Как перестать быть скучным взрослым и пробудить в себе креативность

В этом году скончался Эдвард Де Боно — автор креативной методологии латеральное мышление. Британский психолог и писатель произвёл настоящую революцию в области творческого мышления. И что скрывать, порядочно на этом обогатился. И не удивительно — без креатива сегодня никуда.

Про креативность писать сложно, как и про любой гибкий навык. Мы ожидаем получить универсальную инструкцию, волшебную таблетку — проглотил и фонтанируешь идеями. А на деле, приходится наводить порядок в голове — отделять своё от навязанного, клише от оригинальных идей, переосмысливать подходы к решению задач и каждодневные привычки. В этой статье я рассказываю, как я вижу креативность и пути её развития. Это не истина в последней инстанции. И здесь точно нет волшебной таблетки.

Креативность — модное слово. Популярный запрос в Google. Профессиональная компетенция. И отдельная субкультура, возникновение которой закономерно: благодаря Интернету, люди узнали тысячи историй и осознали, что, чтобы ты ни делал, ты можешь делать это по-другому. Например, для отпуска хорош любой сезон, а не только бархатный. Добраться на работу можно больше, чем одной дорогой, а, если кофе, то не только чёрный или с молоком…

Мир сам по себе креативен, в нём есть выбор. И этот выбор всегда завязан не только на смыслах, но и на выгодах. Этим и отличается креативность от творчества, это не просто порыв сделать что-то прекрасное, необычное или такое ужасное, что даже красивое (привет, эпоха метамодернизма!).

Как перестать быть скучным взрослым и пробудить в себе креативность

Креативность — это осознанное и структурированное творчество, с вводными данными и заданной целью. Оригинальные идеи и способ их воплощения помогают нам быть счастливее, быть собой, менять мир. Помогают бизнесу быть в центре внимания, создавать новые смыслы, выходить за рамки обыденности, совершенствоваться и отстраиваться от конкурентов. Яркий пример тому, компания United Colors of Benetton, однажды решившая продавать не одежду, а цвет. Добавьте к этому пачку провокационной рекламы от бога креатива Оливьеро Тоскани… и будет вам взрыв мозга.

Да, очень простая одежда, и такой сложный заход. Но мне в кайф! Мне нравятся бренды, которые не продают, а заставляют меня думать.

Как же научиться быть креативным? — хороший вопрос. В какой-то момент осознала, что хорошие времена ничему не учат. И самые ценные уроки я получила, когда порядочно облажалась. Но кажется, не обязательно страдать, чтобы креативить. Есть и другие способы.

Всё дело в привычке

Всю работу по прокачке креативности я бы разделила на две части — будничную и корпоративную. Поговорим про первую.

Как мы проживаем свои будни? Заказываем один и тот же кофе по одной и той же дороге на работу, уверены, что Земля круглая (хотя сами не видели, нам просто показали картинки), ездим на четырёхколёсных машинах и верим, что спасаем планету, если не забываем с утра взять с собой термокружку. Класс, всё хорошо. Только вы хоть раз задавались вопросом “Почему?”. Почему Земля круглая и что было бы, если она была квадратная? Почему вы выбираете кофе, а не чай? Взрослые называют это глупостями, для детей — это темы уровня международных конференций.

Креативное мышление заложено в каждом человеке с рождения. К 3-5 годам оно бьёт ключом — дети сочиняют на ходу. Место на стенах для их рисунков стремительно заканчивается, а их идеи — нет. Их истории и сказки перевалили за двухсотую серию, а вдохновение всё не покидает своего творца.

Что может взрослый? Немного перенять модели поведения детей, вспомнить, что он и сам был когда-то ребёнком.

Что делают дети?

  • Не ждут вдохновения, а штампуют идеи

  • Не всегда имеют выбор. То, что взрослые покупают, дети частенько мастерят из подручных средств. Конечно, самому придумать комод, вместо того, чтобы по-быстрому сгонять в Икею — тот ещё челлендж, но почему бы нет?!

  • Много двигаются (тоже важно для развитие креативности!)

  • Громко смеются (да и плачут тоже громко)

  • Смотрят не под ноги, а по сторонам (за что частенько ругают родители)

  • Не стесняются задавать вопросы — это их главный способ познания мира

  • Не знают, не гуглят, а часто догадываются и додумывают сами

  • Не критикуют — а зачем?!

