«Бомж-стайл». Как внешность потребителя влияет на качество обслуживания

Как часто вы сталкивались с оценивающим взглядом консультантов, занимаясь шоппингом в неопрятном внешнем виде? Чувствуете ли вы себя неуютно, посещая магазины в спортивном костюме и без макияжа?

Как оценивающие взгляды персонала и их безразличие влияет на Ваше желание вернуться и приобрести товар?

Команда 4Service решила выяснить - насколько внешность посетителя в действительности влияет на обслуживание. Ради эксперимента были взяты следующие отрасли бизнеса: магазины одежды, банки, обувные магазины и мебельные.

Как-то я лично столкнулась с ярким примером антисервиса – вышла летом из дома по обычным текущим делам. И решила заодно сходить и купить спортивный костюм, который уже давно присмотрела и меряла. Вид у меня был конечно не «на выход» - без макияжа, короткая юбка, футболка и сандали.

И вот с таким видом, на меня никто не обратил внимание в магазине, я оказалась не достойна сервиса. Я конечно костюм приобрела, потому что он мне нужен был, но осадок остался и мнение о хорошо известной сети кардинально изменилось.

После этого, мы решили в рамках эксперимента, провести мини-исследование, как обслуживают клиентов «а-ля мамочка в декрете» в разных отраслях. Это ведь обычные люди, с нормальными потребностями и возможностями, но не всегда человек выходит в лучших своих нарядах.

Юлия Овчинникова, Куратор проекта

Сотрудники компании приходили в магазины в спортивных костюмах, без макияжа и с прической «пучок», без дорогих аксессуаров. После попытки приобретения товара, мы взяли мини-интервью у потенциальных клиентов. Оказалось, что ребята столкнулись с абсолютно разной реакцией со стороны персонала компаний.

50 на 50, но можно и лучше

Наш эксперимент показал, что 50% консультантов игнорировали или не обращали внимание на клиентов. А 39% из которых негативно реагировали на обращение: неохотно отвечали, оценивающе смотрели или вовсе игнорировали. Но, с другой стороны, 50% работников были доброжелательны и приветливы.

«Бомж-стайл». Как внешность потребителя влияет на качество обслуживания

Реакция продавцов на неопрятный внешний вид

В 50% проверок сотрудники положительно реагировали на клиентов, несмотря на их непрезентабельный вид. Они тепло здоровались и проводили обслуживание в позитивном настроении.

В других же проверках сотрудники реагировали на клиентов при входе в магазин нейтрально (38%) или даже игнорировали их (12%). А обслуживание проводили с нейтральными (25%) или негативными (25%) эмоциями.

«Бомж-стайл». Как внешность потребителя влияет на качество обслуживания

Предложение дополнительных или сопутствующих товаров благоприятно влияет на увеличение чека посетителя. Также расценивается как проявление заботы.

Внешний вид клиента может влиять на предложение дополнительных товаров, аксессуаров к основной покупке. У некоторых продавцов может складываться ошибочное суждение, что плохо одетый человек не располагает средствами для дополнительных покупок.

Исследование показало, что 62% консультантов предложили посетителям дополнительные товары.

«Бомж-стайл». Как внешность потребителя влияет на качество обслуживания
«Бомж-стайл». Как внешность потребителя влияет на качество обслуживания

Углубимся в отрасли

Самым негативным опытом участников были снисходительные, оценивающие взгляды и игнорирование. Но доброжелательное, внимательное обращения и предложения дополнительных товаров также присутствовали. Многие работники с радостью консультировали и были внимательны к посетителям. Острых проявлений раздражения или агрессии со стороны персонала заведений не было.

Обувные

В магазинах посетители столкнулись с оценивающим взглядом и невнимательным, медленным обслуживанием несмотря на пустой зал. Консультант не пытался выявить потребность клиента и порекомендовать дополнительные товары.

В части других была иная ситуация. Снисходительных взглядов не было, отношение к клиенту хорошее, несмотря на неаккуратный вид.

