{ "author_name": "Олег Аплевич", "author_type": "self", "tags": ["\u043a\u043e\u043b\u043e\u043d\u043a\u0430"], "comments": 17, "likes": 8, "favorites": 8, "is_advertisement": false, "section_name": "blog", "id": "30017", "is_wide": "" }
Олег Аплевич
584
Блоги

No honey — no money, или как не оказаться в дураках при покупке интернет-магазина

Случаи из практики специалиста по проверке интернет-сервисов.

Поделиться

В избранное

В избранном

В этой статье я расскажу об одной схеме недобросовестной продажи интернет-магазина, с которой мне пришлось столкнуться дважды. Оба случая были как под копирку, только с разницей в несколько месяцев.

Предыстория

Итак, клиентка N самостоятельно ищет прибыльный онлайн-проект для инвестирования и получения последующего дохода.

На сайте авито она нашла несколько интересных вариантов и выбрала для себя наиболее привлекательный — интернет-магазин с двухлетней историей успешной работы. Она позвонила по номеру, указанному в объявлении, и выяснила, что продажей занимается небольшая брокерская компания, которая сама проверяет все предложения перед тем, как выставить их на продажу.

Цена вопроса — 2 млн. рублей.

На встрече представители продавца (брокеры) очень подробно рассказали о проекте и продемонстрировали ей на своем новеньком макбуке различные графики, отчеты, статистику, выписки со счетов, которые якобы доказывали прибыльность магазина в предыдущие два года. В плане будущего заработка для нового обладателя этого актива все выглядело очень складно.

Зная, что я помогаю проверять онлайн-бизнесы перед покупкой и воодушевленная такой удачной находкой, госпожа N позвонила мне с просьбой посмотреть какой интернет-самородок ей удалось отыскать, параллельно думая о том, как лучше за него заплатить — наличными или денежным переводом на банковскую карту.

От меня последовала стандартная для таких случаев просьба — предоставить гостевые доступы в Яндекс Метрику и/или Google Analytics на мою электронную почту. Она позвонила тем приятным молодым людям, с которыми встречалась накануне, и передала мою просьбу. И вот тут началось самое интересное.

«Дело в том, что владелец бизнеса боится, что проклятые конкуренты узнают все тайные показатели столь успешного проекта и смогут использовать этот инсайд в своих корыстных целях, поэтому доступа к метрикам абы кому мы не даем. Но можем показать вашему представителю (то есть мне) все, что его интересует, удаленно с нашего компьютера».

Обычно большинство владельцев сами предлагают доступ к системам аналитики, так как понимают, что эти данные являются достоверными и показательными. Тем более, их практически невозможно сфабриковать. Поэтому такой ответ я счел подозрительным, что, несомненно, подогрело мой интерес к проекту. Договорившись о звонке по скайпу, я решил предварительно бегло изучить проект.

Изучение предложения

Для начала я попытался получить больше сведений о самой брокерской компании. Однако выяснилось, что нигде, кроме магазина на Авито, данная фирма не представлена — нет официального сайта, страниц в социальных сетях, отзывов на сторонних ресурсах и, кроме того, нет сведений в ЕГРЮЛ о зарегистрированном юридическом лице с аналогичным наименованием.

Затем с помощью общедоступных инструментов я посмотрел историю домена и узнал, как давно сайт был проиндексирован в поисковых системах. Тут выяснился первый примечательный факт — магазина ВООБЩЕ НЕ БЫЛО в индексе.

Задав вопрос представителям продавца, мы получили следующий ответ:

«Владелец прежде имел негативный опыт в поисковом продвижении, и ставка сделана на контекстную рекламу, а именно на Яндекс Директ, который генерирует основной высококонверсионный трафик».

Это довольно странная позиция собственника, учитывая тот факт, что можно вообще не заниматься SEO, но сайт, находясь в поисковой выдаче, будет получать БЕСПЛАТНЫЙ органический трафик и, какие-никакие, но продажи. Вдвойне странно, что магазин за 2 года деятельности не попал в поиск естественным образом. Ведь должна же быть на него хоть одна обратная ссылка, пусть даже в негативном отзыве со стороны покупателя.

Я вижу только одно объяснение тому, почему его могло не быть в выдаче поисковиков — его намеренно закрыли от индексации. Но зачем наступать на горло собственной песне, отказываясь от “даров природы”, совершенно непонятно. Разумного довода для таких действий со стороны владельца магазина я не нашел.

После обнаружения первой логической нестыковки я решил позвонить со своего телефона на номер, указанный на сайте магазина.

Трубку поднял оператор и бодрым голосом со знанием дела отработал вполне себе правдоподобный скрипт. Выяснив условия доставки по Питеру, я закончил разговор — вроде все четко. Но этот звонок был сделан не зря (об этом чуть ниже).

Далее я начал «шерстить» интернет на предмет отзывов о магазине. Это самый простой способ понять, была ли хозяйственная деятельность у компании. Как вы думаете, нашел ли я отзывы от клиентов? Нашел! Да вот только все они были на сайте самого магазина и больше НИГДЕ. Ни на одном независимом ресурсе, типа Яндекс Маркета или irecommend.ru.

