Механизм снижения с рисков в бизнесе

Механизм снижения с рисков в бизнесе

Статистика показывает, что, начиная бизнес или отдельный проект, вероятность потерпеть неудачу выше, чем одержать победу. Что же делать, чтобы повысить свои шансы на успех в новых начинаниях? Я Владислав Чернов, основатель IT компании Creative Motion и автор книги «Запланируй успех», хочу высказать свою точку зрения по данному вопросу по этому поводу.

Негативная ситуация может быть, обусловлена внешними факторами, на первый взгляд, от нас не зависящими. Ни опыт, ни былые успехи, не дают 100% гарантии положительного результата.

Если вы регулярно делаете подобные проекты, то конечно в ситуации разбираетесь лучше, знаете тонкости и подводные камни. Но, в то же время, часто прошлые успехи рождают излишнюю уверенность и халатность к деталям. При реализации нового проекта заслуги прошлых лет применимы слабо.

Кроме мысли о том, как заработать стоит подумать, как не потерять вложенные средства или свести ущерб к минимуму. Именно для этой цели и нужна работа с рисками. Она помогает избежать неприятные ситуации или преодолеть их быстрее и меньшим ущербом.

Существуют различные методики программы работы с рисками, но основные правила сводятся к нескольким шагам:

Идентифицировать

Определить максимальный ущерб

Продумать шаги по нейтрализации

Отработка нестандартных ситуаций на практике

Идентификация рисков

Сначала нужно выписать все возможные риски, связанные с вашей деятельностью, какие только придут в голову, даже самые невероятные. В одиночку делать проводить анализ непродуктивно. Один человек в состоянии предусмотреть только около 5 процентов, того, что может случиться, если вас будет несколько, то вероятность повышается.

Вовлекая единомышленников и будущих исполнителей, вы тем самым, решаете ещё две задачи. Во-первых, идея, разработанная совместно, становиться общей и выполнять её будут с большим рвением. Во-вторых, у тех, кто её сам генерировал не будет повода сослаться на неправильные решения, в случае слабых результатов.

Риски стоит разделить по группам:

· К технологическим можно отнести недополучение прогнозируемой прибыли, увеличение себестоимости продукции, снижение объёма выпуска, устаревание технологий, сбои программного обеспечения, потеря информации и любое другое нарушение технологических условий, связанное с исполнением своих обязательств.

· Технические риски – любые поломки техники, протечки потолков, неполадки в коммуникациях, некачественный ремонт и т. д.

· Операционные риски возникают при несовершенстве системы управления, ошибок сотрудников, нехватки специалистов. Часто возникают сложности с людьми, на которых не всегда обращают внимание. Большая проблема, если у вас в офисе забилась канализация, а сантехник заболел или освободиться только завтра или шофер на служебной машине врезался в дорогую иномарку.

· Управленческие риски связаны с принятием правильных или ошибочных решений руководством компании. От того, насколько решения верны будут зависеть дальнейшие результаты деятельности. Сложность состоит в том, что обычно приходится выбирать те или иные варанты, не обладая всей полнотой информации. Поэтому нельзя однозначно сказать, какие действия правильны, а какие нет. Биржевые аналитики с лёгкостью объяснят постфактум, почему изменилась цена на акции, но предсказать заранее мало кому удаётся.

· Экономические связаны с выбором направления дальнейшего развития. Наступают моменты, когда необходимо понять, продолжать ли текущую деятельность или попробовать новое направление, диверсифицировать активы или сконцентрироваться на самом главном. Неправильный выбор может дорого обойтись компании.

· Финансовые. К ним относятся - нехватка ресурсов на продолжение деятельности, кассовые разрывы, несвоевременность получения кредита, снижение доходов отказ от погашения обязательств и другие финансовые потери.

· Маркетинговые связаны с уменьшением объёма реализации продукции, усилением конкуренции, сокращением спроса, ухудшением конъюнктуры и т.д.

· Юридические связаны с нарушением законодательных и нормативных актов, причём неважно, вызваны они какими-либо действиями или наоборот, бездействием. Сюда можно отнести претензии органов власти, жалобы клиентов, иски от контрагентов, требования от сотрудников и урегулирование разногласий между партнёрами.

Кроме этого, риски делят на: политические, отраслевые, экологические, инвестиционные, социальные, военные, техногенные, для жизни и здоровья, инфляционные и др. Независимо от классификации иногда болезнь ключевого сотрудника для конкретной компании может нанести больше урон, чем падение рубля в стране.

