Гайд для начинающих маркетологов: как найти первую работу

Как не запутаться в названиях вакансий, правильно подготовить резюме, сделать тестовое, пройти собеседование и получить предложение о работе. Советы от команды «Яндекс.Практикума»

Гайд для начинающих маркетологов: как найти первую работу

Меня зовут Захар Трубачёв, я программный менеджер направления маркетинга в Яндекс.Практикуме. Мы учим менеджеров по интернет-маркетингу, специалистов по таргетированной и контекстной рекламе и помогаем выпускникам найти работу после обучения.

Чтобы дать студентам знания, которые будут нужны в работе, мы изучаем рынок. Для этого анализируем вакансии, общаемся с нанимающими менеджерами, специалистами и собственниками бизнеса. На выходе получаем список навыков, которые работодатели требуют от маркетологов, когда берут их на работу.

Мы знаем, как страшно и сложно искать работу, особенно по новой специальности. Непонятно, с чего начинать, как писать резюме и разговаривать с работодателем на собеседованиях. Тяжело получать отказы и ещё тяжелее после отказов снова возвращаться к поискам.

Мы не раз проходили через такое с нашими студентами ― больше 1000 раз только за последний год. И вот результат: 71% наших выпускников, желающих сменить профессию, нашли новую работу.

Этот гайд для тех, кто в самом начале пути и не знает, с чего начать. Мы составили его вместе с теми, кто каждый день помогает студентам в Практикуме находить работу по новой специальности. Вот краткое содержание:

1. Перед поиском

Подготовка к поиску работы и вообще трудоустройство — это такой же трудо- и ресурсозатратный процесс, как и сама работа. В среднем на подготовку и поиски уходит два–три месяца.

Студенты Практикума начинают поиски работы с целеполагания — отвечают на вопрос «Что для меня будет успехом в поиске работы?»

Александра Романовская,
менеджер по трудоустройству в направлении маркетинга Яндекс.Практикума:

Программа трудоустройства в Практикуме начинается с письма самому себе. В нём студент старается честно ответить, что ему важно, куда хочет развиваться.

Ниже ― примеры вопросов, на которые можно опираться при составлении такого письма:

1. Какие рабочие задачи приносят удовольствие? Что нравится больше: считать метрики и вести таблицы в экселе, строить медиапланы и стратегии, проводить эксперименты, придумывать креативы и коммуникации?

2. В какой компании хочется работать? Маленьком стартапе, средней компании или гиганте индустрии? Свобода действий или формальность процессов?

3. Что ещё важно на работе? Размер команды, отношения в коллективе, практика наставничества, работа в офисе или на удалёнке?

4. Какие есть зарплатные ожидания? Почему именно такие суммы?

5. Как быстро нужно найти работу?

Это письмо будет опорой в дальнейших этапах. Критерии, которые студент перечислит в письме, помогут решить, выполнять тестовое задание или нет, какой компании отдать приоритет и чьё предложение о работе принять.

Процесс поиска работы состоит из множества этапов, на каждом из которых что-то может пойти не так. Чтобы держать этот процесс под контролем и понимать, где возникают трудности, студенты в Практикуме создают воронку поиска работы.

Гайд для начинающих маркетологов: как найти первую работу

Здесь всё работает как в стандартной воронке: сверху — широко, снизу — узко. Задача студента на первом этапе ― активно искать и откликаться на вакансии, то есть сделать так, чтобы в верхнее горлышко воронки попадало как можно больше вакансий, и следить за конверсиями.

По этой схеме легко понять, на каком этапе воронка ломается. Если откликов много, а приглашений нет — что-то не так с резюме или человек откликается не на те вакансии. Если после собеседования не зовут на встречу со старшим маркетологом или руководителем отдела — есть проблемы с прохождением собеседований.

Пройдём по каждому этапу воронки и посмотрим, с чем сталкиваются кандидаты во время поисков первой работы в маркетинге.

2. Как выбирать вакансии

Интернет-маркетологов часто нанимают не директора по маркетингу, а другие менеджеры, собственники бизнеса или HR-специалисты. Они не всегда погружены в особенности профессии, и из-за этого по вакансии бывает сложно понять, кого именно ищет компания.

