5 главных ошибок российского менеджера

Я работаю в области управления персоналом крупных российских компаний более 10 лет. Всё это время в фокусе моего внимания были руководители бизнес-подразделений: их компетенции, карьерный путь, подходы к развитию команд, выстраивание взаимоотношений с другими подразделениями, стили лидерства.

Наблюдения позволили ясно увидеть, какие ошибки мешают развитию бизнеса и самих руководителей, а также тормозят рост целых команд. В этой статье мы поговорим о пяти наиболее распространённых из них. Иллюстрации специально для моей статьи сделала Варвара Комарова.

5 главных ошибок российского менеджера

Ошибка 1. Принимать решения и действовать, когда тобой движет эмоция, а не цель. Иногда так хочется врезать руководителю соседнего подразделения, который позволил себе публичную критику или зарубил бизнес-инициативу без объективных причин. Но желание поставить кого-то на место почти никогда не приводит к выигрышному результату, а только усугубляет отношения.

Умение выйти на партнёрское взаимодействие, особенно когда есть негативный опыт с конкретным человеком, — целое искусство, которое требует глубокой проработки, и к нему готов далеко не каждый менеджер.

5 главных ошибок российского менеджера

Ошибка 2. Не мыслить как собственник компании и пытаться удовлетворить свои амбиции вместо решения бизнес-задач. Например, выбивать ресурсы, чтобы подрастить свою грандиозность, не принимая во внимание реальный бизнес-эффект от этих действий.

Руководитель продвигал рост численности штата на следующий год. При этом увеличение количества сотрудников не прорабатывалось с точки зрения возможного бизнес-эффекта. Не было даже примерного понимания, какой реальный рост доходов (или оптимизацию расходов) принесут подобные изменения, и что это в принципе значит для компании. В этом случае любой эффект от увеличения штата при элементарных расчётах оказывался меньше, чем стоимость изменений. При детальном рассмотрении выяснялось, что необоснованно большое количество сотрудников компании — это личная «хотелка» руководителя, не имеющая ничего общего с благополучием компании.

Ставить себя на место владельца бизнеса полезно вне зависимости от того, какую должность вы занимаете!

5 главных ошибок российского менеджера

Ошибка 3. Убеждать себя в том, что проблема «сама пройдёт», и не делать шаги к её решению. Конфликт руководителей подразделений неизбежно приводит к напряжённым отношениям между всеми сотрудниками, которые не смогут измениться, пока руководители не разберутся с ситуацией.

Два подразделения несколько лет жили в напряжении. Между сотрудниками этих подразделений то дедлайны срывались, то встречи игнорировались, то договорённости не соблюдались. Эффективность была, мягко говоря, так себе: цели закрывали еле-еле и в самый последний момент, а об амбициозных вызовах речи и не было. Глубокий анализ помог выяснить, что руководители находятся в конфликте друг с другом. Страхи и фантазии, что их подразделения объединят, одного поставят руководителем другого, привели к стремлению выставить «конкурента» виноватым в общих неудачах перед руководством. Так было до тех пор, пока к противостоянию не привлекли их руководителя и всю команду, не проговорили это, не развеяли их опасения. Сейчас они плодотворно сотрудничают.

5 главных ошибок российского менеджера

Ошибка 4. Не подвергать критике свои устоявшиеся паттерны, вешать ярлыки на людей, не развивать гибкость мышления, не давать всестороннюю оценку проблеме, закрываться от всего нового.

У меня есть коллега, топ-менеджер, который борется с «застоем» собственных взглядов на жизнь, регулярно внося в неё что-то новое: утренние ритуалы, еду, места, маршруты, людей и так далее.

«Мы не берём людей без высшего образования. Ну как это нет высшего образования? Видимо, этот человек совершенно недалёкий, раз не мог элементарно получить высшее образование!» — одно только это убеждение лишает возможности привлечь массу разработчиков, которые забили на базовое высшее образование, но в своей области являются безумно талантливыми и работоспособными кодерами.

«Мы не будем отправлять людей на удалёнку. На удалёнке лоботрясы одни!» — это утверждение несёт за собой пачку увольнений от крутых айтишников, потому что компании-конкуренты с радостью предложат им работу без подобных ограничений.

5 главных ошибок российского менеджера

Ошибка 5. Не доверять своей команде. Делать работу за других, а не собрать сильных профессионалов и вдохновить их амбициозной целью.

Разработчик получает повышение и становится руководителем команды, которая состоит из профессионалов разных IT-направлений. Он чувствует, что не владеет в совершенстве пятью языками программирования, на которых ведется разработка. И вместо того, чтобы грамотно использовать имеющиеся кадры, он сам начинает судорожно изучать эти языки по ночам и сжигает на это свой ресурс.

Руководитель боится, что команда воспользуется нехваткой его знаний и будет обманывать по срокам исполнения или в чем-либо ещё. Не понимает, что его задача — зажечь команду, заразить мечтой и сделать своими союзниками для достижения стратегических целей. Что он уже не разработчик, а менеджер! В этом примере обращение к коучу помогло ему это увидеть, научиться доверять подчинённым и начать заниматься своими обязанностями.

66
13 комментариев

Набор банальностей.

3
Ответить

Которые не соблюдаются в 95% случаев у управляющих менеджеров) 

2
Ответить

Ставить себя на место владельца - это какая-то мантра сегодня. Если со стороны владельцев не простроена обратная связь с персоналом, то толку в этом нет.
Даже когда вы покупаете акции компании, вы вправе рассчитывать на дивиденды, не потому, что вы что-то сделали или не сделали, а просто по факту наличия у вас доли. Это и есть позиция владельца. 

У нас же чаще принято рассуждать в виде: ты проявляешь лояльность и делаешь больше, чем хочешь. Ну типа ставь себя на место владельца, чё ты. А тебе за это может быть что-то перепадет. При этом четкого механизма вознаграждения тоже нет.

Поэтому совершенно логично, что проще экономить ресурсы, не лезть на рожон и жить себе спокойно. До тех пор, пока не будет прямой зависимости дохода сотрудника от дохода компании, нет смысла просить его ставить себя на место владельца. 

Можно себя и на место голубя на улице поставить, и даже курлыкать начать, только вот голуби вас за это не станут выше ценить)

3
Ответить

Попробую угадать: вы сами никогда не были хозяином бизнеса (даже самого маленького). Попробую предсказать: никогда не будет у вас бизнеса (ларек с шаурмой/кофе/жвачками, где вы один торгуете, за бизнес не считается).

Ответить

Комментарий недоступен

2
Ответить

Спасибо за интересную статью, Маргарита!

2
Ответить

очень интересно, спасибо!

1
Ответить