“Слово не воробей. Поймают — вылетишь!” или где почитать отзывы о работодателях

На прошлой неделе Superjob анонсировал программу “Открытый работодатель” и объявил о том, что начал собирать отзывы сотрудников. Зачем рекрутинговый портал решился на непрофильный шаг с рейтингами/отзывами и почему эта полумера не создаст заметного эффекта, хотя ускорит рыночный сдвиг.

До недавнего времени обсуждать работодателя можно было только на кухне или в пятницу в баре с коллегами. Редкая птица долетала до соцсетей и публиковала мнение о руководстве в Facebook или на сайтах с черными списками. Но на прошлой неделе Superjob, второй по популярности портал для поиска работы, объявил о запуске программы “Открытый работодатель”. По задумке авторов, сервис собирает оценки реальных сотрудников о работодателе и публикует средний балл, а также разбивку по шести ключевым параметрам. Хотя фактически это сильно напоминает усеченную версию аналогичной программы Open company от международного сервиса glassdoor (лидирующая платформа по сбору анонимных отзывов сотрудников в мире).

Новый сервис Superjob собирает оценки реальных сотрудников о работодателе и публикует средний балл.
Новый сервис Superjob собирает оценки реальных сотрудников о работодателе и публикует средний балл.

Глобальное HR-сообщество уже пользуется сервисом Glassdoor, что-то вроде Wikipedia работодателей с вакансиями и подробными отзывами, рейтингами, интервью и рекомендациями. Если не углубляться в сторону рекрутинга и формирования баз резюме и вакансий, в России рынок отзывов существует давно. Порядка 40 сайтов собирают отзывы сотрудников в рунете, вокруг вертятся десятки SERM-компаний и все как-то на этом зарабатывают. По нашим оценкам, объем этого рынка в России составляет около 10 млн долларов в год. Самым достойным игроком здесь является российская часть международной платформы indeed, которая старается собирать более-менее адекватный контент. Вместе с тем, цивилизованный рынок отзывов о работодателях в России действительно только-только формируется и первые шаги в этом направлении уже заметны. Например, с сентября уже работает сервис Jobingood. Ранее популярный ресурс с отзывами orabote.net сегодня заблокирован, но размножился в зеркальных сайтах типа Orabote.world и Orabote.top. Есть еще сервис “Правда сотрудников”, где, например, Яндекс получила три звезды из пяти. Интерес к сфере отзывов серьезных игроков типа Superjob только подтверждает востребованность данной ниши.

Почему проект Superjob не станет новым Glassdoor?

По данным Glassdoor, 54% соискателей читают отзывы о компании и в среднем перед принятием решения оценивают минимум шесть рекомендаций. А компании, которые открыто отвечают на комментарии сотрудников, получают более высокий уровень доверия у соискателей.

Инфографика с проекта Glassdoor
Инфографика с проекта Glassdoor
  • Новый проект Superjob строится только на цифровых оценках и не учитывает текстовые комментарии людей. “Умная система” может стать одной из главных проблем сервиса, поскольку не показывает реальные достоинства и недостатки каждого конкретного работодателя. Другими словами, средняя температура по больнице не поставит диагноз. А отсутствие качественного текстового контента, который пользователи как раз и ценят в первую очередь, существенно снижает ценность всей информации.

  • Технически неоднозначно реализован доступ к оценке работодателей. Во-первых, оценить можно только одного работодателя, а не весь послужной список в вашем резюме. Во-вторых, оценивать работодателей могут только пользователи, чьи резюме хранятся в базе Superjob. Если, например, вы пользуетесь HH.ru, оценку работодателю дать не получится. Фактически таким образом выборка по каждой конкретной компании не может быть полной и достоверной на 100%.

Виджет с площадки "Открытый работодатель"
Виджет с площадки "Открытый работодатель"
  • Следующий важный момент — это этика и гарантия непредвзятости. Традиционной базе вакансий, коей является Superjob, рискованно работать с отзывами в основном продукте. Пока в системе нет возможности оставлять комментарии, есть большой риск, что баллы будут “подтягивать” крупным компаниям. Иначе может возникнуть диссонанс: компания имеет сильный бренд, публикует вакансии с достойной зарплатой, но имеет низкий средний балл. Руководству придется выработать позицию для таких неоднозначных ситуаций.

