Зачем нужны дизайн-студии в крупных компаниях

Отвечаем на четыре популярных вопроса вместе с Дмитрием Макаровым, тимлидом дизайн-студии «Ростелекома».

Зачем нужны дизайн-студии в крупных компаниях
Дмитрий Макаров
Руководитель направления Digital Центра компетенций по UI/UX Ростелекома

Для чего крупным компаниям внутренние дизайн-студии?

В первую очередь, польза развивать собственную дизайн-студию или дизайн отдел в том, что заказчик и исполнитель находятся на одной стороне. Бизнесу проще поставить, запустить и видеть процесс разработки продукта. А сотрудникам легче вести коммуникацию с бизнесом, разбираться и понимать его потребности для достижения общего результата.

В 2021 году многие бизнесы продолжают работать удаленно — и инхаус даёт дополнительные преимущества: прозрачность, рост эффективности работы распределенных команд и снижение затрат на подрядчиков.

Согласно отчету The State of in-housing 2021, за прошлый год инхаус-команды расширились — 32% опрошенных утверждают, что их внутренняя команда приросла 1–2 сотрудниками, 32% команд выросли на 3–5 человек.

В чем разница между собственным дизайн отделом и заказной разработкой и какие в этом есть преимущества?

В первую очередь, основное отличие между инхаус-командами и заказной разработкой – это коммуникации. При грамотно выстроенных процессах команды собственных студий лучше вовлечены в работу над задачами, поставленными компанией, чем сторонние исполнители.

Помимо этого, можно выделить несколько ключевых преимуществ в работе с инхаус командой:

Финансовая выгода

Если в вашей компании много маркетинговых и ИТ-активностей, стоит сравнить, сколько денег уходит на их обслуживание внешними подрядчиками и сколько вы потратили бы, закрывая это собственными ресурсами. Финансовая выгода изначально может быть небольшая, но в перспективе такое решение принесет свои плоды.

Главная выгода в том, что наличие инхаус-студии сокращает стоимость при решении коммуникационных задач и производстве дизайн-, видео-, печатных и диджитал-материалов.

Сокращение time-to-market

Если нужно прилично сократить время реализации проектов, то создание инхаус-студии может решить проблему, так как большая часть процессов будет проходить внутри компании. А значит, время, которое обычно занимало согласование, создание брифов, ожидание концепции и прочих этапов, сократится в разы.

Глубокая погруженность в бренд и понимание, что нужно заказчику

В отличие от внешних агентств, внутренняя команда не приносит повторяющиеся или абстрактные идеи просто из-за того, что погруженность в компанию глубже. Инхаус знает, какие решения не сработали в прошлом, понимает, как и почему важно искать новые подходы к развитию бренда и его коммуникациям. А ещё команда погружена во внутренную культуру, традиции и ДНК компании, чего почти невозможно достичь при работе со сторонним агентством.

CMO Disney Джаянта Дженкинс так обосновал переход дизайна в инхаус:

Я думаю, что в этом есть огромное преимущество по сравнению с работой агентства, где вы либо находитесь за пределами штата, либо не включены в систему.

Джаянта Дженкинс, CMO Disney

Сотрудники инхаус-студий вовлекаются в работу над продуктом и улучшают его качество

Это становится возможным, потому что вся команда работает на одну цель — и продакт оунеры, и дизайнеры, и разработчики. Имея возможность получать обратную связь от всех участников максимально быстро и в прозрачном формате, бизнес также быстро понимает, взлетит ли новое решение в продукте, стоит ли сейчас разрабатывать именно этот функционал и т.д.

Наш опыт показывает, что гораздо эффективнее, когда дизайнеры становятся частью продуктовои команды и занимаются развитием продуктов вместе, а не в отрыве от всей команды и общих целей.

Обмен информацией

Не маловажным преимуществом внутренней команды является договорные и организационные моменты. Поскольку все сотрудники трудоустроены в одном юр. лице, упрощается процесс согласования бюджетов, ресурсов и доступа к важной коммерческой информации, которая, как правило скрыта для внешних подрядчиков или требует дополнительного согласования и подписания NDA.

