Синдром высокого мака: как успех стал современным яблоком раздора

Сегодня мы поговорим о синдроме высокого мака– явлении, распространённом в Австралии, Новой Зеландии, Канаде, Ирландии и Англии, но по тем или иным причинам практически не освещённом в нашей стране.

https://www.insperity.com/wp-content/uploads/Tall_poppy_syndrome_1200x630.png
https://www.insperity.com/wp-content/uploads/Tall_poppy_syndrome_1200x630.png

Несмотря на своё название, СВМ не имеет ничего общего с ботаникой или цветоводством. Под ним подразумевается социально-культурный феномен, когда способные и талантливые люди, которые выделяются своим дарованием, сталкиваются с общественной неприязнью и враждебностью. Ярких и амбициозных выскочек пытаются «срезать» и уравнять с коллективом, сохраняя общую гармонию и эстетику цветника.

Вопреки географии СВМ не является локальной проблемой. Он широко распространён и по праву может носить звание глобальной. Однако в других странах СВМ известен под менее экзотическим и красочным названием и скорее представляет собой набор метафор или афоризмов.

В Японии используют пословицу «гвоздь, который торчит, забивают» (出 る 釘 は 打 た れ る/ deru kugi wa utareru), в Китае – «высокое дерево притягивает ветер, большая слава притягивает зависть» (树大招风, 名大招忌 / shù dà zhào fēng, míng dà zhāo jì), на Филиппинах – «менталитет краба». В нашей стране можно найти свой собственный аналог СВМ, например, выражение «стричь всех под одну гребёнку».

От страны к стране название меняется, но суть и значение остаются прежними. Современное общество препятствует появлению ярких индивидуальностей и незаурядных талантов, настаивая на всеобщем смирении и принудительном равноправии.

Хотя СВМ чаще всего упоминается в тандеме с темой гендерного неравенства на рабочем месте, он не ограничивается профессиональной сферой, борьбой за права, полом, возрастом или семейным положением. Исследования доказывают, что СВМ присутствует даже в школьные годы, что придаёт этой проблеме ещё более высокий класс опасности.

Более того, мы живём в эпоху киберраскрепощённости, где каждый наш шаг или съеденный бутерброд становятся достоянием общественности. Интернет-пространство стало удобным местом, где можно засвидетельствовать своё почтение объекту ненависти или зависти анонимно и абсолютно безнаказанно. Прибавьте к этому статистику, что интернет-аудитория из года в год становится моложе, и получите совсем неутешительные выводы – уже с малых лет человек рискует стать жертвой интернет-травли.

В некоторых странах кибербуллинг уже приобрёл статус серьёзной проблемы, поэтому власти всерьёз задумались о введении наказания в виде штрафа или лишения свободы от нескольких месяцев (Великобритания, Новая Зеландия, США).

Для того чтобы стать жертвой нападок, необязательно выходить в общество или быть офисным работником, СВМ встречается и на бытовом уровне. Полагаю, многим знакома ситуация, когда вы вдохновенно делились с окружающими своими целями или достижениями. Но вопреки ожиданиям вместо поддержки или хотя бы молчаливого одобрения наши пылкие слова/поступки встречали критику или насмешки.

Людям, которым полагалось быть опорой и поддержкой, поворачивались к нам спиной, хуже того, вставляли палки в колёса. Своими словами и поступками они заставляли чувствовать нас, наши цели и достижения ничтожно маленькими, абсурдными и недостойными гордости. Без сомнения, не все наши цели и мечты получают тёплый приём и овации зала, но в случае СВМ мы говорим непросто об отсутствии содействия, а о целенаправленном создании помех и учинении всевозможных препятствий.

СВМ особенно укоренился на профессиональном поприще, став буквально неотъемлемой частью корпоративной культуры компаний. В рамках организаций этот феномен проявляется несколькими способами:

· ограничение или препятствование росту по карьерной лестнице;

· преуменьшение, отрицание или саботаж успехов;

· преувеличение ошибок и неудач.

СВМ созвучен понятию зависти, но не той, что мотивирует остальной цветник догнать своего способного и талантливого собрата, а той, что приводит к обезличиванию и искоренению амбиций. СВМ заронил в сознание людей одну простую, но очень мощную идею: чужой успех = мой провал, я могу подняться, только если другой упадёт.

Как только высокий мак пытается прыгнуть выше головы своих коллег, его успехи и достижения начинают подвергаться сомнению, обесцениваться, порождать беспочвенные и зловредные слухи, вызывать враждебность и агрессию, целенаправленную изоляцию или даже вытеснение из коллектива (прямое или косвенное). Чужие достижения воспринимаются не как стимул и живой пример реального профессионального роста, а как личное оскорбление, доказательство собственной некомпетентности и безнадёжности положения.

В отношении ошибок и неудач ситуация обстоит с точностью наоборот. Под микроскопом общественного внимания они подвергаются тщательному анализу, смакуются, став удобным поводом для злорадства. СВМ провоцирует злопыхателей на совершение подлости, не имея цели возвыситься, просто потешить своё самолюбие и получить моральное удовлетворение от бедственного положения другого.

