Как сделать сервис для самозанятых

Денис Гордиенко, генеральный директор Bright Mobile, о сервисах для самозанятых

Сегодня я хочу поговорить о самозанятости. У многих на слуху сервис Wowworks, самарский проект, заказчиками которого являются коммерческие структуры — корпоративщики, которые не могут просто так взять и нанять на выполнение услуги разового специалиста. Сегодня разберём, что если на том конце будет самозанятый.

Этот сервис является прослойкой: с ним заключается договор, к примеру, на курьерские услуги, Wowworks находит частных курьеров и предоставляет их заказчику, а сам зарабатывает на комиссии.

Как всё работает

Допустим, имеется некий сервис и есть крупные клиенты. Крупный – потому что у малого бизнеса даже директор, в принципе, может спокойно из своего кармана заплатить наличкой и не париться. А вот средний и крупный бизнес так не может из-за ограничений службы безопасности и внутренних протоколов. Потому им выгоднее брать на постоянный контракт обслуживания подобные сервисы и расплачиваться с ним.

При этом, чтобы все бумаги и бухгалтерия были белыми и пушистыми, они готовы переплачивать. Получается, что компании заказывают у сервиса услуги, которые могут быть дороже, чем у частников, но находятся примерно на том же уровне с компаниями, выполняющими те же задачи. Заключая рамочный договор с сервисом, крупный заказчик получает возможность заказа сразу комплекса услуг, выполняемых специалистами аккредитованного сервиса.

Иными словами, на этот сервис работает куча частников, которые сегодня могут поехать в Роснефть, завтра в Газпром, послезавтра – на Лукойл. Это могут быть курьеры, уборщики и прочие профессии, не требующие серьёзного образования.

Самозанятость

Сейчас появился статус самозанятого. Раньше с этими людьми рассчитывались либо наличкой, либо устраивали их по договору ГПХ и платили налоги. Самозанятость же существенно снизила налоговую нагрузку на сервис, благодаря чему она может предложить компаниям более вкусный чек. А кроме того, частники могут самостоятельно вести свою бухгалтерию через налоговое приложение: в него просто вбиваешь чеки, система автоматически рассчитывает, сколько ты должен заплатить. Никакого бухгалтера, никаких сложностей.

Года три назад, когда только появился такой статус, к нам пришёл клиент с идеей сервиса самозанятых. В нём автоматом пробивался чек и сразу отправлялось уведомление в налоговую. Частному исполнителю даже не нужно было заморачиваться – сам сервис отправлял все необходимые данные за них. Всё бы хорошо, но после MVP-версии основатель решил далее улучшать функционал не привлекая активную аудиторию, а пока делалась эта версия уже успел выйти сервис для самозанятых у Сбера, да и у других банков.

К слову, мы делали только MVP версию, а затем помогли основателю с подбором штата для дальнейшего развития. О сервисе даже писалось на VC:

Тем не менее, в сервисе уже более 10 000 пользователей.

Вопрос продаж

Сама идея оказания услуг крупным компаниям оказалась подвешенной: с одной стороны, и крупного бизнеса не так много, и они и так каким-то образом решают эти проблемы и не очень любят новых поставщиков.

Продать что-то крупному бизнесу – это полгода хождения, бумажек, тендеров и прочего. Что многих стартаперов и ограничивает. Кому бы я ни рассказывал эту идею, часто слышу в ответ, что они не знают, куда вообще обращаться. Не по телефону же в Роснефть звонить! Тогда куда? Как подготовиться? Что говорить? В итоге получается, что проще найти простых заказчиков.

Однако эти крупные компании – самые вкусные компании, ведь подписав с вами договор один раз, они поменяют Ваш сервис только при очень сильных косяках. Должно случиться что-то экстраординарное, чтобы они с вами распрощались.

Когда у меня была веб-студия, мы начинали с простеньких сайтов, а потом перешли к крупнякам. Срок заключения контракта увеличился, зато выросла и его маржинальность – именно благодаря тому, что мы прошли все эти круги ада и доказали крупнякам свой профессионализм, которые были готовы платить за соблюдение принципиальных для компании регламентов.

Именно поэтому, рассматривая стартапы, я бы внимательно изучил, что можно предложить крупному бизнесу: подстроив свои процессы под его текущие требования, вы сможете серьёзно заработать. В свою идею я верю и поныне, поэтому делюсь ею со своими читателями в надежде, что кто-то из них будет готов запустить со мной подобный сервис.

Возвращаясь к приложению от налоговой: она запустила сервис, работающий с самозанятыми напрямую, без софта, без бухгалтеров. Что говорит не только о заботе об их удобстве, но и о первом шаге в полной информатизации налоговой. В ближайшие лет пять мы увидим новые сервисы, которые позволят отправлять в налоговую напрямую все данные в электронном формате – минуя прослойки в виде бухгалтеров.

А это обязательно скажется на них в очень скором времени, ведь у бухгалтерских компаний исчезнет гигантская кормушка. Сейчас они зарабатывают на том, что помогают в составлении правильной отчётности перед государством, но если всё можно будет сделать самому на автомате, чем они тогда займутся?

Появится такой сервис – я обязательно им воспользуюсь и сэкономлю на работе бухгалтера всего три тысячи, но сэкономлю. Крупный бизнес, требующий содержания огромного штата бухгалтеров, сможет сэкономить ещё больше. Так что если налоговая на 100% перейдёт в цифровой формат, все архивы будут доступны онлайн в любое время, хождения по инстанциям перестанут быть обязательными, а безопасность сервиса будет на должном уровне, рынок бухгалтерии и сопутствующих услуг существенно упадёт.

Если вы задумываетесь о стартапе в этой области, вам, как минимум, выше сказанное вам стоит иметь в виду – возможно, это не то, чем стоит заниматься!

77
4 комментария

На самом деле прослоек становится еще больше: сервисы для электронного документооборота, прослеживаемости товаров, хранения чеков и отправки в налоговую, маркировка товаров, всякие Меркурии и т.п. Сервисы для работы с самозанятыми еще одна прослойка (вроде ничего не делают, а берут комиссию за поиск исполнителя,  заказчика и проведение взаиморасчётов).
Все эти системы нужно администрировать - это большой рынок и судя по тенденциям нашего государства включать больше регуляторных функций он будет расти. Поэтому бизнесу придётся раскошелиться, нанимая еще больше людей помимо бухгалтеров в штат или за его пределы.

2

Комментарий недоступен

1

Не 50% но плюс минус 10%. Скорее всего даже не онлайн сервисов, а офлайновых бухуслуг

Часто бывает иначе. Компания хочет платить 6% вместо 40+ налогов и взносов за сотрудника. Просто перевести его в статус Самозанятого нельзя, налоговая за такое накажет. Решение - компания прослойка, которая нанимает вашего самозанятого и работает с ним за вас.

Чтобы выбивать чеки от лица самозанятых, сервису необходимо сделать интеграцию с платформой ФНС НПД (по ебучему-древнючему протоколу SOAP XML) и пройти «экзамен» в ФНС на котором вы продемонстрируете что ваш проект - это маркетплейс, где может зарегистрироваться любой смз и заказчик, они встретятся там, договорятся о работе, заказчик оплатит ее и получит чек.

По факту такой сервис можно использовать иначе; просто завести там аккаунты самозанятых (бывших сотрудников), и платить им «зарплату» с минимальными налогами, параллельно генерируя все документы (акты, заказы-наряды, чеки). Такой метод ФНС, разумеется не одобряет :)

1