Как e-commerce компании уменьшают свой экологический след

Тренд на цифровизацию и бурный рост рынка электронной торговли неминуемо конфликтует с другим трендом последних лет — экологичностью и устойчивым развитием. После каждой покупки остаются отходы — в лучшем случае это упаковка, в худшем вещь просто оказывается ненужной и попадает на свалку.

А транспорт, доставляющий заказы до пункта выдачи или дверей клиента, выбрасывает в атмосферу углекислый газ. На форуме Ecomference Rupost Retail Week мы вместе с представителями IKEA, Lamoda, OZON, Экополис и ГК «Современные транспортные технологии» обсудили, как игроки рынка e-comm и логистики могут снизить негативные последствия для экологии.

Как e-commerce компании уменьшают свой экологический след

Отказ от пластика и неперерабатываемой упаковки

Уже более 80 стран частично или полностью запретили использование пластиковых пакетов. При этом многие российские e-com компании до сих пор не дают клиентам возможность заказать доставку без упаковки. Пакет часто нужен не один, отдельные товары заворачивают в полиэтилен. Всё это увеличивает количество мусора.

Большинство российских компаний пока не спешат отказываться от пластика, так как в стране недостаточно поставщиков экоупаковки, а все существующие альтернативы довольно дорогие. Ещё одна сложность — необходимость искать баланс между целостностью товара и экологичностью. Интернет-магазины перевозят на большие расстояния множество вещей, в том числе хрупких, из-за чего большое количество упаковки — необходимость.

Конечно, невозможно моментально исключить из производства одноразовый пластик и другие неперерабатываемые материалы, но вполне реально отказаться от них постепенно. Например, IKEA уже сейчас заменила пластиковые ремни на текстильные и простую стрейч-плёнку на перерабатываемую. Постельное бельё, которое обычно упаковано в пластик, теперь пробуют заворачивать в текстильные мешки.

С 2022 года мы в Почте начнём использовать коробки для посылок с новым механизмом заклейки, который упростит их утилизацию. Раньше внутренняя часть упаковки содержала клеевую ленту, которую нельзя было переработать полностью, и её частицы снижали качество вторсырья. В новых коробках производитель заменит клеевую ленту на клей — это сократит необходимое число этапов переработки.

С помощью правильной упаковки можно снизить не только количество отходов, но и углеродный след. Так, IKEA уже давно продаёт все свои товары в разобранном виде. За счёт плоской упаковки объём грузов уменьшается, благодаря чему компания использует меньше автомобилей для доставки, тем самым снижая выбросы CO2. IKEA думает об удобстве хранения и перевозки ещё на этапе разработки дизайна. Например, стулья могут входить друг в друга — это экономит место при перевозке.

Сокращение углеродного следа

По мере развития e-comm бизнеса растёт рынок логистики: так, в России объём отправлений вырос с 571 млн в 2019 году до 883 млн в 2020. Для их доставки нужно больше транспорта, а с увеличением объёма перевозок увеличиваются и выбросы в атмосферу.

Более экологичные альтернативы бензину и дизелю – природный газ, водородное топливо и электричество. Например, Почта к 2025 году планирует переоснастить 50% своего автопарка и перевести на метан 8 500 транспортных средств. Это поможет снизить выбросы CO2 на 20% в расчёте на 1 кг перевезённого груза. До конца 2021 года мы инвестируем 2 млрд руб. в приобретение 159 грузовиков на метане — в дополнение к уже купленным.

Кроме того, недавно мы начали тестировать новые электрогазели. Может показаться, что электромобили — это дорого и сложно, и что в нашей стране их ещё нескоро начнут использовать повсеместно. Однако данные говорят об обратном. С 2013 года парк электромобилей в мире вырос в шесть раз, а в России с 2015 года — в 20 раз. По прогнозу «Современных транспортных технологий», к 2030 году каждая десятая машина в нашей стране будет электрической.

