люди подтягиваются по интересам.

Вывод:

Командный релокейт здорово сближает, это положительно влияет на продуктивность и взаимодействие внутри. Нужно быть готовым что часть людей по пути отвалится, но взамен сформируется "core team".

Турцию вполне можно и нужно рассматривать в качестве альтернативной локации для ведения бизнеса. Здесь относительно дешево, почти нет проблем с логистикой даже в условиях пандемии, комфортный климат и условия для жизни. Конечно, есть и свои минусы. Но раз уж мы не вернулись назад, значит, они не такие важные.

PS:

Недавно мы открыли две новые позиции в Farel и уже во всю проводим интервью, но еще не поздно предложить свою кандидатуру. Нам нужен QA Automation engineer и Software engineer. Описание и контакты тут.

5959
38 комментариев

 а в стартапе важны «правильные» люди — те, которые пришли в первую очередь поработать на пределе своих возможностей, запустить новый продукт и изменить мир

Если будешь работать на пределе своих возможностей, сидеть с утра до вечера в офисе и обедать на рабочем месте, то когда-нибудь твой СЕО сможет полететь в космос. 

27
Ответить

А потом выпустить еще акций на 500 миллионов $))

1
Ответить

Асхат, раз уж Вы тут подробно рассказываете о своём стартапе, то вопрос:

У вас 16 человек, пусть $3000 даже зарплата (а наверное и больше), $576 000 в год, плюс налоги, офисы, перелёты и т.д., вот и все $800 000, а то и миллион, Y-Комбинатор даёт $150 000, их явно не хватает.

Отсюда у меня вопросы — Вы сразу где-то ещё деньги привлекаете? За год выйдете на прибыль или ещё раунды, а за ними ещё?

Хочу понять как Вы это видите.

Заранее спасибо.

27
Ответить

Читаю и думаю, чтож делает мультимиллианер на нашем забыто богом ресурсе? Но потом дочитал до конца. Как всегда нужны рабы за копейки в турцию ))

22
Ответить

Читаю и думаю, чтож делает агрессивно-ленивый, не умеющий читать тролль на нашем забыто богом ресурсе?

Зарплатный бюджет вакансий $3000–4000 net.

4
Ответить

по-русски это "переезд", косноязычные

10
Ответить

вот не палите контору
ну нормально же всё было))))

4
Ответить