Как запустить стартап внутри компании: чек-лист от серийного корпоративного предпринимателя

Рассказываю, стоит ли пушить свою идею внутри компании, в которой вы работаете — или лучше выбрать путь «Apple в гараже».

Привет, меня зовут Оксана. Последние пять лет я занимала разные должности в компаниях, которые росли с невероятной скоростью: Gett, Joom, СберМаркет.

Я выросла в семье серийных предпринимателей, поэтому хорошо помню не только взлеты, но и падения родителей. Свою карьеру я начала как наемный сотрудник — казалось, что так безопаснее. Но в итоге «вернулась к истокам»: стала создавать бизнес там, куда приходила работать.

Вне зависимости от места работы моей ключевой задачей всегда было развитие бизнеса. Я вела проекты двух видов: иногда создавала что-то с нуля, иногда — развивала то, что уже есть.

Два моих самых любимых проекта можно с уверенностью назвать корпоративными стартапами. Это решение Gett для аэропортов и запуск nonfood-направления в СберМаркете. Оба начинались с идеи, которая превратилась в самодостаточный бизнес-юнит.

Если вы горите желанием стать предпринимателем, но не знаете, с чего начать, мой опыт может пригодиться.

Немного предыстории

Пять лет назад Gett начал переговоры с Домодедово по предоставлению услуг такси для сотрудников аэропорта. На первой встрече зашел также вопрос о такси для пассажиров. Аэропорты страдали от засилья нелегальных таксистов, которые хватали людей за руки и пытались продать им сервис в несколько раз дороже рыночного тарифа агрегаторов. От этой ситуации страдали и аэропорт, и пассажиры, и легальные таксисты.

Ни один таксопарк не располагал таким количеством машин, чтобы обслужить весь пассажиропоток аэропорта. А к Gett подключались тысячи водителей в день. Но агрегатор не может управлять водителями — он только предлагает им работу, от которой они в праве отказаться.

Поэтому задача обеспечить первую линию аэропорта бесперебойной подачей такси казалась невыполнимой. И очень интересной.

Решение нашлось. Оно заключалось в том, чтобы построить систему диспетчеризации для водителей Gett, обеспечить их стоянкой на территории аэропорта и замотивировать на аэропортовые заказы.

Звучит просто, но на деле такая история тянула на новый бизнес. Несмотря на то, что это тоже такси, у него другой пользовательский сценарий как для водителя, так и для пассажира.

Значит, для запуска нужны три вещи:

  • Новая технология;
  • Другая операционка;
  • Инвестиции.

Идея понравилась топ-менеджменту Gett. Согласование шло в несколько этапов. Сомнения были не только из-за бюджета: проект был очень имиджевым.

Поэтому пришлось пройти все стадии, с которыми сталкивается стартапер: составление бизнес-плана, питчинги потенциальным внутренним инвесторам и привлечение инвестиций с условиями.

Корпоративное предпринимательство: в чем плюс

Появление внутри компании новой идеи, которая в итоге выделяется в отдельную вертикаль или бизнес-юнит, не такая уж редкая история. Twitter был небольшим побочным проектом Odeo: сначала его вообще использовали в качестве SMS-сервиса для сотрудников.

Интересно, что СМИ и инвесторам Twitter долго не нравился. На старте его считали скучным, хотя и симпатичным с точки зрения дизайна.

Одна из главных фишек корпоративного предпринимательства — возможность учиться на практике и работать на «готовых» ресурсах.

В 2017-м продакт-менеджер «Яндекс.Карт» Антон Рязанов предложил руководству запустить свой каршеринг. Он изучил рынок, проработал бизнес-модель и презентовал идею топ-менеджменту. В феврале 2018-го в Москве появился «Яндекс.Драйв».

Сегодня многие корпорации открывают внутренние акселераторы и бизнес-инкубаторы, чтобы искать таланты внутри компании и оптимизировать путь сотрудника с ценной идеей. Или покупают стартапы своих бывших сотрудников – как это было с «Едадил».

В 2012 году его основали бывший продакт-менеджер «Яндекса» Наталия Шагарина и программист Святослав Иванов. Позже «Яндекс» купил 100% компании.

В отличие от программ MBA, цель которых — сформировать сильную теоретическую базу, собственный стартап внутри компании дает возможность сразу погрузиться в реальные процессы. Ты учишься предпринимательству, запускаешь и развиваешь собственное дело, и при этом делаешь это за счет ресурсов компании — без персональных вложений и бок о бок с экспертами рынка.