Электрогазель e-NN от Группы ГАЗ. На одной зарядке может проехать 120 км, батарея машины заряжается на 80% всего за полчаса
Электрогазель e-NN от Группы ГАЗ. На одной зарядке может проехать 120 км, батарея машины заряжается на 80% всего за полчаса

Осознанное производство и потребление

Согласно исследованию McKinsey, в 2016 году в мире произвели 100 млрд предметов одежды, три пятых из которых выбросили в том же году. При этом в процессе создания одного килограмма ткани в атмосферу выбрасывается 23 кг углекислого газа — столько же, сколько машина выделяет за 200 км пути. До изобретения дешёвого пластика и других материалов люди более тщательно обдумывали каждую покупку, ведь материалы и ткани стоили дороже, и для производства одной вещи требовалось больше времени и сил. Сегодня мы потребляем намного больше, чем наши родители, и при этом половина покупок лежит без дела в шкафу или вовсе оказывается на свалке.

Можно отказаться от пластика и перевести все автомобили на электричество, но вред для природы не снизится, если потребители продолжат бездумно потреблять, а компании — избыточно производить. По данным «Экополиса» — корпорации, которая занимается экологичной утилизацией электроники — 73% покупателей в мире и 62% в России готовы поменять свои потребительские привычки в пользу более экологичных. Однако одного желания клиентов мало — компании должны создавать подходящие условия для осознанного потребления и помогать делать покупки обдуманно.

Необдуманные покупки — это прежде всего одежда, которую многие носят один-два раза, а затем выбрасывают. По экологическим стандартам, вещь куплена не зря, если её надели хотя бы 50 раз. Чтобы научить клиентов разумно сочетать предметы одежды, Lamoda запустила сервис виртуальных стилистов, которые помогают создать капсульный базовый гардероб.

Но недостаточно просто потреблять умеренно — надо ещё и сдавать отслужившие срок вещи для ресайклинга. Чтобы облегчить клиентам жизнь, IKEA создают мебель, которую легко разобрать на состоящие из разных материалов части и отправить каждую на переработку. Это действует и в обратную сторону — половина товаров компании произведена из вторичного сырья. Ещё на стадии дизайна IKEA думают о жизненном цикле своих продуктов и о том, как потратить меньше материала на товар.

Сдавать на переработку можно не только упаковку, старую одежду и мебель, но и технику. Сейчас в России есть только один комплекс заводов для экологичной утилизации электроники, куда потребитель может сдать старый смартфон или телевизор — «Экополис». Они перерабатывают старую технику в сырьё, которое затем поставляют производителям для вторичного использования. Чтобы наше потребление и производство были более осознанными, деятельность таких компаний как «Экополис» должна стать стандартом индустрии, а не исключением из правил.

Мы в Почте тоже поддерживаем осознанное потребление. Несколько лет назад мы запустили сервис получения заказных писем в электронном виде. Клиенту больше не нужно идти в отделение, чтобы забрать или отправить бумажное письмо — оно приходит ему прямо в мобильное приложение Почты России и в личный кабинет zakaznoe.pochta.ru. Отправить письмо также можно из приложения или с компьютера. Это не только удобно, но и экономит природные ресурсы. По нашим подсчётам, за последние три года перевод заказных писем в электронный вид спас от вырубки 10 000 деревьев и помог сэкономить 600 тонн бумаги.

Подводя итог

Зелёные инициативы перестают быть прерогативой эко-активистов. Тренд на экологичность поддерживают большинство потребителей, а ведь именно они формируют спрос на новые товары и услуги. Поэтому бизнесу важно меняться: экологичность и устойчивость становятся новыми конкурентными преимуществами, а построение зелёного бренда помогает повысить лояльность аудитории. И успех компаний на рынке во многом будет зависеть от того, насколько гибкими они окажутся к происходящим в обществе изменениям.

55
6 комментариев

Пиаршики Почты России совсем оторваны от реальности. В Питере отделение ПР выглядят как будто мы все еще в 90х живем. Сотрудники хамят без причины и выполняют свои задачи с трудом. Сотрудники бланки из А4 с помощью металлической линейки вырезают и скотчам клеят эти бланки на посылки. Письма по России иногда по 4-5 недель идут. Вчера только посылку с Авито уносил на почту. Электронная очередь не работает, сотрудники каждое клиента минут 10-15 обслуживают, посылку мою в коробку от макарон упаковали. Вот она реальность Почты России.

2

Дмитрий, добрый день. То, что вы описываете — это вообще ни разу не норма для нас. Можете номер отделения подсказать, пожалуйста? Можно здесь, можно в личку

1

Уважаемая Почта России, экология и эко инициативы - это конечно прекрасно, но вам стоило бы в большей степени озаботиться качеством предоставляемых услуг.

2

Электро-Газель за 6.5 млн у меня все)