Задача данного этапа – выделить основные виды и рассмотреть как можно больше угроз.

Определение максимального ущерба

Теперь мы должны понять каким угрозам стоит обратить повышенное внимание, а к каким нет. Для этого мы можем выбрать два показателя – вероятность наступления ситуации и серьёзность её последствий.

Сделать это можно в процентном соотношении или по шкале – высокий средний низкий. И так для каждой угрозы. Например, если к вам придёт проверка из трудовой инспекции, то, скорее всего, найдут какие-либо нарушения. Мы смотрим, чем грозит нам обнаружение нарушения. Если штрафом в тысячу рублей, то можно не сильно волноваться. В этом случае вероятность события большая, но ущерб невелик. Но если мы нарушаем уголовный кодекс, то наоборот, вероятность маленькая, но последствия критические. Так, последствия падения на нас метеорита можно считать катастрофическими, но вероятность слишком мала, чтобы беспокоиться.

После этого, по своему усмотрению, выбираем, как на них реагировать. Одним мы должны уделить максимум внимания и мониторить регулярно, другие рассматриваем по мере возможности и возвращаемся раз в квартал, а про какие-то забываем и не забиваем себе голову.

Шаги по нейтрализации

С теми угрозами, которые мы выбрали мы уже можем работать и совершать действия по:

· Избеганию

· Предотвращению

· Снижению ущерба

Избежать штрафов из раздела юридических рисков, поможет правильное оформление документов и консультации с юристами. Экономическим рискам можно противопоставить прогнозирование ситуации на долгий срок, регулярный мониторинг внешней среды и общение с другими собственниками бизнеса. Чем раньше вы начнёте искать деньги, тем меньше финансовый риск, и наоборот, чем более срочно вам нужны ресурсы, тем они дороже.

Предотвратить технические поломки помогут регулярные меры по их профилактике. Организационные риски снизят мероприятия по контролю и аттестации сотрудников.

Снизить ущерб помогают:

· Страхование от повреждений или наступления негативных последствий, таких как, пожар, кража имущества, взлом сайта, причинение ущерба третьим лицам. Бывают и «экзотические» виды страхования, например, можно застраховать ответственность директора предприятия, если в случае его решений, компания получит убыток.

· Факторинг и аккредитивы – виды финансовых гарантий по выплатам от контрагентов. За небольшой процент банку вы получаете обеспечение по контрактам поставки товаров и оплате предоставленных услуг.

· Диверсификация – распределение средств между разными видами деятельности и активами. Это могут быть и вложения в разные валюты, размещение излишка средств на депозитах, в другие проекты. Работу с несколькими партнёрами вместо одного тоже можно отнести к диверсификации.

· Резервирование средств на случай наступления непредвиденных обстоятельств, таких как, штрафы, задержки платежей, сезонное снижение продаж.

· Бюджетирование и лимитирование – ограничение выделяемых средств на одного сотрудника, подразделение или вид деятельности. Лимитирование актуально и для всего бизнеса в целом. Следует определить черту, свыше которой не тратить, ни при каких обстоятельствах. Если пренебречь этим правилом, то некоторые сферы деятельности превращаются в «чёрную дыру».

· Контакты и связи. Важно иметь кого-то кто посоветует и поможет в трудной ситуации. Во время возникновения форс-мажора планировать, что-то уже поздно. Мозг отключается, и не способен мыслить объективно. Совет специалиста извне позволит посмотреть на ситуацию под другим углом принять решение, основанное на логике, а не на эмоциях. Свои проблемы решать сложнее всего.

Практическая отработка

Если вы всё тщательно продумали, но никому не рассказали, то толку от таких мероприятий не будет. После выбора вариантов какими способами себя подстраховать во время сложностей, необходимо разработать график внедрения принятых мероприятий. С ним важно ознакомить своих сотрудников и близких. Во время пожара - каждый должен знать, где лежит огнетушитель, во время налоговой проверки – какому юристу позвонить. В должностные инструкции необходимо включить, описание действий для непредвиденных ситуаций. Сюда же можно отнести инструктаж по технике безопасности и соблюдение правил информационной безопасности.

Удастся- ли предусмотреть все риски и предотвратить их. Однозначно – нет. Но наличие плана даст возможность избежать части угроз. Выработка мероприятий по устранению – позволит решать схожие задачи по аналогии. Продумывание ситуации заранее – прибавит хладнокровия в трудный момент и уверенности в своих способностях преодолеть преграды.

1 комментарий

Спасибо за полезную информацию. Много полезного. 

Ответить