Ещё одна особенность сферы маркетинга: здесь не существует устоявшейся лексики для описания обязанностей отдельных специалистов. Из-за этого специалисты с одними и теми же задачами в разных компаниях могут называться по-разному.

Смотреть вакансии по смежным специальностям или с синонимичными названиями — способ расширить воронку поиска работы. Чтобы понять, подходит ли вакансия, важно смотреть не на название, а на описание задач. Если первые три–пять задач кажутся вам по плечу, то пишите работодателю. Возможно, остальные задачи, которые расположили ближе к концу списка, окажутся непринципиальными или неважными для работодателя в первое время.

На какие вакансии обратить внимание

Таргетированная реклама

1. «Специалист по таргетированной рекламе» / «Таргетолог»: самые точные названия;

2. «SMM-менеджер» / «SMM-специалист»: если основная задача — не ведение соцсетей, а запуск таргетированной рекламы;

3. vk, facebook, myTarget, TikTok: для поиска по тексту вакансий.

Контекстная реклама

1. «Специалист по контекстной рекламе» / «Контекстолог» / «Директолог»: самые точные названия;

2. Google Ads, Яндекс.Директ: для поиска по тексту вакансий.

Контекстная и таргетированная реклама

1. «PPC-специалист» (от англ. pay per click) / «Трафик-менеджер» / «Performance-маркетолог» / «User acquisition» (то есть ответственный за привлечение трафика): обычно в таких вакансиях требуется опыт работы в нескольких каналах привлечения, но бывают вакансии с фокусом только на одном канале, например таргетированной или контекстной рекламе;

2. «Интернет-маркетолог» / «Диджитал-маркетолог» / «Маркетолог» / «Специалист по рекламе»: если в требованиях есть фокус на одном из каналов продвижения.

Смежные направления

1. «Аккаунт-менеджер» (Account manager) / «Менеджер проектов» (Project manager) / «Медиапланер»: если хочется развиваться в другом направлении.

3. Как подготовить резюме, которое заинтересует рекрутера

Рекрутер, который просматривает резюме на агрегаторе вакансий, не видит его полностью, только основные данные. Это ваши контакты, должность, на которую откликаетесь, суммарный опыт и описание предыдущего места работы. Здесь же работодатель увидит сопроводительное письмо, если вы добавили его во время отклика на вакансию (о нём подробнее ― в следующем шаге).

Гайд для начинающих маркетологов: как найти первую работу

Александра Романовская,
менеджер по трудоустройству в направлении маркетинга Яндекс.Практикума:

На сайтах поиска работы, например на hh.ru, можно сделать несколько вариантов резюме, чтобы откликаться на вакансии с разными названиями и требованиями. Создавайте копии основного резюме и каждый раз адаптируйте его под требования вакансии.

Например, если в основном резюме в графе указана желаемая должность «бренд-менеджер», а заинтересовавшая вакансия называется «Специалист по контекстной рекламе», то это будет сигналом для рекрутера, что кандидат недостаточно заинтересован в вакансии и даже не постарался сменить желаемую должность под вакансию.

Если рекрутер кликнет по должности на последнем месте работы, ему откроется полное описание из резюме. Поэтому важно подать свой опыт на последнем месте работы с позиции выгоды для работодателя. Например, рассказать, с какими похожими задачами из вакансии уже приходилось сталкиваться, какие навыки в этом помогут.

4. О чём писать в сопроводительном письме

Письмо не должно быть большим: откликов обычно много, работодатель не успевает внимательно читать все резюме. При этом письмо должно отвечать задачам, которые указаны в вакансии: опишите по очереди, как сможете помочь с каждой из них. Классно, если сможете к каждому такому пункту написать, почему у вас это получится: пройденные курсы, решённые кейсы или схожие задачи из предыдущего опыта.

В письме важно указать, по какому критерию вы можете не подойти. Например, написать и спросить: «Одна из задач в вакансии — запуск рекламной кампании в тиктоке, прямо сейчас у меня нет опыта работы с этой площадкой, я планирую её изучить и с радостью применю полученные знания. Что думаете?» Если этот критерий важный, то сэкономите время для себя и работодателя.

Это лучше, чем совсем не откликаться на вакансию из-за того, что не все задачи вам знакомы. Если вы пока не подходите работодателю, он так и ответит. Но может оказаться, что эти требования для него не так важны, по крайней мере в первое время. Тогда вас пригласят на собеседование.