  • Кроме того, у Superjob есть программа “Привлекательный работодатель”, где компания щедро одаривает медалями участников рейтинга. Но даже сейчас видно, что одна премия идет вразрез с другой. Например, у Тинькофф Банк целое полотно с медалями, однако, 48% сотрудников не рекомендуют компанию как место работы. Не правда ли, странно? Возникает вопрос, какому рейтингу внутри Superjob верить?
Виджет компании Тинькофф Банк с сайта Superjob
Виджет компании Тинькофф Банк с сайта Superjob

И последнее, что вызывает вопросы к сервису Superjob — это конфликт бизнес-модели. Международный опыт показывает, что для успеха крупным HR-площадкам, работающим по классической модели платного размещения вакансий, доступа к базе резюме и настройкам брендирования профилей, лучше не добавлять в основное меню странный сервис по репутации. Гораздо гармоничнее работает кооперация с независимым ресурсом, специализирующимся именно на работе с отзывами (иначе ангажированность будет серьезно мешать). Именно так и сделал зарубежный сервис для поиска работы Monster, введя в свой бизнес независимый сервис отзывов kununu, чтобы хоть как то противостоять экспансии glassdoor на международном рынке.

Где тогда читать отзывы?

Порталы с отзывами сегодня серьезно влияют на уровень доверия к компаниям. Более 75% соискателей изучают бренд работодателя перед тем как выразить свою заинтересованность в вакансии, по данным CareerArc. Однако, очень часто отзывы могут модерироваться в пользу работодателей или носить "безопасный" формат вместо "полезного" для соискателя. Кстати, по данным того же CareerArc, каждый третий респондент когда-либо оставлял негативный отзыв о работодателе.

Чтобы проверить достоверность и выявить каналы распространения негатива, для одного из наших клиентов мы делали анализ отзывов — более 6 тысяч сообщений. В исследовании учитывали отзывы с сайтов: Otrude.net, Indeed.ru, Orabote.biz, "Правда сотрудников" и "Мнение сотрудников".

Результат нас удивил — до 70% отзывов дублируются одновременно на нескольких порталах. Это говорит о массовом посеве негатива на компании. Эксклюзивные отзывы от реальных пользователей и сотрудников составляют не более 20-30% в среднем по компании. Во-вторых, качество контента крайне низкое, до 78% отзывов — это неконструктивная критика, негатив, выражение обид или однобокая подача — только плюсы или только минусы. Еще около 20% не содержат откровенного негатива, но и не несут полезной информации ни для работодателя (что именно нужно улучшить), ни для соискателя. Только 1-2% — действительно конструктивные сообщения. Максимальная оценка по нашему опыту была всего 7% для другого клиента.

Пример аналитики Jobingood по отзывам
Пример аналитики Jobingood по отзывам

Робингуды HR-рынка

Рынок отзывов на работодателей — крайне сложная задача со множеством переменных, где на одной площадке выступают уважаемые HR-бренды с маркетинговыми бюджетами и потенциальные работники с желанием услышать правду, а не сглаженный пост ради премии.

Говорить только положительно о своем продукте — моветон, и в Jobingood есть свои недостатки. Пока это свойственный для любой молодой платформы низкий траффик, растущая, но пока несопоставимая с ключевыми игроками рынка клиентская база, небольшое количество отзывов на старте проекта. Качественный контент также дается нелегко и создается во многом вручную. Например, сейчас в базе более 800 подтвержденных работодателей, еще 5 тысяч стоят на утверждение. И каждый отзыв о работодателе проходит модерацию и оценку на объективность. Кроме того, бизнес-модель строится исключительно на предоставлении дополнительного функционала зарегистрированным компаниям, а не на продаже проплаченных отзывов. Идея Jobingood — сделать доступный сервис для рынка, где компаниям дается реальный инструмент управления брендом и репутацией работодателя, а соискатели создают и получают независимый от работодателей контент высокого качества, полезный для принятия лучших карьерных решений.

