[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-158433683", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?p1=bxbwd&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid21=&puid22=&puid31=&fmt=1&pr=" } } ]
{ "author_name": "Антон Проценко", "author_type": "self", "tags": ["telegram"], "comments": 14, "likes": 23, "favorites": 17, "is_advertisement": false, "section_name": "blog", "id": "28498" }
Антон Проценко
6 020
Блоги
Редактирование закрыто

Исследование: портрет наиболее активной украинской аудитории Telegram в российских каналах

Много студентов и меньше интересующихся политикой, чем в России.

Поделиться

В избранное

В избранном

Автор канала «SMM в Telegram» Антон Проценко и его коллега Максим Каждан в августе 2017 года выпустили детальное исследование русскоязычной аудитории мессенджера, а сейчас на основе базы из двух тысяч анкет визуализировали срез по пользователям из Украины.

Вступление

Экосистема украинских Telegram-каналов практически не развита. Андрей Бродецкий, автор блога «Технологии, медиа и общество», провел большую работу и вручную создал рейтинг украинских каналов – в сумме их оказалось меньше 150. Для сравнения, это меньше, чем количество каналов о криптовалютах в русскоязычном Telegram (по данным сервиса аналитики каналов TgStat.ru). Однако малое количество каналов не означает, что украинцы не используют Telegram — но данных о них, к сожалению, нет.

В мае-июле этого года, четыре месяца назад мы провели масштабное исследование русскоязычной аудитории мессенджера, собрали больше 20 тысяч анкет и визуализировали данные — как в целом по русскоязычному Telegram, так и конкретно по России. Однако в нашей выборке на Россию приходилось лишь 80% анкет.

Где-то 3.1% занимала Беларусь, 2.4% — Узбекистан, 1.4% — Казахстан, еще 3.2% были распределены среди около сотни стран, жители которых читают русскоязычные каналы (речь идет в большинстве своем о русских за границей). Но целых 9.8% пользователей были с Украины. То есть у нас в руках была база из почти двух тысяч анкет, по которой мы могли сделать примерный портрет аудитории.

Что мы и сделали.

Исследование и методология

Ссылка на форму была размещена на моем канале @aboutSMM с призывом делиться ей всюду. На момент написания статьи пост набрал больше 230 тысяч просмотров. Если добавить к ним отдельные посты (не форварды) в других каналах (например, в @tginfo, самом известном русскоязычном канале о нововведениях Telegram, набравший 53 тысячи просмотров), то суммарный охват по просмотрам окажется больше 350 тысяч просмотров. Ссылку на форму размещали в каналах про:

Также ссылка была опубликована в многочисленных чатах со стикерами и в игровых ботах. Мы не могли отследить все упоминания, но проверяли, откуда пришла украинская аудитория – и четкого источника нет. Две тысячи украинских пользователей равномерно распределены по крупным каналам и чатам.

Важно: мы не проводили исследование по украинским каналам (возможно, сделаем отдельное, если нас поддержат коллеги с Украины, которые действительно разбираются в ее Telegram-экосистеме). Мы проводили исследование по русскоязычным каналам, почти все из которых «российские». Однако набрали, на наш взгляд, достаточную базу для репрезентативного исследования — русскоязычной украинской аудитории.

Да, база состоит из двух тысяч анкет. Это не весь украинский Telegram, ответы собирались не профессиональными дознавателями с использованием полиграфов, но это самый большой на сегодня банк данных, который, к сожалению или к счастью, нельзя получить никаким другим способом, кроме непосредственно опроса.

Результаты

Итак, вот, что показал опрос:

Социально-демографические данные

В выборке доминируют мужчины — их на 30 п.п. (процентных пунктов) больше, чем женщин. По сравнению с общей выборкой, где перевес всего 14 п.п., разница значительна — и можно говорить о том, что на Украине мессенджер гораздо сильнее популярен именно у мужской аудитории.

Несовершеннолетних в выборке около 11%. Как и в общей базе, ожидаемо лидируют группы «18-24» и «25-34» (52 и 29% соответственно). Таким образом, 81% аудитории составляют лица от 18 до 34, причем группа «18-24» сильно выделяется (в отличии от общей выборки, где «18-24» и «25-34» примерно равны). Среди «мужского населения» Telegram больше всего популярен у лиц 25-34 лет, среди женщин — у группы «18-24». Пользователи «35 и старше» в сумме набирают всего 9% от общей выборки.

Род деятельности

Больше всего в украинском Telegram студентов — 34%. Далее идет «категория» людей, которые охарактеризовали себя как «опытные специалисты», их 21%. Чуть больше половины опрошенных — специалисты или руководители разных уровней. Сравнивая с общей выборкой, распределение пропорционально примерно такое же, но доминирование студентов, отсутствующее в глобальном исследовании, все же заметно.

Уровень дохода

По доходам ситуация особенно интересна. В целом данные с общей выборкой похожи, но есть небольшие отличия. Так доля малоимущих выше на 4 п.п., чем в общем рейтинге, менее обеспеченного среднего класса — выше на 5 п.п., а более обеспеченного — ниже на 8 п.п.. Крайне малая доля высокообеспеченных граждан в Украине примерно такая же, как и в России. Но выделить «премиальную» украинскую аудиторию будет действительно очень сложно.

Интересы пользователей

Инофмационные технологи в общей выборке интересовали 47% опрошенных, здесь доля оказалсь больше, чем в основном исследовании, на 10 п.п. — гики в украинском Telegram доминируют. Дальше, как и в глобальном исследовании, кроме не менее ожидаемой «науки и техники», идут тематики, связанные с культурой и искусством — музыка, кино, литература.