Сопроводительное письмо — не о вас, а о работодателе. Пишите, что компания получит от сотрудничества с вами, а не просто о своих достижениях.

Елена Уткина,
HR-консультант, ревьюер в направлении маркетинга Яндекс.Практикума:

Очень важный пункт, про который часто забывают — персонализация под вакансию. В письме важно отразить, чем заинтересовала именно эта вакансия: найти какой-то интересный факт о компании и использовать его в письме. Когда рекрутер видит, что человек не просто почитал вакансию, но следит за их деятельностью, потрудился собрать, изучить и использовать информацию — это цепляет и располагает.

Какие факты можно использовать: история компании, интервью руководителей, последние проекты (кейсы на Sostav.ru), рейтинги агентств, участие в конференциях.

Вот как может выглядеть этот абзац: «Вакансия заинтересовала крутым портфолио компании. Меня вдохновляют подход к креативу, проекты и их разноплановость. Больше всего меня впечатлили проекты с [название компании] и [название компании]. Ещё для себя отметил, что ваша компания берётся за нетипичные задачи: все кейсы представлены из разных отраслей бизнеса, есть международный опыт. Мне важно решать интересные задачи».

5. На что обратить внимание в тестовом задании

С помощью тестового задания работодатель решает две основные задачи. Первая ― создать фильтр, после которого до собеседования будет доходить меньше кандидатов и который будет быстро отвечать на вопрос, подходит кандидат или нет. Если каждый день на вакансию откликаются по 20–30 человек, всех не посмотришь.

Вторая задача ― проверить то, что сложно проверить во время разговора на собеседовании. Например, внимательность к деталям, аккуратность, способность укладываться в сроки.

Аккуратность. Насколько потенциальный кандидат позаботился о том, чтобы читателю было легко разобраться в его решении, всё ли понятно и однозначно считывается.

Внимательность. Базовое правило: изучить требования, которые есть в тестовом задании, и выполнить их. Обычно в требованиях прописывают формат, в котором хотят видеть работу, сроки и контакты для связи. Если что-то в условиях задания непонятно, лучше заранее задать вопрос рекрутеру.

Елена Уткина,
HR-консультант, ревьюер в направлении маркетинга Яндекс.Практикума:

То, как кандидат задаёт вопросы, тоже многое говорит работодателю о нём. Не приходите с вопросами, ответы на которые легко найти самостоятельно, например информацию о компании и её продуктах. Работодатель подумает, что вы просто поленились сделать это сами.

Лучше приходить с вопросами так, как это делают в работе над реальными проектами. Сначала коротко описать проблему, затем предложить ваш вариант решения и в конце задать вопрос, верно ли вы всё поняли.

Сроки. Способен ли кандидат выполнить задание в указанный срок. Если вы понимаете, что не успеете доделать тестовое задание в срок — обязательно свяжитесь с рекрутером и узнайте про отсрочку. Оптимально попросить дополнительно один–два рабочих дня. Главное — предупредить заранее, а не в последний момент.

Логику выполнения. Есть работодатели, которым важны не столько правильные ответы на вопросы, сколько логическая цепочка, которой вы руководствовались при решении задания. Поэтому лучше сопроводить тестовое задание пояснением и расписать шаги, которые привели вас к такому результату.

6. Что повторить перед собеседованием

Чтобы отсеять компании, которые не помогут достичь целей трудоустройства (помните, писали себе письмо в первом пункте? Самое время его открыть!), ещё до собеседования задайте рекрутеру все критичные вопросы. Например, про официальное трудоустройство, серую зарплату и удалёнку. Если ответы рекрутера вас устроили, можно начинать подготовку к собеседованию.

Пройдитесь по всем требованиям и обязанностям из вакансии. Постарайтесь подобрать к каждому из пунктов примеры рабочих или учебных проектов, которые продемонстрируют ваши навыки в этой сфере. Заранее посмотрите, что в тексте вакансии кажется незнакомым, поищите информацию по теме ― в интернете много статей и обучающих материалов.

Если не получается разобраться в сложных концепциях самостоятельно, можно обратиться к сообществу. Найти группы в фейсбуке или чаты в телеграме, которые организуют специалисты из индустрии, и задать там вопросы. Участники помогут разобраться не только в том, как всё устроено в теории, но и расскажут о реальных проблемах и задачах.

Григорий Бахин,
руководитель интернет-маркетинга IVI, наставник в направлении маркетинга Яндекс.Практикума:

Перед собеседованием я обязательно изучаю исследования и новости про отрасль, в которой хочу работать. Стараюсь разобраться, что сейчас происходит на рынке, в какую сторону он развивается, какие есть игроки. Это важно не только для того, чтобы показать работодателю, что я молодец и готовился. Этот шаг даёт уверенность на собеседовании, потому что помогает лучше разобраться в том, чем нужно будет заниматься на конкретной позиции. Так разговор на собеседовании будет предметным.

Дальше изучаю информацию о компании: сайт, социальные сети, интервью с руководителями. Ещё обращаю внимание на то, как бренд общается с аудиторией, и читаю последние новости компании. С помощью новостей можно понять позиционирование компании, конкурентное преимущество и сопоставить эту информацию с вашим видением и ощущениями.

В этом плане собеседование похоже на экзамен в университете: у тебя есть билеты с вопросами, ты по ним готовишься, а потом приходишь и отвечаешь. Если не видел билетов и не подготовился, есть риск провалить экзамен.

Если на руках несколько приглашений на собеседования, начните с тех компаний, в которых хотите работать меньше всего. Вы поймёте, какие вопросы задают на собеседованиях, с какими вы хорошо справляетесь, а в каких чувствуете себя неуверенно. После нескольких таких тренировок научитесь отвечать на сложные вопросы. На собеседовании в компанию мечты будет легче с ними справиться.

7. Как отвечать на вопросы работодателя на собеседовании

На собеседовании каждая из сторон пытается понять, насколько подходит друг другу. Работодатель проверяет знания и навыки, а кандидат оценивает, комфортно ли будет работать в предложенных условиях, интересны ли проекты компании.

Григорий Бахин,
руководитель интернет-маркетинга IVI, наставник в направлении маркетинга Яндекс.Практикума:

В собеседовании есть важный психологический аспект. Это как первое свидание, после которого каждый понимает, хочет он продолжать общение или нет. Работодателю важно понять, как кандидат будет справляться с обязанностями. Поэтому главная задача — продемонстрировать уверенность, показать, что вы справитесь с работой. Предоставить факты: я смогу это сделать, потому что уже делал подобное для учебных проектов, вот мой личный опыт.

Самый первый и самый важный вопрос на собеседовании — это вопрос «о себе». С его помощью работодатель пытается узнать, нет ли какой-то дополнительной информации, которая важна на этой позиции, но которая не указана в резюме.

Григорий Бахин,
руководитель интернет-маркетинга IVI, наставник в направлении маркетинга Яндекс.Практикума:

Самая частая ошибка студентов на тестовых интервью, которые мы проводим, — это слишком долгий рассказ о себе. Некоторые пытаются уложить в этот рассказ всю свою жизнь и профессиональный путь, ругают предыдущих работодателей и не оставляют шанса на дополнительные вопросы.

Хороший рассказ о себе должен укладываться в 5–10 минут, быть логически выстроен (то есть не перескакивать с темы на тему) и показывать только то, что важно в рамках конкретной позиции. Собеседование — это диалог, поэтому не забудьте оставить работодателю место для вопросов.

Чтобы собеседование не превратилось в допрос, спрашивайте и о том, что важно для вас. Работодатель выбирает себе человека в команду, а вы выбираете команду для себя. Ей вы будете посвящать большое количество времени и сил. Выбирайте тех, кто может дать вам дополнительные преимущества в будущем: крутой опыт; личный комфорт; уверенность, что компания меняет мир к лучшему; честные условия; да просто людей, с которыми хочется делать одно дело.

Гайд для начинающих маркетологов: как найти первую работу

8. После собеседования

Если собеседование в компанию мечты прошло успешно, вас пригласили на работу и других предложений нет, этот пункт вам вряд ли понадобится. Поздравляем!

Что делать, если поиск работы не принёс результатов. Правильно выстроенный процесс не может не принести результатов, это только вопрос времени. Если поиск затянулся, вернитесь к схеме с воронкой, чтобы понять, на каком этапе возникают проблемы. Или вернитесь к целеполаганию и пересмотрите свою позицию: чего именно вы ждёте от процесса поиска работы.