Но начав заниматься отзывами, мы поняли, что проблема на самом деле сложнее, чем кажется на первый взгляд. И если на туристическом рынке есть Tripadvisor и Foursquare, в ритейле есть Яндекс.Маркет, в банковской и страховой отрасли — Banki.ru, то борьба за нишу отзывов на HR-рынке в России только начинается. И простого копирования международного опыта здесь явно недостаточно, нужна более глубокая и серьезная работа.

1212
18 комментариев

Glassdoor - отличный сервис, ни у кого вопросов нет к его объективности, так что будущее у такого подхода точно есть. По опыту знаю, что сотрудники, работающие в компании, говорят о ней в среднем лучше, чем те, кто ушли (среди ушедших недовольных больше), поэтому "Открытый работодатель" - очень крутая инициатива для тех, кто строит нормальную компанию и HR-бренд.

5

Извините конечно, не хочу никого оскорблять, но мягко говоря не верю. А грубо говоря - нецензурно. Работал я на одного очень широко известного работодателя, его название знает каждый второй. Особенно касается это владельцев премиумных иномарок. Этого работодателя отличали пара черт:
1) Абсолютно все сотрудники низшего звена ненавидели свою работу и условия труда. Сотрудники среднего звена молчали или говорили сливали негатив только тет-а-тет. Причина - полное неуважение к труду сотрудников в стиле "круглое носить, квадратное катать" и при этом спуск нормативов и KPI "сверху". Всё это при поганых инструментах и почти государственной бюрократии.
2) Это до сих пор "худший работодатель" за всю мою карьеру >10 лет.

Работодатель представлял из себя конвейер. Текучка составляла около 20 человек в неделю. Знаю точно т.к. был причастен к приёму новых сотрудников. Коллектив 1500 человек. Получается 70% - очень много. Для примера на моём текущем месте за 4-ре года был уволен (не уволился) 1 человек из 35)). Так вот...
Заглядываю я не Сайт Суперджоб и что я вижу?)) Я вижу у этого работодателя регалий на пол страницы. Общая суть регалий "лучший работодатель года за последние 10(!) лет".

И вот теперь у меня вопрос: господа, вы реально верите в то что вы делаете "благое дело"? Вот просто вопрос морали. Для меня, как для человека, понимающего что такое "систематическая ошибка выжившего" очевидны следующие пункты:
1) Самым лучшим работодателям НЕ НУЖНЫ новые сотрудники. И НЕ нужны сайты поиска сотрудников. Ибо от них никто не уходит. Нет текучки, зарплаты индексируются.
2) Сайты типа суперджоб ХХ и т.д. существуют за счёт работодателей (т.е. компании им платят деньги).
Складываем 1+2 и получаем что самый выгодные приобретатели услуг у суперджоба - это плохие работодатели. Им нужно много сотрудников ибо от них все бегут.

Вот вопрос во что мы должны поверить? В то что суперждоб не защищает своих покупателей (мыши против сыра)? Или что суперджоб будет писать о них правду "отвратительные работодатели с дикой текучкой"?))) Или, дайте угадаю, предложит работодателю купить хорошую оценку за дополнительную денюжку (что-то типа "данный статус предоставляется всем покупателям ВИП-аккаунта)?

3

Хорошо, что такой сервис запустил SuperJob. Создание сервиса по сбору мнений, как отдельного ресурса затея операционно убыточная, а как внутренняя опция портала о работе это хороший инструмент для повышения активности на сайте. О реализации можно долго спорить. Тут перед СуперДжоб стоит дилемма - предоставить честную информацию соискателю или повысить ценность своего сервиса для работодателя. Упомянутый Glassdoor Заявляет кандидата основным своим клиентом. SuperJob этого сделать не может без потерь в выручке. Очень интересно посмотреть, как они будут решать эту ситуацию.

2

Я думаю что нет противоречия - ведь вопрос не в том, что в сети негатив, а в том что соискатель видит как компания работает с этим негативом, как признает/не признает, как реагирует, какая официальная позиция. Это, на мой взгляд, гораздо важнее чем формирование "фасада".

Я думаю формат когда компания просто пишет о себе какой-то булшит - постепенно отомрет.

2

Это все конечно хорошо и интересно, но мне интересно другое.