Такая нездоровая реакция со стороны коллег и начальства чревата тем, что всё большее количество работников будет идти вразрез со своими целям и амбициями, предпочитая успеху и новым вызовам тихое и неприметное существование внутри коллектива. Что подтверждается результатами опроса, проведённого доктором Румит Биллан, среди 1501 человека – женщин и мужчин (большинство опрошенных женщины):

· у 87,3% респондентов достижения подорвались или обесценивались руководством или коллегами;

· 81,2% признались, что подвергались агрессии, травле или наказанию за свои достижения;

· 64,7% признались, что их самооценка и уверенность в себе пострадали; 46,2% стали критиковать себя сильнее; 60,3% начали преуменьшать/замалчивать свои достижения;

· 69,5% сообщили, что «обрезка» повлияла на их производительность;

· 43,5% подтвердили, что подвергались агрессии, травле или наказаниям за свои достижения вне работы со стороны друзей (43,9%), родителей/супругов (24,5%), родственников (24,9%), в социальных сетях (37%);

· 41,2% подвергались принудительной «обрезке» со стороны коллег и руководителей обоих полов; 31% – исключительно женщинами; 27,6% – исключительно мужчинами.

Токсичная рабочая атмосфера наносит непоправимый урон по самооценке и профессиональной уверенности амбициозного «цветка». Поэтому СВМ нередко идёт рука об руку с феноменом самозванца, когда успех рассматривается не заслуженной и закономерной наградой за свои труды, а волей случая или злой шуткой судьбы. Согласно исследованию 56,7% респондентов утратили уверенность в себе и стали чувствовать себя самозванцами под огнём постоянных нападок.

Если проанализировать эффект СВМ на компанию в целом, то ситуация обстоит гораздо хуже. Как мы уже выяснили, он создаёт достаточно токсичную рабочую атмосферу, где каждый сам за себя и одновременно против всех. Ни для кого не секрет, что успех компании во многом зависит как от команды, так и от способности участников эффективно взаимодействовать друг с другом.

Интеграция человеческих ресурсов – ключевой фактор долгой и успешной работы компании, но в нашем случае СВМ и здесь не остался в долгу. В таких коллективах царит атмосфера анти-сотрудничества и недоверия. Люди пытаюсь дискредитировать друг друга если не ради собственной выгоды, то хотя бы для одномоментного удовлетворения. Как говорится, ни себе, ни людям. Запугивание, буллинг, перекладывание ответственности, нежелание проявлять инициативу и лидерские качества, низкая производительность, затруднённая коммуникация, текучка кадров, постоянные конфликты, нехватка высококвалифицированных кадров – и этот список можно продолжать.

Согласно тому же опросу 69,2% респондентов потеряли доверие к коллегам; 59,2% отстранялись от работы; 59,1% начали искать новое место работы. Эти показатели соотносятся с результатами исследования, проведённого экспертами Harvard Business School, согласно которым почти 50% сотрудников, которые подвергались нападкам со стороны коллектива, теряли интерес к рабочим обязанностям и намеренно уделяли им меньше времени; 38% намеренно снизили качество работы; 48% намеренно уменьшили производительность; 25% признались, что спускали пар на клиентах; 12% увольнялись; 63% тратили рабочее время на разборки с коллегами.

Эксперты также подсчитали, что отсутствие токсичных кадров экономит компании до 12 500$. А исследователи из университета Уаикато, Новая Зеландия, отметили, что СВМ приводит к снижению средней производительности до 20%. Несложно догадаться, насколько сильно СВМ подрывает потенциал компании, занижает финансовые показатели и ослабляет конкурентную позицию на рынке.

Глядя на эту статистику, возникает закономерный вопрос – и даже несколько. С каких пор талант, амбиции, инициативность и успех стали синонимом алой буквы на спине? Почему руководство компаний не просто не противостоит распространению СВМ, а наоборот – его культивирует?

И тут вырисовывается очень любопытная картина. Успех – новая религия современного общества. Его превозносят, к нему стремятся, о нём мечтают и на него молятся. Его понятие стало мерилом нашей личностной ценности и эквивалентом прожитых лет. Тогда почему столь помешанное на успехе общество оказалось заражено СВМ? Ведь в первую очередь он противодействует успеху и амбициям – двум базисам, на которых строится всеобщая американская мечта. Можно ли говорить, что СВМ стал естественным катализатором одержимости общества успехом?

Я не покривлю душой, заметив, что мы всё чаще стали видеть понятия «успех» и «одержимость» в опасной близости друг от друга. Всё большее количество исследований показывает, что рост экономического благосостояния напрямую влияет на количество самоубийств. Успех усугубил социальное расслоение общества, популяризовал целый букет различных психологических расстройств, накалив до предела и без того напряжённую ситуацию. Успех породил опасную тенденцию – чем больше я имею, тем больше хочу, тем самым превратив нашу жизнь в бесконечную гонку за «больше», «выше», «лучше», «красивее», «богаче», которая не только разрушает нас изнутри, но и убивает планету, на которой все мы живём.