Общение с представителями продавца

Наступил час X. Позвонив на скайп одного из брокеров, я прикинулся эдаким “ваньком”, которого старая знакомая уговорила посмотреть данные Метрики, так как я чего-то там, немного, вроде, как-будто понимаю. Роль безынициативного, не особо заинтересованного в выяснении деталей специалиста, была очень кстати. Ребята (якобы маркетолог от магазина и один из брокеров) взяли меня в оборот по полной программе.

Вначале мне показали главную страницу Яндекс Метрики, но на другие сверхсекретные страницы не пустили, сославшись на владельца, который строго-настрого не разрешил этого делать.

Просмотр статистики действительно показал наличие двухлетней истории трафика из Директа за различные периоды времени и то, что данные относятся именно к этому доменному имени. Но почему мне показали только главную страницу? Почему, уж если вы решили сделать показ метрики удаленно, не предоставить к просмотру все необходимые отчеты? Ответ на этот вопрос я нашел позднее.

Дальше мне проиллюстрировали выписку о поступлении денежных средств на карту некоего субъекта (якобы владельца). Ну да, поступления были. Ну да, в течение заданного срока. Ну да, регулярные. Ну и что? Какое отношение этот человек имеет к магазину? В случае черной бухгалтерии доказать природу доходов весьма затруднительно.

Затем я лицезрел личный кабинет курьерской службы. Доставки есть, но тоже много вопросов. Как доказать, что они осуществлялись именно от этого магазина? Почему его название нигде не фигурирует в личном кабинете? и т.д.

И напоследок представители продавца решили добить меня демонстрацией наличия большого количества звонков в ip-телефонии. И вот тут-то неожиданно всплыл факт явной недостоверности их слов. Вы же помните, что накануне я звонил в этот магазин?

— Ребят, мне уже пора, я и так много времени потратил. Покажите мне напоследок звонки, скажем, за вчерашний день. (Мне показали список телефонных номеров). — Это ведь все входящие звонки, которые были приняты? — Да, конечно! (Бинго! Моего номера телефона в списке не было) — Ну, хорошо, спасибо. Я расскажу N все, что увидел.

После столь занимательного общения с продавцами я позвонил клиентке и рассказал в деталях, что удалось выяснить, какие вопросы возникли во время скрытого аудита и что я по этому поводу думаю.

Моя рекомендация была однозначной — вообще не рассматривать данный проект для покупки.

Во-первых, налицо попытки продавца и его представителей скрыть реальную картину истории магазина. Во-вторых, выявлены логические нестыковки в действиях владельца, порождающие массу вопросов. В-третьих, существуют явные несоответствия между представленными и объективными данными.

Вот, собственно, и конец истории.

Выводы-рекомендации для начинающих инвесторов

  • Прямой контакт

Старайтесь по возможности вести переговоры с непосредственным владельцем интернет-бизнеса. Всегда лучше получать информацию из первых рук.

  • Ищите несоответствия

Всю информацию, полученную от владельца или его представителей, необходимо тщательно проверять. Явное несоответствие между словами продавца и реальной картиной происходящего — серьезный повод задуматься об отказе от покупки.

  • Доступ к метрикам

Основной инструмент для проверки интернет-магазина — это система аналитики, установленная на сайте. Необходимо, чтобы вам предоставили гостевой доступ к Яндекс Метрике и/или Google Analytics. Доступа нет — разговор окончен! Как говорится, «No honey — no money».

  • Грамотный анализ

Системы аналитики дают возможность ознакомиться с большим массивом информации, но очень важно правильно интерпретировать полученные данные.

  • Сайт - это еще не бизнес

Не стоит забывать, что интернет-бизнес — это не только доменное имя и сайт. Это еще и бизнес-процессы, сотрудники, инфраструктура. Чтобы увидеть и оценить картину целиком, нужны соответствующие навыки и компетенции. Если их нет, всегда можно обратиться к помощи профессионалов, которые специализируются на комплексной проверке интернет-бизнесов перед покупкой.

Ах, да! Чуть не забыл. Как они сфабриковали данные в «Метрике»? Я нашел, по крайней мере, один способ это сделать.

В любом браузере существует тестовый режим работы с html-страницей, созданный специально для разработчиков. К примеру, открываете любой сайт, в том числе и главную страницу Яндекс Метрики, в браузере Chrome, нажимаете на правую кнопку мыши, выбираете «Просмотреть код», ищете в коде нужную строку и меняете ее. Браузер будет отображать страницу с внесенными в код коррективами.

Открываем главную страницу Яндекс Метрики любого интернет-магазина с положительной статистикой. Меняем в коде адрес сайта. И вуаля! Можете демонстрировать на СВОЕМ компьютере те данные, которые вам необходимы.

#колонка

{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Компания отказалась от email
в пользу общения при помощи мемов
Подписаться на push-уведомления
[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-158433683", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?p1=bxbwd&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid21=&puid22=&puid31=&fmt=1&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } } ]