Пять моделей проектирования голосового пользовательского интерфейса

Материал от команды консультационной фирмы Cooper о дизайнерских решениях для голосовых помощников.

Джо Каппес
Джо Каппес

Мы и наши друзья из Carbon Five проектируем Alexa Skills, чтобы помочь быстро адаптирующимся командам не отвлекаться во время ежедневных планёрок. Мы уже много знаем о том, что значит проектировать для голосового пользовательского интерфейса, в том числе как писать сценарии, прототипировать и тестировать.

Модели проектирования — это подобие ярлыков для уже существующих дизайнерских решений. Дизайнеры активно ими пользуются, и это помогает нам изучать и оценивать свои возможности и принимать решения. Модели также помогают реализовывать принципы последовательности и предсказуемости интерфейса для пользователей.

В процессе работы над дизайном голосового пользовательского интерфейса для Alexa Skills мы пытаемся ухватить некоторые тенденции. Мы определили пять моделей проектирования и выяснили, для какой ситуации подходит каждая из них.

Основное меню

В этой модели все варианты действий представлены заранее, чтобы пользователь сам решил, что делать. Она напоминает классическое меню набора при телефонном звонке: «нажмите один для... нажмите два для». Эта модель идеально подходит, если вы хотите показать, какие варианты действий сейчас доступны.

Модель уже очень популярна в меню «справка», встроенном в приобретённые навыки. Когда вы просите Alexa о чём-то, в ответ открывается список команд. Пользователю не придётся ожидать, пока Alexa перечислит все параметры, это особенно помогает при работе с большими списками команд.

Пользователи не могут прервать Alexa. В руководстве по оптимальному использованию Alexa есть совет о том, как работать с этим ограничением: перечислите только несколько вариантов за раз, затем спросите, хочет ли пользователь прослушать дополнительные варианты.

Если же список действий очень большой, то эту модель вполне можно комбинировать с другой моделью, которая подразумевает, что по умолчанию пользователь должен знать, о чём спросить, но может запросить и варианты, если это необходимо.

Пять моделей проектирования голосового пользовательского интерфейса

Секретное меню

В модели, которая называется «секретное меню», Alexa задаёт вопрос, но варианты не перечисляет. Несмотря на то, что существует множество возможных ответов, они не предоставляются. Пользователь должен либо попробовать угадать, либо уже знает, что говорить, исходя из предыдущего опыта.

Эта модель подходит лучше всего, когда вариантов слишком много, чтобы их перечислять. Например, представьте, что вы открываете Siri и ждёте, пока она перечислит все возможные действия — да это займёт весь день. Модель «секретное меню» лучше всего работает с простыми, прямыми запросами с целым рядом приемлемых ответов, например: «какую музыку ты хочешь послушать?»

Эффективность этой модели зависит от уровня навыков пользователя — потому что она предоставляет быстрый доступ к большому количеству возможностей любому, кто знает, что именно нужно спрашивать. Поэтому новым пользователям бывает трудно понять, как работает Alexa.

Чтобы помочь пользователям, стоит с большей гибкостью принимать различные варианты ответов. Попробуйте предложить несколько возможных вариантов действий, даже если не можете назвать все: «ты можешь попросить меня воспроизвести песни исполнителя, альбом, песню или включить радиостанцию».

Пять моделей проектирования голосового пользовательского интерфейса

Уверенная команда

«Уверенная команда» похожа на «секретное меню», за исключением того, что пользователь полностью сформировал запрос. Эта модель проектирования пока не заложена в навыки Alexa Skill. «Уверенная команда» помогает опытным пользователям контролировать функциональность системы и подгонять под себя опыт использования Alexa: просить необходимое в нужное время.

Пять моделей проектирования голосового пользовательского интерфейса

Вопрос-ответ

Обмен несколькими вопросами и ответами подряд ради одной цели. Вопросы могут подкреплять друг друга (зависимые вопросы) или не подкреплять (независимые вопросы). Эти два формата решают различные проблемы. Зависимые вопросы хорошо подходят для сужения круга вопросов, а независимые вопросы лучше подходят для того, чтобы собирать отдельные частицы информации, например, параметры настройки.

Независимые вопросы и ответы очень трудоёмкие, поэтому постарайтесь использовать их как можно реже, никогда не используйте их для обычных и повторяющихся функций. Продумайте логику и используйте как можно меньше вопросов, чтобы получить правильный ответ.

Пять моделей проектирования голосового пользовательского интерфейса

Обоснованное предположение

Научиться легко, сложно овладеть — это простой шаблон, но нужна сообразительность, чтобы с ним справиться. Обоснованное предположение вынуждает Alexa угадывать, что хочет пользователь, основываясь на собранной ранее информации.

Этот шаблон наиболее полезен, когда пользователь хочет выбрать один или два варианта из большого набора возможностей, но Alexa должна быть твёрдо уверена в том, что понимает модель мышления и поведения пользователя и учитывает контекст, чтобы не тратить его время.

Когда это срабатывает, это просто восхитительно — пользователь чувствует, что Alexa знает его по-настоящему. Если предположение ошибочно, то эффект получается обратный.

Пять моделей проектирования голосового пользовательского интерфейса
33
5 комментариев

Нет, я конечно понимаю, что голосовой помощник просто необходим когда работаешь с большим объёмом файлов. Но не получится-ли это с Алексой, как у Яндекса с Алисой? Говоришь ей одно, а открывает совсем не то-что нужно. В этой сфере надо более тщательно подойти к этой разработке и постараться просчитать самого пользователя!

1

Голос самый естественный способ общения. Но с момента появления Siri ничего не изменилось. Голосовой помощник понят нас может, а вот сказать ему нечего. Количество аудиоконтента менее 1%. Все содержимое интернета представлено в визуальной форме, даже тогда, когда это избыточно. А как было бы удобно просто разговаривать с интернетом.

хм, я последнее время так и делаю, Alexa и Google Home. Дома и на работе.
Это просто и удобно