1 проблема. Я решила написать отзыв (протестировать). Открылась форма, и первое же окно вынуждает меня уйти с сайта. Моей компании нет на вашем сайте, и после ввода ее названия оно просто сбрасывается. Можно закрывать сайт и идти на другой отзовик. Почему новый пользователь, пришедший на сайт и не нашедший в списке ту компанию про которую он хочет написать отзыв, не может добавить ее и все же оставить отзыв? Такая функция доступна на некоторых отзовиках, а на остальных большинство компаний уже подгружены заранее.

2 проблема. У меня своя компания. Хочу добавить ее к вам на сайт. Внятных правил не нашла. Из того что нашла, поняла только то, что я могу стать каким - то там "искренним работодателем", и для этого мои же сотрудники по моей же просьбе должны написать там что - то хорошее, это чтобы я получила какой - то там минимум отзывов. Где же тут объективность? Почему я просто не могу добавить компанию (как в каталоги например) чтобы она там просто была, чтобы если кто - то захотел бы что - то написать про компанию, то он просто зашел бы и написал? Почему тарифы без цен? Где простые правила?

3 проблема. С десятого раза мне удалось найти в списке одну из интересующих компаний. Вопрос: Почему название на русском, да еще и сокращенное? Да, юр.лицо возможно на русском, но никто не будет его искать на русском языке!

4 проблема. Берем какое - нибудь самое простое и распространенное название компании. Например, ммм...Еврострой. Вбиваем. 8 результатов в выдаче. Я как должна понять какой из этих результатов мне выбрать? Совершенно не ясно. Адрес справа от местоположения был бы не лишним (хотя бы, хотя и это не выход), ну или появление адреса или ссылки на сайт, или логотипа в конце - концов. Они могут появляться например при выборе компании под окошком. Что за гадания? Я даже не буду заикаться про филиалы и сетевые компании, где в одном филиале могут быть райские условия для работы, а в другом тирания. Как понять про какого отзыв?

5 проблема. Почему чат появляется только при переход во вкладку "Работодателям"? На главной его нет. Написала в чат, а там сюрприиз - "Jobingood Как правило, отвечает в течение нескольких часов.Как им с Вами связаться?" - Вы смеетесь что - ли?

3

Нина, благодарю за суперполезный и конструктивный фидбэк! По пунктам ниже:
1) Написать отзыв можно про любое юрлицо, зарегистрированное в РФ (в нашей внутренней базе есть все компании, их кол-во больше чем то, что вы видите сейчас на сайте в качестве зарегистированных работодателей). Как только кто-то написал первый отзыв о работодатателе, которого ранее не было на нашем сайте - наш модератор этот видит и создает его аккаунт на jobingood.com. Из вашего комментария, я так и не понял, в чем конкретно был "сбой" и почему вы не смогли оставить отзыв. Буду благодарен за детали-напишите мне свои контакты на mk@jobingood.com, буду рад выяснить это в личном разговоре.
2) Добавить компанию в автоматическом режиме нельзя, такой функционал будет доступен чуть позже. Сейчас мы делаем это вручную сами (также поступаем если про компанию написан первый отзыв) или по запросу работодателя. Лучший способ - нажать на большую зеленую кнопку "запросить демо-доступ", заполнить простую форму и все получится.
3) Есть проблема с сопоставлением названий юрлиц и "брендов" компаний, работаем над ней.
4) Близко к п.3, спасибо за идею, работаем над этим.
5) Раньше чат был на всех страницах. Пользователи начали нас путать с конкретными компаниями (например чел зашел на страницу вакансий компании Х, интересуется вакансией грузчика и пишет нам вопросы об условиях работы грузчика, думая что мы и есть Х). Поэтому решили скорректировать решение. Вторая тема - про скорость ответа. Здесь так скажу - команда у нас небольшая, ресурсов на супероперативную поддержку чата мы сейчас не выделяем. Понимая, что адекватная скорость реакции там 15-20 сек сделали надпись про "несколько часов" (автору сообщения, покинувшего сайт придет мейл с нашим ответом на почту). Так мы изначально корректируем ожидания пользователей (пусть и в худшую сторону, эмоции ваши понятны были), но зато даем обещания, которые можем выполнить. Иногда получается ответить оч. быстро, но так не всегда.