Персонал выявил потребность посетителя правильно, презентовал товар красочно. Приятной была мягкая работа с сомнениями. На прощание вежливо сказали, что будут ждать возвращения клиента к ним в магазин.

Магазины мебели

Из негативных моментов, с которыми столкнулись посетители, было игнорирование. Персонал не здоровался, а просто проходил мимо. Клиент решил сам подойти к сотруднику, но он уделил внимание другому клиенту, который пришел после. Посетителя просто игнорировали. В итоге, он ушёл, так и не получив консультацию.

Приветливость и улыбчивость были положительными сторонами 45% других магазинов. Посетителей порадовала обстановка и атмосфера в магазине. При входе все сотрудники здоровались. После консультации обменялись контактами для последующей связи по поводу интересующих товаров. Впечатления от визита остались положительные.

Банки

В 50% банков при входе клиенту не уделили внимание. После длительного ожидания клиенту сообщили, что нужно ещё ожидать. Стали принимать других людей. Далее позвали, поздоровались и уточнила цель визита. Извинились за ожидание.

В других обслуживание клиентам понравилось. Отношение к клиентам на высоком уровне, несмотря на внешний вид. С ними сразу поздоровались и уточнили цель визита. Сообщили, что нужно подождать консультанта и выдали информацию для ознакомления, на время ожидания. После консультации выдали рекламные материалы, оставили визитку со своим номером. Попросили обратную связь и контакты посетителя. На прощание сказали, что будут ждать повторных визитов.

Магазины одежды

В 50% магазинов вообще нейтрально относились к клиентам, без внимания. Примеряя джинсы, клиент ожидал рекомендацию или консультацию, но помощи не было. Прощания при выходе из магазина не было.

Другие магазины приятно удивили. Подошёл сотрудник и предложил помощь. Консультант заметил, что в магазине огромный ассортимент товаров, которые интересовали посетителя. Уточнил, что с удовольствием поможет п предложил померять одежду. Рекомендовал товар согласно потребностям клиента.

Когда посетитель определился с товаром, сотрудник порекомендовал дополнительный. Товар приносил в примерочную ненавязчиво, по размеру клиента и сезону.

Консультант уточнил, в какой еще магазин клиент собирается, и аргументированно убедил сделать покупку в их магазине. Сказал, что будет ждать в магазине, вежливо попрощался.

Причина-следствие

Негативные впечатления клиентов от плохого обслуживания могут присутствовать из-за высокой загрузки персонала, усталости или атмосферы в коллективе. Это показывает неправильно построенную систему менеджмента персонала.

Негативное отношение персонала к клиентам непрезентабельной внешности может свидетельствовать о некорректно сформированной культуре клиентского сервиса в компании. В большей степени это проявляется на конкретных местах, где предвзятое отношение к таким клиентам начинается с директора магазина и распространяется на линейный персонал.

За спиной клиентов могут обсуждать и отзываться нелестными словами. Все не раз слышали, как сотрудники между собой обсуждают предыдущих или постоянных клиентов, обслуживая других. И хоть у компаний такие разговоры при клиентах запрещены стандартами, и дисциплина в торговом зале контролируется – далеко не все компании.

Ввести стандарты, которые будут подобное регулировать невозможно, а значит надо взращивать сервисную культуру и менять сложившиеся точки зрения.

В некоторых сетях используют сервисные истории, которые обязательно рассказывают всем новичкам про то, как пришел невзрачный на первый взгляд покупатель и сделал покупку на баснословную сумму.

Как замечает куратор проекта Юлия Овчинникова в различных сетях существенно разнится.

Предположение о том, что качество сервиса обязательно зависит от внешнего вида клиента, не нашло своего подтверждения в полной мере. Хотя некоторые сети неприятно удивили своим антисервисом.

Согласно исследованиям, 68 % жителей России не следят за новинками из мира моды. Люди одеваются так, как им удобно. Но безразличие, невнимательное отношение негативно влияет на настроение клиента.