Но безусловно, чтобы всё работало и приносило нужный результат, важно позаботиться о правильном подборе команды, настройке процессов и адаптации сотрудников. Это требует времени и особой степени вовлеченности со стороны руководства.

Какие особенности работы дизайнеров в крупной компании?

Для себя я бы выделил одну, но весьма значимую особенность работы дизайнера именно в корпорации – это коммуникации и степень вовлечения в продукт.

Имея возможность напрямую общаться с бизнесом, продукт-оунерами, аналитиками, разработчиками и другими участниками процесса это позволяет взглянуть на продукт с разных сторон.

Приведу пример нашей студии: все дизайнеры могут оперативно получить обратную связь по предлагаемым решениям, обсудить вопросы с разработкой, аналитиками и, зачастую, напрямую с бизнесом. Для многих ребят такая возможность имеет большую ценность, ведь они быстро видят результаты своей работы, свой вклад, находясь в команде с общими целяи.

Как дизайнеру развиваться в корпорации?

На мой взгляд, для дизайнера открыто больше путей развития внутри крупной компании по сравнению с агентством (но так бывает не всегда). Самое ценное – это обширный круг специалистов, с которым дизайнер взаимодействует в рамках одной компании и может научиться как новым навыкам, так и усилить софт скилы.

Если говорить про профильные навыки, то здесь безусловный плюс в том, что дизайнер интегрируется в продуктовую команду, работает в связке с разными специалистами и может напрямую ощутить весь процесс разработки: от постановки задачи до релиза с последующим развитием.

Например в нашей дизайн-студии мы ввели внутреннюю систему обучения: в неё входят как и привычные лекции, воркшопы, менторство, так и персональные планы развития сотрудников. Мы учитываем, куда дизайнер хочет развиваться, и какие навыки смогут повысить общее качество продукта. По завершению персонального плана (и его успешном выполнении) мы переходим к обсуждению условий карьерного роста, что дополнительно мотивирует сотрудников.

Результаты создания и развития дизайн-студии Ростелекома

Если говорить про дизайн-студию в Ростелекоме, то мы начинали всего с восьми дизайнеров и пяти проектов. Дизайнеры работали в командах и выполняли просто функцию – рисовали макеты🙂

В первый год мы начали постепенно внедрять продуктовый фреймворк, описывать алгоритмы действий для различных сценариев и приземлять их в общий рабочий процесс.

За первый год мы прошли три стадии развития:

1. Начинали с банального выполнения входящих заявок на дизайн. В связи с резким увеличением потока проектов, на этом этапе команда уже увеличилась до 30+ человек, что позволило отрабатывать до 40 проектов;

2. Начали внедрять фреймворки и прозрачные алгоритмы взаимодействия для всех участников продуктовых команд;

3. Появление профильной экспертизы. Начали укреплять существующие направления и формировать новые. Появились тим-лиды и жесткое деление на команды.

Далее был расширен управленческий и HR-блок внутри дизайн-студии. Мы интегрировали уже общую на сегодняшний день в ИТ-кластере Ростелекома модель управления – Karma Framework. Сейчас тимлиды полностью формируют свои команды и экспертизу направлений.

Сегодня у нас в студии работают 50+ дизайнеров, распределённых на восемь профильных команд, в потоке мы ведём около 70 проектов. Мы сформировали два основных направления – продуктовый/сервисный дизайн и разработка профессиональных интерфейсов. Всё это позволило нам сконцентрировать экспертизу по всем сегментам в которых работает или принимает участие Ростелеком:

Зачем нужны дизайн-студии в крупных компаниях

Благодаря этому, мы обладаем широким «кругозором» по части потребностей бизнеса, вне зависимости от сегмента, что позволяет нам применять уже отработанные процессы и методологии в различных сегментах.