Тогда что же такое успех? Всеобщее благо или чума XXI века? А что насчёт СВМ? Это новая проблема или её решение?

Разгадку на эти вопросы можно уместить в одном простом высказывании: любая система – органическая или неорганическая – стремится к равновесию. Современный человек возвёл понятие «успех» в ранг смысла собственной жизни. Сейчас прожитые годa сводятся к одному простому уравнению: ты либо добился успеха, либо стал неудачником. Такой бескомпромиссный итог стал первопричиной, почему успех обернулся волком в овечьей шкуре.

Ещё несколько десятилетий назад под ним понимался совсем другой набор ценностей. Сейчас же понятие «успех» приняло абсолютно гипертрофированный вид, превратившись в заведомо проигрышную гонку по самосовершенствованию. На смену одной цели приходят новые. То, что вчера казалось достижением, уже сегодня подобно капле в море, недостойной даже упоминания в приличном обществе. Темпы жизни и собственного развития перестали соотноситься с реальными возможностями людей, опираясь исключительно на соседа и тот образ, что он себе сочинил. Культ успешного человека обернулся крахом амбиций и хронической неудовлетворённостью собой.

Трансформация понятия «успех» послужила спусковым рычагом к всеобщему распространению СВМ. Чем более недоступным становилось звание успешного человека, тем активнее развивалась тенденция «обрезки» высоких цветов. И проблема здесь не в понятии «успех» как таковом, а в той силе и смысле, которыми люди наделили это слово. Сами того не замечая, мы стали культивировать идею, что чужой успех равносилен собственному провалу. Что отсутствие успеха равнозначно бесцельно прожитой жизни. Что наши достижения теряют в ценности, когда не превосходят успехи других. Что мы можем преуспеть лишь тогда, когда ближний оступится.

Если приглядеться, то СВМ, равно как и успех, в том виде, каким мы его сейчас знаем, – это два преувеличенно полярных полюса. Каждое из этих состояний далеко от понятия равновесия, а значит – опасно и пагубно. Успех – это не смысл существования и не гарант достижения счастья. Чужой провал – это не залог собственного триумфа и не единственный способ почувствовать свою ценность. СВМ – не панацея и даже достойный конкурент в сложившейся ситуации, поскольку направлен не просто против человеческих амбиций, но и негативно влияет на физическое и психологическое здоровье, ухудшает продуктивность, препятствует личностному росту и развитию, повышает градуса межличностной напряжённости.

Поскольку обе проблемы являются социально-культурными феноменами, более того, взаимозависимыми, – их решение требует глобальной перестройки сознания людей. Первое и, пожалуй, самое важное, что необходимо понять, – успех не равнозначен понятию «счастье» и не всегда гарантирует удовлетворённость жизнью.

Второе – понятие «успех» относительное, которое каждый трактует по-своему. Для одних – это стабильный заработок, 50 м2 собственного жилья и отпуск за границей раз в год. По меркам других такая картина вещей равносильна провалу. Каждый руководствуется своим набором критериев, по которым определяет ценность достигнутых результатов. С другой стороны, что такое успех, как не субъективная оценка своих или чужих достижений? Стремиться узнать стоимость чужого успеха – занятие заведомо провальное и абсолютно бесполезное. Никто не знает, столько времени, сил и нервов вложено в итоговый результат, а предположения скорее всего будут далеки от реальных.

Третье – феномен успешного человека связан с проблемой моментального результата «хочу всё и сразу, здесь и сейчас». В погоне за желанным ощущением самоценности мы пытаемся всячески форсировать своё развитие, отталкиваясь не от реальных возможностей и ресурсов, а от собственных непомерных желаний. Когда возможности не поспевают за ростом, происходит перегрузка система, которая чревата неприятными последствиями: выгоранием, нервными срывами, обострением хронических заболеваний и т. д.

Четвёртое – нужно жёстко ограничивать уровень своих ожиданий. Чем нереалистичнее их планка, тем выше риск не дойти до финиша и растерять уверенность в себе. Ставя цели, необходимо чётко понимать разницу между «хочу» и «могу». Стремиться быть лучшим во всём – желание, достойное похвалы, но однозначно ведущее к неизбежному провалу.

Как видите, СВМ встречается сплошь и рядом, и наша страна – не исключение. Такова человеческая природа, с которой приходится считаться, пусть и скрепя сердце. Как мы знаем, фортуна любит смелых, поэтому финальное слово всегда остаётся за нами – отчаянно тянуться к солнцу или оставаться в тени других.

33
3 комментария

Очень много слов, которые можно заменить одной фразой: "Выскочек нигде не любят".

1
Ответить

Вы не читали эту статью целиком. Улыбнулся от вашего комментария.

1
Ответить

"их решение требует глобальной перестройки сознания людей"
зачем? кому это надо? кто это оплатит?

Ответить