Тонкости T&D: Как учиться, чтобы научиться

Тонкости T&D: Как учиться, чтобы научиться

Бывало с вами такое, что прочитали множество книг, посетили несколько вебинаров, а ощущение, что знаний не прибавилось? Куда девается полученная информация, и как научиться ее сохранять и не растерять, разбирается Виктория Плужникова, ведущий менеджер по персоналу ИТ-компании «Рексофт».

Виктория Плужникова
ведущий менеджер по персоналу ИТ-компании «Рексофт».

Доктор биологических и филологических наук Татьяна Черниговская убеждена, что человеческий мозг может запомнить гораздо больше информации, если есть навыки правильного обучения. «Объем памяти у мозга гигантский», – утверждает Татьяна Владимировна. «300 лет можно смотреть всякую ерунду, и все равно места хватит. Но разложить это все по полочкам, а потом найти, вспомнить - часто очень сложно, а иногда невозможно. Мозг запоминает все, мимо чего он прошел, что попробовал, унюхал, потрогал и так далее. Мозг не решето, из него ничего не высыпается».

Мозг, память и информационный шум

В современном мире информация поступает в наш мозг буквально отовсюду – из телевидения, Интернета, из личного общения, с рекламных щитов на улице. Разумеется, в таком информационном шуме мозгу, который исторически привык к гораздо меньшему потоку информации, гораздо труднее выцепить главное, он перегружен. Как следствие – мозг «теряется» и в нужный момент не всегда может «достать» необходимое. Берегите себя, не перегружайте мозг, дозируйте информацию: отдыхайте от гаджетов и интернета, не читайте то, что вам вряд ли пригодится в жизни – например, ненужные статьи и посты в социальных сетях, а тем более инструкцию по применению освежителя воздуха.
Помните, невозможно объять необъятное.

Как сохранить информацию и тренировать память

Испанский и мексиканский режиссер Луис Бунуэль Портолес, мать которого в конце жизни страдала деменцией, однажды сказал: «Нужно начать терять память, пусть частично и постепенно, чтобы осознать, что из нее состоит наше бытие. Жизнь вне памяти — вообще не жизнь».

Память – один из важнейших и по сути базовых инструментов человеческого мозга. Но основная проблема на самом деле стоит не в запоминании информации, а в ее грамотном использовании в нужный момент.

Согласно теории Эббингауза, если не подкреплять практикой полученную информацию, то мы забываем 90% из нее в течение одного месяца.

Тонкости T&D: Как учиться, чтобы научиться

Для того, чтобы сохранить, а вернее научится вовремя использовать необходимую информацию, есть несложное упражнение:

  1. Выберите, что вам проще и приятнее как инструмент тренировки: стихи или слова на иностранном языке.
  2. Допустим, вы выбрали стихи – выучите одно стихотворение.
  3. Через неделю повторите это стихотворение и выучите следующее.
  4. Через неделю вспомните эти два, и выучите еще одно. И так до бесконечности.

Аналогично со списком слов на иностранном языке.

Тонкости T&D: Как учиться, чтобы научиться

Как тренировать дивергентное мышление

Кстати, упражнение «Матрешка», описанное выше, также помогает в профилактике болезни Альцгеймера.

А еще деменцию отдаляет тренировка дивергентного мышления, а именно вариативности, поиска множества решений одной и той же проблемы.

Вот несколько простых упражнений для тренировки дивергентного мышления:

  • делать привычные вещи другой рукой;
  • изменять порядок привычных действий;
  • менять регулярный маршрут.

Обучаться, обучая

Помните старый анекдот: «Да когда ж ты, наконец, поймешь? Даже я уже сам все понял, пока объяснял!»

Когда мы обучаем – мы концентрируемся на предмете объяснения, пытаемся упростить сложное, а также объяснить очевидное для нас, то, что делаем часто на автомате, не задумываясь. Также включается эмпатия – мы начинаем смотреть на предмет с точки зрения новичка, а не эксперта. Таким образом, помогая нашем мозгу посмотреть на тему под другим углом, мы лучше понимаем ее самим. То есть, обучая других, мы развиваем себя – это правило работает практически всегда.

Принцип 70-20-10

Для развития любого навыка рекомендую пользоваться принципом 70-20-10, где: 10% успеха и затраченного времени – это изучение теории, 20% – обратная связь, 70% – опыт.

Тонкости T&D: Как учиться, чтобы научиться

Когда я впервые познакомилась с этой теорией, у меня был очень забавный диалог с тренером:

– Помнишь, как ты в самый первый раз в жизни села за руль?

– Да.

– Ты хорошо знала теорию?

– Вполне.

– И что сказал тебе инструктор в самом начале?

– Честно говоря, не очень помню.

– Спорим, я угадаю? После того, как ты завела машину, выжала сцепление, переключила передачу и нажала на газ, а машина не тронулась с места, ты жалобно посмотрела на инструктора, а он сказал: «С ручника сними!».

Этот анекдот подтверждает необходимость регулярной и грамотной обратной связи при развитии любого навыка. Но ценности опыта он не отменяет. После того, как я получила права, еще несколько месяцев я чувствовала себя некомфортно за рулем. Думаю, как и многие новички.

Лестница компетенций

И здесь важно вспомнить еще одну вещь – осознание того, что ты можешь, может быть опаснее неосознания того, что ты можешь. Ноэль Бэрч, сотрудник компании Gordon Training International, разработал теорию Сознательной лестницы компетенций.

