В избранное
В избранном
Книга о том, как написать бестселлер, оказалась довольно ... своеобразной.
Для начала - описание книги в интернет-магазине: "Исследование связи между творчеством и технологиями"...“Спросите кого угодно, как достичь успеха в книжном деле, и большинство ответит, что это игра случая, гадание по хрустальному шару. Но … благодаря Джоди Арчер и Мэтью Джокерсу алгоритм найден, код разгадан, и эта разгадка того, как именно действует на нас художественная литература и зачем мы читаем, обещает быть чрезвычайно интересной.”
Спойлер:
- никаких сенсационных "разгадок" нет;
- “код бестселлера" - это, по факту, несколько тезисов, в основном не вызывающих доверия;
- о "связи между творчеством и технологиями" не говорится ничего нового.
“Код бестселлера” написан двумя американскими специалистами по литературоведению, использующими количественные методы. Надо сказать, количественный подход в искусствоведении применялся в СССР (равно как и на Западе) со времен оттепели; правда, к революционным результатам, увы, не привёл даже в работах знаменитой тартуско-московской школы. Про академика М.Л. Гаспарова, одного из наиболее известных практиков количественных методов, ходила шутка, что, дескать, Михаил Леонович всё считает, считает, а потом у него Мандельштам оказывается советским поэтом.
Вместе с тем, отечественная школа была нацелена, как правило, на узкую задачу: выявление стилистического фундамента отдельного автора или художественного направления, и в этом количественные методы оказывали литературоведам вполне осязаемую помощь.
Но авторы “Кода бестселлера” решили задаться вопросами коммерческими. С помощью своей “компьютерной программы” они проанализировали “множество” художественных текстов, чтобы определить факторы высокого коммерческого успеха книги. Сама программа — это какое-то сочетание технологий машинного обучения и анализа текстов, которому авторы “скармливают” текст книги и на выходе получают вероятность того, что она станет бестселлером. Никакого исходного кода, ссылок на github и т.п. авторы не публикуют, — и читателю остаётся верить им на слово.
Благая весть авторов - все бестселлеры имеют общие черты, благодаря которым они заслуженно получили коммерческий успех. На протяжении всего “Кода” авторы то и дело заявляют, что с 80–90%-ной вероятностью их программа “угадывала” будущие бестселлеры. Однако, по мере чтения, начинаешь догадываться, что для такого прогноза компьютер и не требовался. Парадигму бестселлера для авторов составляют три популярных романа, — “Девушка с татуировкой дракона”, “Пятьдесят оттенков серого”, “Код Да Винчи”, — и у “тестируемого образца” тем выше шансы стать бестселлером, чем больше он похож на эту троицу.
Какие же “научно обоснованные” составляющие кода бестселлера предлагают нам Арчер и Джокерс?
Вот их тезисное изложение.
И … это всё. Всё, что относится к тому, что авторы называют “кодом бестселлера”. Да, там есть еще списки бестселлеров “для домашнего чтения”, безуспешные попытки подсчитать необходимое количество слов в названии бестселлера, пересказы нескольких книг и много другого окололитературного материала разной степени новизны. Всё, что касается собственно “кода”, укладывается в приведенные пять тезисов, из которых одни - банальны, а другие, мягко говоря, - неоднозначны.
Комментарии Комм.
Популярные
По порядку
Прямой эфир