Чем кредит доверия может помочь питчу

Когда я пришла к топ-менеджменту Gett с идеей запустить решение для аэропортов, это было похоже на «классический» питч любого стартапа. У меня был питч-дек с идеей, финансовая модель. Благодаря предыдущему опыту я умела составлять бизнес-план и считать экономику проекта.

Что делать, если вы с этим никогда не сталкивались, но идея у вас крутая?

  • Структурировать и визуализировать свои мысли. Можно использовать самые простые инструменты и форматы.
  • Обсудить идею с лояльными коллегами. Когда структура продумана, можно показать идею коллегам. Например, кому-то из коммерческого направления: там хорошо ориентируются в планах по развитию компании и ситуации на рынке.

  • Протестировать гипотезу. Иногда идею можно проверить на существующей базе клиентов. Такие результаты точно украсят финальный питч.

Если такой возможности нет, самый простой способ сделать кастдев — пойти к друзьям и знакомым. Более сложный — обратиться к специальным ресурсам: например, заказать исследование у Яндекс.Взгляда, Tiburon Research и подобных платформах. Высший пилотаж — сделать MVP.

  • Адаптировать питч к интересам топ-менеджера, которому он адресован. Всех топов интересуют цифры. Приоритеты зависят от направления, которым человек руководит. Фаундер заинтересован в развитии всей компании, а вот директор по маркетингу — в KPI своего отдела.

Важно понимать, что корпоративное предпринимательство — история про крупные проекты и бюджеты. Даже если идея очень крутая, компания с большей вероятностью выделит ресурсы сотруднику, который пользуется кредитом доверия: разбирается в запуске продуктов, управлении процессами, построении и развитии бизнес-моделей.

Если вы специалист в другой сфере, идею все равно можно и нужно питчить. Но в таком случае вам лучше подойдет роль идейного вдохновителя проекта.

Корпоративный акселератор SteelTech Lab компании «Северсталь», например, принимает и рассматривает идеи самых разных сотрудников. А в случае необходимости предлагает помощь экспертов и нужные компетенции компании.

А что потом?

Питч зашел — проект одобрили, бюджет выделили. Остается:

  • Собрать команду. Чтобы эффективно работать, обычно достаточно минимального набора людей — но с внушительным бэкграундом.
  • Согласовать ожидания с руководством (по аналогии с тем, как стартапы согласуют это с инвесторами).

Допустим, вы обещаете прибыль в размере 100 млн рублей к концу года, но в процессе питчинга не обозначаете необходимые ресурсы. Перед реализацией вашей идеи важно оценить возможные сценарии развития событий.

Простой фреймворк для этой задачи — светофор, который показывает соотношение ресурсы-результат. Зеленый сценарий — самая высокая выручка при определенных ресурсах, желтый — средняя выручка и красный — минимальная оценка результата.

Что делать, если все пошло не так

Бывает, что даже самые амбициозные идеи оказываются провальными.Чтобы минимизировать негативные последствия неудачи, важно управлять ожиданиями инвесторов — то есть, в случае с корпоративным стартапом, ожиданиями ваших руководителей. Например, дополнить фреймворк-светофор оценкой рисков.

Важное отличие корпоративного стартапа: компания не просто выделяет бюджет, она перераспределяет человеческие ресурсы из основного бизнеса в ваше начинание. Поэтому важно честно посчитать, сколько ресурсов потребуется, чтобы реализовать задуманное.

Другой важный аспект — уметь вовремя остановиться. Есть такой феномен: когда человек проинвестировал слишком много, он не может отказаться от проекта, даже если уже понятно, что бизнес не получится.

В финансах есть термин sunk cost — утопленные/невозвратные расходы. Это расходы, которые произошли из-за решений в прошлом и никакие будущие решения их не изменят.

Чтобы не попасть в такую ловушку, необходимо установить промежуточные цели — набор показателей, который служит индикатором, что бизнес успешно идет (или нет) к намеченной цели.

Куда нести идею – внутрь или наружу

Искать инвестиции самостоятельно или идти с идеей к топ-менеджменту «домашней» корпорации — личный выбор каждого. Вот главные плюсы и минусы.

