Выступление перед студентами: учимся на своих ошибках

Автор: PR-директор EnglishDom Дыбина Наталья

Выступление перед студентами: учимся на своих ошибках

За 6 лет учебы в вузе и более, чем 6 летнюю практику PR я сталкивалась с огромным количеством различных теоретических и практических советов по поводу подготовки к выступлению. Чего только не было: от репетиции перед зеркалом и насилия над ушами родственников до представления себя голым перед публикой и фантазиями на тему одежды у слушателей.

Если некоторые полученные советы я практикую до сих пор, например, фокус с бутылкой воды, позволяющий выиграть пару секунд на подумать, то некоторые я не использовала на практике никогда, хотя и пыталась их потестировать. Самым провальным оказалось тестирование совета “Чтобы почувствовать себя уверенно перед аудиторией, начните представлять их в смешных костюмах”. К счастью, это было перед родителями, так что мое выступление закончилось, не начавшись, потому что от смеха я просто не могла говорить.

Естественно, что у каждого спикера есть свои фишки, которые помогают подготовить и собраться для выступления перед любой аудиторией. Но мой опыт показал, что самая лучшая подготовка - это студенты. После выступления перед студенческой аудиторией не страшно уже ничего. Хотя бы потому, что так пристально не оценивает больше ни одна аудитория. И вес даже одной ошибки в выступлении перед ними просто колоссален. Я попробовала сформулировать основные принципы:

1. Тема выступления или мастер-класса должна быть не только понятной, применимой на практике, но и полезной данным студентам. Чем пафоснее вуз и специальность учащихся, тем менее деликатно будет выдана обратная связь. Студентам уже совершенно не интересно слушать про деятельность той или иной компании - они могут узнать такие подробности так быстро, как это позволяет скорость мобильного интернета. Им куда интереснее получить практические навыки по итогам встречи: будь то написание резюме, прохождение собеседование или введение в специальность.

2. Язык, на котором идет общение, тоже очень важен. Пафосные речи с налетом практического опыта встретятся с откровенным презрением в глазах. Современным студентам важно, чтобы их считали равными, и неважно, кто перед ними: генеральный директор или линейный менеджер. Причем спикер должен быть готов к диалогу максимально, вне зависимости от того, какой задан вопрос: личный или профессиональный.

3. Читаемый мастер-класс должен коррелироваться с текущими реалиями. Это как с умением считать на счетах, когда вокруг калькулятор не встроен только что в кофеварку. Посмотреть и, может быть, научиться - интересно на 1-2 раза, а после этого - увольте. Так и передаваемые знания и навыки должны быть полезны здесь и сейчас, а еще лучше - завтра или через год, а не вчера.

4. Абсолютно любую тему, даже самую серьезную, можно переложить на их интересы. В рамках мастер-класса о поисках работы для иллюстрирования примера терпения и усидчивости я использую MMORPG, а не вязание.

5. Внешний вид играет огромную роль. Я решила провести эксперимент: мне нужно было читать мастер-класс по поиску работы для студентов одного и того же вуза по направлению банковское дело, но из разных групп. В первом случае я пришла в одежде сasual. Меня смерили презрительным взглядом и делали вид, что слушают. Второй раз я пришла в дизайнерском платье. Внимание было максимальным. То же самое касается практически всех студентов. Для качественной работы с ними нужно понимать, к студентам какой специальности идешь. Это позволяет сделать акценты и привлечь внимание. Например, практически всех студентов-пиарщиков больше интересуют закрытые тусовки и красные ковровые дорожки. Поэтому они чаще спрашивают о том, сколько раз им за месяц надо будет принимать участие в мероприятиях, а не - сколько по времени занимает пресс-клиппинг или организация этого самого мероприятия.

6. Готовность нести ответственность за свои слова. Понятно, что при каждом выступлении нужно приводить реальные доказательства и оперировать существующими фактами. Но тут все еще сложнее. При общении со студентами нужно понимать, что каждое использованное слово может быть использовано против тебя. Если упомянул MMORPG, то будь готов, что у тебя спросят не только про игру, сервер, класс персонажа. Могут ради проверки спросить тонкости типа: “В каком подземелье может выпасть такой-то предмет?” И горе, если не ответишь из-за незнания. А вот если ответишь - то их признание будет мгновенно. Поэтому в попытке говорить на их языке надо отдавать отчет, что этот язык для спикера должен быть родным.

Первое же выступление перед студентами в принципе переворачивает ощущение от этого процесса. После такого ничего уже не страшно, потому что при общении с ними нет возможности сказать “я запишу вопрос и отвечу на почту”. Есть либо здесь и сейчас, либо никогда.

1212
1 комментарий

В первый раз - это было нечто из оперы "рассказывай-рассказывай - все равно никто не слушает". Поэтому как только прозвучало "спасибо за внимание - вопросы" - студентов след простыл. Во втором случае - после завершения выступления - задавали вопросы, спрашивали не только про общие направления поиска работы, но и тонкости

1
Ответить