Александра Романовская,
менеджер по трудоустройству в направлении маркетинга Яндекс.Практикума:

Мы часто сталкиваемся с ситуацией, когда после нескольких отказов у студентов опускаются руки. Мотивация пропадает, когда появляется ощущение, что ты один, что весь мир против тебя. Самое простое, что можно здесь сделать, — поделиться переживаниями с одногруппниками.

В Практикуме есть программа акселерации. Там мы стараемся поддерживать студентов на этапе активного поиска работы. Вместе анализируем, каких навыков и знаний не хватило, чтобы получить работу. После этого появляется мотивация продолжить поиски. Каждому в своё время встречается место мечты — ваше ещё просто не нашло вас.

Что делать, если на руках несколько предложений о работе и сложно выбрать. Вам пришло предложение о работе, но у вас на руках ещё несколько предложений и приглашение на собеседование в компанию мечты. Если прямо сейчас сложно принять решение и нужно время, чтобы взвесить все варианты, можно попросить у рекрутера немного времени, оптимально ― неделю.

Александра Романовская,
менеджер по трудоустройству в направлении маркетинга Яндекс.Практикума:

Выбрать из нескольких вариантов поможет то самое письмо, о котором мы говорили в самом начале. Соберите все плюсы и минусы, сопоставьте их с критериями и целями трудоустройства.

На что ещё можно обратить внимание: как компания будет помогать в развитии, какие программы обучения начинающих специалистов есть. Ставка в начале карьеры — всегда на развитие и рост.

Коротко: как найти первую работу в маркетинге

Ещё раз пройдём по каждому этапу. Самое сложное в этом чек-листе — решиться и начать действовать.

1. Определиться, чем именно хотите заниматься — отталкиваться от того, что приносит больше всего удовольствия. Зафиксировать важные критерии, которые должны быть в вакансии мечты.

2. Разобраться, как могут выглядеть вакансии и на какие из них стоит откликаться.

3. Подготовить резюме и адаптировать его под вакансию — рассказать только о том, что важно на конкретной позиции.

4. Не забыть о сопроводительном письме. Оно должно быть не о вас, а о работодателе — ему важно знать, почему вы хотите работать именно у него и чем сможете помочь.

5. Аккуратно выполнять тестовое — помнить про детали и сроки. Показать работодателю, как появилось конкретное решение.

6. Подготовиться к собеседованию: изучить исследования и новости про рынок, информацию о компании и её продуктах. На собеседовании говорить предметно, а не абстрактно.

7. Не затягивайте рассказ о себе на собеседовании. Говорить только о том, что требуется в вакансии. Помнить, что собеседуют не только вас, но и вы компанию.

8. Не опускать руки, если пока нет результата. Заручиться поддержкой близких или однокурсников. У каждого в своё время происходит встреча с предложением мечты, ваше место просто ещё вас не нашло 🖤

3434
15 комментариев

Спасибо за интересную и полезную статью

6
Ответить

соглашусь, потому что самому сейчас тяжело найти без каких-либо подсказок 

2
Ответить

Статья неплохая, может быть даже в чем-то вдохновляющая для новичков.
Но есть проблема, и заключается она в том, что в маркетинге джунам платят мало, да и в принципе больших денег там на мидлловых/сеньйорских позициях нет. Лучше время потратить не на маркетинг, а на любой из видов программирования, в перспективе лет профитность будет выше.

1
Ответить

Немного странное сравнение, программирование и маркетинг - совсем разные ж вещи. Кмк мало людей кто может и в программирование и в маркетинг. И я не говорю что одно сложне другого (качественно делать сложно и то и это) но просто оно разное.

4
Ответить

ТОП-программист и ТОП-маркетолог зарабатывают примерно одинаково. У джунов да, в программировании побольше но там и до ТОПа расти дольше и сложнее

1
Ответить

В профессии программиста в принципе много плюсов :) 
Но профессии совсем разные и выбирают их разные люди.  
Мне кажется, что если дело интересно, то всегда будет возможность реализоваться и зарабатывать.  

1
Ответить

Статья очень детально всё объясняет. Всё по полочкам. 

2
Ответить