[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-158433683", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?p1=bxbwd&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid21=&puid22=&puid31=&fmt=1&pr=" } } ]
{ "author_name": "Alex Greenwide", "author_type": "self", "tags": ["\u043a\u0435\u0439\u0441\u044b"], "comments": 17, "likes": 18, "favorites": 8, "is_advertisement": false, "section_name": "blog", "id": "27685" }
Alex Greenwide
3 356
Блоги

Подбор сотрудников в штат с помощью бота — опыт «Альфа-банка»

Результат: 269 контактов кандидатов, 261 телефонное интервью, восемь предложений о работе и два нанятых специалиста.

Поделиться

В избранное

В избранном

В среде рекрутеров существует стереотип, что самые рабочие способы закрыть вакансию — это или HeadHunter, или помощь кадрового агентства. Поэтому очень часто все остальные каналы априори считаются нерабочими и не стоящими того, чтобы тратить на них время, силы и деньги.

Поэтому когда мы решили пойти и поучаствовать как спонсор в конференции JPoint не только с целью продвигать свой бренд работодателя, но и с целью закрыть несколько вакансий, в нашей затее довольно серьезно сомневались. Потому что это как минимум непривычно.

Высказывались мнения, что никто не будет оставлять свои данные и вообще публика по конференциям ходит спикеров послушать, а не с рекрутерами общаться.

Однако наши сотрудники попробовали. И вот что из этого вышло.

Грабли

Когда ты в принципе пытаешься делать что-то новое, «грабли» практически неизбежны. Вариации будут только в их размерах и частоте звонких щелчков по лбу. При подобных затеях всегда можно пойти двумя путями.

Первый — нанять подрядчика. Подрядчик сделает всё под ключ сам, а тебе останется только радостно прийти на конференцию и воспользоваться трудом его рук. Бота бы сделал подрядчик. Стенд бы соорудил подрядчик. Все, что связано со сбором информации, выводом лидеров на экран и остальным, — тоже сделал бы подрядчик.

Второй путь — сделать всё самим. У нас внутри подразделения есть свои отличные разработчики, и мы решили, что было бы здорово, если бы бота написали они.

В первом случае главный плюс — отсутствие головной боли. Во втором же — совершенно иной уровень удовлетворения от проделанной работы. Несмотря на все сложности и длительные процессы согласования, мы всё же смогли все сделать самостоятельно.

А сложности были. Во-первых, бюрократические заморочки: организация участия, стенд, закупка призов для участников викторины (тогда мы ставили призом iPhone 7) и многое другое.

Во-вторых, логистика. Стенд доставлялся с помощью курьера. Потому что две девушки, которые тащат всё это добро на себе, — довольно мило, но в целом как-то не очень. Мы вызвали машину с курьером, стенд был успешно в неё загружен, и на этом позитив кончился.

Курьер, доехав до места назначения, предпочел «забить» на прежние договоренности помочь девушкам поднять этот стенд на площадку, резко перешел в режим «я устал, я ухожу» и, собственно, ушел, успев при этом нахамить. Не то чтобы в их планы входило перетаскивание всех этих железок на себе, но они уже не могли остановиться.

В-третьих, бот. Когда ты делаешь для мероприятия сайт или бота, ты сразу переходишь в бинарную плоскость: «упадет — не упадет». Наша ситуация не была исключением. Бот предлагал пользователям отвечать на вопросы викторины, высчитывал среди них лидера, выводил данные на доску почета и отправлял нам контакты. У нас была задумка закинуть в бота несколько дополнительных задач прямо в процессе, что могло бы привести к его падению. Но все обошлось.

Кстати, о боте

Нам нужно было как-то собирать данные посетителей конференции, которые так или иначе заинтересованы в работе. И мы решили сделать бота в Telegram, который бы предлагал вопросы из викторины для разработчиков разной сложности, а затем, после всех ответов, собирал контактные данные всех тех, кто пожелал их оставить.

Идея была встречена с радостью нами и двумя нашими разработчиками, которые в итоге и написали бота (спасибо тимлидам по разработке «Альфа-банка» — Леше Букину и Виталию Галахову, без вас бы ничего не вышло). Леша написал бэкенд, Виталик — фронтенд. У нас появился свой бот в Telegram.

Бот — штука рабочая и довольно простая. Мы делали аналоги на внутренних хакатонах, поэтому особых сложностей не возникло. Парни просто выделили пару дней, во время которых потратили суммарно часов пять-шесть.

Писали бота на NodeJS в свободное от работы время. В принципе все делалось не столько в спешке, сколько просто быстро: использовали готовую библиотеку с GitHub, не особо беспокоясь насчет покрытия тестами и не думая о красоте и лаконичности кода. Потому что главное, на что делали упор, — именно скорость и желание потратить на это как можно меньше сил.

Деплой проводился на одном из бесплатных хостингов (не то чтобы банк не выделил бы нам мощностей, но, повторимся, в приоритете была скорость, значит, минимум согласований и инстанций). Пока писали, разобрались в тонкостях работы Telegram API на NodeJS.

Фронтенд сделали на Tornado (React+Redux). Нагрузки не проверяли — просто потестировали работоспособность бота на тех, кто был поблизости и был готов помочь, прогнали пару раз, нашли пару багов, исправили их и пустили в производство.

К этому так относились, потому что заранее были уверены, что какой-то огромной нагрузки не будет. Тяжелого бэкенда у нас не было (мы не использовали БД, это был лишь файлик на сервере, в котором хранились все данные в формате JSON). Топовая нагрузка во время самой конференции составляла 180-200 человек, что не так страшно. Запас по производительности был довольно велик.

