«У начинающих музыкантов в СНГ особо выбора нет — только "ВКонтакте"»

Мнения музыканта и владельца музыкальных сообществ об ограничениях на прослушивание аудиозаписей во «ВКонтакте».

1 октября соцсети «ВКонтакте» и «Одноклассники» ввели ограничение на фоновое прослушивание музыки в приложениях до часа в сутки. Спустя месяц они урезали лимит до 30 минут в сутки.

Нововведения коснулись только мобильных приложений и музыкального сервиса Boom, которое раньше называлось «Музыка ВКонтакте». Для снятия ограничения пользователю необходимо приобрести подписку на Boom. Она стоит 149 рублей и отключает аудиорекламу в мобильной и веб-версиях «ВКонтакте» и «Одноклассников».

«У начинающих музыкантов в СНГ особо выбора нет — только "ВКонтакте"»

По словам музыканта и менеджера Александра Камода, который занимается организацией концертов уже шесть лет и играет на ударных в группах Summer Coma, Verbludes и Bross, реакция исполнителей неоднозначна.

С одной стороны, «ВКонтакте» — лишь один из каналов для распространения музыки, поэтому если отток аудитории произойдет, его можно будет компенсировать с помощью других площадок.

С другой стороны, введение подписки позволит правообладателям получать вознаграждение за прослушивание треков, а исполнителям — монетизировать свое творчество. Однако для этого группе необходимо заключить соглашение с лейблом.

Александр Камод
Александр Камод

По словам Камода, изменения во «ВКонтакте» — не самая большая проблема для независимых исполнителей, в отличие от монополии крупных музыкальных лейблов.

За пределами андеграунд-тусовки очень тяжело сделать так, чтобы тебя услышали. В первую очередь из-за монополии крупных лейблов, которые навязывает и формируют музыкальный вкус людей, не давая возможности выйти в медийное пространство независимым артистам.

Александр Камод

Для продвижения во «ВКонтакте» группы, в которых играет Камод, предлагают свои песни тематическим сообществам. Кроме того, они публикует видеоклипы в аккаунте на YouTube.

Также у групп есть страницы на Facebook, но скорее «для галочки» — по словам Камода, эффект от них незначителен.

С развитием у нас проблем нет, проблемы есть с распространением. Во-первых, это конкуренция: в Москве можно найти группы на любой вкус, сложно выделиться и быть услышанным.

Но мы не стремимся выделяться за счет накруток количества подписчиков в соцсетях и просмотров: мы всегда за творчество. Мы не поп-группы, чтобы собирать стадионы — мы андеграунд во всех его проявлениях. Для нас важнее не набрать миллион просмотров видеоклипа, а чтобы на концерт пришло 100 человек, но они знали слова всех песен.

Александр Камод

Камод сотрудничает с петербургским независимым лейблом Saint-Brooklynsburg Record Club — он занимается изданием музыки на носителях и продвижением на мультимедийных платформах. Организацией концертов и туров, а также съемкой клипов занимаются сами исполнители.

По словам музыканта, сотрудничество с инди-лейблом выгодно с точки зрения творчества — в отличие от крупных звукозаписывающих компаний они меньше контролируют группы.

Нам интересно самим все продвигать в массы. Крупные лейблы «причесывают» всех под массовый формат: продюсерское агентство за тебя решает, как выглядеть, что играть, про что петь.

Александр Камод

Основные источники дохода для групп Камода — это выступления и продажи кассет и вещей с символикой (сумок, футболок, стикеров): «Бытует мнение, что кассета — это непопулярный носитель. Я бы с этим поспорил: в летнем туре Verbludes и Summer Coma мы распродали все кассеты уже к четвертому городу из восьми. А их было более 100 штук».

По словам Камода, он не имеет ничего против, когда слушатели бесплатно скачивают треки его групп из «ВКонтакте». Для монетизации он пользуется платформой для инди-музыкантов Bandcamp.

Для пользователей прослушивание бесплатное: платить нужно только за скачивание треков. При этом исполнитель сам назначает минимальную стоимость (при желании слушатели могут заплатить больше) или оставляет вознаграждение на усмотрение слушателя. Кроме того, Камод использует другие каналы и публикует альбомы в Apple Music, Google Play, «Яндекс.Музыку», Spotify, Deezer и Zvooq.

По словам музыкального менеджера, по итогам 2016 года при еженедельных концертах его группы вышли в «ноль». Основные статьи расходов — аренда базы для репетиций, студии для записи альбомов, а также съемки видеоклипов. Однако в 2017 году он надеется вывести проекты на прибыль.

«У начинающих музыкантов в СНГ особо выбора нет — только "ВКонтакте"»

«Введение ограничений на прослушивание музыки — не самая лучшая для нас новость. "ВКонтакте" выделялась среди конкурентов именно бесплатным сервисом. Теперь платформа фактически стала одним из платных музыкальных стримингов — из-за этого может начаться отток пользователей», — рассуждает основатель сети музыкальных сообществ во «ВКонтакте» Вадим Чувашев.