  • Не знают, что можно ошибиться (пока взрослые им об этом не расскажут)

  • Многое делают неосознанно. Как это работает? Например, у вас есть креативная задача. Не спешите с выдачей гениальных идей, а просто… помойте посуду, погуляйте, ваш мозг сделает всё сам. Успевайте записывать идеи!

Не качество идей важно в креативном мышлении, а их количество. Беглость, гибкость и оригинальность — его главные особенности. Ещё проработанность, но это уже на этапе, когда из тысячи вам нужно выбрать 1-2 жизнеспособные идеи. А чтобы был выбор, нужно безжалостно рвать паттерны — привычки, уверенность, что это может быть только так, а не иначе. Принято считать, что ребёнок всегда ученик, взрослый — учитель. Но если вам удастся нарушить правила игры и отказаться от статуса “всезнайки” — это победа, а ещё изменение тонких настроек мозга и новая привычка генерировать идеи.

Креативность и медитация

Отдельно хочется сказать про медитацию — главную терапию XXI века. Её часто рекомендуют людям творческих профессий. Они находят в ней спасение от потока информации, количества идей и собственных мыслей.

Но видится мне и некое противоречие. Индустрия осознанности призывает нас просто дышать, наблюдать и… не думать. Энергия креативного мышления — бурлящая, быстро меняющаяся, гибкая. Если у вас есть одна идея — это не то, а вот если 100 — оно самое! Я к тому, что медитация помогает балансировать разные процессы и состояния, но часто переоценивается. Медитация помогает заглушить тривиальные мысли, но не является драйвером для творчества. Чтобы создавать, нужны активные действия, а не только способность наблюдать.

В основе креативности заложена свобода выбора действий, способа и результата. Только вдумайтесь: в креативное мышление уже заложен важный компонент — некоторые называют его ошибкой, другие — опытом и “надо же, как интересно получилось”. Поэтому любая активность, любой выход за рамки — это хорошо. Если медитация для вас — выход за рамки, это хорошо. Если вы чувствуете, что слишком пассивны и вам не хватает энергии, попробуйте изменить каждодневные привычки и немного растормошить себя.

Креативные методологии

Это то, что я называю корпоративной историей, потому что здесь важна командная работа с заданной целью. А в идеале, нужен ментор и эксперт, чтобы всё получилось, как надо. Именно здесь креативность обретает структуру. Делится на этапы:

1. Фокусировка

2. Генерация идей

3. Фильтрация

Здесь есть определённый этикет, определённая формула критики идеи соседа/коллеги: “Да твоя идея хороша, но я бы добавил…”. Здесь есть доля хаоса, потому что одномоментно несколько участников накидывают очень много разных мыслей. Это похоже на игру и на конвейер по производству идей.

Основные креативные методологии на сегодняшний день это:

  • ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач)

  • Латеральное мышление.
  • Дизайн-мышление

Все игры и практики оттуда — из дизайна и латералочки. Но, пожалуй, это тема для отдельной статьи. Обязательно продолжу рассказывать про развитие креативности. А пока хочу сказать, что креативное мышление — это не космический астероид, а природная способность человека исследовать мир, профессию, отношения и придумывать свою жизнь. Оно делает людей интереснее, а бизнесы— устойчивее. В его основе — чистой воды провокация. Усомнившись в чём-то хоть раз, вы можете распутать целый клубок причин и следствий и создать что-то новое и уникальное!

1616
10 комментариев

У нас как-то после корпоратива бухой в дым админ умудрился наблевать на потолок в туалете. Сам он ничего естественно не помнит, вся контора гадала как он смог это сделать, но разгадка так и не была найдена.

10

Комментарий недоступен

1

Комментарий недоступен

1

Он просто кидал руками блевотину в потолок, ну или какой-нибудь ёмкостью со словами:  "Вы долго меня еще будете обсуждать" )))

Альберт Хоффман креативно ржёт над вашими некреативными попытками стать креативнее )))

4

У меня больше всего креативить получается в команде. Когда все накидывают идеи и обсуждают это, рождается много чего интересного

1