Как найти нишу для бизнеса и стартапа? А что про это говорит учебник менеджмента?

Я задумался: куда бежать мне как стартаперу или предпринимателю? Растет эдтех, финтех, еком, Морейнис и Горный все пишут про раунды в самых разных индустриях. Но где сфокусировать именно свои усилия? Я уже взрослый и времени на попытки не так много. Выгореть на бесперспективном проекте не хочется, потерять время и деньги и получить опыт вместо реализованного опциона тоже не хочется. Так что делать? Вопрос стратегический. Я вспомнил свое обучение в бизнес школе, открыл учебник и вспомнил, чему же меня учили. Делюсь с вами.

Первое. “Признак стратегичности вопроса: от него зависит ваш уклад жизни, его не решить за минуту, его решение требует аналитических инструментов. Каких? Читаю далее.

Вспоминаю о том, как выбрать нишу с точки зрения стратегического менеджмента. В учебниках примерно такое: “Преуспевать в отрасли будет тот, у кого есть больше Ключевых Факторов Успеха (КФУ), чем у конкурентов и кого есть больше ресурсов и способностей”. КФУ - это то, что стартап делает лучше всех в этой отрасли.

А вот ресурсы и способности - понятие посложнее. Это то, из чего вы делаете КФУ. Ресурсы - деньги, патенты, разработки, крутые люди, доступ к кредитам, к трафику и пр. Способности: быстро работать, делать крутой дизайн, быстро пилить правильный код, удерживать ценный персонал, делать нетворкинг и находить инвесторов и союзников, которые могут вам давать ресурсы. Пример: у вас нет ни черта, кроме планов, но у вас есть способность убеждать, делать презентации, захватывать внимание, и вообще вы племянник Грефа или внук Путина, то значит вы можете привлечь нужных людей в команду или ресурсы в проект. Так, способности превращаются в ресурсы. Но и наборот: если у вас много денег, вы просто покупаете внука Путина и он работает у вас в команде, проявляя свои лучшие способности к нетворкингу и переговорам.

Но ресурсы - это мало, это всего лишь глина. Если есть много ресурсов, значит можете делать много КФУ - значит успех вероятнее. И тут первый вывод: КФУ и ресурсы в одной отрасли не значат успеха в другой. Если вы не Безос или Бренсон, то лучше выбрать ту отрасль, где вы сильнее всего, то есть, где вы умеете делать что-то очень круто и намного лучше других.

Безос и Бренсон сначала заработали тьму денег, чтобы купить ресурсы для космического проекта, а до того делали то, где у них было много КФУ. Вы и я так не можете, по крайней мере пока, поэтому космос отложим и сосредотачиваемся на наших КФУ и вспоминаем следующие печальные истины: 80% новых стартапов открываются в отрасли, где работает предприниматель. И теперь логика яснее. Если вы круто понимаете отрасль, то:

  • Сможете быстро сделать MVP
  • Вы знаете, где брать ресурсы и какие способности вам нужны.

Но позвольте, учебник, без вас всем ясно, какие КФУ надо: крутой маркетолог, крутой отдел продаж, штат разрабов и денег на счетУ без счЕту. Не совсем так. У вас может быть крутейший маркетолог, но задачу ему ставят плохую, у вас куча денег, вы наняли супер-команду разрабов, но не можете ее удержать. И почти никогда не бывает все одновременно.

Так за что браться первым делом, а что делать вторым?

И тут встречаю первый инструмент, который может собрать пазл в голове. Называется STEEPLV анализ.

Идея проста. Вы как основатель смотрите на свою отрасль и понимаете, какие факторы на нее влияют. Есть группа факторов: социальные, технологические, экономические, политические, экологические (современные ценности), юридические. Вы их:

  • Перечисляете. Обычно команда проекта собирает по 150 таких факторов.
  • Объясняете их влияние на отрасль
  • Придумываете ответный КФУ на это влияние.

Пример: вы онлайн-кинотеатр и анализируете технологические факторы, влияющие на отрасль. Очевидно, что будут факторы влияния на отрасль:

  • Рост мобильного трафика
  • Популярность смартфонов на Андроидах
  • Грядущий переход на сети 5G

И в ответ на каждый вы придумываете ваш КФУ. Он как бы “отбивает” или усиливает фактор влияния на отрасль. Логика рассуждений примерно такая:

  • скоро будут сети 5G, это значит, что люди смогут смотреть больше 4К, 8К видео, батареи телефонов будут разряжаться быстрее, а сотовые сети могут давать промо-тарифы на наш трафик. Значит, нам нужно обладать следующими КФУ:
  • уметь регулярно договариваться с сотовыми сетями и входить в пилотные регионы раньше конкурентовиметь регулярную и актуальную библиотеку фильмов в разрешении 4K и 8Кобладать командой, способной поддерживать и совершенствовать мобильное приложение в популярных мобильных платформах

И так далее...Что тут интересного? Получается, что 150 факторов вы увидите вашими глазами предпринимателя и вашей команды. Тут масштаб вашей личности и личная экспертиза определит, как вы увидите отрасль. И это еще один довод думать о бизнесе в своей сфере. В другой вы просто ничего не увидите и будет высок риск того, что важное укроется от вас.

Итак, STEEPLV анализ даст вам 150-200 КФУ, которые нужны для отражения плохих влияний в отрасли и усиления хороших. Что делать дальше? Это уже будет материал другой статьи...

Напишите, пожалуйста, пару слов, если этот материал был полезен.

55
4 комментария

Комментарий недоступен

3
Ответить

Продать можно все и везде - нереально же. Я вот хочу лавочки на улице - в этом мире жить, что мне делать - ставить по одной лавочке в месяц в городе? Такими темпами я не построю мир в котором хотелось бы жить...

Ответить

Спасибо за интересный материал! 

Ответить

неплохо, но слишком кратко и местами сложно для начала - как минимум вы должны оценить себя, потому что переспектива, это хорошо конечно, но если вам психологически не нравиться ваш стартам, но вы туда пошли через деньги, то через год-полтора будете у психиатра лечить депрессию, как минимум, и ваши 150 факторов вам не помогут. Как показывает мой(и не только мой опыт) нужно пробовать разные отрасли/дела, даже те что не ваши, что бы найти что-то интересное для себя, на базе чего можна лепить свой проект, по другому выходит не очень, разве что ваш отец  губернатор, и вы сразу стали "успешным стартапером")

Ответить