Инхаус-стартап:

+ Ресурсная база, которая дает возможность экспериментировать. Ошибки стартапа внутри компании обходятся максимально дешево. Ваш ключевой инвестор — это ваш руководитель. Скорее всего он уже готов к тому, что что-то пойдет не так. По крайней мере, он точно не станет винить в этом только вас.

+ Компания — мощный стратегический инвестор. Ваш успех влияет на ее репутацию. Как любой стратегический инвестор, она заинтересована в развитии стартапа, так что поможет экспертизой и поддержит в разработке операционной модели.

+ Инсайдерская информация. Как сотрудник вы имеете представление о движении денег в компании и часто узнаете важные цифры раньше остального рынка. Так что вам легко сориентироваться, на какие бюджеты можно рассчитывать.

– Удар по честолюбию. К сожалению, вы не Илон Маск: скорее всего проект будет ассоциироваться с компанией, а не с вами.

– Нет доли. В России не распространена практика выделять автору идеи долю в стартапе внутри компании. Вы остаетесь инициативным, но все-таки обычным наемным работником.

Независимый стартап:

+ Все сам. Такой стартапер делает все с нуля: придумал, привлек инвестиции, запустился, масштабировался. Скорее всего (хотя это зависит от договоренностей с инвесторами), вы сохраните за собой весомую долю и будете играть значительную роль в управлении.

+ Можно продать. Если вы создаете стартап на базе своей компании, ей не нужно у вас его выкупать. Но бывает так, что работники запускают свои стартапы в свободное время, а потом продают их своей же корпорации. Берите на вооружение.

+ Свобода выбора. Иногда на соседней улице зеленее. Вы можете сами выбрать акселератор, партнеров, инвесторов, политику компании и так далее.

– Риски. Жизнь независимого стартапа не такая стабильная, как у корпоративного. Поэтому важно точно рассчитать ресурсы, которые вы можете вложить. В случае неудачи вы их теряете. Желательно, чтобы после этого оставалась возможность поддерживать нормальный уровень жизни.

– Больше ответственности. Вы отвечаете за деньги инвесторов. Последствия неудачи будут гораздо тяжелее, чем в случае с корпоративным предпринимательством.

Что бы вы выбрали – свой проект или стартап внутри компании?
Конечно же свой стартап
Предпочту снизить риски и начать со своей компании
2424
17 комментариев

Самая лучшая идея - бросить к чертям собачьим найм и фигачить самому

10

Интересный выбор получается, если нет своих средств и опыта, то что выбрать, делать проект в своей компании и набраться опыта и потом попытаться самому реализовать другой свой проект. Наверное я бы так поступил, плюс можно будущим инвесторам говорить, что вы были инициаторам другого проекта.

1

Если сделаете внутри компании, то скорее всего отберут.
Т.е. скажут потом, что вы просто наемный сотрудник.
Тем более, что юридически проводить будут проект через юр отдел компании.
Вам даже 10% доли не дадут.

7

я бы тоже так сделала, но тут как я понимаю вопрос в самой идее – если она реально рабочая, бизнес-модель сходится и тп, вроде как круто начать ее вне компании, а потом – почему бы и нет – продать за хорошие деньги своему же бывшему работодателю :)

Корпоративный предприниматель, да еще серийный. Бу гага!! Ты мой сладкий. Выгляни в реальный мир. Я тебя съем!

3

На примерах:

- Стартап не может "получить ресурсы", он должен схантить лучших у гугла/яндекса. Без hr бренда, с копеечными зарплатами, с вестингом, к которому 0 доверия. Это hell of a task. Смогли — получили каплю уникального опыта.
- Стартап не просто берет деньги, он эти деньги еще и обслуживает, защищая свои решения перед инвесторами. Инвесторов много, они с разным бэкграундом и гораздо чувствительнее к деньгам. Опять уникальный опыт.
- Стартап действует от лица Noname, выходит на рынок с нулем — без бренда, доверия, репутации. Для стартапера заключить договор с аэропортом равнозначно запуску ракеты в космос. Как только он учится такое проворачивать — получает бесценный опыт опять.

И самое главное, большая ответственность в стартапе — это не минус. Это то, что отрезвляет на всем пути и готовит к большим вызовам.

В общем, называть корпоративный проект, хоть и большой, стартапом — это карго культ. Вроде бы все то же самое, да по сути — не то. Глупость.

1

Хорошая заметка. Благодарю! Сейчас перед таким выбором стою.