Но при всем при этом, даже зная, что конкретно этот бот — очень разовая вещь, которая после конференции нам не понадобится, все равно использовали микросервисный подход.

  • Существовало API на сервере, куда можно было обращаться по REST, когда нам надо было добавить пользователя, новые вопросы, ответы и прочее.
  • Сам бот, Telegram API и возможность посылать пользователям сообщения в мессенджер.
  • Лидерборд, который по REST общался с API и выводил информацию и статистику по пользователям.

Конечно, без мелких факапов не обошлось, но они были внутренними и мелкими. Когда мы показывали это у нас на Демо-дне, бот перестал откликаться на команды. Тот самый момент, когда ты собираешь коллег, чтобы показать им, как все работает, и заодно проверить еще разок на большем количестве людей — а оно не работает. Вообще.

Перебрав в голове возможные слабые звенья процесса, виновника нашли быстро. Бесплатный хостинг (да-да). Это был один из хостингов, который при отсутствии к нему запросов в течение суток просто засыпал. По логике «раз за день никто не обратился к серваку – не обратится никогда». Сервак перезагрузили, все заработало, приняли меры — оплатили. Далее с ботом всё прошло отлично.

Бумага

Бумажные анкеты мы делать не планировали. Ну серьезно, если мы весь такой цифровой банк и будем заставлять ребят на стойке по пять минут заполнять анкеты и спрашивать у них не только контактные данные, но и кем они видят себя в нашей компании через пять лет, это будет выглядеть как минимум странно.

Старожилы конференций отнеслись к этому немного странно, мол, как это вы без анкет, ребята. Зато нам было гораздо удобнее потом создавать базу контактов с помощью бота, нежели вносить все данные в базу с бумажек.

Не планировали. Но напечатали. Это был совсем-совсем крайний вариант. Из разряда «в той части города вырубилось электричество, и мы при свечах заполняли анкеты и травили страшные байки из жизни HR». Электричество не вырубали, так что все бумажные анкеты остались нетронутыми.

Ход процесса

К стенду «Альфы» подходили люди, видели название бота, подключали его и начинали отвечать на вопросы викторины. Велся учет лидеров, мы выводили турнирную таблицу на экран. За первое место был обещан приз, но довольно большое число людей участвовало просто ради фана — для разработчиков порешать задачки от бота было чем-то вроде умственного «перекура» на десять минут.

Все желающие поотвечать на вопросы викторины подходили к стенду, получали приглашение бота и начинали игру.

Был еще вот такой важный момент. Ничто не мешало пользователю просто разово подключиться к боту и пойти по своим делам, напрочь забыв про наш стенд. Поэтому в качестве способа удержания людей у стенда мы выбрали лидерборд. То есть играть и отвечать на вопросы бота ты мог в любой точке конференции, если там ловила связь, а вот смотреть свой прогресс и таблицу лидеров — только на плазме, которая стояла на нашем стенде.

Бот содержал в себе 30 вопросов. Вообще, мы-то были уверены, что вопросов там 50, по 25 на каждый день конференции. Была мысль залить туда несколько дополнительных вопросов в процессе, но тогда бы он с вероятностью 50 на 50 «прилег». Так что 30 вопросов — это тоже симпатичное, хорошее число.

Сами игроки, кстати, довольно часто подходили к стенду и спрашивали, будут ли еще задачки. Парень, получивший iPhone, был дико удивлен. Он не постоянно следил за результатами на лидерборде, потому что временами отходил на выступления.

Поэтому когда мы подводили итоги и объявляли победителя, он был не около стенда, а на подходе. Но когда услышал, что он победил и главный приз теперь его, то добрался до стенда гораздо оперативнее, чем планировал.

Сувенирка

У нас был пакет с флешками. Да, 2017-й год, а нам в качестве мерча выдали здоровенный пакет с флешками. Мы уже грустно представляли, как потащим все это добро обратно. Но флешки были оригинальные (в виде банковских карт), и их разобрали влет. Мы просто выложили их для галочки на стенде, и началось.

Блокноты, эко-ручки, и далее по классике — все разобрали в течение первого часа. А еще были стикеры, которые разобрали еще быстрее. Кстати, их можно скачать себе в Telegram по ссылке.

Итоги

С помощью бота за время конференции удалось собрать контакты 269 уникальных кандидатов и впоследствии провести 261 телефонное интервью. Далее, включая наши отсевы, заинтересованность кандидатов и иные фильтры, цифры стали такими: восемь офферов и два вышедших в штат специалиста, которые работают у нас и по сей день.

Много это или мало? Отталкиваясь от прогнозов, никто особенно не верил, что девушки приведут в штат хотя бы одного человека. Они привели двух.

Яна Николенко, Барух Садогурский и Светлана Комова

Затраты на участие в конференции оказались меньше, чем сумма, которую мы бы заплатили кадровым агентствам за выход этих двух человек в штат. Так что тут мы в любом случае в плюсе. Еще и наш бренд работодателя прокачали.

Стоило ли все это потраченного времени, нервов и новых упаковок краски для волос? Конечно, да. И мы готовы это повторить. Благо вакансий у нас достаточно. Вот только курьера точно возьмем другого.

#кейсы

Популярные материалы
Показать еще
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Команда калифорнийского проекта
оказалась нейронной сетью
Подписаться на push-уведомления