Менеджеры проектов и проекты

Управление проектами, левел первый: что, зачем и кому это надо

Статья – краткий ликбез для тех, кому интересна тема управления проектами. Либо тех, кто каким-то образом работает с менеджерами проектов, но до сих пор не понимает, чем эти менеджеры занимаются и зачем нужны. Еще одна категория потенциальных читателей статьи – клиенты всяких креативных агентств, которые не понимают, почему в смете указаны часы какого-то менеджера и почему их так много. Здесь левел первый, без углублений.

Менеджеры проектов и проекты

Проект

История управления проектами начинается в середине двадцатого века – первым проектом в привычном понимании оказалась постройка ракетных систем “Поларис” в США. Тогда штаты очень переживали о том, что СССР готовила ракеты, способные достичь территории США. Проектом это стало ввиду четкого понимания продукта на выходе и жестких ограничений по срокам – успеть до запуска проекта Советами.

Проектом называется то, что делается какое-то время, имеет начало и финал, а на выходе выдает готовый продукт – что-то такое, что нельзя было наштамповать. Проекты могут быть самыми разными – от разработки сайтов до постройки домов. Проектами можно называть и то, что делаешь ты сам, самостоятельно и для себя.

Ключевая характеристика проекта – ограниченность во времени и уникальный готовый продукт на выходе. Ограничения проекта – сроки, стоимость и содержание. Все остальное – процессы и задачи. Собственно, каждый проект и состоит из набора этих процессов, которые по отдельности проектами не являются. Представьте себе завод, выпускающий автомобили. Каждый из автомобилей сложен, каждый собирается не один день и из разных частей – казалось бы, проект. Но нет – сама сборка и производство автомобилей на конвейере – процесс. Проектом можно назвать глобальную задачу по выпуску этой модели: когда кто-то придумал нарисовать эскиз, потом собрал пластилиновый кузов, просчитал аэродинамику, утвердил ее в компании, запустил в производство.

На пальцах: ты решил выучить английский язык. Само по себе это не проект, даже если цель кажется четкой – говорить на английском. У этого “проекта” нет сроков, и продукта никакого ты не получишь. Изучение языка – задача. А вот получить IELTS и уехать жить во Флориду – вполне себе проект. Не смотря на то, что уникального тут мало – IELTS ты не придумаешь, и он будет не только у тебя, у задачи может быть тайминг и “продукт” на выходе.

На каждом из этапов производства проекта присутствует отдельный специалист (или два, десять, сто специалистов), задача или задачи которого – звено в общем проекте. Человек, который собирает это в одну кучу и контролирует работу проекта в целом и есть менеджер проекта.

Менеджер проекта

У менеджера проекта интересная должностная позиция. Дефакто являясь руководителем, менеджер проекта (-ов) не имеет подчиненных. То есть, серьезно – все исполнители, подключаемые к исполнению проектов, подчиняются только руководству стоящему выше, у менеджера проектов нет никаких прав на поощрение или увольнение исполнителей. Случаются исключения, но их на моей практике не встречалось. Бывает, что руководство компании по факту являются менеджерами проектов (иногда частично) – в таком случае доступен весь арсенал руководительских рычагов, но это отдельная история.

Менеджер проектов – такой человек, который обязан разбираться в том, что делают исполнители. Если это разработка сайтов – менеджер должен быть как минимум в курсе, что такое Git или чем отличается верстка на HTML от верстки на React. Если это строительство – то должен знать, зачем нужен раствор между кирпичами. Нужно это затем, чтобы исполнять свои функции, правильно планировать работу и иногда самостоятельно оценивать сроки выполнения работ. В остальном, менеджер выстраивает процессы, кладет рельсы для того, чтобы другим нормально работалось.

Тем не менее, обладание познаниями сферы, всякими техниками и дипломами совсем не гарантирует, что ты будешь менеджером. Основное в работе менеджера – работа с людьми (еще это называют “софт-скилы”) – исполнителями, клиентами, руководством, и так далее и тому подобное. Менеджер проектов – связующее звено между этапами проекта и его участниками.