Он не только не захочет совершить покупку, но и вовсе будет отрицательно отзываться о компании. Из-за этого магазины теряют большой процент потенциальных клиентов.

Рекомендации - один из самых сильных решающих факторов для людей. И, услышав негативный комментарий, человек вряд ли выберет эту компанию.

«Бомж-стайл». Как внешность потребителя влияет на качество обслуживания

Клиенты отдают предпочтение тем сетям, где они получили лучшее обслуживание и приятные эмоции.

Участники эксперимента были неприятно удивлены отношением в некоторых компаниях. Но они готовы посетить повторно и совершить покупку в каждом магазине и банке, где они получили хорошее обслуживание. И наоборот, туда, где они столкнулись с неприязнью, они не будут возвращаться.

55
29 комментариев

Как-то раз пару лет назад случайно зашел с товарищем в какой-то лухари автомобильный салон (с улицы были видны бентли, гелики и бмв). Одет был не по-домашнему (отсылка к кейсу из поста) - туфли, джинсы, рубашка. Не успел я зайти, как ко мне подошел охранник (или менеджер?) с вопросом "вы посмотреть или выбирать?". Ответил - "для начала посмотреть", на что услышал "у нас тут экскурсий нет" - и меня натурально с силой выпроводили за дверь. Сказать, что я охренел от такого подхода - ничего не сказать.

Зато на следующий же день, когда пришлось прятаться от дождя в барвихе в салоне Феррари - вода буквально стекала с волос на пол - мне предложили кофе, показали весь модельный ряд и даже зачем-то сходу предложили скидку на Феррари за 20кк++.

А сколько историй я слышал от знакомых из автомобильной сферы, как к ним приходил грязный дяденька в растянутых спортивках и рыболовной форме, его обслуживали по полной (под удивленные взгляды менеджеров-новичков) - а на следующий день он приезжал с охраной и покупал сразу несколько Геликов или Крузеров...

В ситуациях, подобных первой, я вижу два корня проблемы:
1. Бизес из 90-х. Владельцы из 90-х нанимают соответствующий персонал - и там подход очевиден.
2. Набирают девочек-менеджеров из деревень, которые, в принципе, привыкли оценивать по одежке и считают это нормальным.

6

Сергей, вы правы. Ведь с персоналом нужно работать! Тренировать, мотивировать. Таких историй, как случилась с вами, не должно быть.

Приятно заходить в магазины где к тебе не кидаются консультанты, для меня это наоборот плюс. Если надо, то сам спрошу

4

А как вы относитесь к тому, когда нужна консультация, а вас игнорируют?

1

Помню, ходил покупать ДВД плеер, ни один консультант не подошёл. Одного спросил, он мимо прошёл.. Типа молодой, ничего не купит.. Развернулся, ушёл в другой магазин! Так там всё рассказали, продемонстрировали, как работает, вставили полностью покарябанный диск, типа даже такой плеер будет читать) Вот там и взял!

как-то ненаучно.
сколько было визитов реально, а главное - где сравнительная выборка?
когда покупатели приходят в дорогой одежде и пр.
мне кажется 12% негатива - это вообще стандарт, хоть ты в вечернем платье приди хоть в кальсонах.

5

Антон, вашу идею учтём в последующих экспериментах, благодарю! По поводу "бомж стайл", то было проведено более 20ти визитов в разные магазины и банки. Нашей целью была проверка реакции персонала именно на неаккуратный, простой вид клиентов. Насколько соблюдаются стандарты для абсолютно всех посетителей. По поводу негатива, то он тоже разный бывает. Мы подняли вопросы неприемлемого поведения персонала и его причины. Осуждающих взглядов, игнорирования посетителей, отсутствие элементарного приветствия со стороны персонала быть не должно. Каждый посетитель должен получать хороший сервис согласно стандартам и внимание. Даже если он пришёл просто посмотреть.