Посмотрите на лестницу и снова вспомните, как вы себя чувствовали примерно через полгода-год езды за рулем. В этот момент уже есть ощущение, что «я все умею». На самом же деле, по статистике большинство аварий совершают люди именно на этом этапе. Как принцип 70-20-10, так и лестница компетенций применимы к развитию абсолютно любого навыка.

Тонкости T&D: Как учиться, чтобы научиться

Понятийный аппарат мышления

Для того, чтобы понять, с чего же начать собственное развитие, предлагаю вспомнить базу, фундамент наших способностей.

Лев Семенович Выготский в начале XX века ввел термин «понятийный аппарат мышления». Состоит он из трех компонентов:

Интуитивное мышление – способность из большого объема информации выделить суть, самое главное. Это способность мозга провести анализ без участия сознания, на подсознательном уровне.

Логическое мышление – вот это уже анализ осознанный.

Категоризация – способность структурировать информацию, раскладывать ее по полочкам и систематизировать.

Как же развивать эти компоненты:

  1. Интуитивное мышление можно развивать, читая и пересказывая тексты вслух. Самое главное – не пытаться повторить дословно, а выделять важное, делать акценты. Помните вопросы в школьном учебнике в конце параграфа? Они нужны были именно для тренировки интуитивного компонента.
  2. Логическое мышление легко развивается решением простых арифметических задач. Впрочем, и более сложные логические задачи также развивают этот компонент.
  3. Категоризацию помогает развивать создание таблиц и систематизирование большого объема данных.

Самое главное правило в развитии любого навыка – это регулярная тренировка. Гораздо эффективнее заниматься ежедневно по 15 минут, чем раз в месяц потратить на развитие навыка 4 часа. Все также как в спорте – если тренироваться раз в месяц, мышцы не накачаются, а будут болеть и сопротивляться. Также рекомендую ставить себе достижимые и несложные цели – такие, чтобы у мозга не было возможности сопротивляться.

Поделюсь собственным опытом – в течение двух лет я изучаю французский язык, без преподавателя, но с приложением. Моя ежедневная цель – 15 минут в день. Этого оказалось вполне достаточно, чтобы за 2 года перейти от нулевого уровня к Pre-Intermediate. Кстати, в приложении, которым я пользуюсь, есть забавные мотивирующие фразочки, моя любимая: «Занимаясь по 15 минут в день можно выучить язык. А какую пользу принесут 15 минут, проведенные в соцсетях?»

Гай Юлий Цезарь и самый известный миф

Не стоит пытаться прокачать единовременно сразу несколько навыков. Ключевое слово здесь именно «единовременно». Информация о том, что Юлий Цезарь умел одновременно делать несколько вещей, является неподтвержденным фактом.

Виктор Сонькин, автор книги «Здесь был Рим», ссылаясь на Плутарха, Плиния Старшего и Светония, ставит под сомнение этот миф. Скорее всего, как говорит автор: «речь идет не о настоящем параллельном процессинге, а (как это происходит и у компьютеров) о быстром переключении с одной задачи на другую, о грамотном распределении внимания и расстановке приоритетов».

Канадские психологи проводили эксперимент, пытаясь понять вероятность этой гипотезы, предлагая испытуемым проделать несколько задач одновременно. Уже в начале эксперимента выявилась закономерная картина. В отдельности с любой из задач испытуемые справлялись достаточно быстро, но попытка одновременно решить их, даже всего лишь две из них, приводила к резкому ухудшению результатов. Тренировки на протяжении двух недель в решении одновременно обеих задач существенно повысили не только скорость решения каждой задачи в отдельности, но и их одновременное выполнение. Что может говорить о том, что длительная тренировка действительно помогает развитию. Однако, дальнейший анализ результатов эксперимента натолкнул ученых на ту же мысль, к которой пришел Виктор Сонькин: мозг так и не смог стать по-настоящему многозадачным, а по сути лишь ускорился процесс переключения с одной задачи на другую.

Учиться или не учиться всю жизнь – вот в чем вопрос

Современный постоянно меняющийся мир диктует условия, при которых самой востребованной становится компетенция обучаемость, способность учиться или, как ее называют англоязычные источники learning agility (дословный перевод: обучающая гибкость/ловкость). В IT-компаниях ее ценность особенно заметна: зачастую работодателю гораздо выгоднее взять на работу не очень опытного сотрудника, который готов погружаться в процессы и системы, чем переделывать уже сформировавшиеся нейронные связи. Умение подстраиваться под изменения, в том числе постоянно обучаясь чему-то новому – это показатель гибкости мышления, адаптивности, непрерывного роста и развития человека.

Сеченовский университет, ссылаясь на данные Всемирной организации здравоохранения, прогнозирует, что в мире к 2050 году количество людей, страдающих болезнью Альцгеймера, вырастет до 100 млн. человек.

Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медицины Минздрава России, ссылаясь на исследования разных стран, в своей статье от 27 марта 2017 года заявил, что уровень образования и риск развития болезни Альцгеймера связаны между собою.

«Предполагается, что уровень образования и постоянная интеллектуальная активность создают определенный когнитивный «запас», позволяя мозгу компенсировать негативное влияние болезни, приводящей к гибели нейронов, и тем самым отсрочивая появление её симптомов», – говорится в статье.

С точки зрения социализации – кругозор и интеллектуальная развитость, помогает адаптировать в новом коллективе, делать жизнь более насыщенной, развивать способности к самоорганизации и как следствие способствует карьерному росту.

Впрочем, стоит ли учиться всю жизнь, каждый выбирает для себя сам – в зависимости от целей и ценностей своей личности.

1212
1 комментарий

Спасибо вам за статью, я с большим удовольствием её прочёл.

2
Ответить