Революция на фармрынке: Amazon взял новую планку

Революция на фармрынке: Amazon взял новую планку

Какие изменения могут произойти в фармацевтической отрасли в ближайшее время? Обо всех возможных изменениях рассказывает Илья Попов, член отраслевых рабочих групп при Министерстве Финансов РФ, Торгово-промышленной палате РФ и Деловой России.

Аппетиты исполнительного директора Amazon Джеффа Безоса неумолимы. Достигнув в середине лета вершины мирового рейтинга миллиардеров Forbes, уже в октябре он меняет вектор развития компании – притом, на первый взгляд, кардинально.

Маркетплейсы или агрегаторы товаров, позволяющие конечным потребителям сравнивать множество предложений, чтобы выбрать оптимальное для себя – из числа в разы большего, нежели способны вместить торговые площади, – проникли во все сферы нашей жизнедеятельности: услуги такси, покупка вещей «с рук», в том числе подержанных ювелирных украшений, краткосрочная аренда жилья за рубежом.

Крупнейший национальный банк ВЭБ также объявил о планах запустить маркетплейс-сервис, чтобы любая компания могла заказать услугу или разместить техзадание дистанционно. Заявленный центр компетенций будет хранить и анализировать данные, а также продвигать услуги. Учитывая, что деятельность банка направлена на повышение конкурентоспособности российской экономики, а в числе тех, с кем работает организация, российские производители, экспортеры российской продукции и услуг, зарубежные финансовые институты, а также иностранные покупатели российской продукции – спустя время закупка промышленной техники условно станет вопросом нескольких «кликов».

В этом смысле Джефф Безос в свое время достаточно четко уловил желание предпринимателей получить единую мощную площадку для презентации товаров и молниеносного наращивания оборотов. После чего предложил им Amazon. И лекарственная сфера – пожалуй, единственная из не охваченных технологическими компаниями на сегодняшний день. «Почему нет?» – по всей видимости, в какой-то момент спросил себя Джефф. И принял этот вызов.

Переговоры о вхождении компании на аптечный рынок велись по крайней мере несколько лет. Но именно в октябре стало известно, что крупнейшей онлайн-компании по доставке товаров Amazon одобрили 11 из 12 заявок на лицензирование оптовой торговли лекарствами и медоборудованием на территории штатов. Уже сейчас на сайте компании можно подобрать электронное оборудование для измерения давления, сердечного ритма и температуры тела.

Шаткая, но реалистичная для Amazon возможность – прежде всего найти нишу, в которой производители захотят покупать и что-то для себя: комплектующие, оборудование и прочую продукцию. Именно это даст шанс закрепиться и освоиться на фармрынке.

Потому что выход с медикаментами на розницу – вопрос даже не одного года. И это при условии, что переговоры с фармацевтическими компаниями пройдут успешно, а предложение породит необходимый уровень спроса. Так, новый для себя сегмент рынка Amazon с апреля тестирует на лояльной к нововведениям японской аудитории. Для этого компания объединилась с двумя крупными аптечными сетями Cocokara Fine Inc. и Matsumotokiyoshi Holdings Co.

Идея убрать прослойку дистрибьюторов, лишив эксклюзивности продажу товаров медицинского назначения и открыв еще одну зону свободной торговли – действительно интересна. Мелкие предприниматели на данном этапе вынуждены работать в условиях порой неоправданной наценки посредников. Возможность реализовать товары по той же цене, что и крупные эксклюзивные дистрибьюторы, способна перевернуть всю индустрию.

Стоит признать, что рынок фармацевтики в части дистрибуции товара последние годы топтался на месте – онлайн-заказы как таковые не решают вопрос доставки рецептурных препаратов без посещения аптеки. Возможно, для сокращения цепи поставок не хватало как раз интереса со стороны технологическим компаний. Чтобы лекарства становились умнее одновременно со способами доставки их потребителю.

И в этой области мир развивается гораздо стремительнее, чем может показаться. Например, в Америке регуляторами рынка уже одобрено производство и распространение первого смарт-лекарства, оборудованного датчиком отслеживания корректности соблюдения предписаний врачей пациентами с психическими заболеваниями. Все данные с датчика поступают и агрегируются в приложении для смартфонов, что позволит доподлинно выяснить роль медикаментозных средств в облегчении симптомов у пациентов с диагнозом депрессия, биполярное расстройство и шизофрения.

Технологии и медицинское обслуживание неминуемо сближаются. Более того, Amazon, тестировавшая секретную доставку дронами в Канаде – не единственные, кто бросил вызов сложившейся системе дистрибуции товаров.

Одна из фармацевтических компаний Британии – MedExpress – доставляет отдельные виды лекарств прямо к дверям клиента при помощи дронов. Так компания решает вопрос стеснения юных клиентов при покупке средств контрацепции. И не собирается на этом останавливаться, ведя переговоры с Генеральным фармацевтическим советом Великобритании о повсеместном распространении услуги.

Компания Flytrex из Израиля наладила поставки дронами в Рейкьявик, тем самым помогает экономить онлайн-ритейлерам до 60% от обычной стоимости доставки.

Но крупные игроки аптечного рынка полны скепсиса, и особенно в отношении ближайших планов развития Amazon. Логично, что потенциальная угроза их бизнесу со стороны компании-гиганта вызывает беспокойство. Тем более что акции аптечных сетей CVS Health Corp. и Walgreens Boots Alliance Inc. резко упали после дополнительных подтверждений слухов о скором вхождении Amazon в аптечный бизнес.

В недавнем интервью генеральный директор Walgreens Boots Alliance Стефано Песина подчеркнул, что Amazon прежде всего технологическая компания, она «не приживется в такой сложной отрасли, как наша индустрия».

Кажется, в Amazon сами не уверены в том, как будут развиваться события и потому не спешат комментировать волну слухов. Но кто знает, какой станет бизнес-модель аптек Америки с приходом в отрасль Amazon.

Возможно, это будет коллаборация с Rx Saving Solutions – создателем приложения, которое помогает пациентам в поиске недорогих лекарств. А может, Amazon отладит наконец процесс онлайн-продления рецептов на жизненно необходимые некоторым категориям пациентов медикаменты. Разработает отличную программу лояльности и будет предлагать скидки, а также бесплатные препараты постоянным покупателям. Остается лишь гадать. Но то, что скорый прорыв благодаря повсеместному внедрению технологических достижений в медицинскую отрасль неминуем – кажется, уже реальность.

33
2 комментария

Комментарий удалён модератором

Кто помнит партнерку Glavmed? во время было, прописал meta keywords, проспамил по гостевухам и сиди, жди выплат