Его основной проект — сообщество Indie Music, которое основал его коллега Глеб Воронцов в 2007 году. До 2011 года это была группа для любителей инди-музыки, но после того как во «ВКонтакте» появилась возможность публиковать записи от имени страницы, Чувашев стал чаще размещать новые треки и альбомы западных групп. Кроме того, он разработал визуальный стиль и систему рубрик.

Сейчас в Indie Music 509 тысяч подписчиков. Параллельно Чувашев создавал другие сообщества — «Родной звук» для любителей отечественной инди-музыки, «Новые видеоклипы», «Новые песни», Indie Movies. Их общая аудитория — около 246 тысяч подписчиков.

По словам Чувашева, до 2014 года представители «ВКонтакте» помогали ему развивать Indie Music — например, поставили сообщество в список рекомендованных, а затем — в список самых популярных.

Чтобы избежать блокировки, Чувашев сотрудничает напрямую с представителями крупных лейблов: «Если им что-то не нравится, мы сразу идем навстречу». Также он публикует альбомы только после официального релиза.

Вадим Чувашев
Вадим Чувашев

По мнению Чувашева, нововведения социальной сети выгодны в первую очередь крупным лейблам, которые работают с «ВКонтакте». В 2016 году компания Mail.Ru Group, которой принадлежит соцсеть, заключила лицензионные соглашения с Universal Music, Sony Music и Warner Music, а также с «Первым музыкальным издательством».

Именно они будут получать основную часть денег от подписки. Многие независимые музыканты в России выпускают свою музыку только во «ВКонтакте», у них нет возможности загрузить свои треки в iTunes или Google Play — для этого нужен посредник или лейбл, — поэтому для них [нововведение] тоже не самая лучшая новость. К тому же они сами не получат ни копейки от этой подписки.

Но в связи с тем, что в России нет нормальных музыкальных СМИ, а Soundcloud со дня на день погибнет, у начинающих музыкантов в странах СНГ особо нет выбора для размещения своей музыки — только «ВКонтакте».

Вадим Чувашев

Всего, по словам пресс-секретаря «ВКонтакте» Евгения Красникова, в соцсети свыше 100 тысяч сообществ, посвященных музыке и исполнителям. Он подчеркнул, что соцсеть не зарабатывает на музыке, а выручка от подписок Boom идет на оплату лицензий правообладателям.

«Количество подписчиков увеличивается в достаточном количестве, чтобы правообладатели были довольны результатом и продолжали свою музыкальную жизнь в нашем сервисе», — рассказывает он.

Как именно независимые музыканты будут монетизировать свое творчество, и о какой сумме идет речь, Красников не ответил, посоветовав им обратиться к представителям United Media Agency (UMA). Эта компания выступает посредником между Mail.Ru Group и правообладателями, заключая от лица холдинга лицензионные соглашения с издателями музыки.

Множество исполнителей стали популярными благодаря «ВКонтакте», распространяя в социальной сети своё творчество и собирая аудиторию.

Для монетизации произведений музыканты могут обратиться к представителям United Media Agency. Вместе с нашими партнёрами из UMA мы продолжим работу над развитием инструментов для молодых исполнителей.

Евгений Красников, представитель «ВКонтакте»
88
35 комментариев

Ну во-первых, на гугл плэй и айтюнсе можно и без лейбла разместиться.
Во-вторых, чего они хотят, я так и не понял? Они не хотят толп т.к. Они андеграунд, а не «попса», но они хотят полноценно зарабатывать на музыке? По моему, одно другому противоречит.

С развитием у нас проблем нет, проблемы есть с распространением. Во-первых, это конкуренция: в Москве можно найти группы на любой вкус, сложно выделиться и быть услышанным.

Дак если ты такой оверталантливый, но тебя никто не слышит и ты ничем не выделяешься, так может проблема не в злых лейблах, а в тебе?

12
Ответить

Дело не в таланте. Посмотри, что там щас популярно у школьников, это даже не студийный уровень записи, чистый самопал на коленке. Все что угодно может стать популярным и быть модным. В массовом искусстве вопрос всегда только в продвижении и рекламе, содержание не имеет значения. Смежные индустрии (кино к примеру) давно это уже доказали.

6
Ответить

Вк просто ссыт признаться, что действующего алгоритма, который может 100% фильтровать мани музик от инди и прочих авторских историй, у него нет. Следовательно и платить авторам и группам, о которых шла речь в статье, они не будут. Но проблема есть и её надо как то решать.

6
Ответить

А что, концерты музыкантам сейчас играть уже немодно? Вся надежда на соц. сети?

2
Ответить
Комментарий удалён модератором

Еще два года назад я полностью очистил новостную ленту в вк (друзей, сообществ, вообще все), отключил большую часть уведомлений и сам выбирал, что и когда смотреть. Когда отключили кэш, я терпел. Когда ввели фоновое прослушивание, я полностью ушел из вк, оставив короткую запись, как меня найти в телеграме. Никакой пользый от ВК больше не осталось. Музыку слушаю в google play. Фоточки в инсте. Переписка в быстрых и безопасных мессенджерах. Ни гроша не платил mail group и не буду.

3
Ответить

Кому интересно, статья по монетизации музыки.

http://telegra.ph/Poslushali-i-hvatit-10-04

3
Ответить