Наиболее живой пример – это разработка интерфейса для Цифровой школы, в рамках которой направление проф. интерфейсов провело полноценный процесс CusDev'a. По результата исследований у нас, с одной стороны, было ТЗ от заказчика и его потребности, а с другой — реальные проблемы конечных пользователей системы.

Так мы получили ту самую «золотую середину», которая покрывает ключевые потребности заказчика и учитывает боли реальных пользователей.

Также хотелось бы отметить отдельные результаты нашей дизайн-студии: Дизайн-система Ростелекома становится отдельным продуктом со своими метриками, в прошлом году наше приложение «Ростелеком Ключ» занял первое место в конкурсе «Золотое приложение».

А в этом году проект проф. интерфейсов «Reindexer» выиграл международный конкурс дизайна Red Dot Awards в номинации «Дизайн интерфейсов». Что примечательно – это была наша первая заявка на международный профильный конкурс и нас сразу удостоили наградой 🙂.

В планах на ближайшее будущее:

  • Укрепление экспертиз направлений и улучшения качества реализуемых продуктов;
  • Создание пока внутренней, а впоследствии возможно и внешней школы дизайнеров;
  • Наполнение открытого портфолио студии и участие в профильных конференциях.
1313
17 комментариев

Комментарий недоступен

10

Интересные мысли, будем работать на улучшениями. Добавьте сайт в «Закладки», надеемся, что со временем мы завоюем вашу любовь 💜 
А если вы хотите участвовать в редизайне сайта вместе с нами, отправляйте резюме на почту Podbor-RTKIT@rt.ru 🧐

1

полный пердос 

6

Конкурс "Золотое приложение" - наверное, уважаемый и международный, с независимым составом жюри?)

4

А Ростелеком собрал все награды?))

Дополню взглядом с другой стороны.
Я бы не стал противопоставлять внутреннюю команду и внешнюю, они прекрасно могут дополнять друг друга.

Да, все вышеперечисленные плюсы (погружённость, time-to-market) у внутренней команды будут, но будут и минусы, вроде отсутствия возможности посмотреть на свой продукт под другим углом. Ведь внешняя команда имеет совершенно другую мотивацию (нет гарантии продолжения сотрудничества, более жесткие дедлайны), поэтому и результат, который она может выдать, будет другим. Да и экспертиза внешней команды, ввиду работы со множеством разных(из другой сферы) проектов, зачастую бывает существенно шире.

Выбор только одной из сторон может привести в перекосам. В вашем случае с одной стороны мы видим отличную дизайн-систему, а с другой - местами совершенно непродуманный основной сайт с устаревающим дизайном. 


Несколько примеров:
— я, как клиент компании, не вижу кнопку Оплатить в 1-м экране (это единственное, зачем я буду заходить после подключения)
— не по-русски «Отправить заявку на подключение в г.Уфа», не сложно написать в Уфе и быть ux-френдли
— "Комбо 3в1" это что? и чего там 3?
— выбирая "Домашний интернет" я вижу почти те-же тарифы, что и "Комбо 3в1" - трудно понять разницу
— сами плашки тарифов ровные (спасибо хорошей дизайн-системе), но совершенно не понятные для неподготовленного пользователя: где написано что это вообще тарифы? Как отметить, что мне только ТВ?
— почему клиент, проживающий в частном доме, должен выбрать не "Домашний интернет", а "Интернет в частный дом"?
— раздел "Для меня" путает. А если я выбираю для родителей?
— в футере идет 2 подряд номера 8 800 и они почти слились, причем подпись сверху справа еще больше усиливает эффект недопонимания где закончился один и начался другой.

И таких вопросов очень много. Конечно, часть из них имеют ответы и такие решения базируются на отчетах метрик, исследований, аналитики, портретах и пр. Однако часть - очевидная недоработка.

И задача внешней команды, при наличии сильной внутренней, как раз искать точки применения своей экспертизы, быть "свежим воздухом" и не давать расслабляться внутренней) А некий соревновательный эффект будет только полезен для самого продукта. 

4

  Чтобы забрасывать в почтовые ящики тонны ненужной дорогостоящей макулатуры.

2