Очень популярная в общем исследовании (третье место) тематика «Новости и СМИ» для украинцев падает на восьмое место. Спроса на новостные ресурсы скорее нет. Бизнесом в мессенджере интересуется каждый четвертый русскоговорящий украинец, зато политика с 25% упала до 16%. Она, как и новости, не в приоритете. Наименее популярные интересы стабильны — это религия и ТВ.

География

Если же говорить о географии опроса, то по областям с большим отрывом лидирует Киевская область (39%). Далее идут Харьковская (11%), Одесская (10%) и Днепропетровская (9%) области. Наибольшее количество опрошенных приходилось соответственно на Киев (38.3%), Харьков (10.8%), Одессу (9.1%) и Днепр (7.5%).

Паттерны использования Telegram

Распределение по приложениям для мобильных ОС

В распределении по мобильным устройствам не было ничего неожиданного — почти 70% (на 10 п.п. больше, чем в общем по русскоязычному Telegram) пользователей заходят с Android, около 30% (соответственно, на 10 п.п. меньше) — с iOS. Неофициальными клиентами для Telegram пользуется менее 3% опрошенных (так как участники исследования, предположительно, одни из самых активных пользователей Telegram, можно предположить, что реальная ситуация ещё более печальна для сторонних клиентов).

Распределение по приложениям для настольных ОС

Каждый пятый опрошенный заходил в Telegram с веб-версии. 41% сидят в Telegram с Windows, 10% — с macOS, ещё около шести процентов (гигантская цифра для такого пункта) героически используют Linux. Заметных расхождений с общей выборкой нет, разве что количество любителей Windows и Linux чуть повысилось, а Mac — понизилось.

Основные цели использования

Было бы странно не обнаружить опросом среди подписчиков каналов, что пользователи пользуются каналами (стоит, однако, напомнить, что опрос распространялся и в популярных чатах и ботах). Что интересно, почти 15% опрошенных сами ведут канал в Telegram. 47% пользуются ботами, и всего 7% полюбили Telegram-платформу для игр. Если вы собираетесь продвигаться в Telegram, боты — неплохой выбор, а вот создавать игру — пожалуй, не лучший совет. От общей выборки результаты не отличаются в пределах пары процентов.

Количество контактов

У большинства опрошенных на Украине (32%, и это довольно внезапно) от 10 до 25 контактов в Telegram. В общей выборке лидирует доля тех, у кого их меньше 10, а тут она на втором месте (29%). Больше 50 контактов всего у 19% опрошенных, что, конечно, не говорит в пользу высокой популярности Telegram среди обычных людей на Украине — и не сильно расходится с глобальным исследованием (там доля таких активных граждан 24%).

Количество читаемых каналов

Несмотря на то что автор исследования подписан примерно на 500 каналов, средний пользователь Telegram ведет себя гораздо умереннее — половина опрошенных подписана менее чем на 10 каналов. Почти треть читает 10-25 каналов, больше 25 каналов читает лишь 15% опрошенных. Различия с общей выборкой минимальны.

Использование других сервисов

Вот тут ситуация действительно интересная. Напомню выводы по глобальному исследованию: 70% сидят во «ВКонтакте», ещё 56% в WhatsApp, а 30% в Viber и Facebook. На Украине ситуация ожидаемо совершенно другая. Хотя ВК даже после блокировки остается наиболее популярным средством общения (60%), наравне с ним идет Viber (59%). Далее следует Facebook (47%). WhatsApp же совершенно не популярен — им пользуется лишь каждый пятый.

Реклама

Частота встреч с рекламой

График почти полностью копирует свой аналог из глобального исследования, только тут с присутствием рекламы все еще «хуже». 30% опрошенных ни разу не сталкивались с рекламой в Telegram. Около 52% видели рекламу редко или даже очень редко. Это результат малой востребованности украинских каналов у рекламодателей (все же Telegram на Украине пока не лучший способ продвижения). Не стоит забывать и о том, что реклама в Telegram довольно нативна — и не так очевидна пользователям, как в ВКонтакте или даже в Viber.

Заключение

Опрошенная украинская аудитория Telegram не сильно, но отличается по социально-демографическим характеристикам и «паттернам» поведения от российской.

Так из данных можно сделать вывод, что в украинском Telegram больше пользователей-мужчин, а по возрасту сильно выделяется молодежь до 24. Из-за такого возрастного перекоса (среди россиян, например, возрастные группы 18-24 и 24-35 одинаковы по размеру) образуется перекос и в профессиональном плане — большинство опрошенных еще студенты, хотя есть как специалисты, так и руководители.

По доходу, как и в случае с российской аудиторией, отражается средняя ситуация по стране. Среди интересов — ИТ, наука и культура. Интерес к новостям и политике существенно ниже, чем в России.

В остальном же результаты по выборкам очень похожи: Telegram используют для группового общения, в нем популярны массовые беседы. Почти половина активных пользователей пользуется ботами (и больше 90% не оценили игровую платформу), но при этом больше чем у половины не набирается и 25 человек в контактах.

И в украинском Telegram все еще очень мало рекламы. Рекламный оборот российского сегмента за сентябрь тем временем оценивается в 20 миллионов рублей. Есть куда расти, есть куда стремиться — остается только пожелать удачи.

Дополнительные материалы

Специально для данной статьи наши коллеги из сервиса Tgstat.ru по материалам Андрея Бродецкого подготовили два списка украинских каналов.

#Telegram

Материал дополнен редакцией
Популярные материалы
Показать еще
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Приложение-плацебо скачали
больше миллиона раз
Подписаться на push-уведомления