Ты кто по масти: на какие драматургические архетипы можно поделить блогеров

Дисклеймер

Эта статья не является истиной в последней инстанции, а всего лишь моим размышлением о том, как можно упорядочить и типизировать блогеров, чтобы облегчить себе жизнь (или усложнить, как посмотреть) и работу. Особенно полезно это будет тем, кто хочет создать свой блог с упором на личность.

Кстати, в твиттере мне подсказали, что лучше изучить и другие системы архетипов.

Предыстория

Относительно недавно я купил книгу Александра Митта, которую мне посоветовал один знакомый начинающий режиссер (мы вместе работали над коммерческим проектом на YouTube), и уже вскоре после начала книги я наткнулся на разделение героев на архетипы, которое показалось мне очень удобным для того, чтобы делить на эти архетипы блогеров. Ведь блогер — по сути своей драматический герой, точнее, желательно, чтобы им был. Наблюдение за ним должно втягивать точно так же, как просмотр сериала. Точнее, механизм, который втягивает нас в слежение за блогером и просмотром сериала, один и тот же. Одним словом, в моей голове все сошлось в единую систему координат.

4 основных архетипа героев или блогеров

У Митта герои делятся на 4 архетипа, я не буду описывать их драматургические качества для кино (книга про кинематограф), а сразу буду описывать примеры и свою интерпретацию. Драматургию каждого архетипа можно прочитать в книге.

«Наши знакомые» — обычные люди, такие же, как и мы. Это наши соседи, коллеги, сослуживцы или друзья. Если проводить параллель с блогерами, то я бы отнес к этой категории блогеров все блоги профессионалов (например, мой блог про SMM), блоги домохозяек, обзорщиков, обозревателей, travel-блоги. Одним словом — всех тех, кто показывает и рассказывает про окружающие его вещи, события, места. Мы можем долго следить за этими блогерами, отчасти они кажутся нам такими же, как и мы.

Underdog («Андердог») — персонажи, которые хотят сменить свою позицию или статус. Например, был бедным — стал богатым. Был полным — стал накачанным и так далее. Это очень простой и понятный архетип, и таких блогеров очень много, всякого рода «достигатели», спортивные блогеры часто выстраивают линию героя на этом архетипе. Я бы отнес к этому архетипу и тех, кто переезжает, например, в США. Еще одна популярная тема для таких архетипов сегодня — смена рода деятельности. Ходил в офис и пил воду у кулера, потом стал фрилансером и начал работать не из-под плетки дяди, а из-под пальмы на Бали. По моим наблюдениям, это один из самых популярных архетипов при выборе модели поведения блогера, возможно даже, такая модель выбирается неосознанно.

Потерянные души — по сути всякого рода фрики, которые делают странные вещи, а мы за ними наблюдаем. По сути своей это такие же люди, как и мы, но что-то случилось, и их моральные принципы пошатнулись. Нам интересно за ними наблюдать именно потому, что они делают то, что не решились бы сделать мы (по разным причинам). К этому архетипу я бы отнес пранкеров, треш-блогеров вроде «Руки-базуки», Паша Техник, Олег Монгол и другие. Понятный и простой архетип, не требующий сильных заморочек. Например, пранкеры начинают свои блоги достаточно осознанно, и они прекрасно понимают, что чем выше градус их выходок, тем живее интерес аудитории.

Идолы — супермены от мира блогинга. Люди и персонажи, которые могут делать что угодно, а аудитория восхищается ими, прислушивается. К таким я бы отнес Илона Маска, Марка Цукерберга или других селебрити. Конечно, всякие «звезды» шоу-бизнеса тоже относятся сюда. Они как бы недосягаемы для нас.

Я попытался распределить первых пришедших в голову блогеров
Я попытался распределить первых пришедших в голову блогеров

Как может меняться архетип?

Архетип может меняться со временем, но тут есть свои особенности. Например, вполне любым архетипом может стать «наш знакомый» и почти никак не сможет измениться «потерянная душа» (но везде есть исключения). Например, «наш знакомый» может стать «андердогом» и затем перейти в архетип «идол». Легко себе представить такой путь: сначала ты делаешь обзоры на стартапы, потом решил стать миллионером и запускаешь свой стартап, ну и если это имело успех, то со временем становишься идолом.

С другой стороны, если выбрать архетип «потерянная душа», то почти нереально перейти в другой архетип. И уйма тому примеров в жизни. Если завтра условный Паша Техник начнет делать обзоры на продукты правильного питания, то это будет все равно восприниматься как треш-контент. К слову, он уже делал обзоры на разные профессии, и это именно как треш-контент и воспринимается.

А еще, если «идол» в одночасье начнет совершать поступки, характерные для «потерянной души», то он не станет резко таковым архетипом. Многие воспримут это достаточно лояльно. Но если «наш знакомый» начнет совершать такие действия, то ему нужно будет меньше времени, чтобы перейти в этот архетип.

Ты кто по масти: на какие драматургические архетипы можно поделить блогеров

Как это можно использовать

Во-первых, если вы хотите завести свой блог, то, выбрав нужный вам архетип, вы поймете, о чем ваш блог, какой у него «движок», чего ждет аудитория и кто ваши конкуренты. Во-вторых, если вы понимаете архетипы героев, то вам проще покупать рекламу у них, адаптировать креативы и понимать то, чем мотивирована аудитория блогера и как найти к ней ключ. Мне лично это понимание помогло выстроить контент-стратегию своего блога (кстати, подписывайтесь).

Например, если я рекламное агентство, то таким образом я могу каталогизировать всех блогеров и своим клиентам предлагать наиболее подходящие и эффективные варианты размещения. Особенно если позиционирование бренда совпадает с архетипом блогера. Интеграция условного «Harley-Davidson» отлично будет смотреться у «андердога», а какие-нибудь повседневные предметы лучше рекламировать у блогеров «наши знакомые».

P.S.

Почти всех блогеров я легко смогу разделить на архетипы, напишите в комментариях блогера, а я попробую определить его архетип.

33
2 комментария

Согласен с классификацией, дополню:

1-й тип: Свой чел, мозг думает что слушаем приятеля. Пример - обзорщик авто Doug DeMuro. Также сюда вспомним принцип Чалдини что мы симпатизируем таким, как мы.

2-й тип, underdog: Тут упор на сторителлинг и развитие персонажа, это классика драматургии.

3-й тип, "потерянные души": сюда бы отнес комиков, пранкеров, эпатаж и экстрим. Люди риска, интересны большинству, которое на риски не идет.

4-й тип, идолы: Люди, которых общество ставит на пьедестал. Им смотрят в рот, и моделируют представления о том как жить.

1
Ответить

Спасибо за дополнение.
Еще андердогов оказалось не так много, как казалось. Видимо тут реально нужна прямо сильная сюжетная линия.

1
Ответить