Со стороны клиента (заказчика проекта) менеджер выполняет функцию – главного контактного лица со стороны исполнителя. Именно менеджер обрабатывает запросы пользователя, объясняет, почему лучше так а не эдак, и почему решение исполнителя проекта лучше решает задачу клиента, чем то решение, что предложила его секретарша. Упаси вас Б-же от менеджеров, которые при этом пассивно принимают комментарии или наоборот, агрессивно их не принимают, безапелляционно защищая решение своих (внутренних) коллег. Задача менеджера – помочь решить задачу заказчика, оставаясь при том в рамках бюджета и не превышая (ну хотя бы не сильно) сроки.

Как становятся менеджерами проектов

У тебя несколько путей, в зависимости от сферы. Либо ты идешь с низа и однажды начинаешь “немножко руководить”, либо внаглую лезешь в профессию, не имея прямого опыта. Хотя, имея хоть какой-то близкий опыт, стать менеджером проще – я попал сюда, будучи менеджером отдела сопровождения клиентов, та же работа с людьми.

Классически, менеджером проектов становится человек, который был профессионалом в чем-то, чем занимался, захотел развиваться вверх (или так решило руководство) и стал менеджером проектов. С одной стороны, сплошные плюсы – много нового для изучения и база знаний, позволяющая со старта понимать, чем занимаются те, работу которых ты координируешь. В серьезных сферах, типа того же строительства, пропустить этап работы исполнителем, нельзя технически – как это, без знаний матчасти сразу стать руководителем? В “мягких” офисных сферах проще – можно выучиться на менеджера (или почитать эту статью) и смело рваться в работу. Сначала младшим менеджером (или стажером), потом на полную – менеджером. Низкий порог вхождения в сферу породил плеяды людей, не разбирающихся даже в основах. Когда-то и я был таким менеджером (увы-увы), пришедшим в должность почти что с улицы – знаю, о чем говорю.

Интересующимся предлагаю почитать руководство PMBoK (или статью о нем в моем медиуме @salakhmir) – книга тяжелая, если не в процессе, но там есть фактически все. Читать “Основы управления проектами” Джозефа Хигни и “Роман об управлении проектами” Тома ДеМарко – книги рассказывают о том же, но мягче и тезисно. Увлекающихся прошу в личку фейсбука (ссылка в профиле) – есть кое-что еще, в основном по теме управления проектами в диджитал. В следующей серии поговорим про методологии управления проектами – левел два.

77
реклама
разместить
7 комментариев

Интересно будет почитать, подчерпнуть информацию. Когда примерно планируется следующая статья? Если можно - больше реальных примеров из настоящих проектов / деятельности.

1

Два часа ушло на новую статью: https://vc.ru/39800-metodologii-upravleniya-proektami-vodopad-edzhayl

2

Судя по тенденции выхода моих записей – следующая статья будет примерно в ноябре :-) Следующая статья будет про методологии управления – постараюсь рассказать на пересечении с практикой.

1

Ключевая характеристика проекта – ограниченность во времени и уникальный готовый продукт на выходе.

Не обязательно уникальный ведь. Может быть любой продукт.

все исполнители, подключаемые к исполнению проектов, подчиняются только руководству стоящему выше, у менеджера проектов нет никаких прав

Матричную структуру управления лучше показывать схемой, картинкой.

предлагаю почитать руководство PMBoK

Почему не Prince или MSF, например? Есть ведь множество стандартов управления проектами. PMBoK, кстати, не самый простой.

Имхо, статья очень скомкано передаёт Ваш собственный опыт и слабо-применима в практике других людей. Начинающим менеджерам не особо поможет, а для профи это слишком базовая информация.

1

Спасибо за комментарии :-)

Здесь самый первый уровень предмета - он должен помочь с пониманием самых основ, и его аудитория - не профи. Планирую серию статей, с нарастающим уровнем сложности.

PMBoK - прозрачный свод правил. Оттуда растет Agile и Waterfall - то, как скорее всего работает менеджер на постсоветском пространстве. Про PRINCE2 и MSF тоже, вероятно, поговорим.